Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мифология как форма культуры.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мифология – это самое древнее идеологическое образование синкретического характера, в котором переплелись элементы религии, философии, науки, искусства в их зародышевом состоянии.
Любая современная религия включает в себя мифы как архаический пласт своей культуры. Философия развивалась через отделение мифа и противополагание ему. Миф, тесно связанный с ритуалом, положил начало поэтическим, музыкальным, хореографическим видам искусства.
Практическую сторону мифосознания выражала магия. Именно она осваивала способы воздействия на окружающую природную и социальную среду, телесный и душевный мир для достижения контроля над ним. Источник духовных сил человека помещался в мифологическом времени, события которого служили образцами поведения для всех последующих поколений.
В первобытности появляются и первые формы верования, которые предшествуют возникновению религии. Существовали такие ранние формы верований: магия, тотемизм, фетишизм Они основывались на мифосознании. Суть мифосознания как самой ранней формы человечества состоит в следующем:
-в синкретизме - (нерасчлененности сознания);
-в анимизме - одушевленности окружающего мира и антропоморфизме - перенесении человеческих свойств на природные объекты;
- в артефактизации – вере в то, что все вещи явления не существуют сами по себе, а кем-то сделаны;
- в образном мышление – опоре на чувство, метафоричности;
- в принципе сопричастности – верой в мистическое единство вещей, верой в то, что происходит с одной вещью воздействует на другие, сопричастные ей вещи;
-в ритуализме - четкому следованию правилам, включающим в себя элементы игры, рассказа, изображения;
-в универсальности осмысленных сюжетов (жизнь, смерть, начало, конец).
Миф возникает через непосредственное вживание в мир. Мифосознание еще нельзя отнести ни к знанию, ни к вере. Поэтому его можно назвать чувственно переживаемой действительностью.
Миф выполнял, прежде всего, объяснительную функцию. Она позволяла человеку понять: происхождение мира, богов, людей, предметов и явлений, рода, племени и т.д. Он выполнял также аксеологическую функцию, формируя ценностные ориентации.
Можно утверждать, что в каждой культуре есть своя мифология. Существуют мифы и в современном мире. Самые распространенные из них формы такие:
- пришедшие из прошлой культуры, так называемые суеверия, в том числе и языческие (домовые, русалки, приведения и т.п.);
- современные паранаучные мифы (о «космических пришельцах», о летающих тарелках);
-идеологические мифы (например, миф о неизбежном наступлении коммунизма). 38. Религия как социокультурный феномен. Религиоведение сегодня ориентируется все больше на цивилизационный подход к осмыслению религиозных феноменов. Религия с точки зрения данного подхода рассматривается как социокультурное явление, как важнейший духовный фактор цивилизационного развития.
Религиоведение как отрасль знания и учебная дисциплина содержит ряд разделов, основными из которых являются: философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, история религии. Философия религииявляется базовым разделом религиоведения. Философия в ходе своего развития всегда делала предметом рассмотрения религию (хотя, конечно, у разных мыслителей, в разных философских направлениях степень разработки указанной проблемы неодинакова); осмысление религии было составной частью историко-философского процесса. Выделение философии религии, как специальной предметной области философствования, происходит в XVIII-XIX вв. благодаря трудам английского философа Д. Юма (1711 -1776), французского философа П.А. Гольбаха (1723 — 1789), немецкого философа И.Канта(1724-1804), немецкого протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера (1768-1834), немецких философов И.Г. Фихте(1762-1814), Ф.В.Й. Шеллинга (1775-1854), Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831), Л.А. Фейербаха (1804-1872), К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса(1820-1895), Э. Гартмана (1842-1906), датского теолога и философа С. Кьеркегора (1813-1855), русского философа В.С. Соловьева(1853 -1900) и др. В XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то основополагающего принципа — материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т.д. Социология религиикак научная дисциплина начинает формироваться с середины XIX в. В качестве базовых источников социологии религии послужили идеи английских философов XVII — XVIII вв. Т. Гоббса (1588-1679), Г. Болинброка (1678-1751), французских философов и представителей общественно-политической мысли XVIII в. Ш.Л. Монтескье (1689-1755).[2]
Особый вклад в изучение религии с социологических позиций внесли немецкий мыслитель М. Вебер (1864-1920) и французский мыслитель Э. Дюркгейм (1858-1917). Для Вебера религия представляет интерес как особый вид мотивации социального поведения людей. Для Дюркгейма религия связана с функционированием в социальном взаимодействии священных объектов. Различие в социальной жизни двух различных областей — мирской и священной является, по Дюркгейму, главным признаком религии. Мирская область- это сфера повседневной жизни, с частными интересами и обычными занятиями. Священное — это отдельная область, которая состоит из особых предметов, верований и обрядов. Священное наделено особым моральным авторитетом и властью.
