Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция понятия культуры в различные исторические эпохи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Культура есть среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений. Понятие “культура” чрезвычайно многозначно. Целый ряд наук - философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология - находит свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности. В науке насчитывается несколько сотен определений данной категории, что связано, во-первых, с трансформацией с течением времени понимания сущности культуры, во-вторых, с разнообразием походов к ее определению. Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли (от лат. cultura - заботиться, взращивать, ухаживать). Именно отсюда появился термин «agriculture», обозначающий искусство земледелия, то есть прогрессивный способ возделывания почвы. В Древнем Риме, помимо возделывания земли, культура также обозначала воспитание, образование человека, то есть воздействие на его природу (в данном случае термин «культура» употреблялся как антоним варварства). В послеримскую эпоху под культурой начинает пониматься уклад городской жизни, то есть цивилизация. Смысл средневекового понимания культуры сводился к гармоничному сочетанию двух миров – земного и небесного. Переход к более широкому пониманию сущности культуры, происшедший в европейском общественном сознании в XVII-XVIII ВВ., имеет принципиальное значение, поскольку с этогo времени культура становится центральным понятием европейскогo самосознания. В эпоху Просвещения возникло устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, «натуре». Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура - путь, средство достижения этогo совершенства или, наоборот, природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки и пр. С этим связан известный спор между Руссо и Вольтером. Руссо считал, что культура портит человека: совершенство дано ему от природы, а дальнейшее вмешательство культуры сковывает, угнетает человека, искажает, ослабляет отношения, а главное, вносит в них ложь. Вольтер занимал иную позицию: история человечества начинается с дикогo состояния, и именно культура «очеловечивает» человека. И тот и дрyгoй взгляд на культуру имел совершенно определенные последствия в плане создания социологической модели общества К концу XVIII в. термин «культура» стали употреблять по отношению к людям, главным образом к аристократам, отличавшимся изяществом манер и начитанностью, чтобы отделить их от «некультурного», простого народа. К XVIII-XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза - культура и цuвилизация. Культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противостоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация связывалась, прежде вceгo, с материальным и технологическим прогрессом, а культура - с процессом идеальным, духовным, во мнoгом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категoрия прогресса неприменима. В XX в. под культурой стали понимать художественно-творческий процесс (искусство), а также нравы, ценности, воззрения, убеждения, бытyющие в обществе, то есть всю сферу социального самопонимания человека. Oтcюда повышенный интерес как к совершенствованию внешних условий человеческого существования, так и к внутренней природе самого человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.
6. Культура как специфический мир человека. Вся культура держится на нормах, которые человек сначала от имени Бога, а затем от имени общества формирует для себя и следит за их выполнением. Поэтому культура-это ценностно-нормативное, смысловое основание общественной жизни. Следование членов общества этим нормам поддерживает целостность и специфику данного общества. Системы социальных целей, идеалов, норм, правил передаются из поколения в поколение и обеспечивают воспитание человека, его социализацию. Социально-значимый опыт в виде знаний, идей, ценностей всегда фиксируется в системе знаков и символов. Без символизации функционирование и развитие культуры было бы невозможным. Ранние формы верований в виде тотемизма, анимизма (см. тему VI) создали целый мир запретов, способствующих выживанию человека как существа культурного. Эти нормы вырывали человека из животного состояния и подчиняли его жизнь новым, неприродным законам, санкционированным божеством. Только животному многое можно, а человеку многое нельзя. Следование нормам, правилам не позволяет опуститься к животному состоянию. Культура, по мнению русского философа В.С. Соловьева, существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы не было ада. Таким образом, культура-это специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире. Жизнедеятельность и ориентации человека осуществляются на основе системы ценностей, идеалов, норм, мировоззренческих построений. Эта система объединяет, сплачивает людей данного общества. Передача социально-культурного опыта совместной жизни через систему воспитания, образования, средства массовой информации, через деятельность культурных учреждений обеспечивает преемственность в культурно-историческом развитии общества. Так как каждый народ имеет собственный социальный опыт, то существует множество культурно-исторических типов, которые ведут между собой постоянный диалог. В конце XIX - начале XX века стало ясно, что царство разума на Земле нельзя построить на идеалах Просвещения. Противоречия, разрывы между культурой и природой, культурой и человеком не удалось ликвидировать на почве гегелевского идеализма. Происходит осознание кризиса культуры, переоценка ценностей. Кризис культуры осознается как распад ее внутреннего единства, ее идеалов и ценностей, воплощенных в рационалистической западноевропейской культуре. Разрушение классической рационалистической модели культуры, рассмотрение истории через призму уникальных событий открывало путь исследованию культуры отдельных народов. В изучении культуры утверждается ценностный подход. Культура-это не столько созданный человеком мир предметов, сколько среда значений, смыслов. Одним из результатов позитивистской философии (О. Конт) стало социологическое исследование культуры, опирающееся на эмпирические данные.
Функции культуры. культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. Исходя из этого, выделяют множество различных, но одновременно взаимосвязанных функций культуры: адаптационная функция. Благодаря культуре, применению ее норм, ценностей, образцов поведения каждый индивид и любое сообщество индивидов (семья, этнос, профессиональная группа и т.д.) приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды и к действиям других индивидов и групп; функция целеполагания помогает человеку сформулировать социально значимые цели и, руководствуясь существующими в обществе ценностями и нормами, а в случае необходимости, дополняя и перекрывая их новыми ценностями и нормами, достигать этих целей. человекотворческая (гуманистическая) функция состоит в развитии творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности; гносеологическая (познавательная) функция заключается в том, что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека; кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного культурой в результате взаимодействия индивидов внутри культуры и взаимодействия с другими культурами; информационная функция заключается в трансляции социального опыта, что обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего; коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания; ценностно-ориентационная, то есть культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек; нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека; интегрирующая функция обеспечивает целостность культуры, осознание данной целостности индивидами, принадлежащими к ней. Данная функция осуществляется за счет создания системы значений, ценностей и норм, которые выступают гарантом стабильности социальных систем; социализирующая функция культуры позволяет каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей и норм, формироваться как личность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.123 (0.01 с.) |