ТОП 10:

Соц-гия как наука: объект, предмет,метод.



Соц-гия как наука: объект, предмет,метод.

Термин «соц.» сост. из сочленения двух слов: лат.societas-общество и греч. Logos-наука, знание, в буквал.переводе означ. учение об обществе. В широк. понимании социолог. наука направ. на изуч. общества, закономерн.его функц-вания и развития, взаимод.соц.общностей разного типа и уровня, соци.институты и соц.процессы в ихсвязи с обществ. целым. Объект науки-обобщающее целое, кот., дробясь, дает нам индивидуума. Др. словами, объект социол. — это то, на что направле.социологи.внимание, знание и исследование. Предметом социол., по мнению Бабосова Е.М., явл. исследов. взаимод. личностей соц. групп в их стру-ных взаимозависимостях в опред.условиях их существ.и в проц. их изменения и разв.в обществе. В предмет. поле социологии включ. и соц.явления, и соц. процессы, соц. факты и закономерности. Можно сказать, что предмет социологии определ. скорее интуитивно, чем рационально. Итак, в рамках социолог. теории Конта, объектом социологии выступало общество в целом, рассма-вшееся как ед.соц.организм, основ. состояниями кот. были, с одной стороны, стабильное, устойч.сущ-вание, с др.- постепенное разв. спереходом от одного кач-ного состояния к др. (предмет социологии). Сущность социологич. подхода Эмиля Дюркгейма сост. в понимании общества как соц. реальности (объект социологии), склад-щейся из совокупности соц. фактов, изучение которых и было предметом этой науки. Немецкий социолог Макс).Функции:1.познават.– исследоват. (проявл.в освоен.данных, добытых другими);2.Практич.(в т.ч. и её социоинженерная ф-ия, к-ая ставит задачу изменения в рамках общества, к-то соц.институтов).3.Оценочно-регулятивная.(Надо ориентир. поведение людей на опред.образ жизни, выбор профессии.;показ. реальное сост.отношений общества, негативное изменение)4.Прогностич. (прогноз на выборы)5.Идеологич.

Общество как система: сущ., осн.хара-тики.

- общество –это люди (т.е. не один человек, а многие); - люди эти чем-то связ., объед. и это нечто позвол. отличать «наших» людей от «не-наших»; - человеку необход. (и выгодно) жить в обществе; причем общество воздейст. на человека мистически, принудительно и тотально, а человек на общество –практич., избирательно и локально. Гипотезы происхожд.общества:-естественная(«труд создал человека» и превр. стадо в культ.сообщество производителей),-божествен.(«Бог создал человека» и заповедовал ему материал.мир и нравств.закон),-космич. («инопланетяне созд. людей» и манипул.чело-ким прогрессом в своих лаборат.целях).Теории происхожд. общества:-инструмент.(изобр. орудий труда)-сексуал(появле. семейных норм)-кратическая(выдел.элиты )-гендерная(раздел женщин между мужчинами)-семантич.(изобрет.языка для наилуч.взаимод.).Призн.общества:-сходство объектив. усл.жизнед-ности;-наличие соц. взаимод.;-особый для кажд. сообщества тип кул-ры;-наличие формы самоуправ. и управл.Системн.общества означ.проявл. предельной сложности этого объекта, его самоорган., самоуправл. и саморазв. Общество, в рамках системно-структур.подхода. соц. взаимод-я между действующ. субъектами.Черты общества как соц.системы:-целостность(как особое кач-во, имеющ. интеграл.эффект).-интеграция всех элементов (проц. и механизмы объедин.всех частей)

Важн.подсист. общества.

