ТОП 10:

Кризис как стадия разв.соц.систем.



Кризис-крутой резкий перелом, тяжелое переход.сост.какого-либо процесса.Кризис-это крайнее обострение противореч.в соц.системе, угрожающее ее жизнестойкости в окруж. среде. Кризис может поним. и как этап в развитии соц.системы, необход. для устранения напряжений и неравновесий в ней. Кризис западной культуры, по мнению П. Сорокина, предст.собой лишь разруш.чувственной формы культуры, утвердивш.в обществе.За ним послед. переходный период, а затем постеп. будет складыв. новая форма культуры с иными ценностями. Теория катастроф. Осн. причина возникн. кризиса-неожид. и непредвид.события во внешн.среде системы(глобал. изменения в окруж. среде, политиче.кризис в гос-тве, скачкообр. изменения валют. курса и тп)Теория циклов (К. Маркс, Т. Мальтус, П. А. Сорокин, А.). С этой точки зрения кризис-это определ., закономер.этап в циклич. развитии системы. По К. Марксу осн. причина периодич. кризисов капиталистич. способа производства закл.в самой природе капитализма, а именно в противоречии между наемными работниками и собствен.средств производства.

Инновацион. теория Й. Шумпетера считает причинами кризисов недостаточ.кол-во нововведений или несвоевремен. их внедрения.

Классифик.:-по масштабам-как глобальные, национ., регион. и локальные. Глобал.кризис охват. всю соц. систему на планетарном уровне. Национ. и регион.кризисы развив. в пределах одной страны или региона. Локальные кризисы возник. в пределах одной или нескол. подсистем.-по глубине охвата проц., происход.в системе-микро- и макрокризисы. Обострение одной или нескольких проблем в соц. системе явл. признаком микрокризиса. Макрокризис поражает все стороны, хара-тики и аспекты сущ. и жизнедеят. системы.-по сферам их проявл.и развития.-экономич. кризис-это резул. обостр. противор.в экономич. подсист. целой страны, региона или отдел.предприятия.-экологич. кризис возн. при разрушении экологич. среды, еезагрязн.и ухудш.жизнен.условий для чела.-соц. кризис возник. при деградации или даже разруш.соц.структуры, что приводит к обостр. Противор.между соц.группами, ухудш. качества жизни.-политич. кризис объед. кризисы в политич.сфере деят-ности. Эти кризисы бывают внешнеполит. и внутриполит.-организац.кризис затруд. или делает невозмож.интеграцию сист. в единое целое при сохран.организац. структур отдел. ее подсистем.-психолог.кризисы обусловлены неустойч.психологич. сост.индивидуума под влиянием внеш. и внутр.факторов.

Понятие семьи в соц-гии.

Соц-гии рассматр.семью как соц.институт и как соц. группу. Как соц. институт семья хара-тся совокупностью соц. норм, санкций и образцов поведения, регламент.взаимоотн. между супругами, родителями, детьми и др. родственниками. При рассмотр.семьи как соц. института изуч.: обществ.сознание в сфере брачно-семейных отношений; образцы семейного поведения; ролевые отнош. в семье; эффектив.реализации институтом семьи своих основ. функций; соц.механизм изменения норм и ценностей. Как малую соц. группу семью можно опред.как общность, складыв. на основе брака или кровного родства, члены кот.связаны общностью быта, взаимопом. и взаимной моральной ответствен. супругов за здоровье детей и их воспитание. При рассмотр. семьи как соц.группы изуч.: условия формир.и этапы разв.семьи; динамика супруж. отношений и хар-тер отношений между родителями и детьми; распред. обязанностей в семье; прич.и мотивы разводов; стр-ра и функции семьи.Основа семьи-брак.Брак-это совокупность соц. норм, а также система взаимных обязан. и прав, опред. взаимоотн. женщины и мужчины, необход. для функционир.семьи.Соц.сущность семьи выраж.через систему категорий, таких как условия жизни семьи, образ мыслей семьи, успешность брачно-семейных отношений и этапы жизн. цикла семьи. Эти категории отражают основ.аспекты брака и семьи, важнейшие стороны их функционир. Семьей назыв.основанное на кровном родстве, браке или усыновл.объединение людей, связ.общностью быта и взаимной ответственностью за воспит.детей; члены семьи часто живут в одном доме. Брак-это институт, регулир. отношения между полами.Семья-это институт, регулир.отношения между супругами, между

родителями и детьми населения». Основное предназн. семьи -прокреация, рождение детей и их социализация. В статье 59 действующ.Кодекса РБ о браке и семье,принятом в 1999 году, дано след.определение: «Семья – это объедин.лиц, связан.между собой моральной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающ. из брака, близкого родства, усыновления».В классич.социологии под соц. браком поним.историч.изменяющ. формы отношений между мужч. и женщ., чьи половые отношения регламентир. обществом. Брак, др. словами, это социально регулир.и историч. Изменяющ. по форме гетерогенное половое отношение.

 

14. Семья и общ-во. Историч.разнообр. организ. семей.

