Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая социализация личности. Политическое участие как форма политической социализации личности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Уже Аристотель утверждал, что человек, являясь социальным существом, не может не взаимодействовать с политической сферой жизни общества и что Homo sapiens (человек разумный) есть, прежде всего, Homo politicus (человек политический). В современном обществе человек, сформировавшийся в самостоятельную личность, не может не взаимодействовать с политикой. В истории политических учений взаимодействия личности и политики анализировались через призму субъект-объектных отношений, то есть ставился вопрос о том, является ли человек, личность в политике субъектом (тем, кто воздействует) или объектом (тем, на кого воздействуют). В этой связи возникло два основных подхода. Согласно патерналистским (от лат. pater – отец), тоталитарным и вождистско-лидерским теориям, человек (обычный гражданин общества) может являться лишь объектом политического воздействия лидеров, вождей, героев, «отцов нации», профессиональных политиков. Причину этого усматривают в общей политической безграмотности, политической инертности и инфантильности, отсутствии способностей к политической деятельности у большинства членов общества, а также в некоторых социально-психологических особенностях людей (например, в недостаточной «воле к власти», в стремлении устраниться от ответственности и принятия решений, в желании перепоручить свои полномочия другим членам сообщества, в потребности в наставнике, учителе, вожде). С точки зрения сторонников либерально-демократических, социал-демократических, христианско-демократических и коммунистических теорий каждый человек, каждая личность является не только объектом, но и субъектом политики, то есть может оказывать активное влияние на политические процессы в обществе. В процессе взаимодействия личности и политики огромное значение имеет специфика социально-политической среды и, прежде всего, социально-политическое устройство общества. В недемократических обществах с жесткими режимами политического управления возможность влияния на политическую сферу человека, не занимающегося политикой профессионально, является минимальным. По мере демократизации политической сферы жизни общества, роль личности в политике возрастает. Каждый человек – гражданин общества, осуществляя свои политические права, выступает в качестве активного субъекта политики, оказывая влияние на принятие политических решений, то есть, активно участвуя во властных отношениях. По сравнению с другими субъектами политики – политическими группами, объединениями, партиями, движениями и институтами, личность является первичным субъектом – без человека, личности невозможно существование иных (вторичных) субъектов политической жизни общества. Взаимодействие каждой конкретной личности с политической сферой жизни общества происходит в различных формах и с различной интенсивностью на разных этапах жизненного пути. Среди многообразных политических взаимодействий личности и общества наиболее важные те, которые систематически повторяются и длятся во времени (видоизменяются), то есть представляют собой длительный процесс. Особо важную роль в политической жизни общества играют: а) политическая социализация, в процессе которой человек «включается» обществом в политическую сферу; б) политическая адаптация, посредством которой личность сама приспосабливается, подстраивается, «включается» в социально-политическую сферу жизни; в) политическое участие, позволяющее личности сознательно и активно влиять на социально-политические процессы в обществе. 2. Политическая социализация представляет собой социально-политический процесс, главной целью которого является приобщение человека к политической жизни общества. В процессе политической социализации человек знакомится с политическими ценностями, нормами, принципами, основными элементами социально-политической структуры, политическими институтами, элементами социально-политической идеологии общества, в котором он родился и живет. Человек усваивает образцы и эталоны политического поведения, формирует собственную политическую позицию, апробирует их в процессе личной политической практики, осуществляет политическую самооценку и самоидентификацию, т.е. соотносит свои политические интересы, ценности и позиции с позицией различных социально-политических групп, причисляя себя к одной или нескольким группам, осуществляет выбор и апробацию социально-политических ролей. Политическая социализация каждой личности осуществляется в конкретных формах в зависимости от многих факторов и обстоятельств, воздействующих на личность. Каждая личность проходит также свои этапы политической социализации, которые начинаются и заканчиваются значимыми для политического развития личности событиями (знакомство с каким-либо политическим лидером, вступление в политическую партию, знакомство с какими-либо политическими идеями, занятие политического поста и т.