Факторы, влияющие на развитие системы международных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие на развитие системы международных отношений.



1. Международные отношения – политологическое понятие, обозначающее совокупность политических, экономических, дипломатических, научных и культурных взаимодействий между народами, государствами и другими субъектами политики разных государств.

Понятие «международные отношения» соотносимо с понятиями «внешняя (внешнегосударственная) политика», «международная политика», «внешнеполитические отношения». Внешняя политика является частью международной политики и включает только те взаимодействия, институты и организации, которые сопряжены с государственной деятельностью, осуществляемой за пределами государственных границ. Международная политика помимо этого включает иные виды отношений и описывает деятельность иных видов организаций (ООН, «Врачи за мир»), социальных институтов, учреждений, социальных групп и частных лиц. Поэтому понятие «международная политика» шире понятия «внешняя политика». В свою очередь понятие «международные отношения» является более общим по отношению к понятию «внешнеполитические отношения».

Международные, внешнеполитические и внутриполитические отношения взаимосвязаны. В зависимости от конкретной исторической ситуации, основных принципов функционирования политической системы и некоторых других факторов они могут быть:

а) гармоничными и соответствовать друг другу с точки зрения направленности и основных принципов их организации;

б) дисгармоничными либо даже противоречащими друг другу.

Международные отношения возникают с формированием потребности во взаимодействии (сотрудничестве, соперничестве) и регуляции этих взаимодействий между самостоятельными социально-политическими общностями. В древних обществах международные отношения носили нерегулярный характер и имели конкретно-историческую форму. В результате длительного исторического развития к началу ХХI века в мире складывается довольно устойчивая система международных отношений.

Международные отношения существуют на трех основных уровнях:

а) межгосударственном – взаимоотношения любых двух или более стран, например, между Россией и США;

б) на уровне межгосударственных и межрегиональных объединений (военные блоки, экономические союзы, целевые коалиции), например деятельность таких союзов как НАТО (Североатлантический блок), АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), ОАЕ (Организация Африканского единства), ЕЭС (Европейское Экономическое Сообщество);

в) на уровне всемирных (политических и неполитических, правительственных и неправительственных) организаций, например деятельность Организации объединенных наций и Женевского Комитета по правам человека.

В современном мире большую роль в организации международных отношений играют и некоторые другие виды международного сотрудничества. Например, широкое распространение получили международные конгрессы и конференции, созываемые по поводу возникающих международных проблем и способствующие выработке стратегий их решения.

В современных теориях международных отношений большое внимание уделяется исследованию стратегий и принципов, составляющих фундамент международной, внешней и внутренней политики государств:

· Автаркия – политика, направленная на обособленное развитие страны. Такая политика сопровождается созданием закрытых замкнутых систем социально-экономических отношений внутри страны, а также ограничением различного рода экономических, политических и культурных отношений с другими странами.

· Гегемонизм – политика, направленная на доминирование какого-либо государства по отношению к другим странам.

· Политика сателлита направленная на безоговорочную поддержку формально независимого государства какого-либо мощного государства.

· Геноцид – политика, направленная на преднамеренное, последовательное и систематическое уничтожение какого-либо народа или групп населения. Такая политика признана международным сообществом преступлением против человечества.

· Паритетная политика направлена на соблюдение равенства стран в той или иной области (например, в области вооружения).

· Политика суверенитета направлена на сохранение политической независимости, самостоятельности и политического равноправия государства.

· Межгосударственная конфронтация- политика, направленная на противопоставление политических интересов, сил, стратегий различных субъектов международных отношений. Такая политика может протекать как в пассивной форме и сопровождаться созданием международной напряженности, так и в активной форме, проявляющейся в вооруженных конфликтах, а также в политических бойкотах и блокадах.

2. Определяющее значение в развитии системы международных отношений играет расстановка сил на международной арене.

На характер международных отношений и место государства в системе международных отношений влияют факторы:

· демографические характеристики (численность, половозрастной состав, этнический состав населения);

· географические особенности положения и специфические особенности природной среды, природные запасы (наличие полезных ископаемых, таких, как газ, нефть, золото, урановые руды);

· уровень и характер развития экономики (перспективных отраслей);

· военная мощь государства (наличие ядерного оружия);

· исторические и культурные традиции.

