Сми как механизм политического манипулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сми как механизм политического манипулирования.



1. Информация (лат. – разъяснение, изложение) – сведения, передаваемые одними людьми в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, дополнить, изменить представления людей, их ориентацию в событиях окружающей действительности.

В узком смысле информация – совокупность кратких некоментированных сведений об актуальных фактах и событиях жизни общества.

В широком смысле информация включает все имеющие значения сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе.

В обществе функционируют различные виды социальной информации, в том числе политическая. Политическая информация – это совокупность сведений о фактах и событиях политической жизни общества. В информационной деятельности политических субъектов необходимо соблюдение требований информационной насыщенности, главными из которых являются объективная и субъективная ценность сведений, полнота, открытость, соответствие информации действительным потребностям и интересам граждан. Политические субъекты для достижения своих целей нередко используют дезинформацию – сведения, формирующие в сознании граждан ложные представления о деятельности.

Эффективность информационной деятельности во многом зависит от типа коммуникаций. Существуют разные уровни и типы коммуникации. В традиционных государствах прошлого потребности в средствах коммуникации были ограничены. Их роль выполняли гонцы, курьеры и посланники. Небольшие по территории государства и города в качестве своего рода закодированного средства массовой информации использовали колокола, оповещавшие граждан города и окрестностей об опасности, сборе народного собрания или других важнейших политических и религиозных событиях.

До 1930-х гг. коммуникация «лицом к лицу» была основным средством ведения политических кампаний. Массово-информационный уровень коммуникации стал возможен с появления радио и телевизионной техники. Усложнившийся механизм воспроизводства общественной системы промышленно развитых стран обострил коммуникационные потребности политических субъектов. Изобретение и распространение телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения не только удовлетворило эти потребности, но и произвело настоящую революцию в политике.

Современные средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, кино- и звукозапись, видеозапись, различные электронные текстовые коммуникационные системы) сделали практически возможным реализацию многих демократических и тоталитарных идей, казавшихся ранее утопичными, значительно изменили способы легитимации и осуществления власти, структуру ее ресурсов, политическую среду, время и политическое пространство. Ко второй половине XX в. сложились национальные системы СМИ.

Средства массовой информации – это предприятия, учреждения, организации (государственные, общественные, частные), которые занимаются сбором, обработкой и распространением информации по каналам печати, радиовещания, телевидения, Интернет.

СМИ – это способ или механизм осуществления массовой коммуникации в обществе.

2. В настоящее время зависимость политики от СМИ достигла такой степени, которая позволила говорить о последних как о «четвертой ветви власти». Являясь непосредственным носителем и распространителем политически важной информации, современные СМИ обладают огромной силой политического воздействия. Они способны решать различные политические задачи и выполнять специфические функции.

А) Информационная функция состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Речь идет о политической информации, к которой относятся сведения, включая комментарий и оценку, имеющие общественную значимость.

Б) Образовательная функция влияет на политическую квалификацию агентов политики и их последующие действий через качество и способ (последовательный или фрагментарный) передачи информации. СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений. И все же информационная деятельность СМИ в значительной мере влияет на формирование политических позиций человека, расширяет познавательные и оценочные возможности личности.

В) Функцией социализации тесно связана с образовательной ролью СМИ и по существу вырастает из нее. Политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической и культурной жизни общества.

Г) Функция критики и контроля определяет политический вес СМИ. Современное государство в состоянии монополизировать СМИ или поставить их под жесткий идеологический контроль. В странах с развитыми демократическими традициями, напротив, СМИ широко используют свои особые возможности контроля и критики. В демократическом государстве прямой контроль над деятельностью и продукцией СМИ устанавливается лишь в чрезвычайных ситуациях (например, во время войны). В отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, критика СМИ отличается неограниченностью своего объекта, а контроль более эффективен, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку лицам и событиям. СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Нередко благодаря журналистским расследованиям создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно необходима при слабой оппозиции и несовершенстве государственных институтов контроля.

Наиболее полно различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Масс-медия являются неотъемлемой частью механизма функционирования демократии. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. СМИ – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.

3. Средства массовой информации выполняют не только позитивную роль в политическом процессе, но могут служить механизмом политического манипулирования.

