Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности удовлетворения жизненных потребностей молодежиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Трудно найти человека, у которого все есть, который ни в чем не нуждается для своей жизнедеятельности. В наиболее общей трактовке "потребности — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" [9, 499]. Различают потребности биологические (материальные) и духовные, потребности субъектов (личностей) и социальных групп. И те и другие как степень, возможность их удовлетворения, в первую очередь, зависят от уровня развития конкретного общества. У человека всегда есть элементарные, так называемые витальные потребности, обеспечивающие его простое физическое существование. Если они не удовлетворяются, человек умирает. Полное отсутствие потребностей в идеале невозможно. Удовлетворяя одни потребности, человек ощущает необходимость во все новых и новых. Между социальными и биологическими можно еще выделить промежуточные потребности — социально-биологические. К ним можно отнести, например, потребность в лидерстве, лидерских функциях, а также потребность в обеспечении собственной безопасности, в групповой принадлежности, организации коллективной жизни и др. По сути, человек подчиняется естественным и социально-биологическим потребностям бессознательно, непроизвольно, на уровне иррационального поведения. Если биологические (естественные) потребности являются не чем иным, как потребностями самосохранения (в пище, одежде, жилье, отдыхе, сне, продлении рода, заботе о потомстве), то социальные определяют высшие цели жизнедеятельности. Их представляют основные ценности (абстрактные идеи) — Истина, Вера, Красота, Судьба, Добро, Благо, Справедливость, Изобилие. По мнению М. Вебера и П. Сорокина, деятельность каждого социума направляется именно основными ценностями, разрушение которых приводит либо к трансформации социума, либо вообще к его краху, разрушению. Проблемы сущности, особенностей проявления, взаимосвязи духовных и биологических потребностей предметно рассмотрены украинским ученым Г. В. Щёкиным, в том числе в монографии "Система социологического знания" [11]. Можно вести речь об экономических потребностях как потребностях всего общества. Осознанные человеком, группой людей, классами потребности представляют собой их интересы. Поэтому потребности — не что иное, как побудительные мотивы к определенным поступкам, деятельности в целях удовлетворения насущных потребностей и, таким образом, путь к устранению некоего дискомфортного состояния: "Я этого хочу, желаю, но пока этого не имею, не достиг, не сделал" и т. п. Удовлетворение потребностей возможно только в процессе тесной взаимосвязи человека (субъекта) с внешней средой в результате определенной его деятельности. Потребности динамичны; они изменяются, усложняются. Их развитие базируется на ранее удовлетворенных потребностях, а новые появляются и удовлетворяются в процессе включения человека в более сложные сферы деятельности. Потребности выстраиваются в логичной иерархической последовательности и взаимосвязи таким образом: 1) витальные потребности — первичные, обеспечивающие прежде всего биологическое, физическое существование человека; 2) социальные потребности — не только биологического, физического свойства, но и духовные, связанные с образованием, интеллектуальным развитием, способствующие развитию (в процессе их удовлетворения) самого общества. Высшей формой социальных потребностей являются те, которые связаны с потребностями в самореализации, самоутверждении, совершенствовании личности. Последние невозможны без элементов творчества в деятельности человека. Каждый человек включен (притом в разной степени) в соответствующую систему отношений. Разную по специфике, сложности, наличию в ней субъектов. На этом основании используются и различные системы классификации потребностей. Выделяют, в частности, потребности: • по сферам деятельности людей (трудовые, потребности познания, общения, рекреации); • по объекту самих потребностей (материальные и духовные, эстетические и этические); • по функциональной роли потребностей (самосохранения человека и обеспечивающие его развитие; первостепенные и второстепенные; периферические и центральные; устойчивые и ситуативные, или менее долговременные); • по субъекту потребностей (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные). Советская наука за несколько лет до распада СССР интенсивно искала выгодные оправдания низкого уровня удовлетворения потребностей граждан. Такую ситуацию характеризовали как противоречие между возрастающими потребностями общества и сложившимся уровнем