Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

Поиск

 

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

 

Схема 21.2

 

┌─────────────────────────────────────────────────────┐

│ Элементы механизма правового регулирования │

└──────────────────────────┬──────────────────────────┘

┌──────────────────────┴──────────────────────┐

│ │

│ Нормы права │

│ │

└──────────────────────┬──────────────────────┘

┌──────────────────┴──────────────────┐

│ Юридический факт или фактический │

│ состав с таким решающим фактом, как │

│ организационно-исполнительный │

│ правоприменительный акт │

└──────────────────┬──────────────────┘

┌──────────────┴──────────────┐

│ │

│ Правоотношение │

│ │

└──────────────┬──────────────┘

┌──────────┴──────────┐

│ Акты реализации │

│ прав и │

│ обязанностей │

└──────────┬──────────┘

┌──────┴──────┐

│Охранительный│

│правопримени-│

│ тельный акт │

│(факультатив-│

│ ный элемент)│

└─────────────┘

 

Способы и типы правового регулирования

 

Способы правового регулирования - специфические юридические средства организации поведения субъектов регулируемых общественных отношений. В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

 

Схема 21.3

 

┌─────────────────────────────────┐

│ Способы правового регулирования │

└────────────────┬────────────────┘

┌────────────────────────┼────────────────────────┐

│ │ │

┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐

│ Дозволение │ │ Обязывание │ │ Запрещение │

└─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘

 

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Так, общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формулировка звучит следующим образом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

 

Схема 21.4

 

┌─────────────────────────────────────────┐

│ Типы правового регулирования │

└────────────────────┬────────────────────┘

┌─────────────────┴──────────────────┐

│ │

┌──────────────┴───────────────┐ ┌────────────────┴─────────────┐

│ Общедозволительный │ │ Разрешительный │

└──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘

 

Правовые режимы: понятие, признаки, виды

 

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

 

Схема 21.5

 

┌─────────────────────────────────────────┐

│ Виды правовых режимов │

└────────────────────┬────────────────────┘

┌────────────────────────┼────────────────────────┐

│ │ │

┌────────┴───────────┐ ┌───┴────────────────┐ ┌──┴─────────────────┐

│ по предмету │ │ по юридической │ │ по форме │

┌────┤ правового ├─┐ │ природе │ │ выражения │

│ │ регулирования │ │ │ │ │ │

│ └─────────┬──────────┘ │ └─────┬───────┬──────┘ └─────┬───────┬──────┘

│ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

┌────┴────┐ ┌───────┴───┐ ┌──────┴──┐ ┌───────┴──┐ ┌──┴─────────┐ ┌─────┴──┐ ┌──┴───────┐

│Конститу-│ │Администра-│ │Земельный│ │Материаль-│ │Процессуаль-│ │Законный│ │Договорной│

│ ционный │ │ тивный │ │ и т.д. │ │ ные │ │ ные │ │ │ │ │

└─────────┘ └───────────┘ └─────────┘ └──────────┘ └────────────┘ └────────┘ └──────────┘

 

Эффективность правового регулирования

 

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:

 

Схема 21.6

 

┌──────────────────────────────────────────────────────┐

│ Пути повышения эффективности правового регулирования │

└──────────────────────────┬───────────────────────────┘

┌────────────────────────┼────────────────────────┐

│ │ │

┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐

│Совершенствование│ │Совершенствование│ │Повышение уровня │

│ правотворчества │ │ правоприменения │ │правовой культуры│

└─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘

 

22. Законность, правопорядок, дисциплина

 

Понятие и принципы законности

 

Законность - это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

- наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);

- их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).

 

Схема 22.1

 

┌─────────────────────────────────────────┐

│ Две стороны законности │

└────────────────────┬────────────────────┘

┌─────────────────┴──────────────────┐

│ │

┌──────────────┴───────────────┐ ┌────────────────┴─────────────┐

│ Наличие правовых │ │ Их выполнение, ибо только │

│ справедливых, │ │ только наличия даже самых │

│ научно обоснованных │ │ совершенных законов будет │

│ законов │ │ недостаточно │

│ │ │ (формальная сторона) │

└──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘

 

Принципы законности:

1) единство законности (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны);

2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);

3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой - сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);

4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);

5) связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона);

6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.239 (0.007 с.)