Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие антикризисного управления

Поиск

Понятие антикризисного управления

 

Антикризисное управление – сложный процесс, включающий:

- предвидение возможности возникновения кризисной ситуации;

- выявление кризиса и анализ симптомов его возникновения;

- максимальное уменьшение негативного воздействия кризиса на систему;

- использование факторов риска для развития организации в дальнейшем.

Главное в антикризисном управлении – ускоренная и действенная реакция на изменения внешней среды.

Антикризисное управление нацелено на ввод в действие таких организационных и экономических механизмов, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.

Содержание процесса антикризисного управления

Укрупнено, процесс антикризисного управления можно разбить на 4 этапа:

1. Определяется цель антикризисного управления, т.е. необходимое состояние предприятия по этапам выхода из кризиса.

2. Оценивается реальная ситуация на предприятии в текущий момент.

3. Формируется проблема антикризисного управления, т.е. выявляется разница между реальной ситуацией на предприятии и желаемой.

4. Вырабатываются управленческие решения, т.е. определяется способ финансового оздоровления.

Способность предвидеть кризис является самой важной для антикризисного менеджера, в этом случае есть возможность подготовиться к нему. Смягчить его действие или предотвратить, своевременно приняв необходимые меры.

Если кризис наступает неожиданно, то времени на его преодоление и устранение последствий уходит гораздо больше.

Понятие кризиса и его виды.

Фирма или предприятие всегда находится в одном из двух состояний: функционирования или развития.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности системы, сохранение функций и основных характеристик.

Развитие – это приобретение нового качества, новых функций и характеристик, которые позволят укрепить жизнедеятельность фирмы в условиях изменяющейся среды.

Функционирование предприятия невозможно без наличия предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность, а развитие характеризует изменения в этом предмете, средствах труда и человеке.

Результатом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности.

Функционирование и развитие противоречат друг другу, развитие ломает функционирование, а функционирование сдерживает развитие. Но и существовать друг без друга они не могут.

Таким образом, возникает циклическая смена режимов, которая приводит к периодическому наступлению кризисов.

Кризис – это период обострения противоречий на предприятии, угрожающее его жизнестойкости в окружающей среде

Причины кризиса различны. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки в управлении, а также природные катаклизмы, явления климата, землетрясения и др.

Причины также подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние – связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития (т.е. развития государства в целом);

Внутренние – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, инновационной и инвестиционной политикой.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса.

Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают все предприятие, локальные – только его часть.

Также выделяют макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи большие объемы проблем. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

На предприятиях различают:

Экономические кризисы – отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр. В группе экономических кризисов отдельно выделяют финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовые возможности фирмы.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, персонала и менеджеров и т.д.

Организационные кризисы проявляются как кризисы распределения функций, разделение полномочий между отдельными подразделениями, регионами, филиалами или дочерними фирмами.

Психологические кризисы являются кризисами психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.

По причинам возникновений можно выделить следующие группы:

Природные кризисы – вызваны природными условиями. Причинами таких кризисов могут являться землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения и д.р.

Общественными кризисами являются общественные отношения во всех видах их проявления.

Экологический кризис – это кризис взаимоотношений человека с природой. Он возникает при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, - истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий.

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными).

Первые наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами, например потребностью реструктуризации производства. Разновидностью предсказуемого кризиса является технический кризис.

Неожиданные кризисы чаще всего бывают результатом грубых ошибок в управлении или каких-либо природных явлений.

Существуют также явные и латентные (скрытые) кризисы. Явные протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают незаметно и поэтому наиболее опасны.

Можно также выделить группы кризисов, в зависимости от времени длительности – затяжные и кратковременные. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

Банкротство

Согласно Федеральному закону (ФЗ № 127) «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. (гл. I, ст. 2) это понятие трактуется следующим образом:

«Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Признак банкротства юридического лица сформулирован следующим образом:

«Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения». При этом сумма обязательств должна быть более 100 тыс. руб.

Закон о банкротстве подразумевает прохождение различных стадий и процедур банкротства. Всего таких процедур 5:

Наблюдение.

Вводится с момента принятия арбитражным судом заявления. В процессе наблюдения происходит:

-обеспечение сохранности имущества;

-составление реестра требований кредиторов;

- проведение первого собрания кредиторов.

