Роль и значение труда в жизни человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и значение труда в жизни человека



Труд (физический, умственный, сочетание того и другого) является основным средством удовлетворения потребностей человека, обеспечения его жизнедеятельности. Еще Адам Смит считал, что основным, первичным источником богатства любой страны, любого государства является труд, а вторым — природные ресурсы.

Наиболее широким и точным, на наш взгляд, является следующее научное определение: "Труд — фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения его потребностей. Труд является решающей силой формирования самого человека, возникновения у него таких свойств, как сознание, речь, делающих его способным к общению" [А, 414].

В этом определении ключевыми являются следующие слова, составляющие понятие "труд" и еще глубже раскрывающие его социальную сущность: "деятельность", "человек", "общение".

В процессе труда люди создают материальные и духовные блага для удовлетворения как своих личных, так и коллективных, общественных потребностей. Поэтому часто употребляют понятия "совместный" или "коллективный" труд.

Любое общественное производство невозможно без средств и предметов труда, рабочей силы, которая приводит их в движение, и предметов потребления, без которых не может обойтись носитель рабочей силы — человек.

В рыночной экономике как совокупности определенных отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом характера заключенного в них труда, принято различать рынок рабочей силы и рынок потребительских товаров и услуг.

Еще недавно исследователи в СССР утверждали, что в посткапиталистических условиях рынок труда вообще отсутствует; более того, исчезает товарность рабочей силы, да и она сама. Чаще всего при этом пользовались понятиями "рабочая сила" и "трудовые ресурсы". В частности, под "рабочей силой" понимали некую совокупность физических и духовных способностей отдельно взятого человека, которые он использует в процессе создания любых потребительских стоимостей.

В тех же 60—80-х годах под "трудовыми ресурсами" понимали физически развитую часть населения конкретной страны, обладающую умственными способностями и определенными знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве. Последнее, кстати, в основном и развивалось за счет постоянного прироста трудовых ресурсов, т. е. интенсивного включения в него все новых и новых отрядов работников. Основным источником их подготовки была широко развитая сеть профессионально-технических училищ, техникумов, заводов-втузов (высших технических учебных заведений). Флагманами в этом были профессионально-технические училища, создаваемые и функционирующие на базе крупнейших промышленных предприятий, — так называемые базовые ПТУ.

Большие по численности работающих трудовые ресурсы в быв шем СССР, союзных республиках {в частности, в Украине) объектив но существовали в связи с наличием значительного количества ра бочих мест, не требующих высокопрофессиональной подготовки. Речь идет о малопроизводительном ручном труде, усовершенствовать ко торый в годы социализма старались, например, путем внедрения и использования малой механизации. 6

Современная ситуация на рынке труда в постсоциалистических странах имеет принципиально иной характер. Интенсивное техническое перевооружение производства, компьютеризация, внедрение новейших технологий, информационных систем, электронные и биологические революции принципиально изменили статус и роль человека в процессе создания материальных и духовных благ. Чем интенсивнее, высокоорганизованнее, технически оснащеннее производство, тем больше человек должен учиться, повышать свою квалификацию и даже переучиваться, меняя род деятельности. Подсчитано, что за свою трудовую жизнь человек вынужден 5—6, а то и больше раз менять профессию, специальность. К тому же в мире ежегодно появляются тысячи новых профессий и специальностей, меняется их рейтинг, престижность, потребность во многих профессиях и специальностях отпадает.

От сложности труда зависят срок и особенности образовательной и профессиональной подготовки работника.

Подготовка к труду предполагает учебу, овладение профессией и определенными трудовыми навыками, воспитание необходимых качеств. Последние претерпели за несколько прошедших лет существенные изменения по сути и особенностям проявления.

