Технологий и управления им. К. Г. Разумовского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологий и управления им. К. Г. Разумовского



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г.Разумовского

Кафедра Гуманитарных и социально-экономических наук

 

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПОЛИТОЛОГИЯ»

 

 

Москва – 2010


УДК

© Бычков М.А., Осипенко С.В. Положенцева И.В., Политология. Учебно-практическое пособие по дисциплине Политология рекомендуется для студентов всех направлений бакалавриата и всех специальностей.

 

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» Московского государственного университета технологий и управления протокол № 1 от 31 августа 2010 г.

Составители:

Бычков Максим Алексеевич – к. и. н., доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» МГУТУ им. К.Г. Разумовского.

Положенцева Ирина Вениаминовна – к. э. н., профессор кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» МГУТУ им. К.Г. Разумовского;

Осипенко Светлана Викторовна - к. и. н., доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических наук» МГУТУ им. К.Г. Разумовского.

Рецензенты:

Гайнутдинова Людмила Александровна – д. полит. н,профессор каф. «Гуманитарных и социально-экономических наук» МГУТУ им. К.Г. Разумовского;

Бобков Александр Николаевич – д. филос. н., профессор кафедры «Финансы и кредит» МГУТУ им. К.Г. Разумовского.

 

 

В данном учебно-практическом пособии в сжатой и емкой форме изложены основные понятия политологии, изучаемые в курсе Политологии. Пособие предназначено для студентов всех направлений подготовки и всех специальностей.

 

© Московский Государственный университет

технологий и управления им. К.Г.Разумовского, 2010.

109004, Москва, Земляной вал, 73

© М.А. Бычков, С.В. Осипенко, И.В. Положенцева

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Политология как область знания. 4

II. Политика: понятие и общественный смысл. 10

III. Современные течения политической мысли. 17

IV. Власть как явление общественной жизни. 23

V. Социальные основы политики. Сущность политики государства. 29

VI. Политические элиты.. 35

VII. Политическое лидерство. 39

VIII. Политическая система: основные институты и их взаимодействие. 43

IX. Государство как политический институт. 47

X. Партии в политической системе общества. 50

XI. Общественные объединения как институт политической системы. 57

XII. Тоталитарные системы: пониятие и характерные признаки. 62

XIII. Демократия: теория и реальность. 66

XIV. Правовое государство: его сущность и основные признаки. 73

XV. Политическая жизнь общества. 77

XVI. Политическая культура. 80

XVII. Политическое сознание. 86

XVIII. Гражданское общество и государство. 90

XIX. Политический процесс. 94

XX. Политические конфликты.. 101

XXI. Политическая модернизация. 105

XXII. Международные отношения как объект политики. 111

XXIII. Человек и политика. 116

XXIV. Средства массовой информации (сми) и политика. 121

Основные понятия. 126

 

 

I. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

Предмет политологии.

Методы политологии.

Функции политологии.

1. Значение политологии (греч. – учение о политике) определяется важной ролью политики в жизни общества. Начало теоретических исследований о политике закладывается в первом тысячелетии до н.э. с появлением государства и связано с творчеством Платона, Аристотеля (Древняя Греция), Конфуция (Китай). Для них характерно понимание политической науки как науки о высшем благе человека и государства, слиянии их интересов в идеальном государстве. В то время политическая наука развивается еще в лоне философии. Только в XVI веке итальянский мыслитель Н.Макиавелли ставит в центр политических исследований проблему государственной власти, а самой политике отводит роль инструмента для решения реальных политических задач. С середины XIX века политическая наука формируется в современном ее виде. Крупнейшими ее представителями на Западе были Т. Парсонс, Ф. Либер (США), европейские ученые М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето, А. Токвиль, К. Маркс, Ф. Энгельс. В России в XIX-XX веках развитие политической науки связано с именами Г.В. Плеханова, В.Н. Чичерина, М. Острогорского, М.М. Ковалевского, П.И. Новгородцева, В.И. Ленина.