Вводят на срок, не превышающий 7 месяцев.

Заканчивается с началом финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения.

Финансовое оздоровление.

В ходе наблюдения собственники предприятия-должника может обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления (за 15 дней до собрания).

Основная цель финансового оздоровления – восстановление платежеспособности предприятия-должника.

К обращению прилагаются: план финансового оздоровления, график погашения задолженностей, протокол собрания и голосования учредителей за введение финансового оздоровления.

Управление предприятием-должником осуществляет, как правило, его руководитель.

Но судом назначается административный управляющий, который:

-контролирует все сделки,

-осуществляет контроль над выполнением плана финансового оздоровления;

-не дает увеличивать кредиторскую задолженность,

-продавать имущество,

-получать рискованные кредиты и займы.

Финансовое оздоровление вводится не более чем на 2 года.

За месяц до окончания руководитель предприятия-должника предоставляет отчет.

Заканчивается финансовое оздоровление:

-прекращением дела о банкротстве,

-введением внешнего управления (если остался шанс восстановить платежеспособность);

-введением конкурсного производства (если шанса восстановить платежеспособность нет);

-мировым соглашением.

 

3. Внешнее управление.

Основная цель также восстановление платежеспособности, но вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и с назначением внешнего управляющего. Руководитель предприятия-должника отстраняется от управления. На него возлагается обязанность за 3 дня передать все дела.

Внешнее управление вводится на 1 год, возможно продление максимум на 6 месяцев.

Внешний управляющий разрабатывает план оздоровления, предоставляет промежуточные и окончательные отчеты о его выполнении.

Заканчивается внешнее управление:

- Прекращением дела о банкротстве.

- Мировым соглашением.

- Введением процедуры конкурсного производства.

Конкурсное производство

Применяется к должнику, уже признанному банкротом. Цель – соразмерное удовлетворение требований кредиторов, для чего проводится инвентаризация имущества и ликвидация предприятия.

Конкурсное производство вводится, если восстановить платежеспособность невозможно или прочие процедуры оказались безрезультатными.

Руководство отстраняется от управления, арбитражным судом назначается конкурсный управляющий. Он представляет отчет арбитражному суду о своей деятельности и продаже имущества.

Конкурсное производство вводится на 6 месяцев. Может быть максимально продлено на 6 месяцев.

Если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов для прекращения конкурсного производства и введения внешнего управления.

По окончанию конкурсного производства вносится запись в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации должника.

Мировое соглашение.

Это соглашение сторон о прекращении судебного дела мирным путем на основании уступок и взаимного удовлетворения требований.

Решение о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от собрания кредиторов.

Мировое соглашение заключается в письменной форме. Содержит порядок и срок исполнения обязательств.

Если мировое соглашение расторгается, то возобновляется дело о банкротстве и возобновляется та процедура, которая была прервана.

Ликвидация предприятия.

Ликвидация бывает добровольная и принудительная. Добровольная проводится по решению учредителей предприятия. Принудительная – по решению суда в ходе конкурсного производства.

 

По решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия).

В ее состав включаются кредиторы, банки, финансовые органы, а также Фонд государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:

1) Оценку имущества предприятия – банкрота по балансовой стоимости на основе полной инвентаризации.

2) Оценку имущества предприятия – банкрота по рыночной стоимости.

3) Определение ликвидационной массы. Ликвидационную массу составляет все имущество предприятия-должника, оцененное по рыночной стоимости, кроме предусмотренного действующим законодательством изъятия.

4) Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества, т.е. для получения максимально возможной суммы средств от реализации имущества.

5) У довлетворение претензий кредиторов, за счет средств, вырученные от продажи имущества должника.

Сумма этих средств распределяется в определенной очередности:

1. Кредиторы, перед которыми у ликвидируемой компании есть обязательства, возникшие из-за причинения вреда жизни и здоровью.

2. Задолженности по заработной плате и авторскому праву.

3. Бюджет и внебюджетные формы.

4. Прочие кредиторы.

Перед этим должны быть выплачены все судебные издержки и заработная плата конкурсному управляющему, а также погашены все текущие расходы, возникшие уже в ходе конкурсного производства.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

В случае недостаточности средств от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому кредитору сумме.