Оно — предмет почитания и поклонения, источник запрета и принуждения. В религиозных системах представления о священном облекаются в мифологическую форму и выливаются в культовые действия. Э. Дюркгейм в религии придавал решающее значение не верованиям и догматическим формулам, а ритуалам и обрядам, т.е. культовым действиям. По его мнению, сущность культовых действий состоите том, что через них социальная общность открывает себе дорогу к священным объектам. Культовые действия всегда совершаются коллективно. И, принимая во внимание этот факт, Э. Дюркгейм предлагает такое истолкование религиозного феномена: священное — это почитание в качестве святого главной социальной ценности данного общества — самого этого сообщества. А совершение культового действия это акт, через который данная социальная общность каждый раз утверждает себя в качестве данной общности, иначе говоря, осознает самотождественность. В соответствии с таким подходом Э. Дюркгейм дает следующее определение религии. «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, то есть к вещам особым, запретным, это система таких верований и обрядов; которые объединяют в единую моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды». Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: социология религии изучает социальные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию. Заслуги социологического подхода несомненны. Благодаря его применению стали понятны функции религиозных верований и религиозных институтов в различных обществах и в различные исторические эпохи. Стал понятен социальный смысл многочисленных культов и ритуалов.[3] Значительный прогресс достигнут как в понимании социальной (и социально-экономической) детерминации развития религии на разных этапах ее истории (в том числе и в рамках конкретных конфессий), так и в изучении влияния религиозного фактора на те или иные социальные и социокультурные процессы (достаточно упомянуть только классическое исследование М. Вебера о роли протестантской этики в формировании капиталистических отношений). Психология религиив качестве научной дисциплины формируется в конце XIX — начале XX в. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920), американский психолог и философ У. Джемс (1842-1910), немецкий философ В. Дильтей (1833-1911). В центре внимания представителя американского прагматизма У. Джемса находилась эмоциональная природа религии. Каждому человеку присуще религиозное чувство, считал он, но неверующие поражены духовной глухотой и не могут услышать голос Бога. Огромную роль в разработке психологического подхода к осмыслению природы религии сыграла книга У. Джемса «Многообразие религиозного опыта», в которой он разработал важнейшее понятие религиоведческого знания — «религиозный опыт». Большой интерес для формирования психологического подхода к религиоведческим проблемам представляют труды 3.Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма. Например, Фрейд считал, что с психологической точки зрения религия — это иллюзия, являющаяся ответом на те непреодолимые противоречия, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Э.Фромм писал о двойственной природе религии. В ней присутствуют как авторитарная тенденция (Бог — это сила и власть), так и гуманистическая, пробуждающая творческие способности человека. Сегодня осмысление природы и сущности религии с позиции психологии становится все более привлекательным.[4] Феноменология религиискладывается в XX в. Значительный вклад в разработку проблем феноменологии религии внесли немецкий философ и теолог Р.Отто (1869-1937), немецкий философ и социолог М.Шелер (1874-1928), англо- и франкоязычный философ и историк М.Элиаде (1907-1986) и др. Большое влияние на развитие феноменологии религии оказали феноменологическая философия немецкого философа Э.Гуссерля (1859-1938) и экзистенциализм немецкого философа М.Хайдеггера (1889-1976). В отличие от других разделов религиоведения феноменология религии пока еще в меньшей мере конституировала себя в качестве относительно самостоятельной дисциплины; шли и идут дискуссии о ее предмете, о взаимоотношениях феноменологии с теологией, с историей и философией религии. [5] История религиикак раздел религиоведения, подобно философии религии, начал формироваться раньше, чем три других названных его раздела. Начиная с XIX в. история религии становится областью деятельности многих исследователей. К ним, прежде всего, относятся: английские историки и этнологи Э.Б.Тейлор (1832-1917), Дж.Фрэзер (1854-1941), немецкий историк Ю.Вельгаузен (1844-1918), немецкий историк и философ А.Древе (1865-1935), австрийский теолог, этнограф и лингвист В.Шмидт (1868-1954), российские историки Ф.И.Щербатский (1866-1942), В.В.Бертольд (1869-1930), А.Б.Ранович (1885-1948),Р.Ю.Виппер (1859-1954), богослов и историк А.В.Карташов (1875-1960) и многие другие. История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.). Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.1 (0.009 с.) |