Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и место молодежи в обществеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теперь остановимся на роли и значении молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена следующими объективными обстоятельствами. 1. Молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в народнохозяйственном производстве как единственный источник пополнения трудовых ресурсов. 2. Молодежь — основной носитель интеллектуального потенциала общества. Она обладает большими способностями к труду, к творчеству во всех сферах жизни. 3. Молодежь имеет достаточно большую социальную и профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями. Обозначенные обстоятельства можно подтвердить фактическими и статистическими данными. К началу 1990 г. в бывшем СССР насчитывалось 62 млн чел. в возрасте до 30 лет. При этом каждый четвертый житель города и каждый пятый села были молодыми людьми. Всего граждане в возрасте до 30 лет составляли 43% трудоспособного населения [5]. Доля молодежи в возрасте от 16 до 30 лет в бывшем СССР на 1990 г. составляла 22% всего населения. Примерно такой же процент ее был и в Украине. За последние десять лет произошло сокращение населения молодого возраста на территории бывшего СССР на 4,8 млн чел., в том числе в Украине доля молодежи с 1989 по 1999 г. уменьшилась с 22 до 20%. По данным 1986 г., всего в народном хозяйстве бывшего СССР было занято около 40 млн юношей и девушек. При этом в отдельных отраслях более половины работающих составляла молодежь. Например, в промышленности и строительстве 54% работающих были в возрасте до 30 лет, в сельском хозяйстве — 44, в машиностроении — 40, в легкой промышленности — более 50% [14, 5\. Показательным аргументом влияния молодежи на преумножение национальных богатств страны является ее доля в совокупном общественном продукте. Так, прирост общественного производства в бывшем СССР (от общих объемов) обеспечивался молодежью в седьмой пятилетке на 30%, в восьмой — на 57, в девятой и десятой — на 90%. И сегодня, и в будущем (в том числе в Украине) рост промышленного производства также зависит прежде всего от того, как в него вовлекаются новые молодые работники. Конечно, однозначно рассматривать приведенные данные нельзя. Скорее, можно вести речь об определенной эксплуатации молодежи обществом, использовании ее потенциальных возможностей. Известно, что в современной Украине демографическая ситуация является крайне сложной вследствие того, что в течение трех десятилетий рождаемость находится на уровне, не обеспечивающем Даже простого воспроизводства поколений. В силу этого население стареет, доля молодежи в нем постоянно уменьшается. По данным статистики, на 1 января 1997 г. у дельный^ вес молодежи в возрасте 15—16 лет составлял всего 19,7% общей численности постоянного населения Украины, а ее численность не достигала и 10 млн чел. В сельской местности удельный вес молодежи был еще меньше — 17,6%. Украина, как известно, — достаточно урбанизированная страна1 большинство ее населения проживает в городских поселениях. Молодежь в этом смысле также не является исключением в городских поселениях проживает 71,1% населения в возрасте 15—28 лет (против 67,6% всего населения) [12, 5]. В последние годы в демографической ситуации относительно молодежи отмечены следующие тенденции: • возрастает численность сельской молодежи, что является неплохой предпосылкой демографического возрождения села; • ярко выражена тенденция омоложения материнства, хотя значительное число молодых семей в силу социально-экономических проблем не торопятся иметь детей; • увеличивается количество молодых мигрантов и т. п. Принципиально важным при рассмотрении молодежных проблем является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных преобразований. Роль молодежи как субъекта и объекта в историческом процессе развития общества весьма специфична. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований. Понятно, что проблема молодежи имеет глобальный, общечеловеческий характер, и потому находится в центре внимания всех стран и крупнейших организаций мира. По линии ЮНЕСКО, например, только с 1979 по 1989 г. было принято более 100 документов, касающихся проблем молодежи. В большинстве из них подчеркнуто, что молодые люди сами, своим трудом должны реализовать свои цели. Молодежь должна быть в постоянном поиске, дерзать, строить свою судьбу. Естественно, это присуще только демократическим обществам, странам с высоким уровнем экономического и социального развития. Вместе с тем, характеризуя проблемы молодежи, на сороковой