Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества.

Поиск

1. Политика (греч. – искусство управления государством) – фундаментальное понятие политологии, что обусловило необходимость более пространного изложения данной темы. В относительно самостоятельную сферу деятельности общества она превращается в связи с возникшими в процессе развития истории потребностями людей. Постоянное усложнение материального производства, социальной жизни, культурный прогресс человечества и другие многообразные причины приводят к экономической, социальной, духовной дифференциации общества. В результате выявляется определенный блок интересов социальных групп и отдельных людей, где эти интересы вступают в противоречия, иногда непримиримые, друг с другом. Осознание и регулирование этих интересов становится не под силу старым механизмам власти, основанным на религии, обычаях, традициях и т.п. Другими словами, взаимодействие между социальными группами выходит на политический уровень. Возникает политика и политическая власть.

Нами представлена весьма схематическая картина возникновения политики. Такое сложное явление общественной жизни как политика изучалось исследователями самых различных областей знаний: философией, политологией, социологией, историей, психологией и другими с древних времен (Платон, Аристотель – VI – V вв. до н.э.) Существует много определений политики в зависимости от того, какой критерий положен исследователем в основу его понимания политики.

В современной политологии можно выделить, по крайней мере, три группы определений политики: а) социологические определения; б) субстанциональные (т.е. выясняющие основу явления) определения; в) научно-сконструированные определения, связанные с интерпретацией политики как целеполагающей деятельности. Важно подчеркнуть, что все перечисленные подходы основываются на действительных свойствах сложнейшего явления политики, хотя зачастую преувеличивают значение «своего» критерия, нередко возводя его в детерминирующий фактор.

Социологические определения считают причиной и источником развития политики различные социальные явления, то есть явления, сотворенные человеком: экономику (марксизм и другие течения); социальную дифференциацию в обществе и социальные антагонизмы (марксизм), а также мирные взаимоотношения между заинтересованными группами (А. Бентли, Д. Трумэн). Концепции антагонистических социальных отношений делают ставку на конфликтную ситуацию как двигатель политики, а получившая в настоящее время широкое распространение теория заинтересованных групп трактует политику как искусство обеспечения компромисса, баланса интересов групп. Правовые концепции считают политику производной от права и прежде всего естественных прав человека, которые лежат в основе законов и деятельности государства (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Жан-Жак Руссо, И. Кант). Этические (моральные) концепции признают догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества (Аристотель и другие).

Вторая группа определений политики – субстанциональная – исходит из трактовки основного содержания политики (ее субстанции) как суммы действий, направленных на обретение, использование и удержание власти (Н.Макиавелли, М. Вебер). При этом ряд исследователей считают глубинным источником таких действий психику человека, процессы в его сознании и подсознании (антропологические трактовки).

Третья группа – так называемая научно-сконструированные трактовки сущности политики рассматривает ее как процесс деятельности, которая определяет жизнь государства. Многими исследователями подчеркивается целеполагающая функция политики в качестве определяющей ее сущность (так называемые телеологические трактовки политики. Т. Парсонс).

К группе научно-сконструированных трактовок относят системное определение сущности политики. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельным сложным социальным организмом, одновременно автономным и тесно связанным с другими сферами общества. Но только политическая система в целом может удовлетворить целый ряд общественных потребностей, в том числе – интеграцию и стабильность общества.

Обилие научных характеристик политики объясняется сложностью и богатством ее содержания. Каждая из характеристик отражает отдельные черты и грани политики, далеко не исчерпывая их.

Обобщая различные взгляды на сущность политики, ее можно определить так: политика это деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (т.е. осознанию, определению и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего –общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. Политика – это инструмент сознательного саморегулирования общества. Ядром политики является завоевание, утверждение и использование государственной власти.

2. В современной научной литературе выделяются разные аспекты и составные части политики. Самым распространенным является разграничение в политике ее содержания, формы, процесса, элементов и уровней.

Содержание политики. Сфера влияния политики – политические отношения людей. Они выражают устойчивый характер взаимосвязей социальных групп между собой по поводу власти. Сюда входят многообразные действия элиты и электората, элиты и оппозиции, лидеров, социальных и национальных общностей, разнообразных групп интересов и политических институтов. Вся эта деятельность составляет содержание политической жизни общества. Политика тесно связана с уровнем развития политического сознания общества. Оно определяет качество и эффективность функционирования власти, всей политической системы общества. Содержание политики выражается также в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она ставит и решает, в мотивах и механизмах принятия и выполнения политических решений.

