Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовность человека: особенности развития и формированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все, что отличает человека от других живых существ, — это дух, духовность как самая возвышенная сфера жизнедеятельности человека и общества. Духовность — это специфическое человеческое качество, которое формируется в процессе осознания и восприятия определенных общественных норм и ценностей. В сумме они создают духовный мир человека (личности), обеспечивая социально-психологическую сторону его здоровья, культурные и эстетические потребности. Духовность, или духовная сфера человека, состоит из определенных ценностей и потребностей (от упрощенных до утонченных, синтетических), среди которых условно выделяют несколько групп: мировоззренческие, моральные, гражданские, эстетические и др. Потребности в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании мира и т. д. формируют человека как неповторимую личность. Ради удовлетворения этих потребностей совершается духовная деятельность и формируется уникальная отрасль духовного производства [7, 129— 150}. Духовные потребности в специальной литературе чаще всего определяют как своеобразное состояние человека, побуждающее его к созданию и постепенному, последовательному освоению духовных ценностей. Духовные ценности — важнейшие составляющие в структуре человеческого сознания и самосознания. Они обусловливают отличительные сущностные черты человека и его характеристики как личности. Такие ценности объективны, независимы от самого человека, ибо появились в обществе еще до его рождения. Постепенно овладевая духовными ценностями, каждый человек входит в общество. Духовные ценности становятся его жизненными ценностями и ориентирами. С приобретением жизненного, социального опыта человек и сам все больше включается в создание и развитие духовных ценностей в процессе разнообразной общественно полезной деятельности. Таким образом, духовность — это своеобразная многомерная система образований в самосознании человека, которые оттеняют его наиболее существенные и актуальные потребности, интересы, взгляды, отношение как к труду и окружающей действительности, так и к самому себе — социальному индивиду. Есть и другие, достаточно точные определения духовности. "Духовность, — пишет, например, И. В. Степаненко, — это ценностное отношение к миру и лично к самому себе. Это способность и потребность усваивать и перерабатывать внешний и внутренний мир по законам Истины, Добра, Красоты в их единстве" [23, 48}. Специфическим качеством ценностных ориентации, личностных характеристик человека является их органическое единство с конкретными жизненными целями человека, их связь с моралью. Духовность непосредственно связана с мировоззренческими надеждами, стремлениями, идеалами нации, народа, человеческого сообщества, этноса. Все это обусловливает жизненный выбор и путь человека. Ради удовлетворения духовных потребностей осуществляется духовное производство, основными функциями которого являются духовная деятельность, или, как ее еще называют, "производство новых технологий", а также производство общественного мнения [11, 190]. Любое общество заинтересовано в своем продолжении в последующих поколениях. Такое продолжение не может быть лишь биологическим. Оно и духовное, и социальное. Поэтому очень большое значение имеет социализация личности, представляющая собой, с одной стороны, процесс сознательного усвоения человеком нравственных норм и ценностей, существующих в данном обществе, а с другой — его способность адаптироваться к общественной среде, активно самореализоваться, воздействовать на преобразование общества. Иными словами, конечная цель социализации — формирование зрелой личности, обладающей активной жизненной позицией. Человек не только обладает материальными и духовными ценностями, но и воспроизводит их. Поэтому социализация — это и процесс передачи обобщенного опыта данной культуры (ролей, ценностей, умений, значений, норм) индивидуальным членам общества. Целью социализации, кроме передачи, усвоения, а затем развития достижений данного общества, является преодоление определенных жизненных трудностей и проблем, поиск человеком путей наиболее эффективного приспособления к обществу. При этом для отдельных молодых людей с определенными недостатками, допустивших ошибки, промахи в жизни, может быть характерным и такое явление, как ресоциализация, т. е. возобновление утраченных качеств, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Формирование духовности