Возьмем, например, такое качество, как трудолюбие. Многие ученые и практики трактуют его как своеобразное положительное отношение к труду, которое проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Кроме того, в психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как к важнейшему, а то и основному смыслу жизни. В 60—80-х годах с трудолюбием связывали и производительность труда, утверждая, что она, дескать, год от года растет. Однако реальная картина выглядела совершенно иначе. Так, уже с начала 50-х годов ощутимо дает о себе знать тенденция замедления роста производительности общественного труда: от 8,8% ежегодного прироста в 50-х, 6,4 — в 60-х до 3,9 в 70-х и 3,1% в 80-х годах [3, 398]. Согласно официальным данным, в промышленности уровень производительности труда в бывшем СССР составлял по сравнению с американским 44% в 1960 г., 53 — в 1970 г. и 55% — в 1980 и 1988 г. Еще хуже обстоят дела в сельскохозяйственном производстве [3, 398].

Приведенная трактовка понятия трудолюбия, и особенно труда как основного смысла жизни, в те годы, в первую очередь, "обслуживала" идеалы социалистического общества. В условиях же рыночной экономики термин "трудолюбие" практически не используется. Чаще употребляются такие понятия, как "уровень экономического образования", "экономическая грамотность", "экономическое сознание", а экономической деятельностью на благо общества является создание работающим личной частной собственности во всех сферах производства. Последний тезис вполне правомерен, ибо решающим условием экономического развития общества является наличие хозяина на всех участках производственной деятельности.

Если все же считать, что трудолюбие как характеристика отношения к труду существует, то его необходимо рассматривать в тесном единстве с мотивами и стимулами, побуждающими человека к труду. Они зависят от многих объективных факторов, условий, в которых трудится человек. Так, по данным, полученным в ходе опроса в 1994 г. населения Украины социологической службой СОЦИС — Геллап, среди причин, снижающих трудовую активность работающего населения, отсутствие справедливой оценки и оплаты труда назвали 82% респондентов; отсутствие системы стимулов к труду — 54; изменение положения человека труда в обществе и реальную угрозу стать безработным — 21%. Характерно, что неудовлетворенность системой оценки и оплаты труда наиболее присуща респондентам в возрасте до 40 лет, а также возрастной группе от 60 лет и старше (скорее всего, это работающие пенсионеры).

Весьма показательно и то, что высокий уровень личной ответственности за выполняемую работу также характеризует крайние возрастные группы респондентов: 18—19 лет — 44% и старше 60 лет — 47%. При этом, что неудивительно, побудительным стимулом к труду для возрастных групп от 20 до 39 лет и работающих пенсионеров старше 60 лет являлся высокий заработок. Логика жизни проста: для молодежи это получение высоких материальных благ, а для пенсионеров — обеспечение старости, помощь детям и внукам.

В стремлении побольше заработать не надо видеть, как это было десятки лет подряд в условиях так называемого социалистического производства и образа жизни, ничего зазорного. В 50—90-х годах работающий человек фактически мог заработать столько, сколько позволяли условия и организация труда. Даже в начале 90-х годов, по

оценкам специалистов, в СССР около 60% работников материального производства были заняты ручным, малоэффективным трудом, а в сельском хозяйстве — около 75% [3, 400}.

Осуществление рыночных реформ в странах переходного периода, в том числе и в Украине, требует определенных трансформаций не только сугубо экономического, управленческого характера, но и изменения экономического сознания общества и отдельных его индивидов, а также стереотипов экономического поведения людей, занятых в любой сфере труда.

Наиболее сложно, но в то же время и наиболее успешно эти процессы происходят в молодежной среде, ибо сознание молодежи, в том числе и экономическое, только формируется. Поэтому принципиальное значение имеют проблемы образования, профессиональной подготовки молодежи, ее мотивации к труду, к предпринимательской деятельности, а также привития юношам и девушкам черт сознательных, дисциплинированных работников, формирование у них определенной экономической культуры. Этому способствуют социально-экономические, демографические и другие предпосылки. Так, на сегодня в Украине более половины молодых людей в возрасте от 15 до 28 лет относятся к наиболее экономически активной части населения, которая, в отличие от других социальных групп, обладает уникальными способностями к учебе, профессиональной подготовке, творческому, продуктивному труду как средству прежде всего самореализации, удовлетворения разнообразнейших личных, семейных и других потребностей.

