Тема 2.6. Мировая политика и международные отношения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.6. Мировая политика и международные отношения



Особенности мирового политического процесса. Современные международные отношения как динамичная система политических, экономических, военных, культурных, научно-технических и других связей. Рост взаимозависимости народов и государств и его влияние на международные отношения. Глобальный, региональный и субрегиональный уровень международных отношений. Формы и типы международных отношений.

Соотношение внутренней и внешней политики государства. Экономические, военные, геополитические, культурные и исторические факторы, определяющие содержание внешней политики государства. Сферы осуществления внешнеполитической деятельности. Геополитика как составная часть внешней политики. Цели, содержание, функции, средства, формы и методы внешней политики. Понятия национального интереса и национальной безопасности как определяющих факторов международных отношений. Сочетание принципов защиты национальных интересов и уважения интересов других народов и государств.

Система международных отношений, ее элементы и структура. Субъекты международных отношений: государства, военно-политические блоки, политические объединения и союзы, международные политические организации и др.

Мировая политика сегодня. Сотрудничество и соперничество на международной арене. Военные и невоенные средства обеспечения безопасности и защиты государственного суверенитета. Основные составляющие безопасности страны – экономическая, политическая, продовольственная, экологическая, информационная, военная и др. Изменение роли военной силы как средства обеспечения национальной безопасности страны. Идея оборонительных военных доктрин и разумной достаточности военной мощи. Проблемы ограничения и сокращения вооружений.

Причины международных конфликтов, их виды, последствия, способы предупреждения и разрешения. Контроль над развитием международных конфликтов. Приоритетность политических методов их урегулирования. Национальные и наднациональные механизмы поддержания мира.

Окончание "холодной войны" (в связи с происшедшими в Советском Союзе и странах Восточной Европы изменениями) и перспективы мирного существования различных стран и народов в новой геополитической обстановке. Сотрудничество в международной сфере: виды, направления, уровни и особенности.

Место и роль России в условиях нового международного порядка. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Россия и НАТО. Основные направления внешней политики России в современных условиях. Таможенная служба и ее роль в обеспечении национальной безопасности России.

Глобальные проблемы современности и необходимость дальнейшего укрепления и развития международного сотрудничества.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная

Гаджиев, К. С.Политология : учебник / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2005. – 486 с.

Политология :учебник / под ред. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 588 с.

Дополнительная

Алексеева, Т. А.Современные политические теории. Опыт Запада: курс лекций / Т. А. Алексеева. – М.: РОССПЭН, 2000. – 479 c.

Ашин, Г. К.Курс элитологии / Г. К. Ашин, Е. В. Охотский. – М. : Спортакадемпресс, 1999. – 368 с.

Даль, Р. Демократия и ее критики / Р. Даль.– М. РОССПЭН, 2003. – 578 с.

Дербишайр, Дж. Политические системы мира / Дж. Дербошайр. – М.: Рипол Классик, 2004. – 512 с.

Дергачев, В. А. Геополитика / В. А. Дергачев. - М.: Юнити-Дана, 2004. – 441 с.

Дюверже, М. Политические партии / М. Дюверже. – М.: Академический Проект, 2000.– 558 с.

Желтов, В. В.Геополитика: история и теория / В. В. Желтов, М. В. Желтов. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 445 с.

Конфликтология :учеб. пособие/ под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – 448 с.

Лебедева, М. М. Мировая политика : учебник / М. М. Лебедева – М.: Аспект Пресс, 2006. – 365 с.

Максимов, А. А. Чистые и грязные технологии выборов / А. А. Максимов. – М.: Дело 1999. – 445 с.

Права человека : учебник /отв. ред. Е. А. Лукашев. – 2-е изд. – М.: Норма, 2009. – 560 с.

Уткин, А. И. Вызов Запада и ответ России / А. И. Уткин. – М: Алгоритм, 2002. –539 с.

Хантингтон, С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века / С. Хантингтон. – М.: РОССПЭН, 2003. – 368 с.