В известных пределах влияние каждого фактора способствует повышению статуса государства на международной арене. Несколько государств в мире занимают исключительное место в системе международных отношений в силу того, что эти факторы действуют комплексно. Традиционно признанными мировыми державами, играющими ведущую роль в системе современных международных отношений являются США, Россия, Англия, Франция, Китай. Активно претендуют на роль мирового лидера ФРГ, Япония и Индия. В настоящее время в международных отношениях значительно возросла роль азиатских государств (Южная Корея, Гонконг, Сингапур), которые в последние 20 – 30 лет динамично развивались и актуально использовали ресурсы.

В современных условиях заметную роль в международных отношениях могут играть государства с численностью населения, превышающей 50 млн. человек, некоторые страны для поднятия своей роли в международной жизни объединяют свои ресурсы. Например, вследствие этого возникли региональный экономический союз Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) и Северный Совет (региональное объединение пяти стран Северной Европы – Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии).

В различных теориях международных отношений большое внимание придаётся анализу влияния природно-географического фактора на место и роль государства в системе международных отношений, а также на содержание внешней политики. На значение географического фактора в жизни общества указывали многие мыслители, в том числе Ш.Л. Монтескье, К. Риттер, Г.Т. Бокль, В. Ключевский, Л.И. Мечников, А. Тойнби и другие. На основе их идей сформировалось геополитическое направление исследований.

Геополитикой называют (1) теории, (2) направления исследований, а также (3) направление политической деятельности, где признается и обосновывается значение воздействия территориально-пространственных и природно-географических особенностей местоположения тех или иных государств или межгосударственных региональных блоков на различного рода (локальные, региональные континентальные и глобальные) международные процессы и отношения. В качестве значимых рассматриваются:

· наличие речных путей, выходов к морским и сухопутным торговым путям;

· островное или континентальное положение, наличие лесных массивов, гор, болот, озер, пустынь; протяженность территорий и границ;

· климат, состав почвы, этнический и демографический состав населения, солнечная активность;

· продолжительность периода, благоприятного для выращивания основных пищевых культур и многие другие факторы.

Некоторые идеи, разработанные в рамках геополитических исследований, легли в основу выработки ряда агрессивных военно-политических доктрин (например, в фашистской Германии), направленных на «теоретическое» и идеологическое обоснование необходимости захвата «жизненного пространства» при помощи военных действий. Таким образом, война рассматривается как следствие исторически и стихийно сложившегося неравномерного распределения природных ресурсов или неравных условий территориального расселения народов.

Не отрицая значимость природно-географического фактора в формировании внешней и внутренней политики государств в современных условиях (истощение природных запасов; обострение демографических, экологических, сырьевых, военно-стратегических, транспортно-экономических и иных проблем), следует отметить, что все рассмотренные выше факторы комплексно воздействуют на формирование международной, внешней и внутренней политики государств и агрессивные военно-силовые методы решения проблем не могут иметь теоретического оправдания.

На основе возрастания общности интересов всего человечества вследствие развития НТП и глобализации экологических, сырьевых, продовольственных и других проблем в современном мире наметились некоторые новые тенденции развития международных отношений.

· Признание необходимости поисков мирных способов решения внешнеполитических проблем и широкое развитие договорных процессов на взаимовыгодной паритетной основе или на основе политических компромиссов и консенсуса.

· Расширение числа субъектов международных отношений; тенденция к образованию многополярного мира.

· Появление новых институционных форм организации международных отношений (международные, религиозные, профсоюзные, этно-конфессиональные, межэтнические, межпартийные, экономические, транснациональные и иные организации и институты).

Отмечают и другие тенденции, которые способствуют выдвижению на первый план необходимости разрешения международной напряженности на основе общечеловеческих нравственных критериев.

Следствием действия всех тенденций является переосмысление категории «национальный интерес», который в современном понимании представляет собой не только форму реализации потребности государства в обеспечении государственной (национальной) безопасности, политического и экономического суверенитета, процветания и благополучия страны и ее граждан во всех сферах жизнедеятельности, но и включает отражение потребности в создании общепланетарных условий, способствующих свободному развитию и процветанию каждого государства. Следствием такого диалектического понимания содержания понятия «национальный интерес» является формирование представлений о необходимости уважительного отношения к национальным интересам других государств. Основой международных отношений таким образом становится защита государством своего национального интереса с учетом соблюдения национального интереса других договаривающихся государств.

 

XXIII. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.013 с.)