В 1948 году по инициативе Юнеско был проведен международный коллоквиум (собрание) ведущих ученых Европы и Америки по проблемам политической науки, где было дано определение предмета политологии и ее границ, а также создана Международная ассоциация политической науки, которая работает и сегодня.

В настоящее время политическая наука представлена в мире в основном европейской и американской школами. Первая из них опирается на европейские традиции политической мысли, ведет свое начало от учений Платона и Аристотеля. Для этой школы характерно исследование общих проблем политики, власти, государства и других политических институтов. Европейская школа разрабатывает в основном проблемы политической философии. Американская школа, напротив, характеризуется практическим подходом к проблемам политической науки. Здесь делается упор на прикладную политологию. Это объясняется тем обстоятельством, что американская политическая наука формировалась как реакция на политические проблемы, требовавшие своего решения при создании американской политической системы. Большинство американских исследователей выделяют в политологии, в изучении властных отношений функциональные, поведенческие и психологические характеристики.

Как учебная дисциплина политология преподается в большинстве зарубежных стран как в школах (особенно в США), так и в высших учебных заведениях. В России, где развитие политической науки было практически прервано в 1917 году (она повсеместно заменялась упрощенно излагаемым марксизмом), а сама политология объявлена буржуазной лженаукой, с конца 80-х годов началось ее возрождение как науки и как учебной дисциплины.

Вопрос о предмете политологии, ее сущности сложен и трактуется в современной науке неоднозначно. Наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что политология представляет весь комплекс знаний о политике, является интеграционной наукой о политике во всех ее проявлениях, рассматривает весь комплекс взаимоотношений между человеком и обществом. Предмет политологии включает проблемы: отношение власти и политического господства на всех уровнях управления обществом; политические институты и прежде всего государство и партии; субъекты политики: личность, заинтересованные группы, элиты, лидеры; политическое сознание и культуру; политический процесс; внутри- и межгосударственные политические отношения.

Чтобы ближе подойти к вопросу о сущности политики в обществе, политология должна рассматривать политические явления с многих сторон. Поэтому она включает в себя целый комплекс смежных дисциплин: политическую философию, политическую социологию, политическую географию, теорию политических институтов, политическую психологию. Политология является как бы теоретическим обобщением всех перечисленных наук.

В настоящее время различают следующие уровни исследования в политической науке: теоретическая политология и практическая, прикладная политология. Теоретическая политология (ее иногда называют политической философией) изучает природу политики и ее общие законы. Практическая, прикладная политология базируется в основном на так называемом бихевиоризме (англ. – поведение), целью которого является отслеживание практического политического поведения всех субъектов политической жизни общества (отдельных политических групп, политических институтов, элит, лидеров и т.п.) и анализ этого поведения. Прикладную политологию часто причисляют к точным наукам, поскольку в ее основе лежат анализ реальных фактов и возможность для любого исследователя его повторить.

Прикладная политология может быть представлена как совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования политики, а также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта. Отсюда следует, что прикладная политология включает:

а) разработку системной методологии изменяющейся политической реальности;

б) методы и политические технологии изучения политических ситуаций и субъектов, например, электоральных систем, избирательных кампаний;

в) структурно-логическое моделирование общества.

Поэтому прикладная политология включает такие дисциплины как имиджелогия, политический менеджмент, политический мониторинг, метод сценариев, политическое прогнозирование. На основе данных практической политологии проводятся широкие социально-политические исследования, составляются карты – «матрицы» поведения различного типа лидеров, определяются рейтинги кандидатов в предвыборной борьбе, оптимальная линия поведения для различных социальных субъектов в различной политической обстановке. Практическая политология имеет широкое распространение в текущей политике.

В последнее время все чаще выделяют третий уровень (часть) политологии: сравнительную политологию. Она основана на сравнении и выявлении преимуществ, недостатков, национальных модуляций в развитии политических институтов, а также иных сходных политических явлений в различных государствах. Сравнительная политология имеет целью разумное «заимствование положительного опыта» передовых стран, выявление «своих» национальных особенностей, преимуществ и недостатков в развитии политической системы. Необходимо подчеркнуть, что все уровни политологии являются неразрывными частями единой политической наук, они взаимозависимы и дополняют друг друга.

