ТОП 10:

Соц.-демограф. ситуация в РБ.



В Беларуси в наст.момент относит.высокая рождаемость-мы нах. в периоде среднего репродукт.возраста поколения, родивш.в середине-конце 80-х годов прош. века, численность кот.высока благодаря высок.рожд.и в то время. Однако вскоре нас ожидает вход в период низк.воспроизводства населения: через несколько лет в сред.репродукт. возраст вступает поколение, родивш. в 90-х годах прош. века, когда из-за серьёзных экономич. неурядиц рожд.резко снизилась, а потому численность молодых людей этого поколения не столь велика.Поэтому в целях улучш.демографич.ситуации на первом плане будет стоять увелич. доходов и повыш. качества жизни граждан. Ожидаемая продолж-ность жизни при рождении в 2013 году состав.в Беларуси 72,6 года, для муж.- 67,3 года, для женщ. - 77,9.

Продолжит. жизни муж.и женщ.в городах и поселках город. типа выше, чем в сельских населен.пунктах:у муж.- на 5,3 года,женщин-на 3,2 года.На нач.текущего года в Беларуси доля лиц в возрасте 65 лет и старше сост.13,9%. Самый "старый" регион в Бел.-Витебская обл. (сред. возраст населения - 41,3 года),а самый "молодой"-город Минск (38,2 лет). В Брес. обл.средний возраст жителей - 39,6, Гомел.- 39,9, Гродн.- 40,4, Мин.- 40,6, Могил. - 40,2 года. Числен.населения Р Б на 1 июля 2013 года сост. 9 459,8 тыс. чел.и по сравнению с нач. текущего года сократ.на 4 тыс. человек. В I полугодии 2013 года в РБ родилось 56 184 ребенка, что на 2 029 больше, чем в соответств.периоде 2012 года, умерло – 64 842 чела, или на 950 человек больше. Естеств.убыль населения сост. 8 658 человек. Причины низкой продолжит.жизни населения РБ:-эконом.проблемы,-экологич.проблемы,- в 90-е годы, оказали влияние рост алкоголизма и наркомании, распростр.табакокурения, особенно среди молодежи, а также пренебреж.ценностью чел. жизни, как на общегосудар., так и индивид. уровнях.Сост. здоровья детей и жен.служат важнейш.хара-ками обществ.здоровья. Поэтому знач. индикатором уровня жизни населения явл.уровень и динамика младенч.смертности. В январе-июне нынеш.года на 1000 жителей РБ приход. 7,4 брака, а в январе-июне прошл. года этот показатель равн.лишь 5,9. В стране умен.число разводов: в январе-июне 2013 года расторгнут 17 тыс. 381 брак. Разводов стало меньше на 13,8% по сравн.с январем-июнем 2012 года.Для регулирования демограф.проц. в Республике Беларусь и провод. целенаправл. Демограф. политика, кот. направлена на улучш. и сохран. здоровья населения, созд.предпосылок для увелич.рождаемости, сокращ. смертности, поддержку семей. В 2002 году принят Закон "О демограф. безопасности РБ", с 2007 года реализов.национ. программа демограф. Безопасности. Сегодня столица занимает 1е место по числу родивш.детей среди всех регионов республики. Основ.усилия в рамках реализации подпрограммы "Стимулир. рождаемости и укрепл.семьи" были направл.на осущ. мер по стимулир. рождаемости.

Религия как тип мировоз.,как соц. институт.