Шарков, Ф. И. Политический консалтинг / Ф. И. Шаров. –М.: Дашков и К, 2004. – 458 с.

Щербинина, Н. Г. Теории политического лидерства : учебное пособие / Н. Г. Щербинина. – М.: Весь мир, 2004. –181 с.

 

 

 

Методические рекомендации (указания)

1. Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских занятий. дисциплина: Политология. Автор-составитель В. М. Левин. – Ростов-на-Дону, 2006.

2. Методические указания по выполнению рефератов (контрольных работ) по дисциплине «Политология». Составители: Б. О. Давтян, В. М. Левин. – Ростов-на-Дону, 2009.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Текущий, промежуточный и итоговый контроль оценки знаний и умений студентов может проводиться как без использования балльно-рейтинговой системы, так и с использованием такой системы.

Без использования балльно-рейтинговой системы в ходе текущего контроля используются: блиц-опросы по всем темам; ответы на теоретические вопросы; заслушивание докладов и сообщений по темам, по которым предусмотрено проведение семинарских занятий; конспектирование источников; подготовка реферата в соответствии с тематикой рефератов по курсу в целом.

Промежуточный контроль проводится по первому и второму модулям с использованием тестов. Итоговый контроль – в форме экзамена, предусматривающего ответы на вопросы по всему курсу.

При использовании балльно-рейтинговой системыв процессе изучения дисциплины качество усвоения учебного материала оценивается по 100-балльной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 70 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (экзамен) – 30 баллов.

 

 

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям:

№ п/п Учебный модуль Максимальное количество баллов
Модуль 1
Модуль 2
  Письменный реферат
  ИТОГО

 

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного

контроля знаний

№ п/п Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество баллов
Тестирование 0 – 4
Письменный реферат 0 – 10
Блиц-опрос по определениям 0 – 2
Ответ на теоретический вопрос 0 – 2
Доклад на семинаре 0 – 2
Конспектирование источника 0 – 4
Участие в научно-исследовательской работе 0 - 5
Участие в работе научно-образовательного кружка 0 - 5
Академическая активность 0 – 3

 

Распределение способов контроля знаний студентов по учебным модулям с указанием максимального балла

№ п/п Учебный модуль Способы контроля
Модуль 1 Блиц-опрос по определениям – 4 (2+2), тестирование – 4, ответ на теоретический вопрос – 4 (2+2), конспектирование источников – 4, доклады и сообщения на семинарских занятиях – 6 (2+2+2), академическая активность – 3.
Модуль 2 Блиц-опрос по определениям – 4 (2+2), тестирование – 4, ответ на теоретический вопрос – 4 (2+2), конспектирование источников – 4, доклады и сообщения на семинарских занятиях – 6 (2+2+2), участие в научно-исследовательской работе – 5; участие в работе научно-образовательного кружка – 5. академическая активность – 3.
    Письменный реферат - 10

 

Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.

Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по 4-х балльной системе) проводится по следующей шкале:

90-100 баллов – «отлично»;

70-89 баллов – «хорошо»;

60-69 баллов – «удовлетворительно»;

менее 60 баллов – «неудовлетворительно».

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Объем и содержание курса “Политология” основывается на требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Наряду с другими дисциплинами социально-гуманитарного цикла, изучение политологии выступает важным средством формирования гражданских качеств личности. Оно дает студентам понимание устройства политической подсистемы общества, происходящих в ней явлений и процессов, прививает им умение самостоятельно анализировать и оценивать различные политические события, способствует повышению их политической активности и порождает желание включиться в те социальные преобразования, которые происходят в современной России.

Программа курса состоит из двух модулей (разделов). В первом модуле политика рассматривается как подсистема, входящая в состав более широкой социальной системы, а во втором модуле в институциональном и функциональном аспектах. Выделение таких двух ракурсов рассмотрения политики представляется наиболее удачным как с содержательной, так и с методической точки зрения.

