Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел (модуль) 1. Политика как подсистема социальной системыСтр 1 из 3Следующая ⇒
Ответственный за выпуск
В. М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат философских наук, доцент
Рецензенты: В. П. Макаренко, заведующий кафедрой политической теории ЮФУ, доктор философских наук, доктор политических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ А. А. Подопригора, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент
Программа одобрена на заседании кафедры (протокол от «17» ноября 2009 г. № 6)
© Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Политология является наукой, изучающей политическую подсистему общества, социальную деятельность людей, направленную на овладение, удержание и использование государственной власти. Изучение политологии является важной составляющей процесса гуманитаризации образования в высшей школе. Цель изучения дисциплины: – освоение наиболее значимых результатов, полученных политологией на основе изучения подсистем и элементов политической системы общества, закономерных связей между ними и их функций; – формирование у студентов активной гражданской позиции, гражданского самосознания, понимания ими своей причастности к политическим процессам, происходящим в нашей стране. Задачи: · показать студентам место политологии в системе современного обществознания и его значимость как для общества в целом, так и для отдельного человека, его гуманитарной и профессиональной подготовки; · раскрыть человеческое измерение политики, ее социокультурную детерминацию и показать, что она является важным видом общественной деятельности людей; · сформировать у студентов устойчивый интерес к явлениям и процессам, происходящим в политической жизни, как в нашей стране, так и в мире в целом; · способствовать формированию активной гражданской позиции, гражданского самосознания студентов, понимания ими своей причастности к политическим процессам, происходящим в нашей стране, как на общефедеральном, так и региональном уровнях. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (Федеральный компонент)
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политологии. Политическая власть, политическая система, политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины студент должен: иметь представление: · о существующих в современной политической науке направлениях и школах; · о методах политологического исследования; · о методах политического прогнозирования; з нать: · из каких подсистем и элементов состоит политическая система, какие функции выполняет каждый из них в политической жизни общества в целом; · что представляет собой власть как социальное явление и каковы особенности политической власти; · что такое государство, почему оно является главной политической организацией общества и почему люди борются за обладание государственной властью; как складывались отношения между обществом и государством на различных этапах общественного развития, и какова наиболее оптимальная модель их взаимосвязи в современном мире;
· какие существуют в обществе иные собственно политические организации и их роль в политической жизни; · какие существовали и существуют политические режимы, и каковы их достоинства и недостатки; · какую роль в политической жизни играют политические элиты и лидеры; · что такое политическое сознание и содержание главных политических идеологий современности; · какими политическими правами обладает человек в демократическом обществе, как связаны они с другими его правами и как ими правильно пользоваться; · причины возникновения и способы разрешения политических конфликтов; · в чем состоит своеобразие международных политических отношений, каково положение России в современном мире и основные направления ее внешней политики; · какое место занимает Федеральная таможенная служба в составе органов государственной власти России и ее роль в осуществлении внешней политики нашего государства; уметь: · самостоятельно выделять классификационные признаки существующих в современном мире политических систем и субъектов политики; · пользоваться своими политическими правами и их отставать; · самостоятельно анализировать и оценивать различные политические явления и процессы, происходящие как в мире в целом, так и в современном российском обществе и на этой основе определять свое личное отношение к ним; в ладеть навыками: · самостоятельного рассмотрения тех политических событий, которые происходят в России и на международной арене; · участия в политической жизни общества; · борьбы за свои политические права в случае их нарушения. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (для специальностей: «Таможенное дело», «Юриспруденция»; очная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(для специальности: «Экономика и управление на предприятии (таможне)»; очная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (Для специальности: «Мировая экономика»; очная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(для специальностей: «Таможенное дело», «Юриспруденция»; заочная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(для специальности: «Экономика и управление на предприятии (таможне)»; заочная форма обучения)
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Литература Основная Гаджиев, К. С. Политология: учебник / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2005. – 486 с. Политология: учебник / под ред. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 588 с. Дополнительная Алексеева, Т. А. Современные политические теории. Опыт Запада: курс лекций / Т. А. Алексеева. – М.: РОССПЭН, 2000. – 479 c. Ашин, Г. К. Курс элитологии / Г. К. Ашин, Е. В. Охотский. – М.: Спортакадемпресс, 1999. – 368 с. Даль, Р. Демократия и ее критики / Р. Даль.– М. РОССПЭН, 2003. – 578 с. Дербишайр, Дж. Политические системы мира / Дж. Дербошайр. – М.: Рипол Классик, 2004. – 512 с. Дергачев, В. А. Геополитика / В. А. Дергачев. - М.: Юнити-Дана, 2004. – 441 с. Дюверже, М. Политические партии / М. Дюверже. – М.: Академический Проект, 2000.– 558 с. Желтов, В. В. Геополитика: история и теория / В. В. Желтов, М. В. Желтов. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 445 с. Конфликтология: учеб. пособие/ под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – 448 с. Лебедева, М. М. Мировая политика: учебник / М. М. Лебедева – М.: Аспект Пресс, 2006. – 365 с. Максимов, А. А. Чистые и грязные технологии выборов / А. А. Максимов. – М.: Дело 1999. – 445 с. Права человека: учебник /отв. ред. Е. А. Лукашев. – 2-е изд. – М.: Норма, 2009. – 560 с. Уткин, А. И. Вызов Запада и ответ России / А. И. Уткин. – М: Алгоритм, 2002. – 539 с. Хантингтон, С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века / С. Хантингтон. – М.: РОССПЭН, 2003. – 368 с. Шарков, Ф. И. Политический консалтинг / Ф. И. Шаров. –М.: Дашков и К, 2004. – 458 с. Щербинина, Н. Г. Теории политического лидерства: учебное пособие / Н. Г. Щербинина. – М.: Весь мир, 2004. – 181 с.
