Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная молодежная политика в демократическом обществе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рассмотрим концепцию государственной молодежной политики вообще и в частности в Украине, какой она видится в будущем демократичном обществе. I. Государственная молодежная политика — специфическое и приоритетное направление в государственной политике Его определяющими являются следующие обстоятельства: 1) особенности молодежи как своеобразной социально-демографической группы коренным образом отличают ее от других социальных групп общества; 2) у молодежи имеются потенциальные возможности и способность "возвратить государству долг" при вступлении в социально активную жизнь и деятельность посредством собственного труда в любой сфере материального и духовного производства. II. Цели государственной молодежной политики На наш взгляд, государственная молодежная политика призвана обеспечить: • действительное равенство прав, обязанностей и социальной перспективы молодежи наряду с другими социальными группами трудящихся, классами общества; • социальную защищенность молодежи, повсеместное разрешение ее разнообразных социально-политических, экономических проблем, а также создание для юношей и девушек необходимых стартовых возможностей для устройства своей жизни, адаптации к ней; • поддержку и стимулирование основных общественно-полезных инициатив самой молодежи, ее организаций, политических партий, общественных организаций и движений, стремящихся внести конкретный вклад в решение молодежных проблем; • активное участие молодежных союзов, организаций и движений, действующих в рамках законности, в защите и борьбе за реализацию интересов, запросов и потребностей молодежи. В ходе дальнейшего строительства, в частности, Украины, как и любого другого суверенного государства, такие цели могут определенным образом уточняться и корректироваться. III. Субъект государственной молодежной политики Государственная молодежная политика должна вырабатываться и реализоваться (в том числе на местах) с учетом интересов как самой молодежи, так и общества, экономического, исторического, национального и культурного развития данной страны, любого ее национального и территориального образования. Иными словами, в центре такой политики должен быть молодой человек вне зависимости от его происхождения, национальности, имущественного положения, вероисповедания и т. п. Принципиальным здесь является, пожалуй, одно — возрастные рамки молодежи, а точнее, верхняя граница молодежного возраста. Думается, что она может равняться 28 годам (во всяком случае, в нестабильном обществе). Более поздний возрастной предел молодости нецелесообразен, так как общество всегда заинтересовано в более раннем вступлении граждан в продуктивную социальную жизнь и деятельность. IV. Основные принципы государственной молодежной политики Молодежная политика должна реализоваться прежде всего за счет инициативы самой молодежи, ее активных действий как в собственных, так и общественных интересах. С учетом этого основными принципами государственной молодежной политики в Украине, очевидно, должны быть следующие: 1) развитие основных политических, экономических, правовых и социальных гарантий для реализации молодежью прав и свобод; 2) создание благоприятных условий для реализации возможностей молодежи в области труда, т. е. обеспечение насущных потребностей молодежи главным образом за счет собственной деятельности путем непосредственного участия в общественном производстве; 3) обеспечение необходимых условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, включая общеобразовательную и профессиональную подготовку в системе народного образования, воспитание сознательного отношения к труду, развитие творческих способностей, самостоятельности, активности, инициативы, предприимчивости; 4) предоставление молодежи социальных гарантий, направленных на более полное сочетание собственных профессиональных интересов и потребностей с интересами всего общества; 5) развитие молодежной инициативы, повышение уровня участия молодых людей в общественно-политической жизни страны. V. Основные направления государственной молодежной политики Такие направления наиболее объективно и целесообразно выводить из основных сфер жизнедеятельности молодежи. А поэтому они могут быть следующими: 1. Государственная молодежная политика в социально-политической сфере. Наибольшее значение для социального, гражданского становления молодежи имеет ее непосредственное участие в многообразной политической жизни страны. Поэтому государственная молодежная политика должна предусматривать: • широкое вовлечение молодежи в формирование органов народовластия снизу доверху, в решение всех государственных и общественных задач в Украине; • создание юношам и девушкам необходимых условий для формирования и развития их политической культуры, мировоззрения, вовлечение молодых людей во все формы и виды политической жиз- ни в целях прогрессивного, конструктивного преобразования общества на основах гуманизма, политического плюрализма и демократии; • предоставление всем молодым людям, молодежным союзам, организациям права иметь собственные средства информации или равные с другими права на пользование государственными источниками информации; • стимулирование деятельности партий, движений и общественных организаций, занимающихся вовлечением молодежи в политические процессы на конструктивных, отвечающих потребностям общества началах. Особо подчеркнем, что основу политики государства в социально-политической сфере должно составлять, на наш взгляд, глубокое уважение к идеям и убеждениям, политической и жизненной позиции самой молодежи. 