Все страны переходного периода сегодня ощущают конкуренцию на рынке труда, хоть и в разной степени. Труднее всего в таких условиях приходится молодежи, так как при отсутствии достаточно высокой квалификации и опыта трудовой деятельности конкурировать с теми, кто их имеет, кому от 28 до 55 лет, весьма сложно, а порой просто невозможно.

Следует упомянуть о двух взаимосвязанных проблемах: 1) достаточно сложном экономическом положении современной молодежи; 2) отношении к работающей молодежи с учетом сформировавшихся мнений и точек зрения на сей счет в прошлом.

Рассмотрим обе проблемы более детально.

Экономические проблемы последних лет, отсутствие работы, общий кризис в экономике существенно повлияли на социальное

положение молодежи, уровень ее жизни. Так, 73% опрошенных молодых людей не удовлетворены материальным положением своей семьи, 44 — жилищными условиями, 42% — тем, как питается их семья [9, 16].

Оценивая по предложенной десятибалльной системе степень важности отдельных социально-экономических и духовных проблем (где 1 балл соответствует оценке "проблемы не существует", а 10 — оценке "очень важная проблема"), молодежь на первые места поставила несвоевременную выплату зарплаты, пенсий (9,6); снижение уровня жизни населения (обнищание) (9,5); безработицу (9,3); остановку работы промышленных предприятий (8,9), а кризис морали, культуры, например, — лишь на 11-е место [9, 13].

Активно поддерживая курс на рыночные реформы, молодежь Украины не менее активно критикует реальное положение дел в экономике. Более того, она надеется на то, что государство поможет ей в решении социальных проблем путем предоставления льготных или беспроцентных кредитов (39%), предоставления гарантий бесплатного получения среднего образования (67%), создания возможностей для открытия собственного дела (46%), предоставления условий и гарантий для получения первого рабочего места (58%), повышения уровня консультационной, психологической помощи (35%) [9].

Каким бы сложным ни было социально-экономическое положение молодежи Украины вообще, в том числе и на рынке труда, в течение последних семи лет именно она более положительно, чем другие социальные группы в обществе, относится к рыночному реформированию экономики. Об этом свидетельствуют результаты социологических, экспертных и других опросов. Все меньшим авторитетом у молодежи пользуется труд в государственном секторе. По данным статистики, к концу 1997 г. в нем работали всего 39% молодых людей, на предприятиях частной формы собственности — 16, коллективной — 13, нигде не работали — 23%.

Теперь коснемся психологических проблем работающей молодежи.

Утвердившийся в 60—70-е годы в бывшем СССР облик молодежи был практически "розовым" и беспроблемным. Повсеместно в научной и популярной литературе в то время господствовало утверждение, что вся советская молодежь высокоразвитая и социально активная, обладает высоким уровнем сознания, беспредельно преданна делу партии и народа.

Среди всей молодежи как образец, пример для наследования выделялась работающая молодежь. Официальная идеология утверждала, что в Советском Союзе происходит формирование передового советского рабочего, имеющего черты человека будущего. Кроме того, акцент делался на том, что утверждается новый социальный тип рабочего, сочетающий в себе лучшие качества не только советского рабочего класса, но и советской интеллигенции. Как тут не вспомнить ленинский термин "гнилая интеллигенция", пусть даже употребленный невзначай. Тогда общественному сознанию, в том числе и молодежи, насаждались убеждения, что молодежь основных отраслей промышленности активно выдвигается на передовые рубежи технического прогресса; что молодые рабочие все больше и глубже осознают существо законов, по которым живет все общество, становятся настоящей его опорой и надеждой; что самой важной стороной жизни молодых рабочих является потребность в творческом труде; что молодые рабочие, обладая высокой общественно-политической активностью, принимают деятельное участие в жизни своих трудовых коллективов, в решении вопросов, связанных с улучшением управления и организации производства [12, 282—287].

