Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие общества. Типы обществ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общество - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. В настоящее время существует множество классификаций и типологий обществ, которые берут за основу различные характеристики. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии). В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ: 1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства; 2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю; 3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда; 4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян; 5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда; 6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений. Можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Термин «индустриальное общество» впервые ввел У Ростоу. Для индустриального общества характерны следующие черты: 1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации; 2) механизация и автоматизация производства и управления; 3) массовое производство товаров на широкий рынок; 4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта; 5) рост урбанизации и социальной мобильности; 6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления; 7) формирование гражданского общества. В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл. Основными чертами информационного общества являются: 1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры; 2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней; 3) рост влияния информации на различные сферы деятельности; 4) расширение демократии, децентрализация общества. В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами.Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.
Согласно этой теории человечество в развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом и соответствующей надстройкой. Каждой формации свойственны определенная основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике. Стадии первобытного общества, рабовладельческого общества и феодального общества соответствуют аграрной цивилизации. Капиталистическая формация соответствует индустриальной цивилизации. Высшая формация — коммунистическая — с ее наилучшими с точки зрения марксизма принципами общественного устройства строится на наиболее развитом экономическом базисе. 8.Социальный институт: понятие, признаки, виды, функции. Эволюция социальных институтов. Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности. К признакам социального института относятся: § совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества; § система культурных образцов, норм, ценностей, символов; § система поведения в соответствии с этими нормами и образцами; § материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач; § общественно признанная миссия, цель, идеология.
§ экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля; § политические институты — государство, армия, милиция, полиция; § социальные интитуты- класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак; § институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь. Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности: § реляционные; § регулятивные. Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.). Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения. Важнейшими социальными институтами являются: § государство и семья; § экономика и политика; § производство; § культура и наука; § воспитание; § СМИ и общественное мнение; § право и образование. В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института. Общие функции: § Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения. § Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий. § Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. § Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества. Отдельные функции: § Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями § Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения § Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию. § Политические институты, ведающие организацией политической жизни. § Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм. § Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам. § Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.
Система социальных институтов постоянно развивается. Эволюцию претерпевают сфера производства, политические институты, институты религии, образования. Значительные изменения происходят в институте семьи. Если сравнить с 19 в., то за последние полвека изменились средний возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение супружеских обязанностей, стиль лидерства в семье, сексуальное поведение мужчин и женщин. Эволюция социальных институтов приводит к тому, что современное общество характеризуется разнообразием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность порождает к жизни появление и существование нескольких специализированных институтов, с другой стороны, каждый институциональный феномен, скажем семья, государство, церковь реализует целую серию фундаментальных потребностей, в том числе в коммуникации, в производстве услуг, и в распределении благ, в обеспечении безопасности граждан, в их индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля, в развитии духовной сферы жизни общества. 9. Понятие социализации. Основные теории развития детей (З.Фрейд и психоанализ, Дж. Г. Мид, Ж. Пиаже).
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. 2. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. 3.Стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы.
10. Десоциализация и ресоциализация личности (по работе: Б. Беттельхейм. «Просвященное сердце»). Десоциализация— утрата индивидом, по каким-либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде. Ресоциализация- разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих. Одна из ситуаций,в которых люди переживают ресоциализацию и десоциализацию - пребывание в карцерных организациях: клиниках для душевнобольных, тюрьмах, казармах, в любых местах, отделенных от внешнего мира, где люди попадают под действие новых суровых порядков и требований. Психологу Бруно Беттельгейму принадлежит знаменитое описание ресоциализации людей, помещенных нацистами в конце 1930-х и в 1940-х годах в концентрационные лагеря Германии. Условия лагерной жизни были ужасающими, заключенные подвергались пыткам, постоянным оскорблениям, они столкнулись с острой нехваткой пищи и других элементарных средств для поддержания жизни. Согласно Беттельгейму, все заключенные подверглись личностным изменениям, которые следовали в определенном порядке. Начальный момент заключения вызывал шок, поскольку людей безжалостно вырывали из семьи и круга друзей и перед помещением в лагерь нередко подвергали пыткам. Большинство новых узников пыталось противостоять влиянию лагерных условий, стремясь действовать в соответствии с опытом и ценностями предыдущей жизни; но это оказывалось невозможным. Страх, лишения и неопределенность вызывали распад личности узника. Поведение других становились похожими на поведение детей, они теряли ощущение времени и способность "думать вперед", и их настроение сильно колебалось из-за тривиальных событий. Большинство из тех, кто пробыл в лагерях больше года, - "старые узники" - вели себя совершенно иначе. Старые узники пережили процессы десоциализации и ресоциализации, в течение которого они справились со зверствами лагерного существования. Часто они не могли вспомнить имена, места и события их предыдущей жизни.
11. Старость как социальная проблема. Особенности социализации пожилых. Общество и возрастные нормы. Теории старения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.013 с.) |