2. Государственная молодежная политика в социально-экономической сфере. Учитывая, что молодежь является одной из наименее социально защищенных категорий населения, государственная молодежная политика должна предполагать: • создание соответствующей системы профориентации, обучения и подготовки молодежи к труду; • предупреждение безработицы, обеспечение занятости молодежи; • установление и обеспечение выпускникам общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, техникумов, институтов и университетов, а также военнослужащим, уволенным в запас, гарантированного права на первое место работы; введение системы бронирования определенного количества рабочих мест для трудоустройства молодежи, а также повышение ответственности руководителей предприятий и учреждений за прием на работу молодых специалистов; • стимулирование предприятий и организаций, направляющих материальные и денежные средства на специальные молодежные программы и проекты, обеспечение занятости молодежи, выпуск товаров и оказание услуг для нее; создание и организацию деятельности хозрасчетных и иных молодежных объединений по организации молодежного досуга, решению разнообразных социальных проблем юношей и девушек; • развитие новых форм трудового участия молодежи в общественном производстве (обеспечение условий для участия в создании экономических центров, кооперативных и арендных предприятий, крестьянских хозяйств и т. п.); установление льгот при налогообложении, кредитовании, организацию на предприятиях молодежных производственных коллективов, создание правовых и экономических условий для эффективной деятельности студенческих отрядов и других молодежных формирований, обеспечивающих временную и дополнительную производственную занятость молодежи; • стимулирование молодежного движения, молодежных организаций к решению собственных социальных проблем (развитие молодежных жилых комплексов, физической культуры и спорта, организацию досуга, выпуск товаров народного потребления и т. п.); • решение жилищной проблемы молодежи; создание государственной системы кредитования; предоставление юношам и девушкам пособий по безработице, ссуд с возможностями их льготного погашения; обеспечение соответствующих гарантий молодым людям, получившим производственные травмы или ранения во время прохождения воинской службы, выполнения интернационального долга, а также оказание помощи семьям погибших; • изучение и формирование разумных потребностей молодежи, расширение ассортимента и увеличение производства товаров и предоставление услуг для молодежи; создание специальных товарных фондов для обеспечения стартовых условий молодым семьям; • пересмотр структуры военных расходов в целях увеличения затрат на решение социальных проблем семей молодых офицеров и прапорщиков; запрет применения труда молодежи в военно-строительных частях без оплаты в соответствии с его количеством и качеством; установление государственных компенсаций семьям военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга; • государственное поощрение и финансирование проектов молодежных обменов с другими государствами, национально-территориальными образованиями в целях повышения профессиональной квалификации, приобретения молодежью новых специальностей и изучения имеющегося опыта вовлечения молодых людей в обществен неполезную деятельность. 3. Государственная молодежная политика в области образования и культуры. Рассчитывая на то, что постепенно в странах переходного периода будет создан такой тип демократичной, способной к плодотворному самообновлению, воспитывающей системы образования и духовного совершенствования молодежи, которая действительно обеспаит раввенство шансов молодых людей государственная молодежна, политика должна предусматривать- ' • развитие и совериенстЕГВование всей системы образования посоел ством расширения саиосто эятельности общеобразовательных школ" техникумов института и университетов; создание фундамента^' современной педагогиескойй и профессиональной базы учебнГ пра вил и методик обученя во всех учебных заведениях- • предоставление,сем г молодым людям вне зависимости от на циональности, вероиооведаания, происхождения равных прав °1 по лучение образования, проффессии соответственно их нн ересам спо-" собностям и наклонн,стям;; материальное обеспечение студентов и учащихся на уровне гоожитаточного минимума; СТУД«НТ°В и • действительно обеспаит раввенство шансов молодых людей государственная молодежна, политика должна предусматривать- ' • развитие и совериенствование всей системы образования посредством расширения самостоятельности общеобразовательных