Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Политика (греч. – искусство управления государством) – фундаментальное понятие политологии, что обусловило необходимость более пространного изложения данной темы. В относительно самостоятельную сферу деятельности общества она превращается в связи с возникшими в процессе развития истории потребностями людей. Постоянное усложнение материального производства, социальной жизни, культурный прогресс человечества и другие многообразные причины приводят к экономической, социальной, духовной дифференциации общества. В результате выявляется определенный блок интересов социальных групп и отдельных людей, где эти интересы вступают в противоречия, иногда непримиримые, друг с другом. Осознание и регулирование этих интересов становится не под силу старым механизмам власти, основанным на религии, обычаях, традициях и т.п. Другими словами, взаимодействие между социальными группами выходит на политический уровень. Возникает политика и политическая власть. Нами представлена весьма схематическая картина возникновения политики. Такое сложное явление общественной жизни как политика изучалось исследователями самых различных областей знаний: философией, политологией, социологией, историей, психологией и другими с древних времен (Платон, Аристотель – VI – V вв. до н.э.) Существует много определений политики в зависимости от того, какой критерий положен исследователем в основу его понимания политики. В современной политологии можно выделить, по крайней мере, три группы определений политики: а) социологические определения; б) субстанциональные (т.е. выясняющие основу явления) определения; в) научно-сконструированные определения, связанные с интерпретацией политики как целеполагающей деятельности. Важно подчеркнуть, что все перечисленные подходы основываются на действительных свойствах сложнейшего явления политики, хотя зачастую преувеличивают значение «своего» критерия, нередко возводя его в детерминирующий фактор. Социологические определения считают причиной и источником развития политики различные социальные явления, то есть явления, сотворенные человеком: экономику (марксизм и другие течения); социальную дифференциацию в обществе и социальные антагонизмы (марксизм), а также мирные взаимоотношения между заинтересованными группами (А. Бентли, Д. Трумэн). Концепции антагонистических социальных отношений делают ставку на конфликтную ситуацию как двигатель политики, а получившая в настоящее время широкое распространение теория заинтересованных групп трактует политику как искусство обеспечения компромисса, баланса интересов групп. Правовые концепции считают политику производной от права и прежде всего естественных прав человека, которые лежат в основе законов и деятельности государства (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Жан-Жак Руссо, И. Кант). Этические (моральные) концепции признают догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества (Аристотель и другие). Вторая группа определений политики – субстанциональная – исходит из трактовки основного содержания политики (ее субстанции) как суммы действий, направленных на обретение, использование и удержание власти (Н.Макиавелли, М. Вебер). При этом ряд исследователей считают глубинным источником таких действий психику человека, процессы в его сознании и подсознании (антропологические трактовки). Третья группа – так называемая научно-сконструированные трактовки сущности политики рассматривает ее как процесс деятельности, которая определяет жизнь государства. Многими исследователями подчеркивается целеполагающая функция политики в качестве определяющей ее сущность (так называемые телеологические трактовки политики. Т. Парсонс). К группе научно-сконструированных трактовок относят системное определение сущности политики. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельным сложным социальным организмом, одновременно автономным и тесно связанным с другими сферами общества. Но только политическая система в целом может удовлетворить целый ряд общественных потребностей, в том числе – интеграцию и стабильность общества. Обилие научных характеристик политики объясняется сложностью и богатством ее содержания. Каждая из характеристик отражает отдельные черты и грани политики, далеко не исчерпывая их. Обобщая различные взгляды на сущность политики, ее можно определить так: политика это деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (т.е. осознанию, определению и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего –общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. Политика – это инструмент сознательного саморегулирования общества. Ядром политики является завоевание, утверждение и использование государственной власти. 