Духовность человека: особенности развития и формирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовность человека: особенности развития и формирования



Все, что отличает человека от других живых существ, — это дух, духовность как самая возвышенная сфера жизнедеятельности человека и общества.

Духовность — это специфическое человеческое качество, которое формируется в процессе осознания и восприятия определенных общественных норм и ценностей. В сумме они создают духовный мир человека (личности), обеспечивая социально-психологическую сторону его здоровья, культурные и эстетические потребности.

Духовность, или духовная сфера человека, состоит из определенных ценностей и потребностей (от упрощенных до утонченных, синтетических), среди которых условно выделяют несколько групп: мировоззренческие, моральные, гражданские, эстетические и др.

Потребности в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании мира и т. д. формируют человека как неповторимую личность. Ради удовлетворения этих потребностей совершается духовная деятельность и формируется уникальная отрасль духовного производства [7, 129— 150}.

Духовные потребности в специальной литературе чаще всего определяют как своеобразное состояние человека, побуждающее его к созданию и постепенному, последовательному освоению духовных ценностей.

Духовные ценности — важнейшие составляющие в структуре человеческого сознания и самосознания. Они обусловливают отличительные сущностные черты человека и его характеристики как личности. Такие ценности объективны, независимы от самого человека, ибо появились в обществе еще до его рождения.

Постепенно овладевая духовными ценностями, каждый человек входит в общество. Духовные ценности становятся его жизненными ценностями и ориентирами.

С приобретением жизненного, социального опыта человек и сам все больше включается в создание и развитие духовных ценностей в процессе разнообразной общественно полезной деятельности.

Таким образом, духовность — это своеобразная многомерная система образований в самосознании человека, которые оттеняют его наиболее существенные и актуальные потребности, интересы, взгляды, отношение как к труду и окружающей действительности, так и к самому себе — социальному индивиду.

Есть и другие, достаточно точные определения духовности. "Духовность, — пишет, например, И. В. Степаненко, — это ценностное отношение к миру и лично к самому себе. Это способность и потребность усваивать и перерабатывать внешний и внутренний мир по законам Истины, Добра, Красоты в их единстве" [23, 48}.

Специфическим качеством ценностных ориентации, личностных характеристик человека является их органическое единство с конкретными жизненными целями человека, их связь с моралью.

Духовность непосредственно связана с мировоззренческими надеждами, стремлениями, идеалами нации, народа, человеческого сообщества, этноса. Все это обусловливает жизненный выбор и путь человека.

Ради удовлетворения духовных потребностей осуществляется духовное производство, основными функциями которого являются духовная деятельность, или, как ее еще называют,

"производство новых технологий", а также производство общественного мнения [11, 190].

Любое общество заинтересовано в своем продолжении в последующих поколениях. Такое продолжение не может быть лишь биологическим. Оно и духовное, и социальное. Поэтому очень большое значение имеет социализация личности, представляющая собой, с одной стороны, процесс сознательного усвоения человеком нравственных норм и ценностей, существующих в данном обществе, а с другой — его способность адаптироваться к общественной среде, активно самореализоваться, воздействовать на преобразование общества. Иными словами, конечная цель социализации — формирование зрелой личности, обладающей активной жизненной позицией.

Человек не только обладает материальными и духовными ценностями, но и воспроизводит их. Поэтому социализация — это и процесс передачи обобщенного опыта данной культуры (ролей, ценностей, умений, значений, норм) индивидуальным членам общества.

Целью социализации, кроме передачи, усвоения, а затем развития достижений данного общества, является преодоление определенных жизненных трудностей и проблем, поиск человеком путей наиболее эффективного приспособления к обществу.

При этом для отдельных молодых людей с определенными недостатками, допустивших ошибки, промахи в жизни, может быть характерным и такое явление, как ресоциализация, т. е. возобновление утраченных качеств, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Формирование духовности граждан, особенно молодых, осуществляется на основе обучения, развития познавательной активности, удовлетворения определенных духовных и культурных потребностей. Коль скоро о социологических проблемах познания, обучения, образования речь уже шла в предыдущих лекциях, остановимся прежде всего на проблемах культурных запросов молодежи и их удовлетворении.

