Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграция культур и тенденция культурной универсализации в современном мировом процессе.

Поиск

Универсалии культурные – [<лат.universalis - всеобщий] - общие понятия, термин впервые появился в средневековой философии. В культурологии обозначает общие категории, удовлетворяющие базовые потребности (изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запрет на кровосмешение, танцы, спорт, язык, религиозные обряды – всего выделяют более 70 культурных универсалий). Формирование универсалий - это исторически складывающийся процесс воспроизводства жизни человека и культуры.

 

Культурным универсализмом в культурологии называется процесс, в котором проявляется всеобщность культуры через «универсальное отношение человека к миру», посредством которого человек формирует вокруг себя поле культуры. «Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия (см.: Бубер М. Я и Ты. М.,1993. С.61,82,94.)

 

Универсализация – тенденция образования универсальных понятий или смыслов. Проявлением этой тенденции является цивилизация – реализация «всеобщей социальной связи индивидов и групп, создающей крупномасштабное единство в пространстве времени.»

 

Универсализацию можно назвать ведущей тенденцией современного исторического и культурного становления человечества. Культура оформляет понятные всем универсальные характеристики Рода людей – генеральную черту человечества. Представители человечества, во- первых, совпадают по своей биологической организации; во-вторых, они однородны сущностно – социально и едины интеллектуально. Они - дети человеческие, ветви одного дерева. Разность проявлений культуры не может преодолеть нарастание планетарного единства людей. Сепаратизм, замкнутость, изоляционизм и ксенофобия не могут преодолеть процессы стягивания, сближения, взаимопроникновения культур. Проблемы межкультурного общения становятся самыми актуальными и насущными. В современной организации бытия разрастается поток коммуникаций: транспортных, хозяйственно – экономических, энергетических, миграционных, растет информационная сеть, быстрыми темпами покрывает землю система «Интернет». Идет интенсивный обмен культурными ценностями, перекрывающий любые национальные границы. Пропускная способность коммуникационных каналов (телефонных, факсимильных, радиотелефонных и т.д.) каждые семь лет увеличивается в 10 раз.

 

Составляющие складывающейся глобальной культуры - это новые коммуникативные сети, свободный информационный обмен и поток капиталов, экспансия межнациональных корпораций, туризм и т. д. «Фактически, под глобальной культурой чаще всего явно или скрыто, одобрительно или осудительно понимается панамериканизм».

 

В результате процесса универсализации культуры, возникает всеобщее культурное пространство. В нем встает проблема оптимального сочетания универсализма, всеобщности, глобализма с самобытностью, уникальностью, суверенитетом каждой отдельной культурной системы, защиты каждой неповторимой национальной, этнической культуры в многоцветье всечеловеческого единства. Между глобализмом и многокультурьем вспыхивают идеологические, а в ряде случаев и уличные войны и потасовки. Проблемы, порожденные глобализацией, выходят далеко за рамки проблем локальной уникальной отдельной культуры. Глобализация воспроизводит во всемирном масштабе негативные стороны рыночного хозяйствования, которые в западных странах преодолеваются путем построения «социального государства». В мировой и региональной экономике выносятся на глобальный уровень самые грубые формы индивидуального и группового эгоизма, вследствие чего мировые и национальные богатства сосредотачиваются в руках отдельных людей и группировок. С ростом нищеты и неравенства основы глобальной безопасности находятся под угрозой. Одна из форм сопротивления всемирному характеру процессов универсализации – возвращение к традиции в форме фундаментализма и сопровождающий этот процесс рост терроризма.

 

В «Декларации тысячелетия» Организации Объединенных наций, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН, говорится, что глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер посредством общего будущего, основанного на «нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии», т. е., в формировании всечеловеческой культуры, новой культурной формы существования людей.

 

ООН провозгласила Хартию Земли, в которой сформулировала основы такой культуры, получившие название принципов устойчивого развития. Это сохранение экологической целостности; сохранение богатства и красоты Земли для будущих поколений; применение в производстве только тех моделей, которые поддерживают регенеративные возможности Земли и благополучие человеческих сообществ; уважение прав человека, демократические институты и свободы; культура толерантности, ненасилия и мира; нравственное воспитание для достижения устойчивого образа жизни. Развитие человека, независимо от его национальных, родоплеменных или государственных приоритетов, становится сегодня самым важным и перспективным направлением.