д.). В целом условно можно выделить типичные для всех людей (а) детский и (б) взрослый этапы политической социализации. В детстве личность является по преимуществу «ведомой» обществом и социально-политической микросредой (особенно – семьей). Политический кругозор ребенка складывается на базе того, что он слышит от родителей, воспитателей, соседей, друзей и через средства массовой информации. Вместе с тем, уже в раннем детском возрасте (около 5 лет) ребенок в простейших формах апробирует себя в политическом творчестве и политической деятельности. Он рассказывает и сочиняет политические анекдоты; играет, исполняя роли политических лидеров; учится властвовать и подчиняться власти; участвует в праздновании социально-политических событий, признаваемых значимыми в обществе или окружающей его социальной группе. В подростковом и юношеском возрасте формы политической социализации становятся более значимыми, начинают формироваться личные политические взгляды и интересы. Во многих обществах для более активного вовлечения молодежи в политику, а также в целях отбора и подготовки будущей политической элиты создаются специальные (иногда массовые) детские, юношеские и молодежные политические организации (пионерская организация, октябрятские группы, гитлер-югенд, бойскаутские сообщества). Иногда целенаправленная политическая подготовка ведётся параллельно с религиозным, школьным, профессиональным и гражданским обучением. Взрослый этап политической социализации начинается с обретением личностью социальной, гражданской, политической самостоятельности и также осуществляется в различных формах. На этом этапе политической социализации личность практически самостоятельна в выборе направлений политической ориентации и форм политической деятельности, вследствие чего часто имеет место переоценка политических ценностей и их переориентация. Именно на это обстоятельство обращают внимание, когда называют этот этап вторичной политической социализацией. Различают несколько типов политической социализации. С точки зрения характера взаимодействия личности и доминирующих социально-политических институтов различают (а) гармонический и (б) конфликтный типы политической социализации. При гармоническом типе личность бесконфликтно включается в политическую жизнь общества, разделяя политические ценности, политические ориентации, предлагаемые обществом, принимает существующий в обществе тип властных отношений и испытывает доверие к существующим государственно-политическим и правовым нормативным системам (конституции, законодательству, политическим традициям, эталонам и стандартам, нормам политического поведения). Конфликтный тип политической социализации возникает тогда, когда политические потребности, интересы, ценности личности формируются на основе неприятия (или в противовес) государственным. Как правило, политическая социализация по конфликтному типу связана с пребыванием личности в оппозиционных или маргинальных политических группах. В этом случае личность в своем развитии и политических действиях ориентируется на групповые политические ценности. Помимо указанных типов политической социализации различают: · гегемонистский тип, для него характерно признание в качестве имеющего права на существование или в качестве лучшего такого типа социально-политического устройства и таких социально-политических представлений, которые импонируют именно ему, и отрицательное отношение к другим взглядам и системам; · плюралистический тип, который формируется на основе признания равновозможности и равноправия различных политических взглядов, систем, ценностей; · индифферентный тип политической социализации, при котором личность всячески старается скрывать свои политические интересы и избегает активного участия в политической жизни общества. Успешная политическая социализация, как правило, проявляется в адекватных социальному статусу личности формах социально-политической активности. Но, поскольку политическая социализация продолжается на протяжении всей жизни человека, то оценивать меру ее успешности можно лишь условно, применительно к каждому конкретному этапу. Иногда неуспешные этапы политической социализации личности удается пройти заново, повторить и получить позитивный результат. Эту форму политической социализации называют политической ресоциализацией. В любом обществе политическая социализация граждан – важнейшая функция государства и институтов власти. Государство, которое не заботится об эффективном выполнении этой функции, обречено на гибель. Чтобы эффективно управлять политической социализацией граждан, создаются специальные государственные структуры, негосударственные объединения и организации, осуществляется система мер по обеспечению этой функции в системе образования и воспитания, через деятельность религиозных, культурно-просветительских и иных учреждений и организаций. Конечной целью государственного управления процессами политической социализации является социально-политическая адаптация новых членов общества и приобретение адекватных социально-политической системе общества форм участия граждан в политической сфере его жизни, что обеспечивает стабильность общества и государства. Степень политического участия может быть различной. Лишь небольшая часть общества принимает активное регулярное участие в выработке и реализации политических решений. Это, прежде всего, профессиональные политики. Наиболее массовыми формами политического участия являются политические выборы, референдумы, плебисциты, то есть эпизодическое действие в политической жизни общества. Третья, промежуточная по сравнению с двумя предыдущими форма политического участия – постоянная деятельность в составе политических групп среднего звена и первичных политических организациях. Формы, структура, направление и характер политического участия являются важным критерием оценки политической социализации и политической культуры личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.111.183 (0.009 с.) |