Политология как учебная дисциплина в вузе имеет целью изучение предмета на теоретическом уровне и, прежде всего знакомство студента с основными понятиями и категориями политики.

2. Интеграционный характер политологии обуславливает необходимость многостороннего исследования политических явлений, предполагает применение разнообразных методов, подходов и парадигм в исследовании. Это помогает углубить и сделать разносторонними знания о политике, а значит увеличить ее практическую пользу для развития государства, общества.

При изучении политической сферы очень важен социологический подход. Он предполагает выяснение социальной обусловленности явлений, влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. Антропологический и психоаналитический подходы учитывают непременное влияние биологического фактора на политику (инстинктивные, подсознательные психологические процессы и их мотивации, как личностные, так и коллективные).

Исследование политических явлений требует также применения совокупности методов (способов познания). Перечислим важнейшие.

Структурно-функциональный анализ. Предполагает рассмотрение политики как целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет свое назначение и выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей системы.

Бихевиористский метод (о нем уже говорилось в связи с практической политологией). Суть его заключается в изучении особенностей политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей (особенно лидеров) и групп. Этот метод очень широко распространен в западной особенно прикладной политологии.

Институциональный метод. Ориентирует на изучение институтов, через действия которых осуществляется политика (государство, партии).

Сравнительный метод. Основан на сопоставлении однотипных политических явлений в разных странах. При его применении необходимо помнить, что аналогия всегда означает не только сходство, но и различие между сходными явлениями, никогда не бывает полной.

Исторический метод. Предполагает изучение политических явлений в их последовательном развитии во времени, в их причинно-следственной связи. При этом более ранние по времени события не всегда бывают причиной развития последующих политических событий.

Большое значение для политологии как науки о власти и искусстве политического руководства имеют так называемые эмпирические науки (статистика, социологические опросы, наблюдения участников событий и т.п.).

Изучение закономерностей развития мирового политического пространства диктует, с одной стороны, необходимость единого подхода, анализа с точки зрения глобальных общечеловеческих политических проблем. Но, с другой стороны, пестрота, многоликость и многомерность этого пространства обуславливает необходимость дифференцированного подхода в изучении по регионам (например, Запад – Восток) и государствам. Поэтому в настоящее время в целях более глубокого и всестороннего исследования политических процессов и их прогнозирования ученые выдвигают новые подходы, способы исследования или так называемые парадигмы.

Это, прежде всего, три общесоциологические глобальные парадигмы, которые широко используются и в политологии: формационная, цивилизационно-культурная и мир-системная парадигмы.

а) Формационная парадигма (К. Маркс) делит историю человечества, в том числе политическую историю, на пять общественных формаций (первобытнообщинная, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Эта «пятичленка» разработана в основном на европейском материале и истории развитых государств, почему может иметь лишь ограниченное применение в исследовании мирового политического процесса.

б) Цивилизационно-культурная парадигма (Н.Я. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Д. Икэда) представляет историю человечества как совокупность относительно замкнутых цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и упадка. Эта теория является альтернативой евроцентризму, открывает перспективу сближения Запада и Востока на путях духовного обогащения. Ядром каждой цивилизации выступает духовная культура во всей ее неповторимости (в том числе – политическая культура).

в) Мир – системная парадигма (Ф. Бродель, И. Валлерстайн) представляет историю человечества как мировую систему, где государства в силу меняющихся исторических обстоятельств влекутся к единому центру, к некоторому единообразию. Например, мир – империя колониального типа с центром в Великобритании, и мир – экономика XX в. индустриального и постиндустриального типа с центром в США. Она позволяет приблизиться к изучению закономерностей, в том числе политических, всего мира как единого целого.

Научное исследование мирового политического пространства в его единстве и многообразии требует комплексного применения всех парадигм политологии.