Общество можно подразд.на 4.сферы:-экономич.сфера явл. во многом определяющ. по отношению к др.сферам. В неё входят промышл. и сельскохоз. производство, отнош. людей в проц. производства, обмен продуктами производст.деят-ности, их распределение;-соц.сфера вкл. в себя слои и классы, клас.отношения, нации и нац.отношения, семью, семейно-бытовые отнош., учреж.воспитания, мед. обслуж., досуга;-политич.сфера жизни общества вкл. в себя гос.власть, политич.партии, отнош. людей, связ.с использ. власти для реализ.интересов тех или иных соц.групп;-духов.сфера охват. науку, нравств., религию, искусство, науч.учреждения, религиоз.организ., учреж.культуры, соответст.деят-ность людей.Соц.организации-общность людей, объедин. некоторое множество индивидов для достиж.опред.целей посредством распред.обязанностей, в проц.функцион. системы управления.Типология соц. организ.:-добровол.ассоциации;-производ.-хозяйст.;-кредитно-финанс.;-научно-исследоват.;-учрежд. здоровья и соц.обеспеч.;-правоохран. органы;-админист.-управленч.Соц. институт-высокоорган. система соц. отношений отличающ.устойч. стр-рой, глубок.интегрированностью своих элементов, многообр.их функций, наличием рацион. установлэ стандартов поведения, предопред.сод-нием решаем.задач.Спец. хара-тики соц. института:-деят-ность рацион. упорядоч.принятым установлениям.-устойч.и долговрем. тип повед. людей.-крупномасшт.и сложноиерархизиров. общность.-интегриров. в соц.-политич., экономич. и социо-культ. жизнь общества.-наличие кадров, материал. ресурсов, условий для выполн.соц. контроля.-система стандартов поведен. для конкрет.типич. ситуаций для всех.Соц. общности-такое объедин.людей (природно.или соц.), кот. хара-ется общим признаком, более/менее прочными соц. связями, общим типом поведения, умозрения, целеполаг.Типы соц. общностей:-этнич. общности: племена, народности, нации, расы;территор. общности: население деревни, города, района,гос-тва;-политич. общности: члены политич.партий, общест.движ.и организации.-соц.-экономич.общности: классы, пласты, страты.-отраслев. общности: работники обр-ния, сельск. хозяйства.-профес. общности: медики, преподаватели, бизнесмены,-пол. общности: мужч., женщ.-возраст. общности: дети, подростки, пожилые.-конфессион. общности: православ., католики, протестанты.Соц. группы-совокуп. людей, кот. опред. образом взаимод. др. с др., осозн. свою принадлежность к данной группе и счит. ее членами с точки зрения др. людей.

Соц. стр-ра общества. Понятие соц. статус и соц. роль.

Соц.структура-анатомич. скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокуп.функцион.взаимосвяз. элементов, составл. внутр. строение объекта.Элементами соц. структуры выступ.соц. статусы и роли. Их кол-во, порядок располож. и характер зависимости др. от др.опред.содержание конкрет. структуры конкрет.общества. Соц. статус-опред. позиция в соц. структуре группы или общества, связан.с др. позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отнош.к статусу «ученик», но не по отнош.к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них просто индивид.Важно следующ.:-соц. статусы взаимосвяз.друг с другом, но не взаимод.между собой.-взаимод.между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди.-в соц. отношения вступ. не статусы, а их носители.-соц. отношения связ. между собой статусы, но реализ.эти отнош.через людей-носителей статусов.Один человек облад.множ. статусов, так как участв.во множестве групп и организаций.Один человек может заним. два противопол.статуса. Совокуп. всех статусов, заним. одним человеком, наз.статусным набором (Р. Мертон).Различ. соц. и личный статусы.Соц. статус-положение чела в обществе, кот. он заним. как представитель большой соц. гр. (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).Личным стат- положение индивида в малой группе, зависящ. от того, как его оценив. и восприн.члены этой группы (знакомые, родные) в соответ. с его лич. качествами. Соц. роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет опред. соц. статус. Соц. роли - это совокуп.требований, предъявл.индивиду обществом, а также действий, кот. должен выпол.человек, занимающ. данный статус в соц.ячаке системе. У человека может быть множество ролейСоц. роль сост. из ролевого ожидания (экспектации) и исполн. этой роли (игры).Соц. роли связаны с соц. статусом, профессией или видом деят-ости. Это стандартизир. безличные роли, строящ.на основе прав и обязанностей, независ. от того, кто эти роли исполняет. Выд. соц.-демограф.роли: муж, жена, дочь, сын, внук..