Политическое манипулирование – это процесс формирования ложного политического сознания, на основе которого широкие слои населения принуждаются действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.

Манипулирование может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашённые государством демократические принципы. Современная теория и практика политического манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов – иллюзорных идей, воспринимаемых преимущественно на веру, без критического, рационального осмысления.

Американский профессор-либерал Г. Шиллер утверждает, что господство правящей элиты в США обеспечивается за счет успешной реализации пяти социальных мифов:

а) об индивидуальной свободе и личном выборе граждан;

б) о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда, президентской власти и СМИ;

в) о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству и потребительству;

г) об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения;

д) плюрализме СМИ, которые в действительности, несмотря на их обилие, находятся под контролем крупных рекламодателей и правительства и представляют собой единую индустрию иллюзорного сознания.

Для внедрения социальных мифов технология манипулирования обладает большим арсеналом методов воздействия на сознание людей: подтасовка фактов, распространение лжи, клеветы, использование метода полуправды (освещаются малозначительные детали и умалчиваются важные факты), наклеивание ярлыков, ссылки на сфабрикованные опросы общественного мнения. В странах Запада, а в последние годы и в России, успешно развивается целое направление рекламного бизнеса – имидж-мейкинг – создание привлекательных для избирателей образов политических деятелей. Имиждмейкеры нередко диктуют претендентам не только форму одежды, но и содержание выступлений с заманчивыми обещаниями, которые обычно забываются сразу после победы на выборах.

Возможности манипуляции с использованием СМИ велики, но не безграничны. Контролируемые СМИ не могут служить каналом обратной связи между режимом и настроениями широких слоев населения. Правящие слои вместо реального представления о положении в обществе получают желательную им приукрашенную информацию о состоянии страны, что фактически разоружает их при обострении социальных противоречий и назревании кризиса.

Негативные последствия деятельности СМИ могут быть эффективно ограничены их общественной организацией. Важнейшим принципом демократической организации масс-медиа являются плюрализм властей в обществе и плюрализм самих СМИ. Под плюрализмом властей здесь имеется в виду разделение в обществе экономической, социальной, политической и духовно-информационных властей, влияние на СМИ различных властных элит, групп давления. Плюрализм самих СМИ предполагает существование трех главных форм современной их организации: частной, государственной и общественно-правовой (самоуправление).

Ни один из этих способов общественной организации СМИ не является универсальным, лишенным недостатков. Наилучшей гарантией независимости СМИ от узковедомственных влияний и срастания их с экономической или государственной властью является сочетание всех трех форм их организации на основе учета конкретно-исторических особенностей страны.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Абсолютизм (лат. – неограниченный, независимый) – абсолютная, неограниченная монархия, самодержавная власть принадлежит одному лицу – монарху. Для абсолютизма характерно объединение в одном лице законодательной, высшей исполнительной и судебной властей. Это последняя форма феодального государства в период становления капитализма.

Авторитаризм (лат. – власть, влияние) – политический режим, особенностью которого является неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономию личности и общества во внеполитических сферах. Власть при авторитаризме опирается на силу, но, как правило, не использует массовые репрессии. При отсутствии независимой оппозиции авторитаризм допускает существование ограниченного числа партий, профсоюзов, других общественных объединений, подконтрольных власти. В отличие от тоталитаризма авторитаризм не пытается перестроить общество на основе единой идеологии, планового управления экономикой, установить тотальный контроль над населением. Авторитаризм вполне совместим с экономическим и идеологическим плюрализмом.

Автаркия (лат. – самоудовлетворение) – в политике принцип внешней политики государства, утверждающий необходимость обособленного развития страны. Автаркия означает создание закрытых, замкнутых систем социально – экономических отношений внутри страны, ограничение различного рода экономических, политических и культурных отношений с другими странами. Проведение принципа автаркии ведёт к изоляции страны от мирового сообщества стран, от дороги мировой цивилизации и в конечном итоге приводит её к упадку и даже исчезновению с мировой политической арены.

Амбивалентность (лат. – двойственная сила) – в политике термин, обозначающий внутреннюю двойственность и противоречивость политического явления, обусловленную наличием противоположных начал в его внутренней структуре. Амбивалентность связана с наличием разнообразных ролей и функций, присущих личности в политике, множественностью личностных ценностей, а также противоречивостью социально-политической системы и культурной ориентации.