Формы политики. Политика проводится в жизнь посредством особых институтов власти. Сюда входят: государство, партии и партийные системы, группы интересов, различные общественно-политические институты. Они составляют организационную структуру политики, определяют, согласно современной классификации, ее форму. Форма политики воплощается также в законах, политических и правовых нормах.

Политический процесс отражает многоступенчатый и конфликтный характер политической деятельности, ее проявления как действия различных социальных групп по артикуляции своих интересов и потребностей, представлению их на уровень власти, нахождения властью баланса противоречивых интересов, превращение их во властные интересы, законы, которые затем «спускаются» вниз от власти до уровня социальных групп и индивидов, где и воплощаются в жизнь.

Элементы политики. В качестве самостоятельных элементов политики можно выделить: а) институты власти и борьбы за нее; б) нормативные идеи: политико-правовые нормы, программы и избирательные платформы политических партий; в) политическое сознание, менталитет (образ мыслей, душевный склад народа), ценностные ориентации и установки индивидов, политические взгляды и теории, традиции общества.

Уровни и виды политики:

а) макроуровень характеризует государственную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах;

б) микроуровень – это политическая деятельность партий, общественных объединений и т.п., а также местное самоуправление;

в) мегауровень относится к политической деятельности международных организаций (ООН, НАТО и т.п.). В этой иерархии детерминирующим является макроуровень.

Виды политики прямо зависят от характера потребностей социальных групп и индивидов. Это экономические, социальные, духовные, национальные и другие интересы. Им соответствуют экономическая, культурная, национальная и другие виды политики. Может быть проведено еще более дробное деление: административная, хозяйственная и т.п. политика. Выделяют также два основных направления политики: внутреннюю и внешнюю.

Факторы, влияющие на формирование политики, весьма многочисленны: это потребности, интересы и ожидания социальных групп и индивидов, моральные и правовые нормы общества, история, традиции, менталитет общества и лидеров, их психология, наконец, географическая среда, географическое положение государства, а также некоторые другие.

3. Современная политология, опираясь на теоретический анализ политики и политическую практику, определяет следующие важнейшие функции политики в обществе:

а) коммуникационная функция, которая включает в себя широкий круг действий по конституированию (выявлению смысла существования) социальных общностей. Сюда входит изучение и выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества, определение их общих интересов и выработка приемлемых для всех субъектов политики правил поведения, распределение функций и ролей между субъектами и выработка правил их взаимодействия и т.п.;

б) разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов;

в) поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

г) предотвращение и регулирование групповых конфликтов на основе нахождения баланса интересов, национального согласия всех социальных слоев, граждан и государства;

д) политическая социализация личности, т.е. превращение человека в гражданина, субъекта политики, осознающего свои права и обязанности перед обществом (эту функцию определяют еще как человекотворческую);

е) обеспечение преемственности и социального обновления как всего общества в целом, так и самого человека. Выбранный обществом политический курс должен правильно определять отдаленные стратегические политические цели и постоянно проверять их политической практикой, здравым смыслом и нравственными нормами.

Из сказанного о политике вытекает, что она является не только наукой, но и искусством. Это означает, что для успешного ее осуществления нужно не только изучать и знать ее предмет, но иметь политическое чутье, интуицию, угадывать тенденции интересов и ожиданий различных групп, чтобы оперативно отлаживать механизм их регулирования.

4. Политика как многосложное явление тесно связана с другими сферами общественной жизни, испытывает на себе влияние экономики, идеологии, морали, культуры. Эти взаимоотношения имеют характер причинно-следственной связи, то есть выражают обусловленность политических процессов экономическими, социальными, идеологическими, нравственными и другими факторами, а также обратное воздействие политики на них. Это хорошо видно на примере диалектической взаимосвязи между политикой и экономикой.

Экономика, в конечном счете, не непосредственно, не прямо, а через многоступенчатые социальные, духовные и другие факторы, оказывает определяющее влияние на политику, поскольку экономика развивается по объективным законам. В то же время политика, особенно экономическая политика, активно влияет на экономику. Очень ярко это проявляется в переходные периоды развития общества. Какой-то период времени приоритет принадлежит тогда политике. Характер влияния политики может быть либо позитивным, либо негативным, либо нейтральным. Необходимо подчеркнуть, что влияние политики никогда не должно быть командным, выражаться в прямом администировании, прямом вмешательстве в экономику. Политика должна лишь создавать условия для успешного саморазвития экономики (как и любой другой отрасли). Политика регулирует экономику через посредство социальной сферы, что конкретно выражается в условиях современной экономики, прежде всего, в разработке рычагов экономического стимулирования (гибкая налоговая и кредитная политика).