Реальное же положение дел, в том числе относительно не только занятости, но и психологического состояния, ориентации, социальной активности рабочей молодежи в СССР, было абсолютно другим, практически диаметрально противоположным.

В так называемое социалистическое время вопросы социально-экономического положения молодежи, ее благосостояния, уровня жизни или материальной обеспеченности глубоко и предметно практически не анализировались и не изучались (а если и изучались, то представлялись лишенными объективности и откровенности). Кроме того, не предавались гласности статистические данные по этому вопросу. Культивировались выгодные идеи бесконфликтности и беспроб-лемности как образования, профессиональной подготовки, так и труда, занятости молодежи, других сфер ее деятельности.

Как результат, положение молодежи в сфере труда в 60 —70-е годы и фактически вплоть до конца 90-х годов было далеко не безоблачным, а трудовая активность нередко заранее планировалась и стимулировалась партией и государством, а не являлась следствием личных побудительных мотивов самих молодых людей. В частности, еще в 1976 г. это заметили ленинградские исследователи. По собственным

оценкам опрошенных ими молодых людей, только 30% работали с наивысшей продуктивностью, остальные же при иных условиях организации труда работали бы намного лучше [16, 58].

И сегодня, кроме материального стимула (заработка), практически отсутствуют какие-либо другие стимулы для повышения продуктивности труда молодежи, да и более взрослых работников. Пока рыночные отношения в Украине и других постсоветских странах не дали ничего нового взамен соцсоревнования, соревнования на звание лучшего по профессии и т. п. Ни государственные структуры, ни отдельные фирмы и предприниматели не придумали новых стимулов. Между тем во многих высокоразвитых странах мира такие стимулы существуют в виде не только премий и пособий, но и обучения детей сотрудников, их лечения, отдыха, оздоровления членов семьи и т. п.

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

Основной элемент производительных сил общества — рабочая сила — в странах, своей социально-экономической и политической ситуацией подобных Украине, пребывает в крайне сложном положении, претерпевает существенные изменения.

Высокопрофессиональные специалисты, не находя применения своим знаниям и навыкам, все интенсивнее "вымываются" из сферы производства, уходят в коммерцию, другие сферы деятельности. Рабочие более низкой квалификации пополняют армию безработных или становятся полубезработными, пытаются переквалифицироваться. Значительное количество специалистов высокой квалификации (особенно среднего возраста) эмигрирует. Немало и тех, кто люмпенизируется, пополняет слой антисоциальных элементов.

Большое значение в контексте рассматриваемых проблем занятости имеет определение мировоззренческих и ценностных ориентации работающей молодежи. С этой целью, в частности, коллективом ученых в 1992—1995 гг. было проведено специальное исследование среди работающей молодежи г. Киева, Днепропетровской, Запорожской и Волынской областей, которое дало весьма интересные результаты. Так, около 70% из числа опрошенных виде-

ли главную цель своей жизни в повышении уровня личного благосостояния, создании хороших жизненных условий для себя и своей семьи. Характерно, что практически такие же результаты были получены и в результате исследований, проведенных УкрНИИ проблем молодежи и Институтом социологии НАМ Украины в 1996 г. [9, 75].

Среди главных потребностей (и эта тенденция превалирует среди других в ценностных ориентациях молодежи фактически в течение всего периода строительства суверенной Украины) молодежь называет интересную и хорошо оплачиваемую работу, создание необходимых условий для высокопродуктивного труда на производстве.

Центральными проблемами всего трудоспособного населения в странах с трансформирующимися экономиками являются занятость и безработица.

Рыночные реформы в Украине привели к существенным изменениям статуса работающей молодежи.

Как и вся рабочая сила, молодежь признается ныне товаром и продается на специальном рынке рабочей силы. Молодой работник на рынке труда является более мобильным, нежели другие.

Право и свобода выбора современной молодежью сферы и места труда не просто принципиально отличают ее от молодежи бывшего социалистического времени, когда использовались самые разнообразные, в том числе и сугубо административные, меры принуждения к труду. Фактически молодой человек имеет право вообще не работать.