производства. "Серьезные противоречия в социальной и экономической жизни, — писали в 1989 г. авторы фундаментальной монографии "Очерк теории социализма", — порождаются неравномерным развитием разных отраслей народного хозяйства, недостаточной ориентацией производства на удовлетворение и развитие потребностей трудящихся, отставанием всей совокупности инфраструктуры в экономике". И далее, вместо того, чтобы признать нежизнеспособность планово-распределительной социалистической экономики, продолжали утверждать, что "все противоречия социально-экономического порядка так или иначе преломляются в противоречии общественных и личных интересов" [3, 145]. Избегая объективно рассматривать суть и особенности потребностей граждан как действительно реальных побудительных стимулов их к учебе, труду и т. п., в 50—80 годах была запущена в ход концепция так называемых "разумных и неразумных потребностей". К первым относили те, которые "побуждают человека к активной жизнедеятельности, способствуют его физическому и духовному совершенствованию", а ко вторым — являющиеся ложными, мнимыми, "удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности" [2, 297—298]. Какие потребности относятся к неразумным, ложным, фактически ни один словарь того времени не уточнял, переходя дальше к критике так называемого буржуазного общества потребления. Вне зависимости от того, в каком обществе живут молодые люди, они имеют некие общие, базовые потребности. Это относится, например, к необходимости приобрести способность к конструктивной деятельности и способность быть творцом собственного развития как индивидуума, который: • автономен — способен сделать выбор и строить свою личную и общественную жизнь (как индивидуума и члена общества); • отзывчив — способен проявлять себя как соучастник в решении проблем других людей, действовать вместе с ними, деля общие заботы; • ответствен — способен принимать и нести ответственность за свои действия, выполнять взятые на себя обязательства, доводить начатое дело до конца; • обязателен — способен при любых обстоятельствах отстаивать свои права в отношении ценностей, целей, убеждений и идеалов, действовать соответственно им, реализуя, таким образом, свой полный потенциал и как индивидуума, и как члена данного общества. Ценностные ориентации молодежи, удовлетворение ею своих потребностей теснейшим образом связаны с жизненными планами юношей и девушек. Такие планы не являются организованными, изначально упорядоченными. С течением времени они меняются, корректируются в зависимости от многих обстоятельств, которые можно назвать жизненным опытом человека. Жизненные планы молодого человека обусловлены отражением в его сознании конкретного общественного бытия на основании приобретенного жизненного опыта. Поэтому попытки спрогнозиро-вать, а тем более спланировать жизненный путь человека в соответствии с какими бы то ни было теоретическими и идеологическими постулатами и концепциями, как это пытались делать в годы социализма во многих странах ближнего и дальнего зарубежья, тщетны. Понять сущность и особенности жизненных планов молодежи можно лишь учитывая конкретно-исторические условия, в которых находится человек, не отрицая при этом, не отбрасывая наличия определенных родовых признаков, влияния прошлого опыта. Иными словами, личность молодого человека нельзя воспринимать как некую вневременную абстракцию. Жизненные планы связаны со стремлением человека занять определенное социальное положение в обществе, позволяющее ему удовлетворить потребности, самореализоваться. Социальное положение, в свою очередь, решающим образом обусловливает образ жизни человека, его поведение, действия и поступки. Следовательно, жизненные планы молодежи определяют ее поведенческие ориентации. Жизнь человека событийно; значит, и его жизненные планы сопряжены с некими событиями как важными и существенными вехами, такими как окончание учебы, выбор профессии, поступление в учебное заведение высшего ранга, занятие некой должности, получение определенного общественного признания, вступление в брак, получение квартиры, рождение детей, защита диссертаций и многое другое. Такие события происходят в жизни каждого человека в сфере труда, семейно-бытовых отношений, общественно-политической деятельности, досуга, духовной жизни и т. п. Интересную попытку составить структуру жизненных планов молодежи на основе событий, которые юноши и девушки признают для себя наиболее важными, еще в 1988 г. предпринял известный украинский ученый, социолог и демограф Е. И. Головаха по результатам опроса 120 учащихся 8—10-х классов общеобразовательных школ. Школьники, как и предполагалось, в основном называли