Понятие соц. мобильности.

П.А.Сорокин-основоположник теории соц. мобильности, опред.соц. мобильность как любой переход индивида или соц. объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано чел-кой деят-стью, из одной соц. позиции в др. Люди нах. в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность соц. перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса- соц.мобильность.Соц.мобильность хара-ется направлением, разновидностью и дистанцией соц. перемещений людей в обществе (индивид.и группами).Сущ.2 основ. вида соц. мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основ.типа – вертикал. и горизонт.. Они, в свою очередь, распад.на подвиды и подтипы.Вертик.мобильность подразум.перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направл. перемещения говорят о восход.мобильности и о нисход.мобильности.Повышение в должности- восходящ.моб.индивида, увольнение, понижение в должности-нисход.Вертик.моб. - изменение челом в течение жизни высокого статуса на низкий или наоборот.Горизонт.моб. подразум.переход индивида из одной соц. группы в др., располож. на одном и том же уровне. Пример-перемещение из правосл.в католич.Религ.группу, из одного гражданства в др. и тд.Подобные движ.происх.без заметного измен.соц.о положения в вертик. направлении. Разновидностью горизонт.моб. служит географ.мобильность. Она подразум.не изменение статуса или группы, а перемещ.из одного места в др.при сохран.прежнего статуса. Примером -международный и межрегион.туризм, переезд из города в деревню и обратно.Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географ.мобильность превращ.в миграцию.На других основаниях моб. может классифицироваться, скажем, на стихийную или организов.- перемещения с целью заработка жителей ближ.зарубежья в крупные города России. Каналы вертикальной мобильности:Армия функцион.в этом кач-ве не в мирное, а в воен.время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполн. вакансий из низших чинов. Во время войны солдаты продвиг.благодаря таланту и храбрости. После повышения в звании они использ.получ. власть как канал для дальнейшего продвиж.и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов.Церковь, как канал соц.циркуляции, перемест.большое число людей с низов до вершин общества. Церковь была каналом не только восход., но и нисход. движения. Тысячи еретиков, язычников врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтож. Школа. Институты воспитания и образования, какую бы конкрет. форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом соц.циркуляции.Собственность наиболее ярко проявл.в виде накопл.богатств и денег. Именно они-один из самых простых и действенных способов соц.продвижения.Семья и брак станов. каналами вертик.циркуляции, если в союз вступают представители разных соц. страт.

 

Понятие семьи в соц-гии.

Соц-гии рассматр.семью как соц.институт и как соц. группу. Как соц. институт семья хара-тся совокупностью соц. норм, санкций и образцов поведения, регламент.взаимоотн. между супругами, родителями, детьми и др. родственниками. При рассмотр.семьи как соц. института изуч.: обществ.сознание в сфере брачно-семейных отношений; образцы семейного поведения; ролевые отнош. в семье; эффектив.реализации институтом семьи своих основ. функций; соц.механизм изменения норм и ценностей. Как малую соц. группу семью можно опред.как общность, складыв. на основе брака или кровного родства, члены кот.связаны общностью быта, взаимопом. и взаимной моральной ответствен. супругов за здоровье детей и их воспитание. При рассмотр. семьи как соц.группы изуч.: условия формир.и этапы разв.семьи; динамика супруж. отношений и хар-тер отношений между родителями и детьми; распред. обязанностей в семье; прич.и мотивы разводов; стр-ра и функции семьи.Основа семьи-брак.Брак-это совокупность соц. норм, а также система взаимных обязан. и прав, опред. взаимоотн. женщины и мужчины, необход. для функционир.семьи.Соц.сущность семьи выраж.через систему категорий, таких как условия жизни семьи, образ мыслей семьи, успешность брачно-семейных отношений и этапы жизн. цикла семьи. Эти категории отражают основ.аспекты брака и семьи, важнейшие стороны их функционир. Семьей назыв.основанное на кровном родстве, браке или усыновл.объединение людей, связ.общностью быта и взаимной ответственностью за воспит.детей; члены семьи часто живут в одном доме. Брак-это институт, регулир. отношения между полами.Семья-это институт, регулир.отношения между супругами, между

