Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Современные течения политической мыслиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Либерализм. Консерватизм. Социалистические течения. 1. Политическая жизнь общества – это пространство, в котором действуют многообразные интересы различных классов и социальных групп. Это обстоятельство определяет и многообразие политических течений, каждое из которых идеологически выражает интересы различных социальных субъектов. Идеологические воззрения этих течений определяют их идеалы и ценности. Они должны показать широким массам, как и в чьих интересах будет использоваться государственная власть в случае, если данная идеология станет господствующей в обществе. Среди множества течений политической мысли выделим наиболее распространенные: либеральное, консервативное, социалистические течения. Либерализм (от лат. – свободный) представляет совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, основанных на идеях частной собственности, свободной конкуренции, предпринимательства и ставящих своей целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного или общественного принуждения индивида. Либерализм не только мировоззрение, но и способ мышления. Основные мировоззренческие установки таковы: свобода от групповых, классовых и национальных предрассудков, космополитизм, индивидуализм, самоценность личности. Основные политические идеилибераплов: политическая свобода личности. Это означает. а) Уничтожение внешних ограничений на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека (ограничением свободы одного человека признается лишь свобода другого человека), признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над установлениями государства. б) Полное равенство граждан перед законом. В государстве должны властвовать не отдельные лица, а закон. Задача государства – регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые гарантируют свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека. в) Ограничение деятельности государства, которое играет роль «ночного сторожа»: оно наделено комплексом самых необходимых функций по охране общественного порядка, защите страны от внешней опасности, защите безопасности граждан и социального мира внутри страны. Во всем остальном государство осуществляет полное невмешательство в дела граждан и общества. г) Развитие правового государства, основанного на разделении властей (законодательную, исполнительную и судебную), что обеспечивает ограничение злоупотреблений властью, установлению тоталитарных политических режимов. Экономические идеи либерализма основаны на признании незыблемости частной собственности, отмене всяческих ограничений со стороны государства для частной инициативы, конкуренции, предпринимательства. В настоящее время существуют неолиберальные (нео – лат. новый) доктрины, сохраняющие верность основным принципам либерализма, но считающие их недостаточными, потому что в современных условиях они не могут быть реализованы без постоянного вмешательства государства в дела экономики, а также без усиления социальных функций государства. Эти теории усиления регулирующей роли государства получили широкое распространение после «великой депрессии» начала 1930-х гг. и второй мировой войны под влиянием кейнсианства (частичное регулирование экономики со стороны государства путем гибкой политики налогов и кредита). Признавая в настоящее время необходимость и даже неизбежность государственного вмешательства, либералы вместе с тем стремятся ограничить пределы этого вмешательства. За последние годы на Западе широкую популярность приобрел лозунг «меньше это лучше», под которым подразумевается ослабление функций государства, сокращение не оправдавших себя социальных программ, поощрение свободной рыночной конкуренции. В сфере политики неолиберализм считает недостаточным определение принципа демократии по большинству голосов. Он отстаивает принцип консенсуса (от лат. – единомыслие), принцип национального согласия между властью и всеми социальными группами общества, пропагандирует формы плюралистической демократии и настаивает на более широком участии масс в принятии политических решений. 2. Консерватизм (от лат. «консерво» – сохранять). Как и либерализм, консерватизм считает, что экономической основой общества является частная собственность. Сущность консерватизма состоит в признании приоритета общих интересов (государства, народа, нации) над индивидуальными интересами личности. Свобода для граждан означает необходимость послушания государству, установившему незыблемость институтов власти. Консерваторы стремятся сохранить и поддержать исторически сформировавшуюся государственную и общественную жизнь и, в первую очередь, морально-правовые нормы и традиции нации, религии, семьи, частной собственности. Консерваторы либо решительно выступают против всего нового, в том числе и полезного нового, либо относятся к нему сдержано. Политический консерватизм следует отличать от реакции, стремления к реставрации. Реакционер борется с настоящим с целью возврата к предыдущему этапу, в то время как консерватор стремится сохранить существующее положение вещей. Обычно консерватизм отражает идеи и идеалы тех классов и социальных групп, положению которых угрожают тенденции нового общественно-исторического и социально-экономического развития. Зачастую во многих современных развитых странах это своего рода защитная реакция средних и мелких предпринимателей, фермеров, лавочников, ремесленников, жителей сельской местности, которые испытывают страх перед неопределенным будущим, возможным ухудшением социального статуса. Важное место здесь занимают глубинные традиции и ностальгические тенденции, характерные для массовых слоев населения. Консерватизм, призванный защищать требования стабильности, преемственности должен учитывать те изменения, которые происходят в современном мире, и приспосабливаться к ним. Если в прошлом он интегрировал идеи свободной конкуренции и свободного рынка, то после второй мировой войны консерватизм включает уже в себя идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, правовой защиты личности. Такой «обогащенный» современными идеями неоконсерватизм – сложное и многослойное явление, в котором уживаются разнообразные, часто противоположные идеи и концепции: защита сильной власти и сильного государства, с одной стороны, свобода личности, как высшей ценности общества, конкуренции и рыночных отношений, - с другой. Выступая в целом за сохранение существующей системы, приоритет интересов общности, государства над интересами личности, неоконсерватизм не исключает модернизации, реформы политической системы в целях повышения ее эффективности. Относительно новым течением является технократический консерватизм. Упор здесь делается на техническую рациональность и профессионализм в управлении. 