Однако свобода выбора максимально хороша, когда есть из чего выбирать. Молодежь Украины, как и других стран, при достаточно малых возможностях все же выбирает, где работать, чем заниматься. При этом, как уже отмечалось, в течение ряда последних лет крайне непопулярным у молодежи был и остается официальный сектор экономики, а превалирует негосударственный.

Существенные изменения за последние годы претерпела структура занятости молодежи. Удельный вес молодежи в отраслях экономики Украины с 1989 по 1997 г. в целом уменьшился с 25,6 до 17,2%, в том числе: в промышленности — с 30 до 17%; в сельском хозяйстве — с 24 до 17%; на транспорте — с 30 до 15%; в жилищном строительстве — с 23 до 13%; в связи — с 27 до 19%; в лесном хозяйстве — с 25 до 19% [9].

Наряду с уменьшением части молодежи, занятой в официальном секторе экономики, закономерно возросло количество молодежи, которая одновременно занята на нескольких дополнительных работах, т. е. увеличилась и расширилась вторичная занятость. По состоянию на июль 1997 г. 50% молодежи в Украине имела разные виды вторичной занятости [9, 16].

За годы реализации рыночных реформ в Украине существенно изменились взгляды молодых людей и на понятия престижности профессий, различного рода и характера занятий. Молодежь все больше стремится избирать профессии, которые приносят быстрый и сравнительно высокий доход. Оценка значимости профессий часто не совпадает не только с объективными потребностями, но фактически и со способностями молодого человека. Кроме того, у юношей и девушек все больше исчезает уважение к продуктивному труду, их привлекают полулегальные, а то и нелегальные заработки, теневая экономическая деятельность.

Рейтинг профессий в сознании молодежи меняется и в связи с увеличением спроса на такие специальности, как бухгалтеры, финансисты, юристы, работники страхового или банковского дела, налоговые инспекторы.

Среди самых разнообразных проблем человека едва ли не главной является отсутствие работы, гарантий труда. Безработица — самая острая социально-экономическая проблема. Она представляет собой такую систему общественных отношений между людьми, когда некая часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу, а значит, создать себе и своей семье условия для существования.

Иными словами, безработные — это трудоспособные люди, которые не по собственному желанию не имеют работы (трудового дохода), зарегистрированные в государственных службах занятости в качестве тех, кто ищет работу, пытается трудоустроиться. Такое определение, понятно, не совсем точно, ибо без работы оказывается нередко куда больше лиц, нежели официально зарегистрировано в государственных структурах и учреждениях.

Среди всех проблем молодежи, существующих сегодня в нашем обществе, безработица находится на первом месте. Так, по итогам социологических опросов, регулярно проводимых Украинским инсти-

тутом социальных исследований, безработица была названа первой среди других проблем, беспокоящих молодых людей (в 1994 г. — 54% ответов, в 1997 г. — 72%, в 1998 г. — 40% ответов) [1].

По данным статистики, в Украине лица в возрасте до 28 лет составляют 33,8% общего числа безработных. При этом самый большой удельный вес молодежи наблюдается среди безработных, которые работали на местах, где не требуются профессия или специальность (40%) [10, 26]. Многие молодые люди с образованием пополняют ряды "челноков", уличных и базарных торговцев, т. е. происходит ощутимый отток молодежи в сферу нерегламентированной, теневой экономики. Такая тенденция была характерна для Украины также в период нэпа, когда безработица среди взрослого населения с начала 1923 г. по начало 1926 г. возросла на 66,7%, а среди подростков — на 251,6% [5, 110]. Проблема безработицы среди подростков и молодежи связана и с такими социальными явлениями, как пьянство, наркомания, проституция и др. Эти вопросы будут рассмотрены в других лекциях.

По материалам упомянутого опроса, проведенного Украинским институтом социальных исследований, проблема безработицы в 1998 г. больше беспокоила девушек и молодых женщин (73%) и несколько меньше — юношей (68%).