Основными видами учебных занятий при изучении курса являются лекции, семинары, индивидуальные и групповые собеседования, консультации, подготовка докладов, написание рефератов и контрольных работ, блиц-опросы, конспектирование источников и др. Формами устного изложения учебного материала преподавателем являются проблемные лекции, лекции-диалоги и лекции-дискуссии. Семинарские занятия являются формой реализации образовательной активности студентов. Они призваны способствовать формированию и развитию у студентов навыков публичного выступления, умения четко, ясно и лаконично излагать свои мысли, аргументировать свое понимание тех или иных вопросов, внимательно выслушивать иные мнения, корректно вести себя по отношению к оппонентам и т. п.

Вся литература, рекомендуемая для изучения по курсу «Политология», подразделяется на основную и дополнительную. К основной литературе относятся учебники, имеющиеся в библиотеке Ростовского филиала. При изучении тем курса следует пользоваться любым (или несколькими) учебниками, рекомендованными в настоящей программе. Что касается дополнительной литературы, то чтение ее весьма желательно, особенно для тех студентов, которые хотят глубже разбираться в политологической проблематике. В случае отсутствия этой литературы в библиотеке нашего Филиала следует обращаться в другие библиотеки города.

При изучении политологии, впрочем, как и многих других социально-гуманитарных дисциплин, велика роль работы с текстами: книгами, брошюрами, журнальными статьями и т.п. - и их конспектирование. Конспектирование работ различных представителей данной науки формирует способности отделять главное от второстепенного, следить за движением мысли автора читаемого произведения, излагать мысли автора своими словами (что предполагает понимание читаемого), мысленно полемизировать с автором и формулировать свое собственное понимание тех или иных вопросов. Таким образом, конспектирование – это прекрасная школа мышления и те, кто пренебрегают им (путая с переписыванием источника), совершают большую ошибку. Безусловно, эта работа требует затрат времени, но они окупаются глубоким усвоением изучаемого предмета и развитием ума - так что никакая оргтехника заменить здесь этот старинный метод интеллектуальной работы не в состоянии.

В составе тем данного курса особое место принадлежит темам: «Политические конфликты» и «Мировая политика и международные отношения», из чего, разумеется, не следует, что значимость изучения остальных тем незначительна. Но особая роль этих тем связана с тем, что после распада Советского Союза возникло немало конфликтных ситуаций, как в самой России, так и в странах ближнего зарубежья. Ясно, что от умения анализировать их причины и находить мирные пути их разрешения в решающей степени зависит социальная стабильность не только в нашей стране, но и на ее границах. Одновременно с этим ухудшилось геополитическое положение России, ослабла ее роль в системе международных политических отношений, что заставляет проводить очень гибкую и взвешенную внешнюю политику, в которой должен разбираться каждый сознательный гражданин нашей страны.

Большое образовательное значение имеет и выполнение различных письменных работ, в процессе подготовки которых формируется умение излагать свои мысли на бумаге логично, последовательно, хорошим литературным языком. (Подробнее см.: Методические указания по выполнению рефератов (контрольных работ) по дисциплине «Политология». Составители: Б. О. Давтян, В. М. Левин. – Ростов-на-Дону, 2009).

С целью определения уровня овладения знаниями по курсу политологии в течение периода обучения проводятся: тестирования, блиц-опросы по определениям, контрольные по отдельным теоретическим вопросам, которые выполняет контролирующую, диагностическую и образовательную функции.

Итоговой формой контроля и оценки степени освоения курса философии является экзамен.


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

 

«Политология»

 

 

Специальности:

080115.65 «Таможенное дело»

030501.65 «Юриспруденция»

080502.65 «Экономика и управление на предприятии (таможне)»

080102.65 «Мировая экономика»

 

Авторы:

Давтян Борис Оганесович

Левин Владимир Михайлович

 

Издано в авторской редакции

 

 

Подписано в печать 02.02.2010.

Формат 60х84/16. Ксерокопия. Таймс. Усл. п.л. 2,0.

Тираж 72 экз. Заказ 2564.

РИО Ростовского филиала Российской таможенной академии,

344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.02 с.)