2. В современной научной литературе выделяются разные аспекты и составные части политики. Самым распространенным является разграничение в политике ее содержания, формы, процесса, элементов и уровней. Содержание политики. Сфера влияния политики – политические отношения людей. Они выражают устойчивый характер взаимосвязей социальных групп между собой по поводу власти. Сюда входят многообразные действия элиты и электората, элиты и оппозиции, лидеров, социальных и национальных общностей, разнообразных групп интересов и политических институтов. Вся эта деятельность составляет содержание политической жизни общества. Политика тесно связана с уровнем развития политического сознания общества. Оно определяет качество и эффективность функционирования власти, всей политической системы общества. Содержание политики выражается также в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она ставит и решает, в мотивах и механизмах принятия и выполнения политических решений. Формы политики. Политика проводится в жизнь посредством особых институтов власти. Сюда входят: государство, партии и партийные системы, группы интересов, различные общественно-политические институты. Они составляют организационную структуру политики, определяют, согласно современной классификации, ее форму. Форма политики воплощается также в законах, политических и правовых нормах. Политический процесс отражает многоступенчатый и конфликтный характер политической деятельности, ее проявления как действия различных социальных групп по артикуляции своих интересов и потребностей, представлению их на уровень власти, нахождения властью баланса противоречивых интересов, превращение их во властные интересы, законы, которые затем «спускаются» вниз от власти до уровня социальных групп и индивидов, где и воплощаются в жизнь. Элементы политики. В качестве самостоятельных элементов политики можно выделить: а) институты власти и борьбы за нее; б) нормативные идеи: политико-правовые нормы, программы и избирательные платформы политических партий; в) политическое сознание, менталитет (образ мыслей, душевный склад народа), ценностные ориентации и установки индивидов, политические взгляды и теории, традиции общества. Уровни и виды политики: а) макроуровень характеризует государственную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах; б) микроуровень – это политическая деятельность партий, общественных объединений и т.п., а также местное самоуправление; в) мегауровень относится к политической деятельности международных организаций (ООН, НАТО и т.п.). В этой иерархии детерминирующим является макроуровень. Виды политики прямо зависят от характера потребностей социальных групп и индивидов. Это экономические, социальные, духовные, национальные и другие интересы. Им соответствуют экономическая, культурная, национальная и другие виды политики. Может быть проведено еще более дробное деление: административная, хозяйственная и т.п. политика. Выделяют также два основных направления политики: внутреннюю и внешнюю. Факторы, влияющие на формирование политики, весьма многочисленны: это потребности, интересы и ожидания социальных групп и индивидов, моральные и правовые нормы общества, история, традиции, менталитет общества и лидеров, их психология, наконец, географическая среда, географическое положение государства, а также некоторые другие. 3. Современная политология, опираясь на теоретический анализ политики и политическую практику, определяет следующие важнейшие функции политики в обществе: а) коммуникационная функция, которая включает в себя широкий круг действий по конституированию (выявлению смысла существования) социальных общностей. Сюда входит изучение и выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества, определение их общих интересов и выработка приемлемых для всех субъектов политики правил поведения, распределение функций и ролей между субъектами и выработка правил их взаимодействия и т.п.; б) разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов; в) поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности; г) предотвращение и регулирование групповых конфликтов на основе нахождения баланса интересов, национального согласия всех социальных слоев, граждан и государства; д) политическая социализация личности, т.е. превращение человека в гражданина, субъекта политики, осознающего свои права и обязанности перед обществом (эту функцию определяют еще как человекотворческую); е) обеспечение преемственности и социального обновления как всего общества в целом, так и самого человека. Выбранный обществом политический курс должен правильно определять отдаленные стратегические политические цели и постоянно проверять их политической практикой, здравым смыслом и нравственными нормами. Из сказанного о политике вытекает, что она является не только наукой, но и искусством. Это означает, что для успешного ее осуществления нужно не только изучать и знать ее предмет, но иметь политическое чутье, интуицию, угадывать тенденции интересов и ожиданий различных групп, чтобы оперативно отлаживать механизм их регулирования. 4. Политика как многосложное явление тесно связана с другими сферами общественной жизни, испытывает на себе влияние экономики, идеологии, морали, культуры. Эти взаимоотношения имеют характер причинно-следственной связи, то есть выражают обусловленность политических процессов экономическими, социальными, идеологическими, нравственными и другими факторами, а также обратное воздействие политики на них. Это хорошо видно на примере диалектической взаимосвязи между политикой и экономикой. Экономика, в конечном счете, не непосредственно, не прямо, а через многоступенчатые социальные, духовные и другие факторы, оказывает определяющее влияние на политику, поскольку экономика развивается по объективным законам. В то же время политика, особенно экономическая политика, активно влияет на экономику. Очень ярко это проявляется в переходные периоды развития общества. Какой-то