Только совокупное использование всех методов, подходов и парадигм, учет всех факторов влияния на политику дают возможность превратить политологию в науку о взаимодействии власти, человека и общества.

3. Функции политологии, как и самой политики, в значительной мере определяют характер развития государства, общества, самого человека как гражданина, как личности.

Адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей позволяет политологии выполнять функцию познания (объяснения и прогнозирования) политических явлений или гносеологическую функцию. Напомним, что гносеологическая функция является основной для всей науки как сферы человеческой деятельности в целом.

Политология не только изучает и стремится наиболее адекватно отразить политическую жизнь общества, но дает также оценку политическому строю, событиям, поступкам людей. Здесь выражается оценочная или аксиологическая функция политической науки.

Важнейшей функцией является политическая социализация личности, куда входит воспитание политической культуры населения, формирование гражданских чувств и навыков, самостоятельности каждой личности и её ответственности за свои решения и действия перед собой и обществом.

Политическая социализация, усвоение политических знаний гражданами влияет на развитие мотивационно-регулятивной функции, посредством которой политология оказывает воздействие на политическое поведение людей и социальных групп, прежде всего путем рекомендаций.

Функция рационализации политической жизни. Политическая наука выступает теоретической основой политической деятельности в обществе, в первую очередь – политических реформ и коренных изменений. На основе рекомендаций ученых создаются оптимальные модели по управлению государством, технологии разрешения социально-политических конфликтов.

При этом необходимо помнить, что всякая наука, в том числе и политология, не может исчерпать всю полноту и многообразие реальной действительности (например, полностью учесть роль интуиции политика), однако непременно должна к этому стремиться.

Определение политики.

Структура политики

Функции политики

Либерализм.

Консерватизм.

Социалистические течения.

1. Политическая жизнь общества – это пространство, в котором действуют многообразные интересы различных классов и социальных групп. Это обстоятельство определяет и многообразие политических течений, каждое из которых идеологически выражает интересы различных социальных субъектов. Идеологические воззрения этих течений определяют их идеалы и ценности. Они должны показать широким массам, как и в чьих интересах будет использоваться государственная власть в случае, если данная идеология станет господствующей в обществе. Среди множества течений политической мысли выделим наиболее распространенные: либеральное, консервативное, социалистические течения.

Либерализм (от лат. – свободный) представляет совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, основанных на идеях частной собственности, свободной конкуренции, предпринимательства и ставящих своей целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного или общественного принуждения индивида. Либерализм не только мировоззрение, но и способ мышления.

Основные мировоззренческие установки таковы: свобода от групповых, классовых и национальных предрассудков, космополитизм, индивидуализм, самоценность личности.

Основные политические идеилибераплов: политическая свобода личности. Это означает.

а) Уничтожение внешних ограничений на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека (ограничением свободы одного человека признается лишь свобода другого человека), признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над установлениями государства.

б) Полное равенство граждан перед законом. В государстве должны властвовать не отдельные лица, а закон. Задача государства – регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые гарантируют свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека.

в) Ограничение деятельности государства, которое играет роль «ночного сторожа»: оно наделено комплексом самых необходимых функций по охране общественного порядка, защите страны от внешней опасности, защите безопасности граждан и социального мира внутри страны. Во всем остальном государство осуществляет полное невмешательство в дела граждан и общества.

г) Развитие правового государства, основанного на разделении властей (законодательную, исполнительную и судебную), что обеспечивает ограничение злоупотреблений властью, установлению тоталитарных политических режимов.

Экономические идеи либерализма основаны на признании незыблемости частной собственности, отмене всяческих ограничений со стороны государства для частной инициативы, конкуренции, предпринимательства.

В настоящее время существуют неолиберальные (нео – лат. новый) доктрины, сохраняющие верность основным принципам либерализма, но считающие их недостаточными, потому что в современных условиях они не могут быть реализованы без постоянного вмешательства государства в дела экономики, а также без усиления социальных функций государства.