Общий интерес молодежи к духовным и культурным ценностям, как свидетельствуют материалы исследований, осуществленных в последнее время, весьма высок: 58% из числа опрошенных привлекает славянская культура; 16 — западноевропейская; 15 — американская; 7 — восточная; 4% — другие культуры. Среди опрошенных 16% заинтересованы в том, чтобы больше читать; 10 — больше слушать музыку; 8 — чаще посещать кинотеатры, концерты, выставки; 4% — заниматься каким-нибудь видом искусства.

Однако немало молодых людей склонны к бессодержательному времяпрепровождению: чаще посещать дискотеки предпочитают 13%, больше смотреть телевизор — 9; ничего не делать — 4%.

Показательно и весьма важно, что молодежь часто обсуждает вопросы музыки (39%), культуры и искусства (16%), национальной культуры (10%), религии, церкви и веры (11%), еще больше (практически каждый второй молодой человек) — организации отдыха вообще (46%).

Тем большую озабоченность вызывает то обстоятельство, что 82% из числа опрошенных молодых людей ответили, что свое свободное время они проводят в основном у себя дома (в квартире, общежитии), 64% — у друзей, 29 — на природе, 22 — на улице, во дворе, в подъезде и только 14% — в учреждениях культуры (респонденты имели возможность отметить все возможные варианты ответов, поэтому сумма превышает 100%).

Серьезным препятствием для формирования духовного мира, гражданской позиции, политической культуры молодежи является, прежде всего, отсутствие необходимых возможностей для удовлетворения духовных потребностей.

Как известно, за последнее время в Украине значительно уменьшилось количество дворцов культуры, клубов, объединений по работе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. Закономерно, что на вопрос* "Принимаете ли Вы участие в работе клубов по месту проживания7" — были получены такие ответы: "Нет, никогда не принимал" — 58%; "Раньше принимал, а теперь нет" — 33; "Да, принимаю" — только 9%.

К этому можно добавить и проблему коммерциализации культуры, существующую во всех постсоциалистических странах, в том числе и в Украине. Из числа опрошенных 65% юношей и девушек ответили, что "коммерциализация ограничивает доступность культуры для населения" и еще 58% — что она "является выгодной лишь оборотистым дельцам от культуры".

Принципиальное значение с точки зрения не только духовного развития молодежи вообще, но формирования у нее чувств патриотизма, гражданственности имеет отношение к книге, читательский вкус и пристрастия. Не секрет, что молодежь в своем большинстве читает с каждым годом все меньше и меньше. Из опрошенных молодых людей 30% признались, что в течение года они прочитали всего от 1 до 5 книг, 21% — от 6 до 10 книг, 18% — от 11 до 20 и только 5% —

От 21 до 30 книг (в среднем чуть более двух книг в месяц). Среди печатных изданий, которым отдает предпочтение украинская молодежь, на первом месте находится современная художественная литература (79%). При этом 40% опрошенных читают детективы, 31 — книги о любви, 26 — фантастику, 25% — приключенческую литературу. Классику, как правило, читают в соответствии с требованиями программ учебных заведений (32%).

Примечательно, что и набор любимых писателей современной молодежи достаточно беден: А. Пушкин (16%), Д. Чейз (14%), С. Есенин (9%), Т. Шевченко (8%), А. Дюма (7%), все остальные — не больше 6-2% [17].

Это свидетельствует о необходимости не просто развивать у молодежи потребность в овладении культурными, духовными ценностями и тягу к ним, но и формировать определенные эстетические вкусы, понимание и ощущение прекрасного. С этой целью активнее должны использоваться все средства — учебная, пропагандистская работа и многое другое.

Активной и дееспособной частью молодого поколения Украины, обладающей разнообразными талантами и дарованиями, является творческая молодежь. В театрах, художественных коллективах, группах, творческих объединениях сегодня работают свыше 100 тыс. молодых деятелей литературы, искусства, тысячи талантливых молодых людей обучаются в творческих учебных заведениях различного уровня.