Следует сказать, что безработица в странах переходного периода все же принципиально отличается от той, которая имеет место в высокоразвитых странах. В Украине, в частности, массовое высвобождение работников из сферы производства искусственно сдерживается за счет понижения уровня заработной платы, предоставления убыточным предприятиям субсидий и т. п. И поэтому главной проблемой становится не классическая безработица, а скрытая. Она, как отмечает Ю. И. Павленко, существует в нескольких формах. Первая и, пожалуй, главная — это традиционный излишек рабочей силы, образующийся в результате поддержки государством тех отраслей промышленности, которые являются монополистами на рынке труда и производства [7, //— 12].

Своеобразный социальный портрет безработной молодежи представляется весьма пестрым и неоднозначным.

Более трети безработной молодежи (35,5%) — это, как свидетельствует статистика, те, кто уволился по собственному желанию. Объяснить это можно резким снижением заработной платы в связи

с политикой, проводимой, в первую очередь, государственными предприятиями: они стараются не увольнять работающих, а уменьшать им заработную плату.

Вторую по численности группу безработной молодежи (более 10%) составляют выпускники общеобразовательных школ.

К третьей группе можно отнести тех молодых людей, которые освобождены с места работы в связи с изменениями в организации производства, военнослужащих, молодых работников, уволенных по сокращению численности и штата. В среднем от б до 10% среди безработных составляют выпускники профессиональных учебных заведений и молодые люди, демобилизованные из армии.

Среди безработной молодежи 35,3% имеют высшее образование, 35,9 — профессиональное, 23 — полное среднее и только 0,3% — начальное образование.

Относительно возраста молодых безработных ситуация выглядит так. Около 40% безработной молодежи — в возрасте от 21 до 24 лет, 38% — до 21 года и 28% — в возрасте от 25 до 28 лет [6, 12- 13].

Учитывая, что приведенные данные не совсем точные, так как они основаны на статистике центров занятости, реальные цифры еще больше, а портрет молодого безработного — сложнее. Например, отсутствуют какие-либо данные об уровне скрытой безработицы.

Коль скоро многим молодым людям явно недостает средств для удовлетворения своих потребностей за счет основного места работы, они, как правило, ищут дополнительные заработки. По данным исследований Украинского института социальных исследований, из семей, где едва хватает средств на еду и одежду, в течение последних лет устроились на работу 18% молодых людей, начали подрабатывать 9%, расширили приусадебный участок 9%, овладели новой специальностью 7%, занялись незарегистрированным бизнесом 7%, поменяли место работы 5%, повысили свой профессиональный уровень 5%, ничего не предприняли для изменения своего экономического состояния 36%. Последние — это та молодежь, которая ожидает помощи извне, в том числе и со стороны государства.

Каковы же основные источники прибыли молодых людей? Это заработок на основном месте работы (39%), социальные выплаты (22%), прибыль от работы на участке, даче, ферме (21%), а также от продажи продукции, изготовленной или выращенной членами семьи (18%) [9, 21].

Проблемы безработицы, повышения занятости населения (и молодежи) постоянно находятся в центре внимания правительств и государственных органов большинства стран, в том числе и стран переходного, посттоталитарного периода.

В Украине, кроме целого ряда серьезных решений относительно улучшения занятости, Кабинет Министров Украины в свое время принял разработанную Министерством труда Украины специальную Программу занятости населения на 1997—2000 годы. Практической реализацией этой программы в ее так называемой молодежной части занимаются прежде всего центры труда молодежи. При этом они используют следующие формы работы:

а) информационная помощь юношам и девушкам — предоставление сведений о наличии профессий, возможностях их приобретения, повышения квалификации или переквалификации, трудоустройства, о правах и обязанностях работающего, о правах, которые государство предоставляет молодому человеку в период его социального становления;

