Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности и основные функции государственной молодежной политики в переходном обществеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Усложнение жизни, обострение многих социально-экономических, политических и духовных процессов, кризис духовных идеалов и ориентиров граждан в странах переходного периода от тоталитаризма к демократии усилили потребность в разработке и реализации принципиально новой государственной молодежной политики. Среди причин, диктующих необходимость выработки и реализации таковой на современном этапе, основными являются следующие: 1) необходимость создания новой системы обучения и профессиональной подготовки молодых граждан в условиях структурных и технологических производственных изменений, отмирания традиционных отраслей производства, внедрения новых технологий, обеспечивающихся современными информационными системами, увеличения безработицы, снижения занятости молодежи; 2) обострившийся кризис традиционных ранее для бывших стран так называемого социалистического лагеря институтов социализации личности (семьи, школы, учреждений культуры, отдыха и т. п.). Во многом такие институты не успевают сегодня за реальными потребностями молодого человека, действуют архаично, используя старые приемы влияния на личность. Ярким примером тому являются многочисленные попытки реформировать систему образования в бывшем СССР или максимально включить в процесс социализации личности семью и общественность; 3) реальное отчуждение молодежи от политических и общественных процессов. Нагляднее всего это проявилось в молодежной среде стран социалистического содружества, республик бывшего СССР в 60 —80-е годы; 4) наличие в жизни молодежи ряда факторов и проблем, находящихся за пределами правового регулирования. Выработка и реализация молодежной политики в странах переходного периода сегодня наталкивается на ряд препятствий, осложняющих решение этой важной задачи. Основными факторами риска, препятствующими выработке и реализации государственной молодежной политики, на наш взгляд, являются: • дефицит соответствующих социально-экономических ресурсов, которые имеются в распоряжении государства и могут быть использованы для решения проблем молодежи; • постоянное снижение жизненного уровня, неустроенность молодежи, что вызывает пессимизм, апатию, потерю веры в будущее; • несоответствие общеобразовательного уровня и профессиональной подготовки молодежи реальным потребностям общественного производства, а тем более его прогнозируемому уровню в ближайшие годы; • ослабление авторитета государства, политических партий, движений и организаций в молодежной среде; • отсутствие консолидирующего единства в самом •молодежном движении, в молодежных организациях страны; • межнациональные противоречия. В целом с учетом определенного опыта и существующих проблем в государственной молодежной политике в Украине можно утверждать, что сегодня требуется не просто обновление форм и методов работы с молодежью и ее организациями, а качествен- но новая молодежная политика. Основу такой политики, на наш взгляд, составляет новый тип отношений общества к молодежи. Принципиальными особенностями таких отношений на основе государственной политики должны быть: 1) не сугубо воспитательное воздействие на молодое поколение, а политика реального доверия к молодежи, т. е. создание надлежащих условий для того, чтобы молодежь стала реальным субъектом социально-экономических и духовных преобразований в обществе. Здесь речь идет о паритетных отношениях молодежи с правящей и другими партиями, государственными структурами, общественными организациями, о политике доверия и равного диалога; 2) обязательная ориентация на молодежь, учет ее потребностей, интересов и запросов при разработке и реализации любых социальных программ в обществе; 3) превращение молодежи из объекта в активный субъект новой государственной молодежной политики. Речь идет об организациях молодежи, поддержке тех из них, которые стоят на конструктивных позициях, не только на словах, но и на деле отстаивают интересы и потребности молодежи, оказывают положительное влияние в этом плане на органы государственной и исполнительной власти. Государственная молодежная политика является своеобразным, специфическим, приоритетным направлением в деятельности государства, всех его структур и социальных институтов в интересах как молодого человека, так и общества. В подлинно правовом, демократическом обществе такая политика призвана создать определенные условия и социальные гарантии для гражданского становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации. Одновременно (что не противоречит сказанному выше) государственную молодежную политику в целом мы можем рассматривать как своеобразный механизм, с помощью которого государство (партии, движения, организации, социальные институты и т. п.) вступает во взаимоотношения с молодежью, способствует (или нет) реализации ее интересов, запросов и потребностей. Сформировать такую политику возможно лишь при таких условиях: а) хорошо зная реальные проблемы молодежи; б) хорошо понимая реальные противоречия формирования и развития поколений, включающихся в систему общественных отношений. 