важнейшими в своей жизни такие события своего жизненного определения, как получение образования, овладение профессией, создание семьи [1, 62-64]. Приведенные данные о жизненных ценностях и жизненных планах молодых людей за последние десять лет не только практически не изменились, но еще больше актуализировались. Так, по данным исследований, проведенных украинскими учеными в 1997—1998 гг., на первое место среди жизненных ценностей молодые люди ставят семью и своих родственников (85% опрошенных). И это не удивительно, ибо потребность иметь рядом не только близкого, но дорогого, любимого человека, родить и воспитывать вместе с ним детей всегда одинаково ценно, какой бы трудной и сложной ни была сама по себе жизнь. Высокий рейтинг среди других жизненных ценностей имеет работа. Это отметили также 85% из числа опрошенных При этом 76% указали на потребность не просто в работе, а именно в работе гарантированной и интересной, такой, на которой можно чего-то реально достичь. На третье место в рейтинге ценностей молодежь в последние годы чаще всего выводит общение [6, 78—79]. Таким образом, лишь иногда меняясь местами, первые позиции среди ценностей, жизненных ориентации, жизненных планов молодежи занимают семья (ближайшее окружение), труд и общение. Нечто подобное десять лет тому назад было характерно для молодежи не только в Украине, но и в других республиках бывшего СССР. Так, по данным, полученным молдавским исследователем С. Э. Парилисом, среди семи групп жизненных событий (общественно-политические, служебно-производственные, брачно-семейные, связанные с получением образования, с процессами самопознания, самоутверждения, изменением психического и физического состояния, с социальными перемещениями, с рождением и воспитанием детей) на первые позиции вышли события брачно-семейные — 24%, в сфере образования — 16, в сфере труда — 10% [4, 40]. При этом весьма характерно, что в рейтинге ценностей молодежь на самое последнее место поставила политику. Это одно из свидетельств определенного ограничения мировоззренческого горизонта юношей и девушек локальным жизненным миром. И ценности общения молодежи также локализуются и замыкаются в границах ближайшего окружения — семьи, друзей, знакомых. Если специально вести речь о политике как ценности молодежи, то уместно указать на то обстоятельство, что молодежь в этом плане весьма прагматична' политика рассматривается ею в первую очередь как средство завоевания авторитета, лидерства. Это одна из наиболее эгоцентричных ориентации молодых людей, и она вовсе не случайна. Как бы ни были прагматичны или вообще равнодушны в своем отношении к политике молодые люди, этот прагматизм соотносится с тем, что украинская молодежь ощутимое предпочтение отдает активной жизненной позиции в форме надежд на самих себя (по данным, полученным ростовскими и белорусскими исследователями). Так, 76% молодых респондентов в ходе опроса отметили, что в своей жизни они больше всего полагаются на собственные знания, способности и силы. Однако многие молодью все же ожидают определенной помощи в устройстве собственной жизни от семьи 49% — от родительской, 27% — от своей собственной, 21% — от друзей и знакомых, и лишь 5% — от государства [6, 81]. Современная молодежь считает также, что судьбу человека в целом определяет он сам, а не некие внешние обстоятельства. В такой ситуации государство (органы власти) обязано прежде всего максимально поддерживать и стимулировать инициативу, самостоятельность молодежи, не забывая, что в течение ряда десятилетий в СССР, в его союзных республиках имела место так называемая патерналистская политика по отношению к молодежи, политика "отеческой заботы партии о молодежи", духовные и нравственные последствия которой — целое поколение людей, ожидающих помощи от государства. Среди других социальных институтов своим авторитетом у молодежи выделяется церковь, однако более трети опрашиваемых молодых людей, отдавая ей дань общего уважения, заявляют, что они не исповедуют никакой религии, 48% молодых украинцев, по их личному признанию, исповедуют православие, 12% — католичество [6, 82]. Значительное количество молодых людей не столько регулярно и осознанно посещают храмы, сколько принимают участие (чаще всего в виде пассивных зрителей) в религиозных обрядах (венчании, крещении, похоронах, различных праздниках — Спаса, Купалы, Троицы, Пасхи и т. п.). Другое дело — стремление каждого второго из опрошенных молодых людей в Украине передать осознание ценности религии и веры будущим поколениям 60% из опрошенных юношей и девушек считают необходимым или, во всяком случае, полезным воспитание у детей религиозности [10, 