Методические рекомендации (указания) 1. Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских занятий. дисциплина: Политология. Автор-составитель В. М. Левин. – Ростов-на-Дону, 2006. 2. Методические указания по выполнению рефератов (контрольных работ) по дисциплине «Политология». Составители: Б. О. Давтян, В. М. Левин. – Ростов-на-Дону, 2009. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Текущий, промежуточный и итоговый контроль оценки знаний и умений студентов может проводиться как без использования балльно-рейтинговой системы, так и с использованием такой системы. Без использования балльно-рейтинговой системы в ходе текущего контроля используются: блиц-опросы по всем темам; ответы на теоретические вопросы; заслушивание докладов и сообщений по темам, по которым предусмотрено проведение семинарских занятий; конспектирование источников; подготовка реферата в соответствии с тематикой рефератов по курсу в целом. Промежуточный контроль проводится по первому и второму модулям с использованием тестов. Итоговый контроль – в форме экзамена, предусматривающего ответы на вопросы по всему курсу. При использовании балльно-рейтинговой системы в процессе изучения дисциплины качество усвоения учебного материала оценивается по 100-балльной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 70 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (экзамен) – 30 баллов.
Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям:
Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний
Распределение способов контроля знаний студентов по учебным модулям с указанием максимального балла
Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов. Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по 4-х балльной системе) проводится по следующей шкале: 90-100 баллов – «отлично»; 70-89 баллов – «хорошо»; 60-69 баллов – «удовлетворительно»; менее 60 баллов – «неудовлетворительно».
ДИСЦИПЛИНЫ Объем и содержание курса “Политология” основывается на требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Наряду с другими дисциплинами социально-гуманитарного цикла, изучение политологии выступает важным средством формирования гражданских качеств личности. Оно дает студентам понимание устройства политической подсистемы общества, происходящих в ней явлений и процессов, прививает им умение самостоятельно анализировать и оценивать различные политические события, способствует повышению их политической активности и порождает желание включиться в те социальные преобразования, которые происходят в современной России. Программа курса состоит из двух модулей (разделов). В первом модуле политика рассматривается как подсистема, входящая в состав более широкой социальной системы, а во втором модуле в институциональном и функциональном аспектах. Выделение таких двух ракурсов рассмотрения политики представляется наиболее удачным как с содержательной, так и с методической точки зрения. Основными видами учебных занятий при изучении курса являются лекции, семинары, индивидуальные и групповые собеседования, консультации, подготовка докладов, написание рефератов и контрольных работ, блиц-опросы, конспектирование источников и др. Формами устного изложения учебного материала преподавателем являются проблемные лекции, лекции-диалоги и лекции-дискуссии. Семинарские занятия являются формой реализации образовательной активности студентов. Они призваны способствовать формированию и развитию у студентов навыков публичного выступления, умения четко, ясно и лаконично излагать свои мысли, аргументировать свое понимание тех или иных вопросов, внимательно выслушивать иные мнения, корректно вести себя по отношению к оппонентам и т. п. Вся литература, рекомендуемая для изучения по курсу «Политология», подразделяется на основную и дополнительную. К основной литературе относятся учебники, имеющиеся в библиотеке Ростовского филиала. При изучении тем курса следует пользоваться любым (или несколькими) учебниками, рекомендованными в настоящей программе. Что касается дополнительной литературы, то чтение ее весьма желательно, особенно для тех студентов, которые хотят глубже разбираться в политологической проблематике. В случае отсутствия этой литературы в библиотеке нашего Филиала следует обращаться в другие библиотеки города. При изучении политологии, впрочем, как и многих других социально-гуманитарных дисциплин, велика роль работы с текстами: книгами, брошюрами, журнальными статьями и т.