Глобальный процесс сближения национальных культур и ценностей, укрепление культурных, коммуникационных, цивилизационных связей способствуют тому, чтобы достижения науки и искусства, новые формы социальной и по олитичнои деятельности быстро распространялись и усваивались в современном мире, обеспечивая его целостность Постепенно формируются элементы новой, интегральной мировой культуры Распространяются ценности, сп рияють сближению народов и культур, - толерантность и признании равноценности разных (\"чужих\") культурных систем, отказ от ксенофобии и мегаломании, мультикультурализмаикультуралізм.

 

Вместе с тем культурная интеграция не означает унификации культурных норм, способов восприятия и осознания мира, культурных генотипов, традиций Любой этнос берет с глобальной системы, что соотв знает его традициям, менталитету, психологическом складові.

25. Культурогенез: основные теории происхождения и развития культуры. \

Культурогенез, или становление культуры, – процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в особых общих формах жизнедеятельности, адаптированных к конкретным условиям места и времени, а заканчивается возникновением форм и стандартов, закрепленных в нравах и обычаях.

 

В современной науке существует множество различных трактовок генезиса культуры: существует орудийно-трудовая концепция (культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления), эволюционная (культура ведет свое начало из поступательного развития живой материи), психоаналитическая, символическая, социокультурная, игровая, религиозная и т. д.

 

Остановимся на некоторых из них подробнее. Орудийно-тру-довая концепция (Ф.Энгельс): человека согласно этой теории отличает от животных способность трудиться. Все социальное и культурное развитие непосредственным образом связано со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную и культурную. Предполагается, что трудовая деятельность значительно расширяет пространство культуры. С. Чернышев, истолковывая трудовую теорию, писал о том, что человек выступает как «общественное животное, т. е. такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем, а вне его, в социальной форме общения. Сущность человека – не в его генотипе, а в совокупности всех общественных отношений. Поэтому животным рождаются, человеком лишь становятся».

 

Трудовая концепция генезиса культуры и антропогенеза утверждает, что создание искусственных орудий труда породило появление речи, языка, сознания, мышления и наконец культуры.

 

Символическая гипотеза Кассирера: в связи с тем что человек биологически более слабый, чем животное, то он неосознанно подражал ему. Это привело к постепенной выработке определенной системы ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. Именно в этом заключается символическое приспособление к миру. Символы прежде всего обладают функциональной ценностью, и тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного.

 

Игровая теория Гадамера, Финка, Хейзинга: источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности.

 

Согласно этой теории игра гораздо «старше» культуры. Хотя она присуща и животным, но именно у человека это содержательная функция со многими гранями смысла. Движущиеся силы культурной жизни рождаются в мифе и культе. Игра является прежде всего свободной деятельностью, которая носит незаинтересованный характер.

 

Прежде чем изменять окружающую среду, человек уже сделал это в собственном воображении, в сфере игры.

 

Психоаналитическая теория Фрейда: раскрытие генезиса культуры через феномен первобытной культуры, т. е. большое значение в данной концепции придается системе запретов – табу. Человек обладает особенностью, которая не присуща животному миру.

 

Данное свойство возникает неожиданно, случайно, и тем не менее сама возможность его появления заложена в человеке. Это качество – совесть. Именно она выделила человека из царства животных и создала культуру. Феномен совести, по теории Фрейда, берет свое начало от первородного греха – убийства первобытного «отца».

 

Этот акт привел к раскаянию, рождению из животного человека и появлению культуры как средства преодоления навязчивых видений. Таким образом, только совершив коллективное преступление, пралюди обрели способность к социальной жизни. Человеческая культура – все то, что возвышает человеческую жизнь над природными условиями и чем она отличается от жизни животных.

 

Культура имеет две стороны:

 

1) она охватывает все приобретенные знания и умения, дающие человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей;

 

2) в нее входят все институты, необходимые для упорядочения взаимоотношений между людьми.

 

Таким образом, культура создается путем подавления и принуждения природных инстинктов, культурогенез обусловлен наложением запретов, а главная задача культуры заключается в том, чтобы защищать отдельного человека и общество в целом от природы.

 

Последователь данной теории Э. Фромм делает еще один акцент: именно история и культура призваны раскрыть в человеке разрушительные способности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.164.83 (0.007 с.)