Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характерные черты правового государства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Идеи господства закона в жизни людей появились в эпоху античного мира и разрабатывались Платоном и Аристотелем. В эпоху просвещения (XVIII в.) впервые появляется понятие – правовое государство. Некоторые характерные черты его изложены в трудах Т.Гоббса, Д.Локка, Ш.Монтескье. Теоретическое обоснование правового государства наиболее полно представлено в наследии И.Канта. Марксизм вопрос о правовом государстве прямо не ставил. С установлением государства диктатуры пролетариата теория правового государства была объявлена буржуазной, а поэтому порочной и лженаучной. Целостный характер теория приобрела в современной Западной политологии. В России в наше время она получила широкое распространение, став не только предметом исследования учёных-политологов, но и практикой демократически ориентированных политиков. Правовое государство обозначается сегодня как цель государственного строительства в нашей стране, которая зафиксирована в Конституции РФ. Правовое государство в своём становлении и функционировании исходит из признания самоценности личности, её безусловного примата в иерархии любых ценностей. Можно так определить правовое государство: это такая политическая организация общества, при которой осуществляется максимально возможная социальная и политико-юридическая защищённость интересов и прав каждого человека, все граждане перед законом равны, власть подчинена закону (праву). Такое государство складывается вместе с развитием демократических принципов, как в институтах власти, так и в общественной жизни в целом. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества, которое основано на самостоятельной инициативе граждан и характеризуется высокой степенью развития политической культуры, политической жизни, политического сознания. Правовое государство и гражданское общество развиваются и созревают одновременно, постоянно взаимодействия друг с другом и, находясь в оппозиции друг к другу. Социальной основой правового государства является средний класс. В экономическом отношении это среднеобеспеченный слой общества. Источником его материального благополучия является как заработная плата, так и главным образом – частная собственность, предпринимательская деятельность. В политическом отношении это класс консервативный, он против социальных потрясений и революций. Этому классу есть что терять: свою собственность, благополучие, образ жизни. Поэтому средний класс является социальной основой общества и правового государства, выступает «гасителем» крайностей, как со стороны богатых, так и со стороны бедных. Для успеха развития государства его количество должно составлять не меньше 30% демографического состава. Средний класс законопослушен, лоялен к власти, самостоятелен и ждёт от государства постепенного улучшения своего положения на основе развития демократического законодательства. Термин «правовое государство» сразу же вызывает вопрос: возможно ли государство без права? (закона). Государство плюс право – не является ли уже само по себе государством? Что такое право? Это совокупность общеобязательных правил поведения, законов, устанавливаемых и охраняемых государством. Но неразрывность государства и права не является адекватным выражением сущности правового государства. Иначе сказать, не всякое государство в единстве с его правом (законами) является государством правовым. 2. Характерными чертами правового государства являются: А) Определённый уровень развития, как государства, так и права. Доправовое государство отличается приоритетом государства перед правом: государство первично, право вторично. В рамках правового государства приоритетным является право, законы. Государство, власть подчиняются закону. Государство связывает себя законами, которые принимает. В итоге осуществляется формула: не закон власти, а власть закона. Право определяет структуру и функции государства, всю его многостороннюю деятельность по управлению делами общества, регулированию отношений между людьми. В самом праве заключается нормативное выражение и закрепление принципов и идей справедливости, свободы, равенства. Именно так понимается право в правовом государстве. Приоритет права чаще всего представляют как верховенство закона. Но закон должен соответствовать праву, быть правовым. Иначе верховенство закона обернётся диктатом, диктатурой закона. В условиях правовой государственности ни у кого не должно быть привилегий, которые позволили бы занимать позицию, неподвластную закону и праву, стоять над законом. Б) Верховенство закона предполагает развитую правовую культуру и правовое сознание. Особенно важно подчеркнуть культуру законоуважения, а не законопослушания. Последнее характерно для любого типа государства; В) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Именно разделение властей, а не власти, так как власть здесь одна – государственная. Все ветви власти должны основываться на идее единства государственной власти. В разделении властей присутствует субординация: верховенство законодательной власти и подзаконность исполнительной и судебной властей. Законодательная власть определяет деятельность всех исполнительных и судебных органов государства. Все постановления и решения исполнительной власти (правительства) не должны противоречить существующему законодательству или выходить за его пределы. Задача судебной власти – добиваться строгого и неукоснительного соблюдения норм права всеми участниками общественных отношений, охранять законность и порядок, пресекать все действия, направленные на подрыв правовых законодательных устоев государственной и общественной жизни. Суд – это закон и право, он независим от субъективных действий и влияний каких-либо лиц, групп, организаций. Суд подчиняется закону, но не законодательной власти. Организационно независимость судей закрепляется в законодательстве, поэтому суд и судьи являются действенным противовесом, «противоядием» диктату власти, её тоталитарным тенденциям. Г) Каждой из трёх ветвей власти присущи свои функции, властные полномочия. Осуществляя их, они взаимодополняют и взаимоограничивают друг друга. В результате получается не столько разделение, сколько равновесие, устойчивое соглашение между ними. Это повышает эффективность работы государственного механизма в целом, его устойчивость и сбалансированность, не даёт сосредоточить в одних руках всю власть. Д) Важный признак правового государства – взаимная ответственность власти и народа. Граждане обязаны соблюдать законы, а в случае правонарушения должны нести ответственность по закону. Е) Ответственность власти перед личностью, гражданами в правовом государстве состоит в том, что власть обязана обеспечить равную возможность для всех пользоваться защитой закона, создавать оптимальные условия для осуществления их законных прав и интересов. При этом правовое государство не только провозглашает свободы и правовую защищённость граждан, но и гарантирует эти права (проведение сильной социальной политики). Ж) Признание и реализация общечеловеческих, универсальных идей, ценностей, свобод и правовых регламентаций (право на жизнь, собственность, счастье, свобода совести, свобода слова, отказ от любых форм дискриминации). З) Высокий уровень правосознания граждан. Этот уровень включает знание гражданами своих прав и обязанностей, умение их реализовать и осознание гражданами своей ответственности перед законом. Становление правового государства – достаточно длительный исторический процесс, зависящий от социально-экономического развития и организации общества, от традиций и общего культурного и политического уровня, от потребностей и готовности граждан утвердить и принять такое государственное устройство.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.201 (0.008 с.) |