сессии Генеральной Ассамблеи ООН было обращено внимание и на то, что "молодые люди играют двоякую, на первый взгляд противоречивую роль с одной стороны, они активно способствуют процессу социальных изменений, а с другой — оказываются его жертвами" [11, 4}. При этом на сессии указывалось, что в 80-х годах основными проблемами, оказывавшими воздействие на молодых людей во всем мире, были проблемы развития, семейной жизни, трудовой деятельности и культуры. Как справедливо отмечал в свое время бывший первый секретарь ЦК ЛКСМ Украины В. Мироненко, "молодежная политика — это своего рода плата общества за его ошибки и недостатки в отношениях с молодежью в прошлом, но это и способ привлечения молодых поколений на сторону перестройки" [4, 5\. Добавим, что в результате той самой перестройки молодежь пострадала едва ли не больше всех. В данном случае наглядно просматриваются как минимум две проблемы: взаимоотношения поколений; возможности и эффективности воздействия старших поколений на молодое. Бесспорно, молодежь нуждается в опыте старших и имеет право на критический, избирательный подход к его оценке и использованию в личной жизни. В прошлом молодежь рассматривалась как объект воздействия, воспроизводства не только новых поколений, но и заранее заданных ей идей и установок. Мы разделяем точку зрения Г. Черного, который суть новых требований и подходов к молодежи объясняет переходом от преимущественно директивно-командной системы политического руководства молодежью к преимущественно демократичной, массовой молодежной политике, предполагающей "обратную связь" и контроль "снизу", учитывающий плюрализм интересов, позиций и мнений в молодежной среде и широкий спектр социально-политической динамики различных молодежных объединений [16, 123]. Действительно, сегодня молодежь не может быть ориентирована исключительно на выполнение общегосударственных дел, связанных с решением плановых заданий; она должна получить возможность решать и свои, молодежные проблемы. Интересы молодежи, ее реальные, насущные проблемы — органическая часть всех социальных задач общества. Здесь уместно напомнить интересное высказывание известного психолога И. С. Кона о том, что в XX веке темпы смены новой техники стали опережать темпы смены новых поколений. Такая особенность научно-технической революции существенно отразилась на психике и психологии молодежи, ярче выявила ее неприспособленность к жизни. С этой проблемой молодежи мы вступим и в XXI век. Наряду с утратой старшими поколениями права на выполнение традиционной обучающе-воспитательной функции, обострилась проблема самостоятельности молодежи, ее подготовки к жизни, к осознанным действиям. Молодежь сегодня, с одной стороны, все больше ощущает себя особой группой общества в пределах некой "молодежной культуры", а с другой — все больше страдает от неразрешимости многих своих специфических проблем. При этом наиболее серьезным фактором, деформирующим психику молодых людей, является отсутствие определенного доверия к ним. Юноши и девушки крайне мало привлекаются к решению и реализации самых разных проблем жизни современного общества. Более того, они даже не включаются на равных в обсуждение разнообразных вопросов, которые беспокоят всех граждан. Вследствие всех рассмотренных выше причин и проблем в среде молодежи происходит определенная, пока мало изученная социологической наукой дифференциация. В частности, В. Ф. Левичева в своих работах в период бурного роста так называемых неформальных объединений молодежи выделяла три класса социальных объектов принципиально разного типа: подростковые группы; самодеятельные объединения молодежи разной направленности (группы охраны памятников истории и культуры, "зеленые", ассоциации творческой молодежи, досуговые группы, спортивно-оздоровительные и миротворческие объединения, политические клубы и т. п.); народные фронты (социальные образования, в которые входила молодежь). РЕЗЮМЕ 1. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является следующая трактовка понятия "молодежь": "Молодежь — это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе". Существует и такое более сложное и многоплановое определение: "Молодежь как социальная группа представляет собой специфическую социальную общность людей, которая занимает определенное место в социальной структуре общества, харак-^еризуется процессом приобретения устойчивого социального статуса в различных социальных подструктурах (социально-классовой, социально-поселенческой, профессионально-трудовой, социально-политической, семейно-бытовой), а следовательно, отличается общностью решаемых проблем и вытекающей из них общностью социальных интересов и особенностей форм жизнедеятельности" [№, 17]. С переходом к рынку, становлением демократического общества существенно меняются не только идеалы молодых людей, но и общественный идеал молодежи вообще. В частности, весьма интересны выводы украинского ученого Ю. Терещенко, который в человеке нашего времени (а следовательно, и в молодежи) выделяет такие черты. Во-первых, — пишет он [15], — это человек экономически свободный, предприимчивый, инициативный, деятельный. Ему присуще самостоятельное творчество, связанное с организацией нового дела и постоянным числом возможностей приложить собственные силы. Во-вторых, это человек, глубоко заинтересованный в личной причастности к политическим свободам. Такой человек характеризуется развитой правовой и моральной ответственностью, он способен защитить себя и остальных. В-третьих, это человек с рельефно оформленной мировоззренчески-экологической ориентацией. В-четвертых, это человек с национально ориентированным сознанием. Такой человек любит свой народ, для него родной язык и другие признаки родной культуры являются средством национальной самоидентификации. 2. Вопрос о возрастных рамках молодежи — это не просто предмет теоретического научного спора. В частности, верхняя граница молодежного возраста, при всей ее условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий. А это означает, что все эти условия Должны рассматриваться в тесном единстве, взаимозависимости и тем более без какой-либо идеализации. Например, известно, что многие молодые люди становятся экономически независимыми (способными зарабатывать средства к существованию, самообеспечению) и раньше 28 лет. Конечно, это не исключает получения экономической помощи от родителей, близких, друзей и в более позднем возрасте. В связи с этим нам представляется, что граница молодости (28 лет) в большей мере обусловлена периодом окончания учебы, получения профессии, т. е. завершением подготовки к производительному труду в любой сфере деятельности. Со временем возрастные рамки молодежи (в частности, в Украине), видимо, придется пересматривать и определять с учетом новых социально-экономических, политических и иных условий формирования и становления украинской государственности в целом. 3. Молодость — это не только биологический, но и социальный процесс, диалектически связанный с воспроизводством общества как в демографическом, так и социальном плане. Молодежь не просто является объектом — преемником материальных и духовных богатств общества, но и субъектом — преобразователем общественных отношений. "История, — отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть не что иное, как последовательная система отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями... Действительно, от того, в каком, условно говоря, тоне будет идти разговор между "отцами", которые передают наследие, и "детьми", которые его принимают, в значительной мере, если не решающим образом, зависит устойчивость, стабильность системы" [7, 44—45}. Между тем еще в 1985 г. в документе ООН "Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи", одобренном на сороковой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, положение молодежи в мире было оценено как "напряженное", т. е. молодежь была признана одной из наиболее уязвимых в социальном отношении групп населения. Этот документ содержит также конкретные рекомендации правительствам по выработке национальной политики в отношении молодежи. 4. Если общество действительно заботится о будущем, то оно непременно должно делать ставку на молодежь. В случае же недооценки ее роли как субъекта и объекта исторического развития оно вынуждено платить за свои ошибки в отношениях с молодежью. Наглядным примером этому, как уже отмечалось, была ситуация в молодежной сфере, которая в 80 — начале 90-х годов имела место в бывшем СССР, ряде европейских стран так называемого социалистического содружества. Именно в силу недостаточного внимания общества к молодежи, отсутствия целенаправленной государственной молодежной политики у молодежи бывшего СССР все больше росло и крепло убеждение, что общество крайне мало считается с ней и не может обеспечить условия для ее самореализации. Только радикальные социально-экономические и политические процессы, связанные с полным демонтажем авторитарной системы, упредили возможные серьезные события в молодежной среде. 