Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мораль и право как формы культуры.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В регулировании общественных отношений право взаимодействует с другими социальными нормами и, прежде всего, с нормами морали (нравственными нормами).
Мораль — неотъемлемая сторона духовной жизни людей. Нормы морали получают свое выражение в общественном мнении, религиозных постулатах, произведениях художественной литературы и т.д. Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Право и мораль как регуляторы поведения людей имеют много общих черт, но имеют и существенные отличия.
1. Право, хотя и принадлежит (подобно морали) к области духовной жизни людей, представляет собой совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития нравственных взглядов, идеалов добра, правды, справедливости и т.д. Значительную роль в этом процессе играет религия.
2. В правовых актах выражается государственная воля, характерная для того или иного общественного строя. В моральных нормах выражается общественное мнение.
3. Правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта (закона, указа и т.д.), в котором они содержатся. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения. В отличие от права реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они используются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренний гарант морали - совесть. Большое значение для реализации моральных норм имеет общественная оценка поведения людей.
4. Нормы морали распространяют свое влияние на гораздо более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые просто не подлежат правовому регулированию (например, отношения дружбы, любви, товарищества). Для оценки поведения людей право использует критерии «правомерно», «неправомерно» и др. Для моральных норм характерен иной подход к оценке поведения людей. Здесь на первый план выходят такие категории, как «морально», «аморально», «честное», «нечестное» и т.п.
5. Для правовых норм характерна большая, нежели для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок. Моральные требования дают более заметный простор для их толкования, чем правовые.
Эффективность действия правовых норм, их исполнение во многом обуславливается тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества. Хотя, конечно, возможны случаи противоречия между нормами права и морали. Ведь право и мораль, как бы они тесно не были взаимосвязаны, это два своеобразных инструмента социального регулирования, имеющие свою особую ценность.
Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм. Например, именно через право шел процесс преодоления кровной мести - одного из постулатов морали иных народов прошлого времени. Вместе с тем именно нравственные начала (справедливость, правда) - это та основа, на которой формируются правовые взгляды, правовые идеалы, а, в конечном счете, содержание правовых норм.
Судебные, иные правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, например чтобы правильно понять такие встречающиеся в правовых актах термины, как «оскорбление чести и достоинства», «дерзость», «цинизм» и т.д. Некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. К ним относятся многие нормы уголовного права и иные нормы, запрещающие совершать вредные для общества и человека деяния.
Право, как и политика (участие в управлении государством), во многом обусловлено исторически определенным уровнем развития общества в целом, включая и уровень развития культуры.
Юридическая и политическая науки, рассматривая проблемы взаимосвязи права и политики с культурой, используют специальные термины: правовая культура, политическая культура.
Понятие правовая культура характеризует уровень развития права, законодательства, осведомленность о нем в обществе, состояние законности и правопорядка.
Важный показатель правовой культуры - уровень правосознания в обществе, т.е. совокупность правовых взглядов и чувств, в которых выражено отношение к действующему праву, новые правовые требования, отражающие потребности общественного развития, степень осознания необходимости выполнения законоустановлений.
Правовая культура гражданина проявляется, во-первых, в знании действующего законодательства. Конечно, нельзя требовать от гражданина знания всех законов, всех нормативных актов. Речь идет, прежде всего, о знании гражданином конституции, основных прав, свобод и обязанностей. Во-вторых, правовая культура гражданина проявляется в уважительном отношении к праву, предполагает уважение чужих прав, добросовестное исполнение своих обязанностей. В-третьих, правовая культура характеризуется стремлением гражданина строить свое поведение в соответствии с предписанием юридических норм - своего рода моделей поведения. Правовая культура способствует тому, чтобы нормы права выполнялись гражданином добросовестно, в силу привычки. Особое значение имеет уровень правовой культуры должностных лиц, работников государственного аппарата, которые в силу своих служебных обязанностей призваны заниматься правоприменительной, правоохранительной деятельностью. Они в первую очередь должны с уважением относиться к закону, правам и свободам граждан, быть юридически компетентными в сфере своей деятельности. Государство заинтересовано в высоком уровне правовой культуры, ибо это ведет к укреплению правопорядка в обществе, к разрешению различного рода конфликтов в общественной и частной жизни цивилизованным путем. Философия и культура. Культура – совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.
По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:
– нравы и обычаи;
– язык и письменность;
– характер одежды, поселений, работы;
– постановка воспитания;
– экономика;
– военное дело;
– политическое и государственное устройство;
– наука;
– техника;
– искусство;
– религия;
– все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.).
В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон:
– как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;
– как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация – это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура – это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой – триумф человеческого. С точки зрения философии культура – это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры.
Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.
Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация – это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.
Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.
В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.
Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).
Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:
– духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);
– социальной культуры (нравственной, правовой, политической);
– технологической культуры (технической, научной, инженерной).
Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру. Но существуют и культурные универсалии – общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.58.159 (0.007 с.) |