3. Идея социального равенства и справедливости имеет многовековую историю. В начале XX века она приобретает два наиболее четко оформленных направления: коммунистическое и социал-демократическое. В основе коммунистической идеи лежит ликвидация частной собственности, господство общественной собственности на средства производства, полное социальное равенство, народовластие, гармония личных и общественных интересов. Достижение этих целей идет через классовую борьбу, насильственную революцию, диктатуру пролетариата. История показала, что идея коммунизма, по крайней мере, на настоящем этапе развития цивилизации, оказалась утопией. Совершенно негодным оказались пути ее воплощения в жизнь, в том числе господство общественной (государственной) собственности и диктатура пролетариата. На практике это привело к тоталитаризму, отчуждению производителя от средств производства, экономическому развалу. Коммунистическое движение в международном масштабе потерпело в настоящее время поражение. А коммунизм как цель развития общества представляется как утопический идеал. В программах большинства социал-демократических партий суть современного социал-демократизма вообще и демократического социализма в частности выражена в провозглашении свободы, справедливости и солидарности как основных ценностей социалистического стремления. Пропагандируя тезисы свободы, справедливости и солидарности, социал-демократы подчеркивают, что в реальной общественной деятельности эти понятия не могут быть абсолютными. Поэтому речь идет не о стремлении к ним как абсолютным ценностям, а о достижении более широкой, чем имеется в настоящее время, свободы, справедливости и солидарности. В основе социал-демократического направления лежит отрицание классовой борьбы, необходимости социалистической революции. Социал-демократы отстаивают идею множественности форм собственности в экономике, в том числе частную собственность, а также предпринимательство и конкуренцию. Они стоят за признание основных прав и свобод личности, демократическое правовое государство, политический плюрализм, обеспечение справедливого распределения национального дохода через регулируемый со стороны государства рынок. Достижение демократического социализма предполагается совершить через непрерывный процесс реформации капитализма. Оказавшись в результате демократических выборов в ряде стран во главе правительств, социал-демократические партии, поддерживаемые профсоюзами, стали инициаторами многих реформ (национализация ряда монополий в экономике, антимонопольное законодательство, проведение в жизнь социальных программ), что в значительной мере обеспечило экономическое развитие индустриальных стран. Социал-демократии принадлежит большая заслуга в развитии капиталистических государств в сторону социального правового государства, модернизированного общества. Это особенно заметно в «скандинавской» или «шведской» модели, где создана самая развитая в мире система социального обеспечения, здравоохранения, образования, занятости, ликвидирована бедность. В последние годы международная социал-демократия видит пути развития государства в дальнейшем росте демократизации общества, гражданских инициатив всех социальных групп, что заключается, прежде всего, в ограничении функций государства, передачи многих из них на уровень местного управления. За государством должно остаться лишь решение важнейших внутренних и внешних проблем (федеральные налоги и бюджет, внешняя и внутренняя безопасность). В настоящее время после некоторого кризиса, вызванного девальвацией социалистической идеи в связи с распадом «реального социализма», СССР и мировой системы социализма международное социал-демократическое движение продолжает развиваться. Социалистический интернационал (существует с конца XIX века) насчитывает в своих рядах 42 партии. Процесс европейской интеграции привел к созданию в 1974 году Союза социал-демократических партий Европейского сообщества. После прямых выборов в Европейский парламент эти партии создали здесь объединенную самостоятельную фракцию. Социал-демократические партии во многих развитых странах периодически приходят к власти в результате демократических выборов (особенно в Скандинавских странах, в Австрии), входят в коалиционные правительства различных стран. Анархизм (от лат. – безвластие, безначалие) в определенном смысле слова можно считать «заблудившейся ветвью» социал-демократических течений. Он зародился в 1830-40-х гг. странах с мелкотоварным производством. Его идеал – это свободное общество независимых товаропроизводителей, продукты труда которых распределяются между всеми поровну. Переход к обществу будущего связан с тактикой прямого действия, немедленной революцией. В новом обществе нет никаких авторитетов, каждая личность, каждая община автономны. Поскольку на пути личности стоит государство, то оно должно быть уничтожено. Современный анархизм вырождается в основном в экстремистские террористические течения. В современном мире много и других социально-политических течений: это христианские демократы, многочисленные радикальные, то есть крайние течения: маоистские, фашистские, религиозно-политические и другие. Однако они занимают «промежуточное» положение между рассмотренными направлениями политической мысли. Именно эти последние явились идейно-политической основой для возникновения и деятельности политических партий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.98.175 (0.008 с.) |