Анархизм (греч. – безначалие, безвластие) – идейно-политическое учение, согласно которому общество может и должно быть организовано без принудительной власти государства. Анархизм отрицает, что государство выполняет полезную социальную функцию, а государственная власть узаконена согласием его подданных. По мнению анархистов, государство – это всегда принуждение, а следовательно оно – всегда зло; в своей деятельности оно стремится только к собственной выгоде. Влияние анархизма было достаточно сильным в к XIX – начале XX вв., когда появились анархические революционные движения в западноевропейских странах. В настоящее время его общественное влияние незначительно.

Ангажирование – в политике понятие, характеризующее процесс востребования институтами и структурами власти политической активности граждан. Ангажирование выступает как одна из сторон механизма артикуляции интересов. Средства и каналы политического ангажирования могут быть мягкими, сориентированными на цели и интересы граждан, а также жёсткими, мобилизующими их политическое участие вне зависимости от их представлений и состояний. Жесткое ангажирование ставит интересы граждан в прямую зависимость от государства.

Артикуляция интересов (лат. – членораздельно, ясно произносить) – процесс, в ходе которого индивиды и социальные группы определяют и формируют требования, соответствующие их реальным или мнимым интересам, а также переносят эти требования в центр политической борьбы или в сферу принятия политических решений (во власть).

Биополитика – отрасль политической науки, использующая биологические методы и данные биологии для изучения политичекого поведения человека. Биополитика исходит из признания наличия общих свойств человека и явлений живой природы, ведущей роли генетических качеств индивида в определении всех форм его социальной и политической активности. Использование в политических исследованиях данных биополитики позволяет глубже исследовать закономерности политического поведения, понять роль физиологических свойств человека (пол, темперамент, здоровье и др.) при осуществлении им политических функций.

Власть политическая – это способность и возможность влиять на характер, направление деятельности и поведение людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, организационно – правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, принуждения, насилия и убеждения. Власть всегда преследует определённую цель. Поэтому её можно определить как производство преднамеренных результатов.

Война – организованная вооружённая борьба между государствами (как понятие международной политики), классами и нациями (гражданская война). Война, как правило, связана с политикой. Война – это не только политический акт, но подлинное орудие политики, продолжение политики другими (насильственными) средствами (выражение немецкого военного теоретика нач. XIX К. фон Клаузевица). Причинами войны могут быть экономические, правовые, религиозные, психологические, этнические и др. факторы, проявляющиеся в политике. В современных условиях, когда использование оружия массового поражения грозит уничтожением всего человечества, война (в первую очередь мировая) перестаёт быть продолжением политики, ибо означает политическое (физическое) коллективное самоубийство.

Внешняя политика – часть международной политики. Включает взаимодействия, институты и организации, сопряжённые с государственной деятельностью, осуществляемой за пределами границ государства. Сущность внешней политики демократического государства состоит в учёте и балансировании своего национального интереса и национальных интересов других договаривающихся государств. (см. Интерес национальный).

Гегемонизм (греч. – претензия на господство) – принцип внешней политики государства. Политика гегемонизма направлена на развитие и укрепление доминирующего положения какого-либо государства над другим государством (государствами).

Геноцид (греч. лат. – уничтожение рода, племени) – истребление отдельных групп населения, а также государственных образований по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам. Создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп. Политика геноцида признана международным сообществом преступлением против человечества.

Геополитика – теория, изучающая зависимость действий государства от влияния географических факторов на состояние и эволюцию в экономической, политической, социальной сферах общества, а также на международной арене. Геополитика зародилась в то время, когда могущество и влияние стран зависели главным образом от занимаемого географического положения, демографического фактора. Геополитика рассматривает географический фактор как основной ресурс политической власти, государства во внутренней и международной политике. Сегодня основным фактором, определяющим политический вес государства, является уровень развития новых технологий и коммуникаций. В силу этого международная стратегия государств может опираться либо на доминирующие в прошлом методы силового и военно-политического давления, либо на идеи всестороннего сотрудничества, технико-коммуникационной и экономической интеграции.