В течение ряда лет в Украине и за ее пределами приобрели большую популярность такие известные фестивали и конкурсы, как Международный кинофестиваль "Молодежь", Международный конкурс лучших произведений молодых украинских литераторов Транослов", Международный конкурс молодых исполнителей украинской эстрадной песни им. Владимира Ивасюка, Всеукраинский фестиваль традиционных народных художественных промыслов; творческая лаборатория молодых художников Украины "Седнев" и др.

И все же современная ситуация в украинской культуре, связанная с коммерциализацией, высокими ценами на услуги в учреждениях культуры, сокращением количества библиотек, центров, клубов и объединений по работе с молодежью по месту проживания, отрицательно сказывается на духовном развитии юношей и девушек, исключает значительную их часть из публичной культурной жизни.

Традиционная сеть культурно-образовательных, досуговых заведений, которая десятилетиями формировала определенный уровень культуры молодежи, сегодня не только значительно сократилась, но и не отвечает потребностям подрастающего поколения, переживает кризис; большая часть молодежи ее услугами не пользуется. Так, еще четыре года назад в Украине насчитывалось свыше 3 тыс. населенных пунктов, где не было ни одного учреждения культуры, 6,5 тыс. таких учреждений требовали капитального ремонта, около 500 находились в аварийном состоянии [21, 25\.

Духовность в значительной мере является производной от социально-экономических особенностей функционирования об щества. Так, имущественное расслоение населения в Украине и в других подобных ей по условиям странах, развитие коммерческого сектора создают объективные условия для предложения населению, \ прежде всего молодежи, "престижных" видов услуг в сфере орга-1 низации досуга: открываются казино, бары, ночные клубы, дискотеки, с которыми государственные учреждения культуры попросту неспо собны конкурировать на равных. Кроме того, мало кого (в том чис-, ле, к сожалению, и государство) интересует содержательная сторона, деятельности таких учреждений; в какой мере они действительно рас-; ширяют и развивают духовный мир молодых людей. '

Одной из важных основ любой национальной культуры является религия. Религиозные институты принимают активное и, действенное участие в формировании духовного мира человека. В условиях нестабильного развития общества популярность религий и культов особенно возрастает. Не находя решения своих больших и малых проблем в этом мире, многие граждане (молодежь — не исключение) с надеждой обращают свои взоры на другой мир.

Если говорить об оживлении интереса украинской молодежи к религии, то здесь в последние годы просматриваются две тенденции. Первая — возрождение у части молодежи интереса к традиционным религиям, исторически присущим Украине. И вторая — появление и бурный рост интереса к так называемым нетрадиционным религиям и культам (западным течениям христианства, восточным культам, оккультизму и т. п.). При этом интерес молодежи часто носит весьма поверхностный характер, не основан на достаточном знании сущности той или иной религии. Так, по данным российских исследователей, 75% опрошенных молодых людей знают Биб-

лию, Коран, Талмуд понаслышке: только 20% держали их в руках и пересматривали, всего 5% изучали и читали [14, 124]. К тому же молодые люди чаще всего определяют свое вероисповедание не по религиозным убеждениям, а по формально-этническому признаку: украинец — православный, поляк — католик, татарин — мусульманин и т. д.

Усиление влияния религии и церкви на молодых людей, повышение их интереса к религиям, особенно нетрадиционным, не дает основания считать, что возможно автоматическое утверждение в молодежной среде ценностей христианской морали. Скорее всего, такое утверждение само по себе будет происходить постепенно и длительно, а основным его средством будет не столько непосредственно религиозная община, сколько семья, семейное воспитание.

В ситуации экономической, политической и социальной нестабильности, которая характерна для Украины с 1991 г., серьезную озабоченность вызывает определенная политизация самих религиозных деятелей, межконфессиональное противостояние и конфликты, неоправданное распространение нетрадиционных религий и культов, деятельность зарубежных экстремистских религиозных центров. Пользуясь экономической, конфессиональной нестабильностью, несовершенством законодательной базы, они осуществляют свою деятельность и ведут пропаганду ценностей, которые не соответствуют духовным и историческим традициям украинского народа. Понятно, что такая деятельность четко сориентирована прежде всего на детей, подростков, молодежь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.01 с.)