107—109]. Не менее, нежели проблемы религии и церкви, молодежь, как свидетельствуют исследования, интересуют этнические вопросы. Этнокультурный аспект довольно тесно переплетается с религиозным, и, таким образом, религиозность является важным показателем ориентации на традицию. Среди опрашиваемых более половины (52%) отвечают, что их беспокоят проблемы национальной культуры и 47% — проблемы межнациональных отношений [10, 83-85]. > Среди многих ценностей современной украинской молодежи как важнейшее средство национальной самоидентификаци следует выделить родной язык. Его называют одним из наиболее значимых и заметных признаков этничности, своеобразным общим аналогом этнического явления. Так, украинский язык своим родным называют 68% юношей и девушек украинской национальности, 5% русских и 7% опрошенных других национальностей. В то же время русский язык назвали своим родным треть молодых украинцев: 95% русских и 76% представителей других национальностей. В целом в среде молодежи Украины идет процесс определенного и достаточно ощутимого снижения уровня восприятия имеющихся культурных различий разных народов и национальностей. Более того, в последнее десятилетие четко обозначились интерес и симпагии к другим культурам: к славянской — 59%, западноевропейской — 17, американской — 14, восточной — 7%. Отмечая такую тенденцию в ценностных ориентациях молодежи Украины как весьма положительную, интеграционно важную прежде всего для самой молодежи, ее всестороннего духовного развития, надо обратить внимание и на весьма расхожее, но явно упрощенное утверждение, что молодежь нашей страны отдает предпочтение американскому образу жизни и культуре. По различным данным, на аме- (риканскую культуру ориентированы преимущественно 15—17-летние ] подростки. Характерно, что среди них наибольший процент состав-! ляют те, для кого важным в жизни являются не труд, деятельность, а отдых, развлечения, достаточно бессодержательное по смысловой нагрузке времяпрепровождение [10, 85—86}. Среди многих ценностей, посредством которых вырабатываются соответствующие жизненные ориентации молодежи, непреходящее значение имеют национальные. Сами по себе национальные ценности и ориентации — не что иное, как составная часть всего комплекса социальных ценностей. Такие ценности отражают особенности, содержание жизни нации, определяют ее потребности и интересы. Национальные ценности имеют как экономическое, культурологическое, так и социальное содержание. Сами по себе молодые люди объективно являются носителями национальных ценностей, не просто автоматически наследуя их от старших, предыдущих поколений. Язык, культура, образ мышления, поведение передаются от старших поколений, но ими все же надо овладеть, осознать их сущностью особенности. К тому же национальные ценности и ориентации не остаются пожизненными, они развиваются с развитием самого государства, общества. Показательно, что национальные ценности являются своеобразным интегратором национального самосознания. Они определяют отношение человека к прошлому своей нации и своего народа, его настоящему и будущему, влияют на формирование других ценностей, координируют и направляют действия, поступки, всю жизнедеятельность человека. формируя у молодого человека — будущего гражданина уважительное отношение к ценностям своей нации, следует помнить, что в жизни ему предстоит быть участником определенных межнациональных отношений, которые предполагают и некоторое соревнование, конкуренцию. Поэтому молодой гражданин, обладая определенной гордостью за собственную нацию, ее историю, культуру, традиции, язык, должен одновременно научиться уважать ценности других наций и народов, толерантно относиться к ним. Ибо "ценности вообще, — как писал в свое время Макс Вебер, — служат фундаментом мотивации поведения людей, основанием целостности всей социальной системы". Жизнь общества — это смена поколений. Настоящее восхождение общества к новым вершинам возможно лишь тогда, когда молодое поколение поднимается выше своих отцов, старшего поколения. Преемственность поколений как обязательная предпосылка и условие социального прогресса во многом обусловлена передачей и усвоением молодежью национальных ценностей. Однако такая преемственность не однобока и относится не только к молодежи, но к обществу в целом, т. е. является общесоциологическим законом. Молодежь вступает в жизнь, уже имея определенный уровень развития производительных сил, материальной базы общества, и потому ее задача — умножать эти силы, материальные основы общества. Это положение достаточно обстоятельно обосновали К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах, начиная