родителями и детьми населения». Основное предназн. семьи -прокреация, рождение детей и их социализация. В статье 59 действующ.Кодекса РБ о браке и семье,принятом в 1999 году, дано след.определение: «Семья – это объедин.лиц, связан.между собой моральной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающ. из брака, близкого родства, усыновления».В классич.социологии под соц. браком поним.историч.изменяющ. формы отношений между мужч. и женщ., чьи половые отношения регламентир. обществом. Брак, др. словами, это социально регулир.и историч. Изменяющ. по форме гетерогенное половое отношение.

 

14. Семья и общ-во. Историч.разнообр. организ. семей.

Историч.развитие семьи шло от нерегулир. половых отношений к их огранич. в рамках моногамной семьи. По сути, в генезисе человека как мыслящего существа он, развивая свои производит. силы и устанавл.множество отношений в обществе, все больше стрем. найти в своем половом партнере личность, а не только объект для продолж. рода. Этот процесс имел свои особен.в отдел. периоды развития общества и в отдел.соц.общностях.Индивид. (брачная, супружеская) семья-явл. сегодня наиболее распростр. типом семьи в мире.В 1861 г.немец. антрополог Баховен в работе «Материн. право» утверждал, что у первобытных людей сексуал.отношения не имели никаких огранич. Так как установ.отца не представл.возможности, то родство опред. по женской линии. Это вело к доминир. женщин во всех соц. отношениях. В дальнейшем переход к единобрачию привел, в частности, к такой соц. норме, как выкуп, кот. в то время означ.компенсацию др.мужчинам за их утерян. права на данную женщину. Здесь мы обнаруживаем уже развитые социальные отношения патриархата. Англ. антрополог Мак-Леннан нашел, что на опред.ступени развития общества появл. обычай экзогамии, т. е. правило для мужчин брать себе жен только в экзогамных гр., или внеш. по отношению к его группе. Мак-Леннан выделил 3 формы брака: многоженство(полигиния), многомужество (полиандрия) и единобрачие (моногамия).Америк.соц. антрополог Льюис Морган (1818-1881): семья в своем развитии прошла через след. фазы: кровнородств. семья (брачные группы раздел.по поколениям), пуналуальная семья (искл. сексуальные отнош. между родителями и детьми), парная семья (у мужчины появл.главная жена среди многих жен). На сегодняшний день однополые браки легализ. в 16 странах мира, а также в некот. штатах США и Мексики. Так, первой в мире страной, легализов. однополые браки, стали Нидерланды

 

15. Совр. семья: специфика, тенденции.

Во-первых, она явл. нуклеарной, т. е. ее образыва только семейное ядро:

жена, муж, дети. Др. родственники, например родители супругов, входив.ранее в состав расшир. семьи, в нуклеарную семью не входят. Такая семья-превалирующая форма соврем. семейной жизни. Расшир.семья (семья с родст-ками, сост. из нескол. поколений) может сущ. в след. формах: - патрилокальная (молодые живут в семье мужа); -матрилокальная (молодые живут в семье жены); - неолокальная (молодые живут отдельно). Во-вторых, соврем.семья явл. эгалитарной. Основу такой семьи сост.равноправный добровол., свобод. от принуждения, материал. расчетов, вмешательства или давления 3их лиц союз женщины и мужчины. В такой семье не ущемл.права и достоинство мужчины и женщины, обеспеч. каждому из них равные возможности профес., интеллект. и дух. роста. В-третьих, семья сегодня явл. экзогамной (т. е. подчин.запрету на браки близ.родствен.).