Государство – центральный институт политической системы, к которому тяготеют другие политические силы. Государство отличается от других политических институтов наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием территории, на которую распространяется данная власть, принудительностью, рядом исключительных прав на использование насилия, принятия обязательных для всех законов, взимания налогов.

Государство правовое – государство, где власть ограничена правом (законом). Государство правовое подчинено воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призвано обеспечить индивидуальную свободу, основополагающие права личности на жизнь, безопасность, собственность, предпринимательство, равенство всех перед законом и др. Это возможно лишь при разделении государства и общества, наличии в государстве правовом гражданского общества. Другим важнейшим условием существования государства правового является разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, что служит защитой от тоталитаризма. Государство правовое в политической практике тесно связано с понятием социального государства, которое призвано обеспечить материальные гарантии для реализации прав личности для чего должно проводить сильную социальную политику.

Государство социальное – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищённости, а в идеале примерно одинаковых стартовых возможностей для самореализации личности. Деятельность государства социального направлена на утверждение в обществе социальной справедливости, на сглаживание социального неравенства, помощь слабым и обездоленным, сохранение социальной стабильности в обществе. Теория государства социального явилась конструктивным ответом на критику теории правового государства, поскольку последняя не разрешает проблему материального обеспечения прав личности. Обе теории в последнее время слились по существу в единую теорию социального правового государства.

Гражданское общество – исторический комплекс социальных отношений, который противопоставлен государству. Это демократическое общество рыночного типа, состоящее из активных в социально-политическом плане граждан-личностей, осознающих свои права и обязанности перед обществом и государством. Устойчивой социальной основой гражданского общества является средний класс. Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, культурными, политическими и правовыми отношениями между индивидами, не опосредованными государством. Государство лишь создаёт юридически – правовую основу («рамочные законы») для функционирования таких отношений.

Гуманизм (лат. – человечный) – совокупность взглядов, идей в основе которых лежит убеждение в высоком призвании человека, ценности личности, её праве на свободу. Общим итогом и выражением в политике гуманизма был либерализм. Главным достижением либерализма является обоснование гражданских и политических прав человека, движение за установление равного избирательного права. Гражданские и политические права дополняются социальными правами и гарантиями. Одним из гуманистических идеалов современности является правовое социальное государство. (См. «Государство правовое», «Государство социальное»).

Демократия (греч. – власть народа) – народовластие. Такое её понимание отражает скорее идеал, чем реальность. В современной политической жизни распространённой формой демократического общественно-государственного устройства является представительная демократия. Характерные её черты: народное представительство; закон большинства; охрана прав несогласного меньшинства, наличие конструктивной политической оппозиции; право на несогласие и неповиновение; поддержка правительства народом; политическое равенство всех граждан, закреплённое законом.

Диктатура (от лат. диктат – предписанный) – неограниченная власть. В современной политологии означает не ограниченную правом или любыми другими институтами государственную власть, важнейшим способом осуществления которой является вооружённое насилие. Противоположностью диктатуры выступает демократия. Диктатура обычно возникает в периоды острых социально-экономических кризисов и обострения политической борьбы, сужения социальной базы правящего режима или же в результате насильственного прихода к власти новых сил, стремящихся подавить сопротивление своих противников. В зависимости от соответствующих параметров власти диктатуры делятся на авторитарные и тоталитарные, военные и гражданские, революционные, консервативные.

Идеология политическая – совокупность систематизированных представлений той или иной социальной группы граждан, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на неё. В основании идеологии политической могут лежать интересы определённой общности людей (классов, наций), а также политические цели, не сводимые к интересам социально или этнически оформленных групп населения (например, анархизм, фашизм). Как специфическая форма и разновидность политического сознания идеология политическая выполняет определённые функции в организации и осуществлении власти. К ним относятся: влияние на массовое политическое сознание и формирование для него системы критериев и ориентаций в политической жизни; формирование позитивного образа предлагаемой идеологией политической линии; мотивация политического поведения как можно более широкого круга граждан.

Интерес национальный – форма реализации потребности государства в обеспечении государственной (национальной) безопасности, политического и экономического суверенитета, процветания и благополучия страны и её граждан во всех сферах жизнедеятельности. В настоящее время понятие национальный интерес включает также потребность государства в создании общепланетарных условий, которые способствуют его свободному развитию и процветанию: участие в совместном разрешении мировых экологических проблем, борьба с наркоманией и смертельными болезнями, голодом, терроризмом. Непременное условие соблюдения национального интереса каждой страны – уважение и учёт национального интереса других стран мировым сообществом.