б) профессиональная ориентация, цель которой — дать молодому человеку определенное, максимально широкое представление о профессиях, помочь лучше определить свои способности и наклонности относительно конкретной профессиональной деятельности. Профориентация ведется центрами социальных служб в школах и других учебных заведениях, по месту работы молодежи. Она включает в себя: профессиональную информацию (о сути, перспективах современных профессий, требованиях к личности, которая собирается ими овладеть, формах и условиях овладения разными профессиями, возможностях профессионально-квалификационного роста и т. п.); профессиональную консультацию (научно организованную систему взаимодействия психолога-консультанта или специалиста-профессионала с личностью, которая нуждается в помощи при выборе или смене профессии, смене рода деятельности на основе индивидуальных психологических характеристик, жизненной ситуации личности, состояния ее здоровья, наклонностей, потребностей рынка труда); профессиональный отбор (систему профдиагностического осмотра личности, направленную на определение пригодности к профессиональной деятельности); профессиональную адаптацию (систему мер, позволяющих личности как можно лучше приспособиться к психологическим и организационно-техническим особенностям профессиональной деятельности на производстве) [13].

Во многих странах мира, где рыночная экономика функционирует давно, проблемы занятости населения, в том числе и молодежи, решаются путем реализации специальных программ профессиональной подготовки, переподготовки,снижения уровня безработицы. Разработка таких программ происходит с учетом рекомендаций Международной организации труда (МОТ) относительно обучения и занятости, которые принимались в 1935, 1962, 1964, 1970 г. Такими рекомендациями указанные программы определяются как программы, имеющие временный характер, рассчитанные на удовлетворение неотложных экономических и социальных потребностей людей.

В рекомендациях МОТ о политике в области занятости, вышедших в 1984 г., появились дополнения весьма существенного порядка к ранее изданным рекомендациям. Так, было рекомендовано правительствам, руководству стран поощрять государственные и частные предприятия и учреждения в отношении найма и профессионального обучения молодежи с помощью методов, которые отвечают, в первую очередь, национальным условиям и особенностям. Здесь же предлагалось применять специальные методы для более легкого перехода от обучения в школе к работе, трудоустройству молодежи после завершения профессиональной подготовки.

В ст. 8 Конвенции 1988 г. о содействии занятости и защите от безработицы подчеркивается, что страны-члены МОТ будут стараться вводить программы, способствующие созданию дополнительных мест и занятости молодежи.

Научно-исследовательский центр НАМ по проблемам занятости населения и рынка труда Украины и Министерство труда Украины со своей стороны рекомендовали разработать следующие программы обеспечения занятости и профессиональной подготовки молодежи.

Программа "Занятость подростков" рассчитана на выпускников общеобразовательных школ, "тяжелых" подростков, выпускников 9 классов, которые не получили свидетельства о неполном среднем образовании (имеют справки). В данном случае программа предусматривает помощь подростку прежде всзго в сознательном выборе профессии.

Программа "Вхождение в рынок труда" содержит комплекс мер, содействующих более сознательному выбору профессии старшеклассниками общеобразовательных школ в соответствии со сво-

ими способностями, наклонностями, интересами, состоянием здоровья и пр. Ее реализация предусматривает дать старшеклассникам и первые навыки трудовой деятельности. Определенным образом такая программа должна компенсировать отсутствие ранее существовавших форм общественно-полезного труда школьников в лагерях труда и отдыха, в коллективных хозяйствах, трудовых объединениях старшеклассников, что, в принципе, было не таким уж плохим делом.

Программа "Старт" преследует цель предоставить учащимся выпускных классов общеобразовательных школ — прежде всего из малообеспеченных, бедных, многодетных семей — возможность сознательно избрать профессию и овладеть ею, не прерывая обучения в школе.

Программа "Производственное ученичество" рассчитана на выпускников общеобразовательных школ, которые не имеют профессии и к тому же не желают или не смогли в свое время поступить на профессиональное обучение. Чаще всего такие школьники занимаются поиском работы, в том числе и при помощи служб или центров занятости, социальных служб для молодежи.

