Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм правового регулирования: понятие и основные элементыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Цель механизма правового регулирования - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак). Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.
Схема 21.2
┌─────────────────────────────────────────────────────┐ │ Элементы механизма правового регулирования │ └──────────────────────────┬──────────────────────────┘ │ ┌──────────────────────┴──────────────────────┐ │ │ │ Нормы права │ │ │ └──────────────────────┬──────────────────────┘ │ ┌──────────────────┴──────────────────┐ │ Юридический факт или фактический │ │ состав с таким решающим фактом, как │ │ организационно-исполнительный │ │ правоприменительный акт │ └──────────────────┬──────────────────┘ │ ┌──────────────┴──────────────┐ │ │ │ Правоотношение │ │ │ └──────────────┬──────────────┘ │ ┌──────────┴──────────┐ │ Акты реализации │ │ прав и │ │ обязанностей │ └──────────┬──────────┘ │ ┌──────┴──────┐ │Охранительный│ │правопримени-│ │ тельный акт │ │(факультатив-│ │ ный элемент)│ └─────────────┘
Способы и типы правового регулирования
Способы правового регулирования - специфические юридические средства организации поведения субъектов регулируемых общественных отношений. В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.
Схема 21.3
┌─────────────────────────────────┐ │ Способы правового регулирования │ └────────────────┬────────────────┘ │ ┌────────────────────────┼────────────────────────┐ │ │ │ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ │ Дозволение │ │ Обязывание │ │ Запрещение │ └─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘
Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный. Так, общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формулировка звучит следующим образом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений. Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Схема 21.4
┌─────────────────────────────────────────┐ │ Типы правового регулирования │ └────────────────────┬────────────────────┘ │ ┌─────────────────┴──────────────────┐ │ │ ┌──────────────┴───────────────┐ ┌────────────────┴─────────────┐ │ Общедозволительный │ │ Разрешительный │ └──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘
Правовые режимы: понятие, признаки, виды
Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права. Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:
Схема 21.5
┌─────────────────────────────────────────┐ │ Виды правовых режимов │ └────────────────────┬────────────────────┘ │ ┌────────────────────────┼────────────────────────┐ │ │ │ ┌────────┴───────────┐ ┌───┴────────────────┐ ┌──┴─────────────────┐ │ по предмету │ │ по юридической │ │ по форме │ ┌────┤ правового ├─┐ │ природе │ │ выражения │ │ │ регулирования │ │ │ │ │ │ │ └─────────┬──────────┘ │ └─────┬───────┬──────┘ └─────┬───────┬──────┘ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌────┴────┐ ┌───────┴───┐ ┌──────┴──┐ ┌───────┴──┐ ┌──┴─────────┐ ┌─────┴──┐ ┌──┴───────┐ │Конститу-│ │Администра-│ │Земельный│ │Материаль-│ │Процессуаль-│ │Законный│ │Договорной│ │ ционный │ │ тивный │ │ и т.д. │ │ ные │ │ ные │ │ │ │ │ └─────────┘ └───────────┘ └─────────┘ └──────────┘ └────────────┘ └────────┘ └──────────┘
Эффективность правового регулирования
Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:
Схема 21.6
┌──────────────────────────────────────────────────────┐ │ Пути повышения эффективности правового регулирования │ └──────────────────────────┬───────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────┼────────────────────────┐ │ │ │ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ │Совершенствование│ │Совершенствование│ │Повышение уровня │ │ правотворчества │ │ правоприменения │ │правовой культуры│ └─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘
22. Законность, правопорядок, дисциплина
Понятие и принципы законности
Законность - это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Для законности необходимы две стороны: - наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона); - их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).
Схема 22.1
┌─────────────────────────────────────────┐ │ Две стороны законности │ └────────────────────┬────────────────────┘ │ ┌─────────────────┴──────────────────┐ │ │ ┌──────────────┴───────────────┐ ┌────────────────┴─────────────┐ │ Наличие правовых │ │ Их выполнение, ибо только │ │ справедливых, │ │ только наличия даже самых │ │ научно обоснованных │ │ совершенных законов будет │ │ законов │ │ недостаточно │ │ │ │ (формальная сторона) │ └──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘
Принципы законности: 1) единство законности (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны); 2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности); 3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой - сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе); 4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества); 5) связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона); 6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.239 (0.007 с.) |