2) обострившийся кризис традиционных ранее для бывших стран так называемого социалистического лагеря институтов социализации личности (семьи, школы, учреждений культуры, отдыха и т. п.). Во многом такие институты не успевают сегодня за реальными потребностями молодого человека, действуют архаично, используя старые приемы влияния на личность. Ярким примером тому являются многочисленные попытки реформировать систему образования в бывшем СССР или максимально включить в процесс социализации личности семью и общественность; 3) реальное отчуждение молодежи от политических и общественных процессов. Нагляднее всего это проявилось в молодежной среде стран социалистического содружества, республик бывшего СССР в 60 —80-е годы; 4) наличие в жизни молодежи ряда факторов и проблем, находящихся за пределами правового регулирования. Выработка и реализация молодежной политики в странах переходного периода сегодня наталкивается на ряд препятствий, осложняющих решение этой важной задачи. Основными факторами риска, препятствующими выработке и реализации государственной молодежной политики, на наш взгляд, являются: • дефицит соответствующих социально-экономических ресурсов, которые имеются в распоряжении государства и могут быть использованы для решения проблем молодежи; • постоянное снижение жизненного уровня, неустроенность молодежи, что вызывает пессимизм, апатию, потерю веры в будущее; • несоответствие общеобразовательного уровня и профессиональной подготовки молодежи реальным потребностям общественного производства, а тем более его прогнозируемому уровню в ближайшие годы; • ослабление авторитета государства, политических партий, движений и организаций в молодежной среде; • отсутствие консолидирующего единства в самом молодежном движении, в молодежных организациях страны; • межнациональные противоречия. В целом с учетом определенного опыта и существующих проблем в государственной молодежной политике в Украине можно утверждать, что сегодня требуется не просто обновление форм и методов работы с молодежью и ее организациями, а качествен- но новая молодежная политика. Основу такой политики, на наш взгляд, составляет новый тип отношений общества к молодежи. Принципиальными особенностями таких отношений на основе государственной политики должны быть: 1) не сугубо воспитательное воздействие на молодое поколение, а политика реального доверия к молодежи, т. е. создание надлежащих условий для того, чтобы молодежь стала реальным субъектом социально-экономических и духовных преобразований в обществе. Здесь речь идет о паритетных отношениях молодежи с правящей и другими партиями, государственными структурами, общественными организациями, о политике доверия и равного диалога; 2) обязательная ориентация на молодежь, учет ее потребностей, интересов и запросов при разработке и реализации любых социальных программ в обществе; 3) превращение молодежи из объекта в активный субъект новой государственной молодежной политики. Речь идет об организациях молодежи, поддержке тех из них, которые стоят на конструктивных позициях, не только на словах, но и на деле отстаивают интересы и потребности молодежи, оказывают положительное влияние в этом плане на органы государственной и исполнительной власти. Государственная молодежная политика является своеобразным, специфическим, приоритетным направлением в деятельности государства, всех его структур и социальных институтов в интересах как молодого человека, так и общества. В подлинно правовом, демократическом обществе такая политика призвана создать определенные условия и социальные гарантии для гражданского становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации. Одновременно (что не противоречит сказанному выше) государственную молодежную политику в целом мы можем рассматривать как своеобразный механизм, с помощью которого государство (партии, движения, организации, социальные институты и т. п.) вступает во взаимоотношения с молодежью, способствует (или нет) реализации ее интересов, запросов и потребностей. Сформировать такую политику возможно лишь при таких условиях: а) хорошо зная реальные проблемы молодежи; б) хорошо понимая реальные противоречия формирования и развития поколений, включающихся в систему общественных отношений. Таким образом, существо проблем молодежи, как и молодежной политики вообще, может быть понято лишь в том случае, если выяснены основные противоречия не только в среде самой молодежи, но и существующие между молодежью и другими социальными группами в обществе, а также между поколениями. На основе этого и формируются механизм, формы и методы разрешения таких противоречий. Центральным противоречием, которое призвана разрешить государственная молодежная политика, есть противоречие между субъективными планами, интересами молодых людей и государственными, общественными потребностями. Молодежная политика может быть реальной лишь в том случае, если объективно воспринимается и осуществляется процесс воспитания молодежи, формирования ее