школ, техникумов института и университетов; создание фундаментальной' современной педагогиескойй и профессиональной базы учебнГ пра вил и методик обученя во всех учебных заведениях- • предоставление,всем молодым людям вне зависимости от на циональности, вероиооведания, происхождения равных прав на получение образования, профессии соответственно их интересам, способностям и наклонностям; материальное обеспечение студентов и учащихся на уровне прожиточного минимума; • создание необходимых условий и стимулирование развития и реализации творческого потенциала юношей и девушек в сфере науки и техники, литературы или исскуства, художественного народного творчества; обеспечеие доступа к отечественным и мировым духовным ценностям (расширение сети клубов, центров творческого развития человека, укрепление материально-технической базы учреждений культуры, создание необходимых разнообразных самостоятельных хозрасчетных объединений, клубов, школ, консультационных центров ит.д.) развитие спортивного движения, туризма, других форм отдыха молодёжи, поддержание и сохранение здоровья юношей и девушек, в том числе и посредством охраны окружающей среды; создание сети медико-оздоровительных учреждений для молодёжи; формирование здорового образа жизни, разработка научно - обоснованных норм и требований к физической подготовке различных групп молодёжи, создание необходимой материально-технической базы и условий для физкультурно-спортивных занятий в местах жительства и отдыха населения; расширение производства и его совершенствование для повышения качества товаров спортивного и туристического назначения, пропаганда СМИ физкультурно-массовых мероприятий и др. ^ подготовка необх.димо ого количества специалистов всех уров ней с учетом потребнотей учреждений культуры, спорта и здраво охранения (обеспечена социальных гарантий специалистам в улуч шении жилищно-бытовых условий и увеличении заработной платы воспитание и развитие, молодежи потребности в духовном, физи ческом и культурном рзвитии).
4. Государственная молодежная политика в отношении улучшения материально-бытового положения молодежи предполагает: • введение дополнительных льгот и пособий молодым семьям сверх установленного общегосударственного уровня, во-первых, за счет местных или республиканских бюджетов, во-вторых, собственных средств предприятий и организаций, в-третьих, средств общественных организаций и фондов, в-четвертых, за счет отчислений, производимых на эти цели молодежными хозяйственными объединениями и кооперативами; • принятие мер, обеспечивающих гарантированный минимум доходов для каждого молодого человека; • установление системы льготного долгосрочного кредитования молодежи в целях обеспечения ее текущих нужд, приобретения жилья и потребительских товаров, строительства квартир и индивидуальных домов; • введение в перспективе для определенных категорий молодежи по опыту ряда зарубежных стран так называемых "молодежных карточек", дающих некоторые льготы при пользовании транспортными, туристическими, гостиничными, культурными и другими услугами; • предоставление учащейся молодежи льгот для посещения музеев, выставок, концертных и спортивных зрелищ; • использование зарубежного опыта в создании специальных жилых фондов для молодых семей с привлечением для этих целей средств местных бюджетов, предприятий, общественных организаций; • поддержка социально незащищенных и неблагополучных категорий молодежи (включая систему государственных учреждений для детей-сирот, семей, имеющих детей-инвалидов, и др.). 5. Государственная молодежная политика по отношению к молодежным организациям. Государство, его органы на местах должны, на наш взгляд, поддерживать и стимулировать функционирование молодежных организаций, деятельность которых сообразна с общественными целями и интересами, не вступает в противоречие с законом, направлена на многоплановую работу с молодежью и в ее интересах. Поддержка государством, его органами на местах молодежных организаций может осуществляться материально, организационно, а также посредством следующих мер: • освобождения молодежных организаций, создаваемых ими предприятий, учреждений и т. п. от налогообложения; • безвозмездной передачи молодежным организациям зданий и сооружений, материальной базы, необходимой для работы с детьми и молодежью; • освобождения молодежных организаций от внесения платы за пользование землей (месторасположение молодежных досуговых, спортивных и других объектов); • предоставления молодежным организациям на выгодных условиях различных видов кредитов и субсидий; • создания молодежным организациям благоприятных условий для осуществления обмена, сотрудничества с молодежными организациями других стран и территорий. VI. Механизм реализации государственной молодежной политики в посткоммунистических странах Фундаментальные положения, на которых должна базироваться государственная молодежная политика в посткоммунистических странах (в частности, в Украине), должны быть закреплены прежде всего в их конституциях и других основных законодательных документах. Нам представляется, что речь может идти о таких закрепленных в Конституции Украины правах