Религия-1.прежде всего, Р. явл.типом мировоззрения. Это значит, что она формулир. опред. ценности и идеалы, а не только знания о мире.2.Р. также явл. система особых действий, предназнач.для достиж.опред.целей. По-другому, совокупн.этих действий наз.культом, кот., как правило, выраж.в форме обрядов, ритуалов, богослуж., молитв.3.под Р подразум.организацию верующих, кот. обычно наз.церковью, общиной или сектой.4.Р как соц. институт, когда данное мировоззрение, культ и организация верующих приобрет. легитимный хар-ер и начин. играть в обществе опред. роль. Поэтому мировоззрение, кот. отрицает сущ.сверхъестествен. и возможность связи с ним, наз. атеистическим. Можно выдел. религии политеистич., т.е. признающ.существов. множества божеств, и монотеистич., т.е. признающ.существов.един. божества(иудаизм, христианство, ислам). В ряде религий божество явл.некоторой безличной силой, кот. действ. с автоматизмом законов природы. Сущ.религии, в кот.отсутств.представление об абсолют.божестве-буддизм. Она формул. некотор. принципы отношения божества к миру. Эсхатология, т.е. учение об окончании мира и миров. процесса. План, предписан. миру, как раз и сост. в том, что он когда-то сотворен и когда-то законч. Сотериология-это учение о смысле или цели человеч. сущ-ния. Смысл этот сост. в спасении. Особенность религ.мировоз.- это специфика основ. человеч. цели. В отличие от других мировоз. религия указыв. на сущ. двух различных миров: земного и потусторон., подчерк.их принцип. различие и говор. о посмертном существ. или необход. спасения из мира земного. Он трактуется как место человеческого страдания. Для религии важна вера. Прежде всего, потому, что иными способами нельзя удостовер. в существ. божества, особенно если оно носит абсолют.характер. Его нельзя увидеть, услышать, нельзя доказать его существ. путем логич.рассуждений. Сакральное или священ.- это время и место исполнения особых действий, кот. связыв.человека с божеством(молитвы, обряды, ритуалы, исполнение заповедей в целом). Сакральное -это также особое состоян., кот. человек должен испытыв. во время их исполнения. Профанное или повседневное -соотв-но, время и место повседн. жизни. Если религии станов.образом жизни, то она неизбежно ставит верующ. в особые отнош.с обществом.

Стр-ра и соц. функции религии..

Составные части религии: вера-уверование(признание сущ.божества), вера-упование(надежда на то,что божество облад.сверхестес.силами) и вера-обязательство или вера-верность(признание необход. для человека обладать опред.свой-ми или осущ. опред. действия,чтобы участие бога в судьбе чела было полож-ным).Соц. функц.религии:мировоззренч.-указание целей (ценностей), к кот.должен стремиться чел, и в их обосновании.-компенсаторная-означ.восполнение.Религия может восполнить неудовлет.чела своей жизнью в целом;-коммуник.-т.е. установл. и укрепл. связей между людьми. Религия обеспеч.это прежде всего, через общность вероучения, обрядов и ритуалов и их совмест.исполнение.

 

Конфес.разнообр.соврем.Б

Конфес.стр-ра Б. свидетельст.о стандартной европ.ситуации, кот. описыв. двухуров.моделью.1ур-доминирующ.христианство(с динамич. неопротестантским элементом), 2ур. - широкий спектр иных

конфессий(с немногочисл. сторонниками новых, или нетрадиц.религий). Беларусь отличает лишь факт отказа от признания гос. религии или постулирования (оформл.законодательно) особого отношения к какой-либо конфессии, что не хара-о для многих европ.гос-ств.

В среде верующих, прежде всего, это касается традиц.для данных регионов

религий, можно констатир. преобладание так назыв. "партикулярных верующих". У них наблюд. явный раскол (несоответствие) между индивид.верой и культов.поведением,между личной убежден. и конфессион. Компетентностью. Специфика религиозной ситуации в Б. опред.прежде всего ее геополитич.положением-на стыке западной и восточной цивилизаций, сосуществов.и поочередным доминиров. католицизма и православия. Гос-ва, находивш.в разные историч.периоды на этнич.тер-рии Б, всегда хара-вались поликонфессиональностью.Религиоз. пестрота-историч., естественно сложив. черта нашей культуры. Только 65,9% зарегистр.религиозных групп имеют собств.молитвенные здания. Ситуация дефицита культ. зданий может порождать напряженность как в отнош.религиозных групп (разных

конфессий, прежде всего) между собой, так и в их отнош.со светскими

властями (органами местной власти).Наблюд. рост конфес.пестроты. Такое религ. разнообр.возник. двумя путями. 1ый-признание и легализация ранее запрещ.конфессий (например,униатства и некоторых протестантских течений). 2ой-возникнов. неокультов, нетрадиц. или новых религий, кот. привносят в практику дух. жизни тревожные явления, связ. с сущностными хара-ками проповедуемых учений.Квазирелигиозное сознание, кот.способст.распростран. лженаучных идей и новых "стандартов объективности". Содерж. формир.на базе так называем.паранаук, оккультных и спиритич.схем, мистицизма и т.п.Религ.проц.в Б можно охарактер.как составл. двух важн.тенденций – возрожденч. (идут процессы возрождения традиц. религиоз. основ нашего общества и культуры)и экспансионистск(.внедрение в нашу культуру новых религиоз. образцов путем актив. миссионерства. Конфессион. пестрота в Б. имеет достаточно

ярко выраж.нац.-этнич.окраску-заметными элементами нац.конфес. струк-ры явл. поляки-католики, немцы-лютеране, русские-староверы, татары-мусульмане.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.238.169 (0.005 с.)