![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие общества. Типы обществ.
Общество - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. В настоящее время существует множество классификаций и типологий обществ, которые берут за основу различные характеристики. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии). В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ: 1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства; 2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю; 3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда; 4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян; 5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда; 6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений. Можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства.
Термин «индустриальное общество» впервые ввел У Ростоу. Для индустриального общества характерны следующие черты: 1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации; 2) механизация и автоматизация производства и управления; 3) массовое производство товаров на широкий рынок; 4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта; 5) рост урбанизации и социальной мобильности; 6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления; 7) формирование гражданского общества. В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл. Основными чертами информационного общества являются: 1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры; 2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней; 3) рост влияния информации на различные сферы деятельности; 4) расширение демократии, децентрализация общества. В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами.Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.
Согласно этой теории человечество в развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом и соответствующей надстройкой. Каждой формации свойственны определенная основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике. Стадии первобытного общества, рабовладельческого общества и феодального общества соответствуют аграрной цивилизации. Капиталистическая формация соответствует индустриальной цивилизации. Высшая формация — коммунистическая — с ее наилучшими с точки зрения марксизма принципами общественного устройства строится на наиболее развитом экономическом базисе.
8.Социальный институт: понятие, признаки, виды, функции. Эволюция социальных институтов. Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности. К признакам социального института относятся: § совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества; § система культурных образцов, норм, ценностей, символов; § система поведения в соответствии с этими нормами и образцами; § материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач; § общественно признанная миссия, цель, идеология.
§ экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля; § политические институты — государство, армия, милиция, полиция; § социальные интитуты- класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак; § институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь. Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности: § реляционные; § регулятивные. Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.). Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения. Важнейшими социальными институтами являются: § государство и семья; § экономика и политика; § производство; § культура и наука; § воспитание; § СМИ и общественное мнение; § право и образование. В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института. Общие функции: § Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения. § Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий. § Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. § Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества. Отдельные функции: § Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями
§ Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения § Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию. § Политические институты, ведающие организацией политической жизни. § Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм. § Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам. § Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.
Система социальных институтов постоянно развивается. Эволюцию претерпевают сфера производства, политические институты, институты религии, образования. Значительные изменения происходят в институте семьи. Если сравнить с 19 в., то за последние полвека изменились средний возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение супружеских обязанностей, стиль лидерства в семье, сексуальное поведение мужчин и женщин. Эволюция социальных институтов приводит к тому, что современное общество характеризуется разнообразием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность порождает к жизни появление и существование нескольких специализированных институтов, с другой стороны, каждый институциональный феномен, скажем семья, государство, церковь реализует целую серию фундаментальных потребностей, в том числе в коммуникации, в производстве услуг, и в распределении благ, в обеспечении безопасности граждан, в их индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля, в развитии духовной сферы жизни общества. 9. Понятие социализации. Основные теории развития детей (З.Фрейд и психоанализ, Дж. Г. Мид, Ж. Пиаже).
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. 2. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. 3.Стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы.
10. Десоциализация и ресоциализация личности (по работе: Б. Беттельхейм. «Просвященное сердце»). Десоциализация— утрата индивидом, по каким-либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде. Ресоциализация- разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих.
Одна из ситуаций,в которых люди переживают ресоциализацию и десоциализацию - пребывание в карцерных организациях: клиниках для душевнобольных, тюрьмах, казармах, в любых местах, отделенных от внешнего мира, где люди попадают под действие новых суровых порядков и требований. Психологу Бруно Беттельгейму принадлежит знаменитое описание ресоциализации людей, помещенных нацистами в конце 1930-х и в 1940-х годах в концентрационные лагеря Германии. Условия лагерной жизни были ужасающими, заключенные подвергались пыткам, постоянным оскорблениям, они столкнулись с острой нехваткой пищи и других элементарных средств для поддержания жизни. Согласно Беттельгейму, все заключенные подверглись личностным изменениям, которые следовали в определенном порядке. Начальный момент заключения вызывал шок, поскольку людей безжалостно вырывали из семьи и круга друзей и перед помещением в лагерь нередко подвергали пыткам. Большинство новых узников пыталось противостоять влиянию лагерных условий, стремясь действовать в соответствии с опытом и ценностями предыдущей жизни; но это оказывалось невозможным. Страх, лишения и неопределенность вызывали распад личности узника. Поведение других становились похожими на поведение детей, они теряли ощущение времени и способность "думать вперед", и их настроение сильно колебалось из-за тривиальных событий. Большинство из тех, кто пробыл в лагерях больше года, - "старые узники" - вели себя совершенно иначе. Старые узники пережили процессы десоциализации и ресоциализации, в течение которого они справились со зверствами лагерного существования. Часто они не могли вспомнить имена, места и события их предыдущей жизни.
11. Старость как социальная проблема. Особенности социализации пожилых. Общество и возрастные нормы. Теории старения.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.53.175 (0.034 с.) |