Программа "Стажировка" призвана способствовать устройству на работу тех юношей и девушек, которые окончили учебу и получили определенную квалификацию. Это выпускники профтехучилищ, вузов, которым нужна временная работа в роли стажера, чтобы приобрести первые навыки труда, необходимые для работы на постоянном рабочем месте.

Программа "Новый старт". Необходимость такого старта возникает у молодого человека в том случае, когда полученные им знания, профессиональные навыки в силу различных причин остались невостребованными на рынке труда, и молодой человек нуждается в профессиональной переориентации и профессиональном переобучении.

Программа "Временная занятость" рассчитана на молодых людей в возрасте от 16 до 28 лет — выпускников школ, профтехучилищ, высших учебных заведений, которые зарегистрированы в соответствующих органах государственной службы занятости и не получили работу в течение более трех месяцев. В соответствии с программой ставится задача их трудоустройства на временные рабочие места. Одновременно с этим должен вестись поиск, оказываться помощь таким юношам и девушкам в определении на постоянную работу.

Программа "Молодежная инициатива" ставит своей целью создание экономической заинтересованности безработного в производительном, инициативном, творческом труде.

Программа "Профессиональное самоопределение" призвана помочь молодому человеку самому свободно и сознательно избрать конкретную профессию, трудоустроиться. Для этого он должен уметь пользоваться соответствующей информацией, советами и консультациями специалистов и т. п.

По сути, предназначение всех перечисленных и им подобных программ — помочь молодым людям определиться в выборе профессии, а приобретя ее, успешно трудоустроиться и адаптироваться на производстве.

Программы и проекты, направленные на совершенствование занятости, предупреждение и снижение уровня безработицы во многих странах финансируются из частного сектора, взносов добровольных обществ помощи безработным, государственными учреждениями, специализированными учреждениями по профессиональному обучению. И все же основное бремя расходов, как правило, берут на себя предприниматели и частные агентства по трудоустройству, а не государство.

Практика регулирования занятости в таких высокоразвитых странах, как Великобритания, Швеция, США, Канада, Япония и других детально изучена и проанализирована известными украинскими учеными-специалистами в области менеджмента, управления, кадровой политики и кадровой работы Г. В. Щекиным и В. И. Яровым [15].

Некоторые ученые и специалисты по проблемам занятости в целях смягчения ситуации на рынке труда предлагают увеличить срок профессионального обучения, стимулировать молодежь к получению второй, а то и третьей профессии. Если второе еще допустимо, поскольку увеличивает профессиональную мобильность, улучшает адаптацию молодого человека на производстве, то первое весьма сомнительно.

Сам по себе аргумент, что государству дешевле дольше обучать профессиям и переобучать, нежели создавать дополнительные новые рабочие места, не очень убедителен. Государство вынуждено будет с каждым годом увеличивать затраты на профессиональную подготовку молодых работников по причине неизбежной необходимости внедрения новых технологических процессов, информационных систем, т. е. осуществления коренного обновления производства.

Одним из реальных и действенных путей гарантированной занятости является государственный заказ на подготовку специалистов, а также переход на прямые договоры заказчиков с учебными заведениями относительно подготовки работников.

Малоприменимы сегодня ранее повсеместно использовавшиеся формы подготовки молодежи к труду, ее государственного трудоустройства и адаптации на производстве. Так, еще недавно существовала система бронирования рабочих мест с учетом количества молодых людей, заканчивающих учебные заведения и трудоустраивающихся. Во многом она себя оправдывала, хотя и сужала рамки свободы выбора, детерминировала работу юноши или девушки там, куда направят. Государство, между тем, это вполне устраивало.

В странах с переходной экономикой проблемы труда молодежи решают создаваемые при государственных органах структуры. Так, в Украине определенный опыт этой работы накопили различные центры труда и занятости молодежи, бюро и службы занятости, центры социальных служб для молодежи. К своей работе по подготовке молодежи к труду они привлекают различные молодежные фонды, биржи, центры, информационные бюро и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.069 с.)