граждан, особенно молодых, осуществляется на основе обучения, развития познавательной активности, удовлетворения определенных духовных и культурных потребностей. Коль скоро о социологических проблемах познания, обучения, образования речь уже шла в предыдущих лекциях, остановимся прежде всего на проблемах культурных запросов молодежи и их удовлетворении. Общий интерес молодежи к духовным и культурным ценностям, как свидетельствуют материалы исследований, осуществленных в последнее время, весьма высок: 58% из числа опрошенных привлекает славянская культура; 16 — западноевропейская; 15 — американская; 7 — восточная; 4% — другие культуры. Среди опрошенных 16% заинтересованы в том, чтобы больше читать; 10 — больше слушать музыку; 8 — чаще посещать кинотеатры, концерты, выставки; 4% — заниматься каким-нибудь видом искусства. Однако немало молодых людей склонны к бессодержательному времяпрепровождению: чаще посещать дискотеки предпочитают 13%, больше смотреть телевизор — 9; ничего не делать — 4%. Показательно и весьма важно, что молодежь часто обсуждает вопросы музыки (39%), культуры и искусства (16%), национальной культуры (10%), религии, церкви и веры (11%), еще больше (практически каждый второй молодой человек) — организации отдыха вообще (46%). Тем большую озабоченность вызывает то обстоятельство, что 82% из числа опрошенных молодых людей ответили, что свое свободное время они проводят в основном у себя дома (в квартире, общежитии), 64% — у друзей, 29 — на природе, 22 — на улице, во дворе, в подъезде и только 14% — в учреждениях культуры (респонденты имели возможность отметить все возможные варианты ответов, поэтому сумма превышает 100%). Серьезным препятствием для формирования духовного мира, гражданской позиции, политической культуры молодежи является, прежде всего, отсутствие необходимых возможностей для удовлетворения духовных потребностей. Как известно, за последнее время в Украине значительно уменьшилось количество дворцов культуры, клубов, объединений по работе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. Закономерно, что на вопрос* "Принимаете ли Вы участие в работе клубов по месту проживания7" — были получены такие ответы: "Нет, никогда не принимал" — 58%; "Раньше принимал, а теперь нет" — 33; "Да, принимаю" — только 9%. К этому можно добавить и проблему коммерциализации культуры, существующую во всех постсоциалистических странах, в том числе и в Украине. Из числа опрошенных 65% юношей и девушек ответили, что "коммерциализация ограничивает доступность культуры для населения" и еще 58% — что она "является выгодной лишь оборотистым дельцам от культуры". Принципиальное значение с точки зрения не только духовного развития молодежи вообще, но формирования у нее чувств патриотизма, гражданственности имеет отношение к книге, читательский вкус и пристрастия. Не секрет, что молодежь в своем большинстве читает с каждым годом все меньше и меньше. Из опрошенных молодых людей 30% признались, что в течение года они прочитали всего от 1 до 5 книг, 21% — от 6 до 10 книг, 18% — от 11 до 20 и только 5% — От 21 до 30 книг (в среднем чуть более двух книг в месяц). Среди печатных изданий, которым отдает предпочтение украинская молодежь, на первом месте находится современная художественная литература (79%). При этом 40% опрошенных читают детективы, 31 — книги о любви, 26 — фантастику, 25% — приключенческую литературу. Классику, как правило, читают в соответствии с требованиями программ учебных заведений (32%). Примечательно, что и набор любимых писателей современной молодежи достаточно беден: А. Пушкин (16%), Д. Чейз (14%), С. Есенин (9%), Т. Шевченко (8%), А. Дюма (7%), все остальные — не больше 6-2% [17]. Это свидетельствует о необходимости не просто развивать у молодежи потребность в овладении культурными, духовными ценностями и тягу к ним, но и формировать определенные эстетические вкусы, понимание и ощущение прекрасного. С этой целью активнее должны использоваться все средства — учебная, пропагандистская работа и многое другое. Активной и дееспособной частью молодого поколения Украины, обладающей разнообразными талантами и дарованиями, является творческая молодежь. В театрах, художественных коллективах, группах, творческих объединениях сегодня работают свыше 100 тыс. молодых деятелей литературы, искусства, тысячи талантливых молодых людей обучаются в творческих учебных заведениях различного уровня. В течение ряда лет в Украине и за ее пределами приобрели большую популярность такие известные фестивали и конкурсы, как Международный кинофестиваль "Молодежь", Международный конкурс лучших произведений молодых украинских литераторов Транослов", Международный конкурс молодых исполнителей украинской эстрадной песни им. Владимира Ивасюка, Всеукраинский фестиваль традиционных народных художественных промыслов; творческая лаборатория молодых художников Украины "Седнев" и др. И все же современная ситуация в украинской культуре, связанная с коммерциализацией, высокими ценами на услуги в учреждениях культуры, сокращением количества библиотек, центров, клубов и объединений по работе с молодежью по месту проживания, отрицательно сказывается на духовном развитии юношей и девушек, исключает значительную их часть из публичной культурной жизни. Традиционная сеть культурно-образовательных, досуговых заведений, которая десятилетиями формировала определенный уровень культуры молодежи, сегодня не только значительно сократилась, но и не отвечает потребностям подрастающего поколения, переживает кризис; большая часть молодежи ее услугами не пользуется. Так, еще четыре года назад в Украине насчитывалось свыше 3 тыс. населенных пунктов, где не было ни одного учреждения культуры, 6,5 тыс. таких учреждений требовали капитального ремонта, около 500 находились в аварийном состоянии [21, 25\. Духовность в значительной мере является производной от социально-экономических особенностей функционирования об щества. Так, имущественное расслоение населения в Украине и в других подобных ей по условиям странах, развитие коммерческого сектора создают объективные условия для предложения населению, \ прежде всего молодежи, "престижных" видов услуг в сфере орга-1 низации досуга: открываются казино, бары, ночные клубы, дискотеки, с которыми государственные учреждения культуры попросту неспо собны конкурировать на равных. Кроме того, мало кого (в том чис-, ле, к сожалению, и государство) интересует содержательная сторона, деятельности таких учреждений; в какой мере они действительно рас-; ширяют и развивают духовный мир молодых людей. ' Одной из важных основ любой национальной культуры является религия. Религиозные институты принимают активное и, действенное участие в формировании духовного мира человека. В условиях нестабильного развития общества популярность религий и культов особенно возрастает. Не находя решения своих больших и малых проблем в этом мире, многие граждане (молодежь — не исключение) с надеждой обращают свои взоры на другой мир. Если говорить об оживлении интереса украинской молодежи к религии, то здесь в последние годы просматриваются две тенденции. Первая — возрождение у части молодежи интереса к традиционным религиям, исторически присущим Украине. И вторая — появление и бурный рост интереса к так называемым нетрадиционным религиям и культам (западным течениям христианства, восточным культам, оккультизму и т. п.). При этом интерес молодежи часто носит весьма поверхностный характер, не основан на достаточном знании сущности той или иной религии. Так, по данным российских исследователей, 75% опрошенных молодых людей знают Биб- лию, Коран, Талмуд понаслышке: только 20% держали их в руках и пересматривали, всего 5% изучали и читали [14, 124]. К тому же молодые люди чаще всего определяют свое вероисповедание не по религиозным убеждениям, а по формально-этническому признаку: украинец — православный, поляк — католик, татарин — мусульманин и т. д. Усиление влияния религии и церкви на молодых людей, повышение их интереса к религиям, особенно нетрадиционным, не дает основания считать, что возможно автоматическое утверждение в молодежной среде ценностей христианской морали. Скорее всего, такое утверждение само по себе будет происходить постепенно и длительно, а основным его средством будет не столько непосредственно религиозная община, сколько семья, семейное воспитание. В ситуации экономической, политической и социальной нестабильности, которая характерна для Украины с 1991 г., серьезную озабоченность вызывает определенная политизация самих религиозных деятелей, межконфессиональное противостояние и конфликты, неоправданное распространение нетрадиционных религий и культов, деятельность зарубежных экстремистских религиозных центров. Пользуясь экономической, конфессиональной нестабильностью, несовершенством законодательной базы, они осуществляют свою деятельность и ведут пропаганду ценностей, которые не соответствуют духовным и историческим традициям украинского народа. Понятно, что такая деятельность четко сориентирована прежде всего на детей, подростков, молодежь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.011 с.) |