6) Разработка ликвидационного баланса после полного удовлетворения всех требований кредиторов и подачу его в арбитражный суд.

Если по результатам ликвидационного баланса не осталось имущества арбитражный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица – банкрота.

Если же у предприятия – банкрота достаточно имущества для удовлетворения всех требований кредиторов (достаточно с позиций законодательства для его функционирования в данной организационно-правовой форме), оно считается свободным от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность.

 

Диагностика банкротства.

Прогнозирование возможного банкротства предприятия осуществляются задолго до проявления его явных признаков.

В процессе анализа необходимо установить степень близости предприятия к банкротству на основе исследования параметров деятельности.

К основным параметрам (показателям), оценивающим состояние предприятия, относятся следующие:

Показатели ликвидности. Под ликвидностью (платежеспособностью) понимается способность предприятия своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам

Коэффициент текущей платежеспособности представляет собой отношение суммы текущих активов, включая т-м запасы и незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств.

Этот показатель не должен быть меньше 1, однако на практике критическим считается значение 2.

Коэффициент текущей ликвидности не всегда адекватно отражает платежеспособность предприятия, т.к. в состав текущих активов включаются товарно-материальные запасы, (однако по данным зарубежных специалистов обанкротившимся предприятиям обычно удается извлечь не более 40% их стоимости).

Показатель срочной (критической) ликвидности, в котором из состава оборотных активов товарно-материальные запасы исключены. Он рассчитывается как отношение денежных средств, расчетов и прочих активов к текущим обязательствам.

Четкой границы этого коэффициента не существует, но рекомендуется, чтобы он составлял не менее 1.

Существует и еще более «жесткий» показатель ликвидности – коэффициент абсолютной ликвидности. При расчете этого коэффициента измеряется отношение к текущим обязательствам только денег в кассе и на расчетном счету.

Считается, что значение этого коэффициента не должно опускаться ниже значения 0.2, хотя строгих требований к его значению не существует.

Показатели финансовой устойчивости оценивают состав источников финансирования и соотношение между ними.

Финансовая устойчивость характеризуется также соотношением собственных и заемных средств предприятия. Чем выше доля собственных средств в активах, тем устойчивее предприятие.

Показатели деловой активности предприятия анализируют, насколько эффективно предприятие использует свои средства, т.е. оборотный капитал и собственный капитал.

Показатели рентабельности. Различают:

Коэффициент рентабельности активов, характеризующийся отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов.

Показывает, сколько денежных единиц потребовалось компании для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника получения этих средств.

Коэффициент рентабельности собственного капитала, характеризующийся отношением чистой прибыли к средней величине собственного капитала.

На основе этого показателя можно оценить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.

Существуют методы расчета близости банкротства предприятий и степень их устойчивости. Для этого используется несколько моделей: двухфакторная и пятифакторная модели Э.Альтмана, четырехфакторная модель Р.Таффлера. (методичка, самостоятельно).

Модель Альтмана (или "Z - счет Альтмана) представляет собой пятифакторную модель, в которой факторами выступают показатели диагностики угрозы банкротства. На основе обследования предприятий - банкротов Э.Альтман рассчитал коэффициенты значимости отдельных факторов в интегральной оценке вероятности банкротства. Модель Альтмана имеет следующий вид:

Z=1.2X1+1.4Х2+3.3Х3+0.6Х4+1.0Х5 (1.1.)

где Z - интегральный показатель уровня угрозы банкротства;

Х1 - отношение рабочего капитала к сумме всех активов предприятия (он показывает степень ликвидности активов);

Х2 - отношение чистой прибыли к средней сумме используемых активов или всего капитала (он показывает уровень генерирования прибыли предприятия);

Х3 - уровень доходности активов (или всего используемого капитала). Этот показатель представляет собой отношение чистого дохода (валового дохода за минусом налоговых платежей, входящих в цену продукции) к средней сумме используемых активов или всего капитала (он показывает в какой степени доходы предприятия достаточны для возмещения текущих затрат и формирования пробыли);

Х4 - коэффициент отношения суммы собственного капитала к заемному;

Х5 - оборачиваемость активов или капитала, представляющую собой отношение объема продажи продукции к средней стоимости активов или всего используемого капитала.