с гимназического сочинения юного Маркса "Размышление юноши о выборе профессии". Но здесь есть и серьезные проблемы, поскольку у молодежи нет еще того жизненного и социального опыта, которым обладает старшее поколение. К тому же она включается в жизнь посредством уже имеющихся в обществе институтов и структур, которые далеко не всегда отвечают ее собственным интересам и потребностям. Отсюда и берет свое начало тот конфликт поколений, который советская наука в свое время напрочь отбрасывала, называя не иначе, как порождением капитализма, его морали и нравов. В течение десятилетий коммунистическая идеология упорно насаждала много других, выгодных ей идей. Среди них была идея неоспоримой приоритетности общественного над личным, в том числе и общественных интересов над интересами личности. Нивелирование последних фактически привело к нравственным деформациям целого поколения, которое сегодня достигло предпенсионного и пенсионного возраста, а непонимание между поколением участников страшной войны с фашизмом, восстановившим разрушенное народное хозяйство в кратчайшие исторические сроки, и их детьми, а еще сильнее — внуками, сегодня, к сожалению, углубилось еще больше. Решение этой острой проблемы зависит от многих факторов, среди которых едва ли не доминирующим является четко выверенная социальная политика государства, позволяющая молодежи прежде всего самой решать свои жизненные задачи, достигать целей, которые она перед собой ставит — в учебе, профессиональной подготовке и деятельности, в различных сферах духовного творчества. Давно известно, что куда лучше учить молодежь, а не поучать, стимулировать к труду, а не понукать, обеспечить свободу выбора и помочь сделать его наиболее верно и безболезненно, нежели нивелировать сознание в рамках единомыслия и единодействия под патронатом государства или единственной партии и идеологии. В 1994 г. по инициативе Комиссии по социальной политике и труду Верховной Рады Украины с целью подготовки Концепции социальной политики Украины социологической службой Украины СОЦИС — Геллап во всех регионах было проведено специальное исследование (социологический опрос), в ходе которого изучались целевые установки и ценностные ориентации населения, в том числе и молодежи. Характерно, что на вопрос анкеты: "Что должно стать главной целью социальной политики7" — 64% респондентов ответили — "человек", только 15% — "общество" и лишь 13% — "государство". При этом среди всех возрастных групп человека назвали приоритетом в социальной политике большинство молодых людей в возрасте 18—29 (74%) и 20-29 лет (68%) [7, 22]. Отсутствие в стране государственной социальной политики, позволяющей молодежи прежде всего за счет собственной инициативы и творческих потенций реализовать свои интересы и потребности, порождает и усиливает факторы риска, приводит к социальной напряженности, а то и является причиной острейших конфликтов. Источником факторов социального риска являются крупнейшие политико-экономические проблемы, нерешенность которых ведет к накоплению конфликтного потенциала в молодежной среде. По итогам проведенного еще пять лет тому назад социологического исследования, среди факторов социального риска, которые были актуальны на время опроса и, по мнению респондентов, останутся актуальными в будущем, молодые люди назвали: падение уровня жизни сейчас — 74% (18-19 лет) и 79% (20-29 лет); в будущем — соответственно 37 и 45%. В 1994 г., как видим, молодежь была настроена более оптимистично в отношении ожидаемого уровня жизни, не-> жели оказалось в действительности. На втором месте среди факторов социального риска был назван рост преступности, далее — безработица, ухудшение экологии, жилищная проблема, неравенство в распределении общественной собственности [7, 26]. Нерешенность многих социальных проблем молодежи и сегодня еще более обострила, умножила факторы риска, привела к накоплению отрицательных эмоций и настроений в молодежной среде. С каждым годом с момента провозглашения независимости Украины молодых людей все чаще можно встретить не за школьной партой, на студенческой скамье, в цехе завода или возле кульмана в конструкторском бюро, а в рядах пикетчиков, среди бастующих, участников митингов-протестов. И это феномен не только Украины, но и большинства стран ближнего зарубежья. Понятно, что такие явления небеспричинны. Так, по данным исследования, осуществленного в июне 1998 г. Украинским институтом социальных исследований и центром "Социальный мониторинг", наибольшую озабоченность молодежи вызывали, проблемы безработицы (73% молодежи в возрасте 18—28 лет); снижение уровня жизни (60%), рост цен (56%); получение образования (39%); приобретение жилья (31%); рост наркомании и заболеваемости СПИДом (49%) [5, 34]. 