В-четвертых, соврем. семья явл «симметричной» (работают муж и жена), хара-тся высокой степенью гибкости семейных ролей, что, в свою очередь, дает высокую адаптацию в усл.быстрых изменений в обществе

 

Пол и гендер.

Понятие пола в соц-ии явл.одним из фундаментальных. Для

того, чтобы отлич.изучение пола в соц-ии, то есть в контексте соц. отношений и процессов, принято использ.понятие «гендер»(от лат. Gender- «пол»), введ.в науч.оборот сексологом Джоном Мани(1921-2006) в ходе исследований соц.ролей маргинал.групп(трансвеститы, транссексуалы) в соврем.обществе. Гендер есть соц.пол. Генд. идентичность означ., в какой мере чувств. себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами. По мере развит.науч.исследований стало ясно, что единств. четкое и значимое биологич.различ. между мужч.и женщ.заключ. в их роли в воспроизводстве потомства. Разгранич.пола и гендера явл.фундаментальным, так как многие различ. между мужчиной и женщиной обусловл.причинами, не являющ.биологич.по своей природе» (Э. Гидденс, 1999). Генд.соц-гия изуч.закономерности дифференц.мужских и женских соц.ролей, разделен.труда по признаку пола, культ. символы и соц.-психологич. стереотипы мужес-ности (маскулинности) и жен-ности (фемининности), их влияние на разные стороны обществ. жизни. В наст.время сущ.три направления в генд. теории:-традиционно-философ. (интерпретация гендер.отношений и гендер.неравенства);-феминизм (проблема преодол.гендерного угнетения женщин и их борьбы за свои права);-теория соц. конструирования гендера, в основе кот.лежит концепция исслед. объектив. и субъектив.реальности, согласно кот. важнейш.функциями явл. информац., прикладная (эмпирическая), управленч., прогностич. Сам факт существ. различий в соц. ролях мужчин и женщин, их реального соц.неравенства всегда в той или иной мере признавали социологи и стрем. объяснить причины неравенства между мужч.и женщ.Гендерная соц-ия-это спец.социологич.теория, кот. изуч. процессы разв. и соц. взаимод.двух гендерных общностей: муж.и жен.Объектом исследов.гендерной соц-гии выступ.муж. и жен. как две большие соц.- демограф. общности, различ. соц.статусом (положением в обществе), ролевыми функциями, особенностями психолог.склада, поведения и сознания.Предметом исслед. явл.соц. статус муж. и жен.в обществе и его эволюция под влиянием конкрет.условий: историч., политич., духов. соц.-экономич., аспектов. Формир.гендера происх. с самого рождения и продолж. на протяж. всей жизни человека. С мальчик.и девочк.родители обращ.совершенно по-разному, даже если они уверены, что не делают никаких различий. С момента рожд.чел.станов.объектом воздействия гендерной системы: в зависим. от пола ребенка выбир.цвет коляски, одежды, набор игрушек. В проц.социализации семья (родители и др.родствен.), сист. образов. (воспитатели дошк.учрежд., учителя), культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формир. опред. правила поведения и созд.представл.о «наст.мужчине» и «наст. женщине». Гендерные идеалы отражают совокупность представл. о муж. и жен. поведении.. Что касается феминистских теорий, то все они основаны на утвержд., что путь освобожд. женщины лежит через изменение ее сознания-освобожд.от устаревших стереотипов поведения.

 

 

Конфес.разнообр.соврем.Б

Конфес.стр-ра Б. свидетельст.о стандартной европ.ситуации, кот. описыв. двухуров.моделью.1ур-доминирующ.христианство(с динамич. неопротестантским элементом), 2ур. - широкий спектр иных

конфессий(с немногочисл. сторонниками новых, или нетрадиц.религий). Беларусь отличает лишь факт отказа от признания гос. религии или постулирования (оформл.законодательно) особого отношения к какой-либо конфессии, что не хара-о для многих европ.гос-ств.