молодежи: на достаточный жизненный уровень и защиту от безработицы; наивысший достижимый уровень здоровья; участие в управлении всеми государственными и общественными делами; создание собственных общественных организаций. Отдельно должны быть определены те государственные органы (структуры), которые всецело будут заниматься реализацией молодежной политики в стране. Государственная молодежная политика может реализоваться посредством следующих мер: • принятия дополнительных законодательных актов, которые в будущем составили бы своеобразное ювенальное законодательство данной страны; • создания и деятельности Министерства по делам молодежи (семьи и молодежи, молодежи и спорта, молодежи, спорта и туризма) или другого аналогичного государственного органа исполнительной власти (комиссии, департамента, центра и т. п.); • создания специальных отделов по делам молодежи во всех министерствах и центральных ведомствах данного государства (такая практика в ряде стран существует); • создания постоянных комиссий, комитатов, отделов по делам молодежи в исполкомах советов различных уровней, других пред ставительских органах власти; • функционирования научно-исследовательского института, центра и т. п. по проблемам молодежи; • создания и организации деятельности специальных составов судов разных уровней и т. д.; • работы общественно-государственных и других молодежных центров, служб труда, "телефонов доверия", служб занятости, социальных служб для молодежи и т. п. Задача указанных выше органов и структур заключается в координации усилий и осуществлении действий всех учреждений и организаций, занимающихся проблемами молодежи; выработке и вынесении на рассмотрение соответствующих советов народных депутатов, других представительских органов власти проектов, решений, программ и иных документов по делам молодежи. Основное ядро государственной молодежной политики могут составлять специальные целевые комплексные программы "Молодежь", "Молодое поколение", "Гражданская позиция молодежи" и т. п., разрабатываемые и принимаемые Верховной Радой Украины, другими высшими законодательными органами власти, областными, городскими, районными советами народных депутатов совместно с политическими партиями, профсоюзными, молодежными и другими общественными организациями. Возможно также принятие и осуществление одно-вариантных государственных и региональных программ: духовного и физического развития молодежи, профессиональной ориентации и подготовки молодежи к труду, производства товаров и оказания услуг для молодежи, поддержки молодых семей, организации жилищного строительства для молодежи, обеспечения общественной реабилитации молодых инвалидов, развития молодежного предпринимательства, расширения и развития международных и региональных связей молодежи и др. VII. Финансово-материальное обеспечение государственной молодежной политики Такая политика, с нашей точки зрения, может и должна обеспечиваться посредством как прямых государственных дотаций (инвестиций), так и за счет других средств в стране. Таким образом, по ряду позиций, направлений, разделов молодежная политика непременно финансируется сверху донизу — в Украине, например, от Верховной Рады, Кабинета Министров Украины до поселкового совета народных депутатов, конкретного предприятия, учреждения, социального института. Имеются в виду, в частности, образование молодежи, ох- рана здоровья, профессиональная подготовка и др. Такое финансирование возможно и необходимо в первую очередь для разработки и реализации целевых комплексных программ, отдельных проектов и тем. Кроме того, централизованно наиболее целесообразно финансировать и различные "молодежные службы", т. е. комитеты, комиссии по делам молодежи в органах исполнительной власти, молодежные службы, центры труда, занятости, социальной работы с молодежью и т. п. Осуществление молодежной политики на региональном уровне должно финансироваться и обеспечиваться материально прежде всего посредством создания и деятельности молодежных фондов, стимулирования и поддержки молодежного предпринимательства, деятельности молодежных организаций. Материальной базой государственной молодежной политики на Украине, например, являются ежегодные плановые государственные дотации, а также концентрация материальных и финансовых ресурсов всех государственных органов, партий, общественных организаций и движений, заинтересованных в решении молодежных проблем. На уровне советов народных депутатов предусматривается специальное выделение средств из бюджетов местных органов. В целях привлечения дополнительных внебюджетных средств для финансирования молодежной политики, программ для молодежи, отдельных акций и массовых мероприятий советы народных депутатов, исполкомы, комитеты и комиссии по делам молодежи могут также участвовать в создании молодежных финансово-кредитных учреждений, создавать на акционерной или паевой основе различные общественно-государственные фонды молодежи и т. п. Наличные средства прежде всего должны направляться и расходоваться на обеспечение долгосрочных и иных комплексных программ, инициатив, акций и мероприятий, создание специальных служб по делам