1. Ценности, их характер, особенности, как и система ценностей в обществе в целом, являются своеобразными ориентирами в формировании мировоззрения, духовного мира личности молодого человека, а стремление к обладанию ими — важнейшее условие приобретения молодым гражданином необходимого жизненного опыта и его социализации. Система ценностей — это некая совокупность идеальных средств человеческой деятельности, специфический культурный феномен, посредством которого преломляется вся система реальных жизненных отношений субъекта с окружающим его миром. Формируясь в определенный исторический период, ценности продолжают существовать, видоизменяться так же, как одновременно изменяются целые поколения людей, наследуя и положительное, и отрицательное из жизни своих предшественников. С точки зрения приоритетности индивидуальные ценности человека (личности) всегда превалируют над общественными. Индивидуальные ценности — связующее звено между человеком и обществом, культурой конкретного общества. Суперценностью был и остается сам человек — его жизнь, деятельность, творчество, — человек как существо не столько биологическое, сколько социальное. Человека можно лишить жизни, но как живое существо высшего биологического уровня развития его нельзя лишить возможности думать, развиваться, огорчаться и плакать, ощущать боль за других, любить и ненавидеть и много другого, что присуще одному лишь Человеку. Человек, особенно молодой, в выборе ценностей неоднозначен, ибо каждый человек — это целый мир. Есть ценности, которые разделяют, но есть и такие, к владению которыми стремятся многие. С учетом этого, а также психологических и поведенческих реакций можно вычленить отдельные типологические группы людей, в том числе и молодежи. Новый мир, как и отдельные общества (страны) переходного периода, может сформироваться как действительно демократичный, гуманистический лишь на системе новых ценностей, отвечающих потребностям граждан. И не просто набора неких ценностей. Каждый народ, нация имеют свою систему ценностей, которая должна логично вписываться и проявляться в системе таких объективных общечеловеческих ценностей, как Свобода, Солидарность, Гуманизм, Справедливость, Добро, Счастье, Семья, Здоровье, Нация, Культура, Наука, Личность и др. Для формирования личности настоящего гражданина одинаково важны как национальные ценности, так и общечеловеческие, интегрирующие личность не только в собственную страну, но и во все человеческое сообщество. 2. Деятельность любого человека детерминируется его потребностями — биологическими (материальными), духовными. Именно потребности побуждают человека к активности, поиску путей и средств их удовлетворения. Есть потребности личностные и общественные, но и те, и другие всецело зависят от уровня материально-духовного развития общества, от степени включенности человека во все сферы жизни. Удовлетворить собственные потребности человек не может иначе как посредством взаимосвязи с внешней средой, с другими людьми. При этом удовлетворение человеком одних потребностей порождает новые, в результате чего он включается в непрерывно расширяющуюся систему отношений. Полное удовлетворение потребностей человека, таким образом, практически невозможно, а все большие возможности для этого, существующие в обществе, требуют от каждого индивидуума вдумчивого, осознанного, избирательного подхода в выборе потребностей. 3. Ценностные ориентации, потребности молодежи в целом определяют жизненные планы юношей и девушек, которые со временем ими уточняются и перестраиваются. Планирование жизни невозможно без определенных мотивов, которыми руководствуется человек. Эти мотивы, как и жизненные планы в целом, у различных социально-профессиональных и возрастных групп молодежи разные, меняющиеся с течением времени, сменой условий, места жизни, обстоятельств и т. п. Жизненные планы молодого человека (да и человека вообще) связаны со стремлением занять определенное социальное положение, которое позволит ему удовлетворять еще большие и разнообразные по характеру и значимости потребности, самореализоваться как социальному субъекту. Сложность жизненных планов человека зависит от многих обстоятельств, но одним из решающих является уровень духовного развития, сознания, межличностных связей человека. Жизнь человека всегда событийна. События — вехи в его победах и поражениях, они дают человеку неоценимый жизненный опыт, социальную практику, без которой никак не завоевать соответствующее место под Солнцем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.209 (0.02 с.) |