В среде верующих, прежде всего, это касается традиц.для данных регионов

религий, можно констатир. преобладание так назыв. "партикулярных верующих". У них наблюд. явный раскол (несоответствие) между индивид.верой и культов.поведением,между личной убежден. и конфессион. Компетентностью. Специфика религиозной ситуации в Б. опред.прежде всего ее геополитич.положением-на стыке западной и восточной цивилизаций, сосуществов.и поочередным доминиров. католицизма и православия. Гос-ва, находивш.в разные историч.периоды на этнич.тер-рии Б, всегда хара-вались поликонфессиональностью.Религиоз. пестрота-историч., естественно сложив. черта нашей культуры. Только 65,9% зарегистр.религиозных групп имеют собств.молитвенные здания. Ситуация дефицита культ. зданий может порождать напряженность как в отнош.религиозных групп (разных

конфессий, прежде всего) между собой, так и в их отнош.со светскими

властями (органами местной власти).Наблюд. рост конфес.пестроты. Такое религ. разнообр.возник. двумя путями. 1ый-признание и легализация ранее запрещ.конфессий (например,униатства и некоторых протестантских течений). 2ой-возникнов. неокультов, нетрадиц. или новых религий, кот. привносят в практику дух. жизни тревожные явления, связ. с сущностными хара-ками проповедуемых учений.Квазирелигиозное сознание, кот.способст.распростран. лженаучных идей и новых "стандартов объективности". Содерж. формир.на базе так называем.паранаук, оккультных и спиритич.схем, мистицизма и т.п.Религ.проц.в Б можно охарактер.как составл. двух важн.тенденций – возрожденч. (идут процессы возрождения традиц. религиоз. основ нашего общества и культуры)и экспансионистск(.внедрение в нашу культуру новых религиоз. образцов путем актив. миссионерства. Конфессион. пестрота в Б. имеет достаточно

ярко выраж.нац.-этнич.окраску-заметными элементами нац.конфес. струк-ры явл. поляки-католики, немцы-лютеране, русские-староверы, татары-мусульмане.

 

 

Соц-гия как наука: объект, предмет,метод.

Термин «соц.» сост. из сочленения двух слов: лат.societas-общество и греч. Logos-наука, знание, в буквал.переводе означ. учение об обществе. В широк. понимании социолог. наука направ. на изуч. общества, закономерн.его функц-вания и развития, взаимод.соц.общностей разного типа и уровня, соци.институты и соц.процессы в ихсвязи с обществ. целым. Объект науки-обобщающее целое, кот., дробясь, дает нам индивидуума. Др. словами, объект социол. — это то, на что направле.социологи.внимание, знание и исследование. Предметом социол., по мнению Бабосова Е.М., явл. исследов. взаимод. личностей соц. групп в их стру-ных взаимозависимостях в опред.условиях их существ.и в проц. их изменения и разв.в обществе. В предмет. поле социологии включ. и соц.явления, и соц. процессы, соц. факты и закономерности. Можно сказать, что предмет социологии определ. скорее интуитивно, чем рационально. Итак, в рамках социолог. теории Конта, объектом социологии выступало общество в целом, рассма-вшееся как ед.соц.организм, основ. состояниями кот. были, с одной стороны, стабильное, устойч.сущ-вание, с др.- постепенное разв. спереходом от одного кач-ного состояния к др. (предмет социологии). Сущность социологич. подхода Эмиля Дюркгейма сост. в понимании общества как соц. реальности (объект социологии), склад-щейся из совокупности соц. фактов, изучение которых и было предметом этой науки. Немецкий социолог Макс).Функции:1.познават.– исследоват. (проявл.в освоен.данных, добытых другими);2.Практич.(в т.ч. и её социоинженерная ф-ия, к-ая ставит задачу изменения в рамках общества, к-то соц.институтов).3.Оценочно-регулятивная.(Надо ориентир. поведение людей на опред.образ жизни, выбор профессии.;показ. реальное сост.отношений общества, негативное изменение)4.Прогностич. (прогноз на выборы)5.Идеологич.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.224.8 (0.01 с.)