Эти теории усиления регулирующей роли государства получили широкое распространение после «великой депрессии» начала 1930-х гг. и второй мировой войны под влиянием кейнсианства (частичное регулирование экономики со стороны государства путем гибкой политики налогов и кредита). Признавая в настоящее время необходимость и даже неизбежность государственного вмешательства, либералы вместе с тем стремятся ограничить пределы этого вмешательства. За последние годы на Западе широкую популярность приобрел лозунг «меньше это лучше», под которым подразумевается ослабление функций государства, сокращение не оправдавших себя социальных программ, поощрение свободной рыночной конкуренции.

В сфере политики неолиберализм считает недостаточным определение принципа демократии по большинству голосов. Он отстаивает принцип консенсуса (от лат. – единомыслие), принцип национального согласия между властью и всеми социальными группами общества, пропагандирует формы плюралистической демократии и настаивает на более широком участии масс в принятии политических решений.

2. Консерватизм (от лат. «консерво» – сохранять). Как и либерализм, консерватизм считает, что экономической основой общества является частная собственность. Сущность консерватизма состоит в признании приоритета общих интересов (государства, народа, нации) над индивидуальными интересами личности. Свобода для граждан означает необходимость послушания государству, установившему незыблемость институтов власти. Консерваторы стремятся сохранить и поддержать исторически сформировавшуюся государственную и общественную жизнь и, в первую очередь, морально-правовые нормы и традиции нации, религии, семьи, частной собственности. Консерваторы либо решительно выступают против всего нового, в том числе и полезного нового, либо относятся к нему сдержано. Политический консерватизм следует отличать от реакции, стремления к реставрации. Реакционер борется с настоящим с целью возврата к предыдущему этапу, в то время как консерватор стремится сохранить существующее положение вещей.

Обычно консерватизм отражает идеи и идеалы тех классов и социальных групп, положению которых угрожают тенденции нового общественно-исторического и социально-экономического развития. Зачастую во многих современных развитых странах это своего рода защитная реакция средних и мелких предпринимателей, фермеров, лавочников, ремесленников, жителей сельской местности, которые испытывают страх перед неопределенным будущим, возможным ухудшением социального статуса. Важное место здесь занимают глубинные традиции и ностальгические тенденции, характерные для массовых слоев населения.

Консерватизм, призванный защищать требования стабильности, преемственности должен учитывать те изменения, которые происходят в современном мире, и приспосабливаться к ним. Если в прошлом он интегрировал идеи свободной конкуренции и свободного рынка, то после второй мировой войны консерватизм включает уже в себя идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, правовой защиты личности. Такой «обогащенный» современными идеями неоконсерватизм – сложное и многослойное явление, в котором уживаются разнообразные, часто противоположные идеи и концепции: защита сильной власти и сильного государства, с одной стороны, свобода личности, как высшей ценности общества, конкуренции и рыночных отношений, - с другой.

Выступая в целом за сохранение существующей системы, приоритет интересов общности, государства над интересами личности, неоконсерватизм не исключает модернизации, реформы политической системы в целях повышения ее эффективности. Относительно новым течением является технократический консерватизм. Упор здесь делается на техническую рациональность и профессионализм в управлении.

3. Идея социального равенства и справедливости имеет многовековую историю. В начале XX века она приобретает два наиболее четко оформленных направления: коммунистическое и социал-демократическое. В основе коммунистической идеи лежит ликвидация частной собственности, господство общественной собственности на средства производства, полное социальное равенство, народовластие, гармония личных и общественных интересов. Достижение этих целей идет через классовую борьбу, насильственную революцию, диктатуру пролетариата. История показала, что идея коммунизма, по крайней мере, на настоящем этапе развития цивилизации, оказалась утопией. Совершенно негодным оказались пути ее воплощения в жизнь, в том числе господство общественной (государственной) собственности и диктатура пролетариата. На практике это привело к тоталитаризму, отчуждению производителя от средств производства, экономическому развалу. Коммунистическое движение в международном масштабе потерпело в настоящее время поражение. А коммунизм как цель развития общества представляется как утопический идеал.