На нынешнем этапе развития цивилизации значительное влияние на политику оказывает идеология. Идеология четко выражает и концентрирует интересы отдельных групп общества, дает этим интересам обоснование, защищает их, определяет цель развития данной группы или ряда групп. Тем самым идеология укрепляет, интегрирует сами эти группы. И пока существуют устойчивые общности людей с их интересами и ожиданиями идеологические концепции, и взгляды имеют объективные условия для существования. Это означает, что уничтожить влияние идеологии на политику в современном обществе невозможно.

Идеология как специфическая форма сознания тенденциозно отражает действительность, претендуя на универсальность защищаемых ее ценностей и целей. Поэтому в процессе поиска баланса интересов различных социальных групп необходимо максимально смягчить влияние идеологии на политику. Это достигается признанием права на существование многих идеологий в обществе (политический и идеологический плюрализм), когда они «уравновешивают» друг друга и ни одна из них не получает абсолютного преимущества (характерно для современных демократических обществ). При этом может быть и господствующая идеология, идеология партии, стоящей в данный момент у власти. Однако в обществе имеется в то же время много других идеологий, которые разрушают монополизм «главной» идеологии, являются ее постоянной оппозицией. В тоталитарных обществах господствует одна государственная идеология, которая в значительной степени обуславливает существование самого режима.

Смягчение влияния идеологии на политику достигается переориентацией власти на общечеловеческие гуманистические ценности, тенденция к усилению значения которых наблюдается в современной цивилизации. Эти ценности базируются на единых в своей основе нормах нравственности, признании прав человека на свободу, жизнь и стремление к счастью. А достоинство человека признается высшей ценностью, «мерой» самой политики.

Сложную проблему представляет взаимоотношение политики и нравственности (морали). В идеале, в теории, еще древние мыслители (Платон, Аристотель) считали государство лишь средством для достижения главной цели – счастья человека. Мысль о том, что государство должно основываться на нравственных общечеловеческих нормах и иметь целью развития утверждение этих норм в жизни присутствует в политологии на протяжении столетий. Органическая связь политики и морали обусловлена тем, что осознание своих политических интересов человек неизбежно связывает со своим нравственным выбором, своими представлениями о нравственности.

Связь политики и общечеловеческих норм нравственности не всегда в истории человечества прослеживается устойчиво. Политика как внутренняя, так и международная полна кровавыми преступлениями, случаями, когда провозглашалась «святая» цель (например, необходимость обращения так называемых «нецивилизованных» народов в христианство, или, например, коммунизм), а выполнялась античеловеческими средствами. Разобщенность понятий «политика» и «мораль» теоретически закрепила политическая концепция Н. Макиавелли («Цель оправдывает средства»).

В настоящее время постоянное нарушение нравственных норм, прав человека в государствах (особенно в государствах, находящихся в переходном периоде, в том числе в России), разгул преступности, коррупция, взяточничество, терроризм является могучим тормозом общественного прогресса. Жесткая государственная политика, законодательство, нацеленное на борьбу с этими явлениями – непременное условие развития подлинной демократии.

С развитием демократии, правового государства, гражданского общества появляется тенденция к усилению воздействия общечеловеческих норм морали как на политическое поведение властных структур, так и на политическое сознание масс. Нравственность, особенно ее аксиологическая (оценочная) и регулятивная функции все больше воздействуют на политику. Это выражается в формировании такой политической этики, при которой сознание лидеров, элит и масс завоевывают идеи национального согласия и компромисса (консенсуса) в противовес идеям классовой, этнической и всякой другой ненависти. Насильственные методы в политике отходят на второй план. В диалектическом соотношении «политика – мораль» происходит усиление влияния морали на политику.

Усиление влияния морали на политику вовсе не означает безволия власти, отсутствие дисциплины и государственного насилия, закрепленного законом по отношению к антиобщественным элементам. Демократия – это сообщество законопослушных, ответственных за свои поступки людей. Нарушение прав и свободы граждан карается в демократическом правовом государстве по всей строгости закона.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.156.58 (0.008 с.)