Историч.развитие семьи шло от нерегулир. половых отношений к их огранич. в рамках моногамной семьи. По сути, в генезисе человека как мыслящего существа он, развивая свои производит. силы и устанавл.множество отношений в обществе, все больше стрем. найти в своем половом партнере личность, а не только объект для продолж. рода. Этот процесс имел свои особен.в отдел. периоды развития общества и в отдел.соц.общностях.Индивид. (брачная, супружеская) семья-явл. сегодня наиболее распростр. типом семьи в мире.В 1861 г.немец. антрополог Баховен в работе «Материн. право» утверждал, что у первобытных людей сексуал.отношения не имели никаких огранич. Так как установ.отца не представл.возможности, то родство опред. по женской линии. Это вело к доминир. женщин во всех соц. отношениях. В дальнейшем переход к единобрачию привел, в частности, к такой соц. норме, как выкуп, кот. в то время означ.компенсацию др.мужчинам за их утерян. права на данную женщину. Здесь мы обнаруживаем уже развитые социальные отношения патриархата. Англ. антрополог Мак-Леннан нашел, что на опред.ступени развития общества появл. обычай экзогамии, т. е. правило для мужчин брать себе жен только в экзогамных гр., или внеш. по отношению к его группе. Мак-Леннан выделил 3 формы брака: многоженство(полигиния), многомужество (полиандрия) и единобрачие (моногамия).Америк.соц. антрополог Льюис Морган (1818-1881): семья в своем развитии прошла через след. фазы: кровнородств. семья (брачные группы раздел.по поколениям), пуналуальная семья (искл. сексуальные отнош. между родителями и детьми), парная семья (у мужчины появл.главная жена среди многих жен). На сегодняшний день однополые браки легализ. в 16 странах мира, а также в некот. штатах США и Мексики. Так, первой в мире страной, легализов. однополые браки, стали Нидерланды

 

15. Совр. семья: специфика, тенденции.

Во-первых, она явл. нуклеарной, т. е. ее образыва только семейное ядро:

жена, муж, дети. Др. родственники, например родители супругов, входив.ранее в состав расшир. семьи, в нуклеарную семью не входят. Такая семья-превалирующая форма соврем. семейной жизни. Расшир.семья (семья с родст-ками, сост. из нескол. поколений) может сущ. в след. формах: - патрилокальная (молодые живут в семье мужа); -матрилокальная (молодые живут в семье жены); - неолокальная (молодые живут отдельно). Во-вторых, соврем.семья явл. эгалитарной. Основу такой семьи сост.равноправный добровол., свобод. от принуждения, материал. расчетов, вмешательства или давления 3их лиц союз женщины и мужчины. В такой семье не ущемл.права и достоинство мужчины и женщины, обеспеч. каждому из них равные возможности профес., интеллект. и дух. роста. В-третьих, семья сегодня явл. экзогамной (т. е. подчин.запрету на браки близ.родствен.).

В-четвертых, соврем. семья явл «симметричной» (работают муж и жена), хара-тся высокой степенью гибкости семейных ролей, что, в свою очередь, дает высокую адаптацию в усл.быстрых изменений в обществе

 

Пол и гендер.

Понятие пола в соц-ии явл.одним из фундаментальных. Для

того, чтобы отлич.изучение пола в соц-ии, то есть в контексте соц. отношений и процессов, принято использ.понятие «гендер»(от лат. Gender- «пол»), введ.в науч.оборот сексологом Джоном Мани(1921-2006) в ходе исследований соц.ролей маргинал.групп(трансвеститы, транссексуалы) в соврем.обществе. Гендер есть соц.пол. Генд. идентичность означ., в какой мере чувств. себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами. По мере развит.науч.исследований стало ясно, что единств. четкое и значимое биологич.различ. между мужч.и женщ.заключ. в их роли в воспроизводстве потомства. Разгранич.пола и гендера явл.фундаментальным, так как многие различ. между мужчиной и женщиной обусловл.причинами, не являющ.биологич.по своей природе» (Э. Гидденс, 1999). Генд.соц-гия изуч.закономерности дифференц.мужских и женских соц.ролей, разделен.труда по признаку пола, культ. символы и соц.-психологич. стереотипы мужес-ности (маскулинности) и жен-ности (фемининности), их влияние на разные стороны обществ. жизни. В наст.время сущ.три направления в генд. теории:-традиционно-философ. (интерпретация гендер.отношений и гендер.неравенства);-феминизм (проблема преодол.гендерного угнетения женщин и их борьбы за свои права);-теория соц. конструирования гендера, в основе кот.лежит концепция исслед. объектив. и субъектив.реальности, согласно кот. важнейш.функциями явл. информац., прикладная (эмпирическая), управленч., прогностич. Сам факт существ. различий в соц. ролях мужчин и женщин, их реального соц.неравенства всегда в той или иной мере признавали социологи и стрем. объяснить причины неравенства между мужч.и женщ.Гендерная соц-ия-это спец.социологич.теория, кот. изуч. процессы разв. и соц. взаимод.двух гендерных общностей: муж.и жен.Объектом исследов.гендерной соц-гии выступ.муж. и жен. как две большие соц.- демограф. общности, различ. соц.статусом (положением в обществе), ролевыми функциями, особенностями психолог.склада, поведения и сознания.Предметом исслед. явл.соц. статус муж. и жен.в обществе и его эволюция под влиянием конкрет.условий: историч., политич., духов. соц.-экономич., аспектов. Формир.гендера происх. с самого рождения и продолж. на протяж. всей жизни человека. С мальчик.и девочк.родители обращ.совершенно по-разному, даже если они уверены, что не делают никаких различий. С момента рожд.чел.станов.объектом воздействия гендерной системы: в зависим. от пола ребенка выбир.цвет коляски, одежды, набор игрушек. В проц.социализации семья (родители и др.родствен.), сист. образов. (воспитатели дошк.учрежд., учителя), культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формир. опред. правила поведения и созд.представл.о «наст.мужчине» и «наст. женщине». Гендерные идеалы отражают совокупность представл. о муж. и жен. поведении.. Что касается феминистских теорий, то все они основаны на утвержд., что путь освобожд. женщины лежит через изменение ее сознания-освобожд.от устаревших стереотипов поведения.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.250 (0.004 с.)