Коммунизм (от лат. communus – общий) – понятие используется в трёх смыслах: как название идеологии, сутью которой является критика капиталистических отношений с позиций коллективизма; для названия партий, движений, в основе которых лежит коммунистическая идеология; для обозначения прекрасного будущего, когда общественные богатства польются полным потоком и в основе их распределения будет лежать принцип удовлетворения всех (к тому же растущих) потребностей каждого. Достижение коммунизма возможно только революционным путём (социалистическая революция), основной социальной силой революции выступает пролетариат, а его власть обязательно имеет характер диктатуры (диктатура пролетариата). Исторический опыт показал, что идеал коммунизма утопичен, а пути его реализации являются разновидностью тоталитарного политического режима. Идеология коммунизма будет жива до тех пор, пока в мире сохраняются широкие социальные слои бедных и обездоленных.

Консенсус (лат. – согласие, единодушие) – наличие некоторых базисных ценностей и норм, разделяемых всеми основными социальными группами. В политической сфере консенсус означает всеобщее согласие относительно процесса принятия решений, из чего следует, что меньшинство заранее готово подчиниться решениям победившего в открытом политическом соперничестве большинства, а последнее готово обеспечить права меньшинства на протест, критику и оппозицию. Политическому консенсусу органически присущи нормы терпимости (толерантности), компромисса, ответственности перед законом.

Конформизм (лат. – подобный, сходный) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, в том числе в политике. Нонконформизм – понятие, противоположное по значению: неприятие существующего порядка вещей.

Конфликт (лат. – столкновения) политический – состояние политических отношений, в котором их участники ведут борьбу за ценности и определённый статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Суть конфликта заключается в несоответствии между тем, что есть, и тем, что должно быть по представлению вовлечённых в конфликт групп и индивидов, субъективно воспринимающих своё место в обществе и своё отношение к другим людям, группам и институтам. Наибольшее внимание в политической науке уделяется проблеме урегулирования конфликта, что требует высокого политического искусства. Основными принципами урегулирования является консенсус (см. «консенсус»), уважение прав меньшинства, минимизация и локализация конфликта и др.

Культура политическая – совокупность ценностей, установок, суждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочиванию политического опыта и регулированию политического поведения всех социальных субъектов общества. Культура политическая включает также действующие нормы политической жизни и определяет тем самым типичные образцы и правила политического поведения взаимодействия власти, индивида и общества.

Легитимность (лат. – законность) власти – признание правомерности официальной власти подавляющим большинством народа и международным сообществом. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и насильственной перестройки государственных границ. Легитимность власти выражает осознание предпочтительности общепризнанного порядка над захватом власти силой, завоеванием, произволом, нарушением общепризнанных норм. Легитимность власти основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Но легитимность власти вовсе не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть.

Либерализм (лат. – свободный) – идейно-политическое течение, содержащее установку на обеспечение свободы личности, широких гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства. Основу политической программы либерализма составляют представления о юридическом равенстве граждан, признании составляющих народ (нацию) индивидов источником государственного суверенитета и ограничении форм деятельности государства. Государство стоит над групповыми интересами и выполняет главным образом функции охраны общественного порядка, прав и свобод граждан.

Лидер политический (to lead – англ. – вести) – личность, оказывающая постоянное приоритетное влияние на всё общество либо на политическое объединение. Политическое лидерство обычно связано с руководящим местом в общественной иерархии, управленческим статусом, должностью, с обладанием властью. В этом проявляется его формальный аспект. Неформальный аспект выражается в индивидуальных качествах человека, его способности к выполнению роли лидера, а также в признании за ним права на руководство со стороны общества, организации, группы. В основе лидерства политического лежит объективная потребность общества и других сложно организованных систем в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных их элементов в целях обеспечения жизненной и функциональной способности системы.

Маргинальность (лат. – находящийся на краю) – характеристика относительно устойчивых социальных явлений (групп), возникающих в результате расшатывания нормативно – ценностных систем общества под воздействием социальных, технологических, культурных сдвигов и других факторов. Маргинальный социальный статус обусловлен «изгнанием личности» под воздействием обстоятельств из «своей» социальной группы, принадлежностью её одновременно к двум или более группам.