молодежи, проведение различных массовых мероприятий. Основным распорядителем материальных и финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственной молодежной политики, могут быть Министерство по делам молодежи (семьи и молодежи, молодежи и спорта), Государственный комитет по делам молодежи, физической культуры и спорта, другие аналогичные ведомства. Распорядителями материальных и финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию молодежной политики на местах, должны быть соответствующие советы народных депутатов, молодежные структуры. В будущем возможно создание (в частности, в Украине) Молодежного фонда Верховной Рады Украины или Молодежного фонда Президента Украины. Таковы основные составляющие модели государственной молодежной политики в странах переходного периода, которые могут использоваться в процессе ее теоретической разработки и практической реализации в Украине и других постсоциалистических странах в условиях социально-экономической нестабильности. Заключение Предложенный курс лекций по социологии молодежи, естественно, не является всеобъемлющим и не претендует на раскрытие всех аспектов жизни молодежи, молодежного движения или молодежной политики как в нескольких странах, так и в отдельно взятой стране. В процессе его подготовки мы руководствовались тем, что сегодня важно прежде всего попытаться очертить основные проблемные вопросы, определить особенности, черты и качества молодого человека как личности, формирование и совершенствование которых представляется наиболее существенным в условиях нестабильного переходного общества. Это связано еще и с тем, что обобщающих работ по социологии молодежи в Украине и странах ближнего зарубежья пока не существует. При всей общности особенностей молодежи все же есть и некоторые частные. Они заслуживают внимания и относятся к таким сферам жизнедеятельности, как образование, труд, общественно полезная деятельность и другие, являющиеся решающими факторами в становлении личности. ^Молодежь неоднозначно воспринимает мир, ориентируется в жизни, имеет различные ценности, идеалы, потребности, но главное состоит в том, что она — молодое поколение, идущее на смену старшему. Она — продолжение не просто своих родителей, рода, она — будущее Отечества. Осознание этого требует глубокого и ответственного подхода к рассмотрению феномена "молодежь", особенностей отдельных групп молодежи, учета мнения и точек зрения самих молодых людей^Этим, в частности, обусловлено наличие в курсе лекций достаточно большого количества эмпирических, фактических, социологических данных различных источников. ^О месте, роли и значении молодежи в прогрессивном преобразовании общества написано и сказано специалистами разных наук немало. Предметом глубокого изучения в бывшем СССР, и в Украине в частности, наряду с другими были и молодежные проблемы, молодежь рассматривалась как субъект и объект экономических, политических и социальных преобразований.^ Вместе с тем по отношению к молодежи в бывшем СССР, как и в большинстве стран Европы, в 70 —80-е годы политика государства и политических партий определялась и реализовалась не иначе как преимущественно патерналистская, потребительская. Абсолютно недооценивалось при этом то обстоятельство, что активное участие молодежи в прогрессивных преобразованиях общества реально возможно лишь в случае практического создания для юношей и девушек необходимых условий, наиболее полно раскрывающих их способности, моральный и творческий потенциал как в собственных, так и в общественных интересах. Между тем только государство, а не какие-либо политические партии, движения и силы в состоянии обеспечить такие условия в их необходимом объеме и качестве. Лишь государство способно совместно с другими структурами общества реализовать общественную задачу формирования и становления как отдельного молодого человека, так и молодого поколения в целом. В исключительном ведении государства находится создание политико-правовых условий осуществления молодежной политики вообще. Государство призвано обеспечить взаимосвязь и единство всех сил и общественных институтов в решении молодежной политики, становлении молодежи. Реализация молодежной политики, таким образом, возможна лишь в том случае, если она подкреплена соответствующими социально-экономическими, политико-правовыми, организационными основами и мерамилУместно, однако, отметить, что в прошлом (в 70—80-х годах) молодежной политики как таковой в бывшем СССР, в том числе и в Украине, в трактуемом выше ее качестве и предназначении попросту не было. Причин этому много, -0-44их шла речь в отдельных лекциях; здесь же следует акцентировать внимание на отсутствии в те годы у государства потребности в выработке и реализации молодежной политики, да и вообще политики по отношению к другим социальным группам. Куда проще было в те годы "руководить" молодежью, провозглашая громкие и красивые лозунги, фактически их не выполняя. В 70—80-х годах реально отсутствовала не только целостная и объективно обусловленная молодежная политика как таковая, но прежде всего ее правовая база, механизм реализации. В течение десятилетий в стране ювенальное законодательство