В программах большинства социал-демократических партий суть современного социал-демократизма вообще и демократического социализма в частности выражена в провозглашении свободы, справедливости и солидарности как основных ценностей социалистического стремления.

Пропагандируя тезисы свободы, справедливости и солидарности, социал-демократы подчеркивают, что в реальной общественной деятельности эти понятия не могут быть абсолютными. Поэтому речь идет не о стремлении к ним как абсолютным ценностям, а о достижении более широкой, чем имеется в настоящее время, свободы, справедливости и солидарности. В основе социал-демократического направления лежит отрицание классовой борьбы, необходимости социалистической революции. Социал-демократы отстаивают идею множественности форм собственности в экономике, в том числе частную собственность, а также предпринимательство и конкуренцию. Они стоят за признание основных прав и свобод личности, демократическое правовое государство, политический плюрализм, обеспечение справедливого распределения национального дохода через регулируемый со стороны государства рынок. Достижение демократического социализма предполагается совершить через непрерывный процесс реформации капитализма.

Оказавшись в результате демократических выборов в ряде стран во главе правительств, социал-демократические партии, поддерживаемые профсоюзами, стали инициаторами многих реформ (национализация ряда монополий в экономике, антимонопольное законодательство, проведение в жизнь социальных программ), что в значительной мере обеспечило экономическое развитие индустриальных стран. Социал-демократии принадлежит большая заслуга в развитии капиталистических государств в сторону социального правового государства, модернизированного общества. Это особенно заметно в «скандинавской» или «шведской» модели, где создана самая развитая в мире система социального обеспечения, здравоохранения, образования, занятости, ликвидирована бедность.

В последние годы международная социал-демократия видит пути развития государства в дальнейшем росте демократизации общества, гражданских инициатив всех социальных групп, что заключается, прежде всего, в ограничении функций государства, передачи многих из них на уровень местного управления. За государством должно остаться лишь решение важнейших внутренних и внешних проблем (федеральные налоги и бюджет, внешняя и внутренняя безопасность).

В настоящее время после некоторого кризиса, вызванного девальвацией социалистической идеи в связи с распадом «реального социализма», СССР и мировой системы социализма международное социал-демократическое движение продолжает развиваться. Социалистический интернационал (существует с конца XIX века) насчитывает в своих рядах 42 партии. Процесс европейской интеграции привел к созданию в 1974 году Союза социал-демократических партий Европейского сообщества. После прямых выборов в Европейский парламент эти партии создали здесь объединенную самостоятельную фракцию. Социал-демократические партии во многих развитых странах периодически приходят к власти в результате демократических выборов (особенно в Скандинавских странах, в Австрии), входят в коалиционные правительства различных стран.

Анархизм (от лат. – безвластие, безначалие) в определенном смысле слова можно считать «заблудившейся ветвью» социал-демократических течений. Он зародился в 1830-40-х гг. странах с мелкотоварным производством. Его идеал – это свободное общество независимых товаропроизводителей, продукты труда которых распределяются между всеми поровну. Переход к обществу будущего связан с тактикой прямого действия, немедленной революцией. В новом обществе нет никаких авторитетов, каждая личность, каждая община автономны. Поскольку на пути личности стоит государство, то оно должно быть уничтожено. Современный анархизм вырождается в основном в экстремистские террористические течения.

В современном мире много и других социально-политических течений: это христианские демократы, многочисленные радикальные, то есть крайние течения: маоистские, фашистские, религиозно-политические и другие. Однако они занимают «промежуточное» положение между рассмотренными направлениями политической мысли. Именно эти последние явились идейно-политической основой для возникновения и деятельности политических партий.

 

VI. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

Система отбора элит.