период времени приоритет принадлежит тогда политике. Характер влияния политики может быть либо позитивным, либо негативным, либо нейтральным. Необходимо подчеркнуть, что влияние политики никогда не должно быть командным, выражаться в прямом администировании, прямом вмешательстве в экономику. Политика должна лишь создавать условия для успешного саморазвития экономики (как и любой другой отрасли). Политика регулирует экономику через посредство социальной сферы, что конкретно выражается в условиях современной экономики, прежде всего, в разработке рычагов экономического стимулирования (гибкая налоговая и кредитная политика). На нынешнем этапе развития цивилизации значительное влияние на политику оказывает идеология. Идеология четко выражает и концентрирует интересы отдельных групп общества, дает этим интересам обоснование, защищает их, определяет цель развития данной группы или ряда групп. Тем самым идеология укрепляет, интегрирует сами эти группы. И пока существуют устойчивые общности людей с их интересами и ожиданиями идеологические концепции, и взгляды имеют объективные условия для существования. Это означает, что уничтожить влияние идеологии на политику в современном обществе невозможно. Идеология как специфическая форма сознания тенденциозно отражает действительность, претендуя на универсальность защищаемых ее ценностей и целей. Поэтому в процессе поиска баланса интересов различных социальных групп необходимо максимально смягчить влияние идеологии на политику. Это достигается признанием права на существование многих идеологий в обществе (политический и идеологический плюрализм), когда они «уравновешивают» друг друга и ни одна из них не получает абсолютного преимущества (характерно для современных демократических обществ). При этом может быть и господствующая идеология, идеология партии, стоящей в данный момент у власти. Однако в обществе имеется в то же время много других идеологий, которые разрушают монополизм «главной» идеологии, являются ее постоянной оппозицией. В тоталитарных обществах господствует одна государственная идеология, которая в значительной степени обуславливает существование самого режима. Смягчение влияния идеологии на политику достигается переориентацией власти на общечеловеческие гуманистические ценности, тенденция к усилению значения которых наблюдается в современной цивилизации. Эти ценности базируются на единых в своей основе нормах нравственности, признании прав человека на свободу, жизнь и стремление к счастью. А достоинство человека признается высшей ценностью, «мерой» самой политики. Сложную проблему представляет взаимоотношение политики и нравственности (морали). В идеале, в теории, еще древние мыслители (Платон, Аристотель) считали государство лишь средством для достижения главной цели – счастья человека. Мысль о том, что государство должно основываться на нравственных общечеловеческих нормах и иметь целью развития утверждение этих норм в жизни присутствует в политологии на протяжении столетий. Органическая связь политики и морали обусловлена тем, что осознание своих политических интересов человек неизбежно связывает со своим нравственным выбором, своими представлениями о нравственности. Связь политики и общечеловеческих норм нравственности не всегда в истории человечества прослеживается устойчиво. Политика как внутренняя, так и международная полна кровавыми преступлениями, случаями, когда провозглашалась «святая» цель (например, необходимость обращения так называемых «нецивилизованных» народов в христианство, или, например, коммунизм), а выполнялась античеловеческими средствами. Разобщенность понятий «политика» и «мораль» теоретически закрепила политическая концепция Н. Макиавелли («Цель оправдывает средства»). В настоящее время постоянное нарушение нравственных норм, прав человека в государствах (особенно в государствах, находящихся в переходном периоде, в том числе в России), разгул преступности, коррупция, взяточничество, терроризм является могучим тормозом общественного прогресса. Жесткая государственная политика, законодательство, нацеленное на борьбу с этими явлениями – непременное условие развития подлинной демократии. С развитием демократии, правового государства, гражданского общества появляется тенденция к усилению воздействия общечеловеческих норм морали как на политическое поведение властных структур, так и на политическое сознание масс. Нравственность, особенно ее аксиологическая (оценочная) и регулятивная функции все больше воздействуют на политику. Это выражается в формировании такой политической этики, при которой сознание лидеров, элит и масс завоевывают идеи национального согласия и компромисса (консенсуса) в противовес идеям классовой, этнической и всякой другой ненависти. Насильственные методы в политике отходят на второй план. В диалектическом соотношении «политика – мораль» происходит усиление влияния морали на политику. Усиление влияния морали на политику вовсе не означает безволия власти, отсутствие дисциплины и государственного насилия, закрепленного законом по отношению к антиобщественным элементам. Демократия – это сообщество законопослушных, ответственных за свои поступки людей. Нарушение прав и свободы граждан карается в демократическом правовом государстве по всей строгости закона.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.156.58 (0.008 с.) |