Менталитет (ментальность) в политике – совокупность устойчивых, общераспространённых в той или иной группе представлений, выражающих особое видение политической и социальной реальности людьми этой группы. Объединяя рациональное и подсознательное, чувственные и логические, ценностные и иные воззрения, менталитет выражает образ, характер, способ группового политического мышления, характеризует устойчивое состояние умонастроений группового субъекта политики. В зависимости от менталитета народ, нация, социальные общности и группы обладают определённой восприимчивостью (или невосприимчивостью) к тому или иному типу идеологий, культурных норм, политических требований. Наряду с этим менталитет обладает способностью оказывать воздействие на политическое поведение субъектов.

Многопартийность – является характеристикой партийной системы с различным количеством – от 12 (в Нидерландах) до 3 (Австрия, Бельгия) партий. Многопартийность лучше, чем двух- и однопартийная системы обеспечивает политическое представительство социальных интересов различных групп. В то же время многопартийность чрезмерно расширяет свободу политического выбора, которая для многих избирателей иллюзорна, повышает нестабильность и мозаичность политического представительства во власти. Многопартийность складывается под влиянием различных факторов – социальных (степень социального расслоения), идеологических (наличие множества идеологий в обществе), исторических (традиции), институциональных (характер избирательной системы).

Модернизация (лат. – «осовременивание») политическая – теория и практика перехода средне- и слаборазвитых стран к современному демократическому обществу, постиндустриальной цивилизации. Критериями модернизации политической в сфере политики являются: демократия, т.е. плюралистическая организация власти; многопартийность; власть большинства при соблюдении прав меньшинства; наличие конструктивной оппозиции; соблюдение прав человека; консенсус как основной инструмент реализации управленческих решений и проведения политики национального согласия власти с народом; приоритет закона над властью и равенство всех граждан перед законом; развитие гражданского общества и правового социального государства. Модернизация политическая может проводиться лишь в комплексе с экономической и социальной модернизацией, основой которой является развитие НТП, регулируемого рынка, многовариантность форм собственности с опорой на частную собственность и развитие среднего класса в стране. Модернизация политическая – длительный, сложный и противоречивый процесс, чреватый кризисами и откатами в политике. Основная трудность – «приспособление» международных стандартов модернизации политической к национальным особенностям, традициям своей страны.

Монархия – форма государства, в котором источником государственной власти считается высший властитель (король, царь, император, князь). Различают: абсолютную монархию, где вся власть сосредоточена в руках одного правителя и дуалистическую (парламентскую, конституционную) монархию. В дуалистической монархии монарх осуществляет главным образом исполнительную власть с правом вето на законы, принятые парламентом, правом роспуска парламента. Сегодня наиболее распространены парламентские монархии, которые по устройству и характеру политического режима ненамного отличаются от республики. Власть монарха имеет здесь в основном символический характер. Решения монарха здесь должны быть одобрены правительством или парламентом. В выборных монархиях правитель избирается на определённый срок. Теократическая монархия (Катар, Оман) отличается сильной политической ролью церкви, совмещением в лице монарха высшей церковной и государственной власти.

Национализм – идейно-психологическое и политическое течение, складывающееся под влиянием национальных идеологий и облекающее требования этнической общности в форму политических целей и властных притязаний. Национализм возникает на основе роста национального самосознания, политического протеста, поддержки гражданами политики национального государства. Национализм преследует цель использовать полномочия государства для защиты прав и культурной самобытности нации вплоть до признания национального суверенитета и образования самостоятельного государства. В настоящее время национализм часто основывается на идеях резкого разрыва с традиционными ценностями государства, на утверждении превосходства и исключительности собственных представлений и интересов над ценностными ориентирами других наций.

Олигархия – первоначально власть небольшой группы богачей. В настоящее время под олигархией понимается власть немногих, сама правящая группа или властвующая элита. В странах с развитой политической системой властвование малой группы если и возможно, то только на непродолжительное время. Термин олигархия имеет смысл в политической борьбе, но не может быть использован в политической науке как недостаточно точный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.039 с.)