1. Концепция элиты была создана представителями итальянской школы политической социологии Г. Моска, В. Парето, Р. Михельсом, Н.А. Бердяевым и др. На основе наблюдения за реальным поведением элиты в политической жизни Г. Моска, В. Парето и Р. Михельсон создали целостное представление о роли элиты в обществе. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

а) Общество закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство людей по талантам и способностям, интеллекту и богатству;

б) Элита представляет собой сплоченную группу, отличающуюся исключительными качествами и способностями, осознающую свое превосходство над другими;

в) Развитие любого общества направляется и зависит от политической элиты;

г) Главное предназначение политической элиты – в принятии важнейших политических решений.

Природа политического неравенства людей обосновывалась по-разному различными исследователями. Это особые врожденные психологические свойства (В. Парето), военная доблесть, богатство, священство для ранних цивилизаций, ум, талант и образованность – для XX века (Г. Моска) и другие. Пока существует социальное деление общества, различные группы и их интересы, они могут быть представлены на политическом уровне лишь узким слоем людей, профессионально занятых политикой.

Исходя из сказанного, политическую элиту можно определить как сплоченную и привилегированную группу (или совокупность групп), обладающую высоким статусом и влиянием, которые обусловливаются непосредственным участием в принятии важнейших политических решений, связанных с распределением ценностей и ресурсов.

2. В промышленно развитых странах политическая элита хотя и представляет собой относительно сплоченную группу, ведущую определенный образ жизни, осуществляющую властные функции, однако она неоднородна. В нее входят различные социально-профессиональные группы: политические лидеры, чиновничество, интеллектуалы, бизнесмены, технократы. Все они отличаются различной степенью влияния на процесс принятия важнейших политических решений. По этому критерию современный индийский политолог П. Шаран делит современную элиту на три группы: высшая, средняя и административная. Кроме них он выделяет маргинальную элиту, т.е. потенциальных кандидатов в среднюю элиту, которым недостает тех или иных критериев для вхождения в нее.

Высшая элита представлена теми, кто непосредственно участвует в процессе принятия решений и оказывает существенное влияние на него. Их не так много – от ста до двухсот человек, занимающих стратегические посты в правительстве, крупных политических партиях, в группах давления, законодательных органах и т.д. Эта элита неоднородна: внутри нее открыто противостоят группы по интересам. В демократиях западного типа, по мнению П. Шарана, на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. В США с населением в 200 млн. человек круг высшей элиты насчитывает 10 тыс. человек.

Средняя элита формируется на основе трех переменных – доходов, профессионального статуса и образования. Средняя элита составляет 5% взрослого населения, объединенного указанными показателями. При отсутствии одного или двух критериев потенциальный кандидат относится к маргинальной элите.

К административной элите относится высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления. К этой элите относятся и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных ориентаций.

Институт элиты является неотъемлемым элементом любого цивилизованного общества. Сложно организованные социальные системы испытывают потребность в регулировании и управлении постоянно нарастающего многообразия взаимодействий групп, индивидов, форм человеческой деятельности как внутри системы, так и вне ее. Это обусловливает существование людей, профессионально занимающихся управлением. Принимая важнейшие политические решения, они определяют способы согласования, представительство интересов различных групп населения, формы участия масс в социальных преобразованиях, и потому элитарность сохранится в обозримом будущем.

Попытки бороться с элитарностью общества наносят ему ущерб, поскольку объективно направлены против прогресса. Прежде всего, отрицание элитарности затушевывает критерии реально существующего политического неравенства в любом обществе и тем самым ограничивает возможности демократического контроля над элитами. Кроме того, сохранение иллюзий о равном доступе всех граждан к власти ослабляет внимание общества к вопросам качественного отбора в элиту действительно достойных и компетентных людей, что создает условия для прихода в элиту авантюристов и угрозу подчинения общества деспотическим элитам. Данное обстоятельство влияет на результативность деятельности элит, а, следовательно, и на возможности развития общества. В этой связи существует потребность в совершенствовании системы отбора в элиту.

Согласно теории элит в мировой практике существует две системы их отбора: система гильдий и антрепренерская. Выбор той или иной системы фильтрации обусловлен рядом факторов, в частности ролью партийной системы в обществе, политическими традициями, степенью однородности культуры, уровнем социального неравенства и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.055 с.)