Модель Таффлера

Z = 0,53X1 + 0,13X2 + 0,18 X3 + 0,16 X4

где Х1 - прибыль до уплаты налога / текущие обязательства;

Х2 - текущие активы/общая сумма обязательств;


Х3 - текущие обязательства/общая сумма активов;
Х4 - выручка / сумма активов.

Если величина Z-счет а больше 0,3, это говорит о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.

Понятие антикризисного управления

 

Антикризисное управление – сложный процесс, включающий:

- предвидение возможности возникновения кризисной ситуации;

- выявление кризиса и анализ симптомов его возникновения;

- максимальное уменьшение негативного воздействия кризиса на систему;

- использование факторов риска для развития организации в дальнейшем.

Главное в антикризисном управлении – ускоренная и действенная реакция на изменения внешней среды.

Антикризисное управление нацелено на ввод в действие таких организационных и экономических механизмов, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.

Содержание процесса антикризисного управления

Укрупнено, процесс антикризисного управления можно разбить на 4 этапа:

1. Определяется цель антикризисного управления, т.е. необходимое состояние предприятия по этапам выхода из кризиса.

2. Оценивается реальная ситуация на предприятии в текущий момент.

3. Формируется проблема антикризисного управления, т.е. выявляется разница между реальной ситуацией на предприятии и желаемой.

4. Вырабатываются управленческие решения, т.е. определяется способ финансового оздоровления.

Способность предвидеть кризис является самой важной для антикризисного менеджера, в этом случае есть возможность подготовиться к нему. Смягчить его действие или предотвратить, своевременно приняв необходимые меры.

Если кризис наступает неожиданно, то времени на его преодоление и устранение последствий уходит гораздо больше.

Понятие кризиса и его виды.

Фирма или предприятие всегда находится в одном из двух состояний: функционирования или развития.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности системы, сохранение функций и основных характеристик.

Развитие – это приобретение нового качества, новых функций и характеристик, которые позволят укрепить жизнедеятельность фирмы в условиях изменяющейся среды.

Функционирование предприятия невозможно без наличия предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность, а развитие характеризует изменения в этом предмете, средствах труда и человеке.

Результатом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности.

Функционирование и развитие противоречат друг другу, развитие ломает функционирование, а функционирование сдерживает развитие. Но и существовать друг без друга они не могут.

Таким образом, возникает циклическая смена режимов, которая приводит к периодическому наступлению кризисов.

Кризис – это период обострения противоречий на предприятии, угрожающее его жизнестойкости в окружающей среде

Причины кризиса различны. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки в управлении, а также природные катаклизмы, явления климата, землетрясения и др.

Причины также подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние – связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития (т.е. развития государства в целом);

Внутренние – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, инновационной и инвестиционной политикой.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса.

Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают все предприятие, локальные – только его часть.

Также выделяют макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи большие объемы проблем. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

На предприятиях различают:

Экономические кризисы – отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр. В группе экономических кризисов отдельно выделяют финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовые возможности фирмы.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, персонала и менеджеров и т.д.

Организационные кризисы проявляются как кризисы распределения функций, разделение полномочий между отдельными подразделениями, регионами, филиалами или дочерними фирмами.

Психологические кризисы являются кризисами психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.

По причинам возникновений можно выделить следующие группы:

Природные кризисы – вызваны природными условиями. Причинами таких кризисов могут являться землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения и д.р.

Общественными кризисами являются общественные отношения во всех видах их проявления.

Экологический кризис – это кризис взаимоотношений человека с природой. Он возникает при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, - истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий.

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными).

Первые наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами, например потребностью реструктуризации производства. Разновидностью предсказуемого кризиса является технический кризис.

Неожиданные кризисы чаще всего бывают результатом грубых ошибок в управлении или каких-либо природных явлений.

Существуют также явные и латентные (скрытые) кризисы. Явные протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают незаметно и поэтому наиболее опасны.

Можно также выделить группы кризисов, в зависимости от времени длительности – затяжные и кратковременные. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.198 (0.013 с.)