п. - и их конспектирование. Конспектирование работ различных представителей данной науки формирует способности отделять главное от второстепенного, следить за движением мысли автора читаемого произведения, излагать мысли автора своими словами (что предполагает понимание читаемого), мысленно полемизировать с автором и формулировать свое собственное понимание тех или иных вопросов. Таким образом, конспектирование – это прекрасная школа мышления и те, кто пренебрегают им (путая с переписыванием источника), совершают большую ошибку. Безусловно, эта работа требует затрат времени, но они окупаются глубоким усвоением изучаемого предмета и развитием ума - так что никакая оргтехника заменить здесь этот старинный метод интеллектуальной работы не в состоянии. В составе тем данного курса особое место принадлежит темам: «Политические конфликты» и «Мировая политика и международные отношения», из чего, разумеется, не следует, что значимость изучения остальных тем незначительна. Но особая роль этих тем связана с тем, что после распада Советского Союза возникло немало конфликтных ситуаций, как в самой России, так и в странах ближнего зарубежья. Ясно, что от умения анализировать их причины и находить мирные пути их разрешения в решающей степени зависит социальная стабильность не только в нашей стране, но и на ее границах. Одновременно с этим ухудшилось геополитическое положение России, ослабла ее роль в системе международных политических отношений, что заставляет проводить очень гибкую и взвешенную внешнюю политику, в которой должен разбираться каждый сознательный гражданин нашей страны. Большое образовательное значение имеет и выполнение различных письменных работ, в процессе подготовки которых формируется умение излагать свои мысли на бумаге логично, последовательно, хорошим литературным языком. (Подробнее см.: Методические указания по выполнению рефератов (контрольных работ) по дисциплине «Политология». Составители: Б. О. Давтян, В. М. Левин. – Ростов-на-Дону, 2009). С целью определения уровня овладения знаниями по курсу политологии в течение периода обучения проводятся: тестирования, блиц-опросы по определениям, контрольные по отдельным теоретическим вопросам, которые выполняет контролирующую, диагностическую и образовательную функции. Итоговой формой контроля и оценки степени освоения курса философии является экзамен.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
«Политология»
Специальности: 080115.65 «Таможенное дело» 030501.65 «Юриспруденция» 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (таможне)» 080102.65 «Мировая экономика»
Авторы: Давтян Борис Оганесович Левин Владимир Михайлович
Издано в авторской редакции
Подписано в печать 02.02.2010. Формат 60х84/16. Ксерокопия. Таймс. Усл. п.л. 2,0. Тираж 72 экз. Заказ 2564. РИО Ростовского филиала Российской таможенной академии, 344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20.
Ответственный за выпуск
В. М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат философских наук, доцент
Рецензенты: В. П. Макаренко, заведующий кафедрой политической теории ЮФУ, доктор философских наук, доктор политических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ А. А. Подопригора, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент
Программа одобрена на заседании кафедры (протокол от «17» ноября 2009 г. № 6)
© Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Политология является наукой, изучающей политическую подсистему общества, социальную деятельность людей, направленную на овладение, удержание и использование государственной власти. Изучение политологии является важной составляющей процесса гуманитаризации образования в высшей школе. Цель изучения дисциплины: – освоение наиболее значимых результатов, полученных политологией на основе изучения подсистем и элементов политической системы общества, закономерных связей между ними и их функций; – формирование у студентов активной гражданской позиции, гражданского самосознания, понимания ими своей причастности к политическим процессам, происходящим в нашей стране. Задачи: · показать студентам место политологии в системе современного обществознания и его значимость как для общества в целом, так и для отдельного человека, его гуманитарной и профессиональной подготовки; · раскрыть человеческое измерение политики, ее социокультурную детерминацию и показать, что она является важным видом общественной деятельности людей; · сформировать у студентов устойчивый интерес к явлениям и процессам, происходящим в политической жизни, как в нашей стране, так и в мире в целом; · способствовать формированию активной гражданской позиции, гражданского самосознания студентов, понимания ими своей причастности к политическим процессам, происходящим в нашей стране, как на общефедеральном, так и региональном уровнях. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (Федеральный компонент) Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политологии. Политическая власть, политическая система, политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины студент должен: иметь представление: · о существующих в современной политической науке направлениях и школах; · о методах политологического исследования; · о методах политического прогнозирования; з нать: · из каких подсистем и элементов состоит п
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.141 с.) |