мировоззрения. Сегодня предстоит решительно избавиться от годами бытовавшего стереотипа "коммунистического воспитания", которое рассматривалось ранее не иначе, как процесс воздействия на молодежь, влияния на нее как на объект преобразования. Сама молодежь при этом представляла собой некую пассивную субстанцию, в то время как по сравнению с другими социальными группами общества она всегда была и остается наиболее активным субъектом деятельности, субъектом общественных отношений. Значит, воспитание должно быть активной составляющей тех отношений, которые сложились в обществе. В данном случае воспитание мы рассматриваем не просто как передачу молодому поколению определенных знаний, навыков, опыта и т. п., а как сложное взаимодействие поколений в обществе, их взаимные шаги навстречу друг другу. Объективным и субъективным фактором государственной молодежной политики, непременным условием поступательного развития общества является сама молодежь, развитое молодежное движение. Поэтому основное предназначение целостной государственной молодежной политики состоит в том, чтобы создавать и обеспечивать реальные условия для всестороннего развития каждого молодого человека, максимально включать каждого юношу и^ каждую девушку в политическую, социально-экономическую и духовную жизнь общества. Государственная молодежная политика как явление рассматривается нами как политика и практическая деятельность ряда субъектов. Ее субъектами являются государство, его органы, реализу- ющие такую политику; политические партии, общественные движения, объединения и организации; социальные институты обучения и воспитания молодежи; отдельные граждане; собственно сами молодые люди. Формирование государственной молодежной политики в любой стране осуществляется сегодня в условиях политического плюрализма, т. е. под воздействием разнообразных идейных взглядов, течений, в условиях складывающейся или существующей многопартийности. Вполне понятно, что любая партия, общественная организация, движение не могут обходиться без молодежи, влияния на нее, привлечения на свою сторону. Такова диалектика жизни. Поэтому нужно непременно учитывать то, что сегодня функции государства и партий по отношению к молодежи существенно различаются. Если государство призвано создать условия для самореализации молодежи, то политические партии должны скоординировать свои усилия на решении проблем молодежи в соответствии с потребностями, целями и задачами государства. Основные функции государственной молодежной политики следующие: • создание гарантированных социально-экономических, политических и иных необходимых стартовых условий для молодежи; • реализация проблем, интересов и запросов молодежи без ущемления аналогичных интересов других классов и социальных групп общества; • координация усилий всех государственных органов, организаций, движений, различных социальных институтов общества по обеспечению условий для развития и самореализации молодежи. Относительно такой функции, как социальная защита молодежи, речь в данном случае может идти о тех ее представителях, которые не в состоянии обеспечить свое нормальное существование самостоятельно в силу обстоятельств, от них не зависящих. Основными структурными звеньями государственной молодежной политики, на наш взгляд, должны быть меры по обеспечению образования молодежи, формирования и реализации экономических и социальных интересов юношей и девушек, реального участия молодых людей в политической деятельности; реализации духовных интересов молодых членов общества. Одной из важных составляющих государственной молодежной политики являются или могут быть Закон о молодежи и другие правовые акты, посредством которых, как свидетельствует опыт ряда стран Европы и Америки, регулируются взаимоотношения молодых людей с государством, их права и обязанности, создаются социальные гарантии и т. п. Государственная молодежная политика, как и отдельные молодежные программы (в том числе и региональные), должна учитывать два уровня: ближние перспективы в реализации и самореализации молодежи, и дальние, т. е. перспективные, рассчитанные на определенный период. При этом отдельные целевые комплексные молодежные программы не должны носить всеобъемлющий характер, т. е. ставить перед собой задачу полностью решить молодежные проблемы. Скорее наоборот: в молодежных программах (при общей государственной компетенции) должны выделяться наиболее приоритетные, первоочередные меры или же такие программы должны состоять из ряда специальных комплексных программ (например, "Образование, профессиональная подготовка и адаптация молодежи", "Милосердие", "Социальная помощь и поддержка" и др.). Государственная молодежная политика должна строиться с учетом реальных интересов, запросов, потребностей различных категорий молодежи и учитывать региональные условия, особенности возрастных групп. Это тем более важно, что молодежная политика не может не учитывать особенности отношений не только между молодежью и другими категориями населения, но и между самими возрастными группами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.3 (0.008 с.) |