5. Оценка роли молодежи в процессе смены поколений, скорее всего, должна осуществляться с учетом следующего: • общесоциологического закона смены и преемственности поколений в обществе; • социальной дифференциации молодежи; • исторического подхода к анализу проблем молодежи и молодежного движения; • осознания молодежи как объекта социального воздействия и субъекта социальной деятельности. Такие составляющие подхода к молодежи, ее оценке имеют существенные особенности, которые нужно учитывать в процессе изучения и практической работы с молодежью. Так, преемственность поколений относится не только к молодежи, но и к обществу в целом, т. е. проявляется как общесоциологический закон. И суть его состоит не просто в смене одного поколения другим, их последовательности. Молодежь вступает в жизнь, уже обладая определенными материальными благами, в условиях определенного уровня социально-экономического развития общества. Поэтому ее задача — преумножать эти материальные и духовные богатства. Общество, государство обязательно должны учитывать это и исходя из таких закономерностей формировать и реализовывать политику по отношению к молодежи. Естественно, что в процессе социализации молодые люди сталкиваются с серьезными проблемами, так как у них нет ни достаточного уровня образования, ни профессиональных навыков, ни того социального опыта, который имеет старшее поколение. Молодежь вступает в жизнь в условиях функционирования уже имеющихся в обществе социальных институтов и структур, которые далеко не всегда отвечают ее интересам и потребностям. Отсюда довольно распространенное явление — кризис традиционных институтов социализации личности, семьи, школы и т. п., который мы наблюдаем сегодня в Украине и других странах. 6. Исторический подход к анализу проблем молодежи предполагает рассмотрение феномена молодежи с учетом факторов его развития в конкретно-исторический период. Не все особенности и черты молодежи следует анализировать как нечто изначально данное и "безгрешное". Среди них немало отрицательных, которые сохраняются и получают дальнейшее развитие. Крайне важно учитывать также и то обстоятельство, что жизненная среда совершенно по-разному предопределяет и обусловливает процесс социализации различных социальных групп, в том числе и такой "поколенческой и культурной группы", как молодежь. Если старшие поколения в системе общественных отношений чувствуют себя более или менее комфортно, то о молодежи этого сказать нельзя в силу того, что она не имеет соответствующего производственного и социального опыта. Это нередко является причиной того, что молодежный романтизм, горячность, критицизм становятся основой для спекуляции отдельных политических сил и личностей. 7. Для понимания сути тех явлений, которые имеют место в молодежной среде сегодня, важно учитывать общий спектр проблем молодежи в мире вообще. Так, есть все основания считать, что с начала 80-х годов в мировом молодежном движении действительно произошли глобальные изменения. С одной стороны, существенно расширились возможности для практической реализации прав и свобод человека, особенно молодого, а с другой — молодежь была и осталась до сегодняшнего дня самой уязвимой, социально незащищенной частью населения. Суверенные государства — бывшие республики СССР, в том числе Украина, не являются исключением. К современным проблемам молодежи можно отнести следующие: • не только экономическая, но во многих странах и сексуальная эксплуатация, особенно женской половины населения; • манипулирование молодежью в достижении политических, экономических, коммерческих и других целей, а также использование ее как средства в раздувании национализма и национального сепаратизма; • заигрывание с молодежью со стороны тех, кто эксплуатирует такое распространенное средство завоевывания власти, как откровен-ный популизм. Молодежь по сравнению с другими социальными группами общества имеет наибольшую социальную и профессиональную, о в целом и жизненную перспективу, В силу своих особенностей она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями, необходимыми в условиях перестройки всей экономики в стране. Молодежь — не просто субъект — преемник материальных и духовных богатств общества, но и создатель новых, более прогрессивных и демократичных общественных отношений. Чтобы пойти дальше своих предшественников (старшего поколения), молодежь должна быть готова к воспроизводству, развитию не просто материальных, но и духовных богатств, культуры своей нации, народа. Она во многом похожа на старшее поколение и одновременно отличается от него. Именно эти отличия, прежде всего положительного характера, являются залогом прогрессивного развития человечества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.237 (0.01 с.) |