отсутствовало и не разрабатывалось. Права, обязанности, гарантии молодежи в обществе получили отражение в общегосударственных законодательных актах, касающихся всех социальных групп общества, и отдельно, с учетом специфики молодежи, почти не выделялись. Таких законодательных актов, содержание которых касалось и молодежи, было более 300. Политика коммунистического воспитания молодежи, надо признать, была достаточно эффективной в плане формирования молодежи в духе коммунистических идеалов, формы и методы такого воспитания были результативны, выверены практикой, логично выстроены. Чего, например, стоила одна только система политического просвещения молодежи, на которую работали тысячи опытнейших пропагандистов коммунистической идеологии. Но в 60 —80-х годах молодежь все больше и больше вытеснялась из активной жизни страны, прежде всего в экономике и политике, хотя это никем не признавалось и не учитывалось в работе с ней. Материальные и духовные блага в обществе, возвращаемые молодежи взамен вклада, который она внесла своим трудом в их создание, становились все меньше и меньше. К началу 70-х годов молодежь стала самой низкооплачиваемой категорией трудящихся, как правило, не имеющей к тридцати годам нормальных условий жизни и быта. Существовала неоправданная уравниловка в образовании, труде молодежи, ее социальном обеспечении. В политической сфере молодежь также была далека от реального влияния на политику КПСС: любая мысль о какой-либо ее коррекции, совершенствовании, не говоря уже о возможном улучшении или изменении, была бы в те годы просто кощунственной.^ Молодежь Земли имеет много различий и много общего. Общим является стремление жить в мире доброты, гуманизма, демократии. Но живет она, увы, в условиях неудержимого распространения наркомании, токсикомании, ксенофобии, СПИДа, табакоку-рения, ухудшения здоровья, увеличения смертности, обострения экологических проблем и пр. Однако перечисленные проблемы имеют некую общую основу. Более 40 лет искусственного размежевания между странами Запада и Востока, серьезные конфронтации в связи с существованием военных блоков и государств с атомным вооружением создали то глубокое отчуждение между людьми вообще и молодежью разных стран и континентов в частности, которое теперь вынуждены сообща преодолевать все страны мира. Сделать это можно не только путем улучшения межгосударственных контактов, что само по себе очень важно, но и активно развивая обмены между странами: молодежью, опытом, практикой, технологиями решения различных проблем, в том числе и молодежных. Мы вынуждены признать, что сегодняшнее поколение молодежи имеет свою собственную жизненную философию и ценностные ориентации, которые отличают ее от старших поколений. Особенно это касается бывших социалистических стран, где десятилетиями молодежи навязывалась единая коммунистическая идеология, а контакты с молодежью стран Запада, особенно капиталистических, практически отсутствовали. Проблема взаимоотношения поколений в странах переходного периода особенно ощутимо проявилась в связи с изменением социально-экономических условий жизни граждан, их социально-политических и духовных ориентации. Если старшее поколение закалено не менее сложными социально-экономическими катаклизмами, происходившими в прошлые годы, и реагирует на проблемы сегодняшнего дня более сдержанно, то среднее, воспитанное на идее светлого будущего, теряет душевное равновесие, во многом разочаровавшись. Еще труднее в этой ситуации выживать молодежи, рожденной в последние два десятилетия, ибо она формирует свое мировоззрение, проходит школу жизненного становления в условиях отсутствия более или менее четких духовных ориентиров, стабильных отношений в обществе. Ситуация, сложившаяся в странах переходного периода, характерна осложнением процесса социализации молодежи. Для повышения действенности такого процесса предстоит преодолеть определенные трудности, устранить следующие острые противоречия. 1. Отсутствие логически выстроенной политической системы в названных странах, а в связи с этим — отсутствие четко обозначенного места и роли молодежи, ее организаций во всех сферах жизнедеятельности общества. Преодоление этого препятствия — длительный и сложный процесс, связанный со структуризацией, социальной стратификацией общества, с формированием властных структур, общественных организаций, механизма социальных связей и отношений в обществе. 2. Проблема ценностей общества. Суть переходного периода состоит в том, что "одна форма культуры, — как писал известный русский социолог П. Сорокин, — исчезает, а новая только зарождается". То, что старое общество автоматически не исчезает, факт непреложный и объективный. Новое же может победить лишь в том случае, если оно на практике окажется более прогрессивным и результативным прежде всего по отношению к конкретному человеку. В странах переходного периода разрушается старая авторитарно-бюрократическая система и делаются попытки утвердить новую модель общественного развития, основными характеристиками которой должны стать смешанная экономика, политический плюрализм, гражданское общество, права и свободы личности. Создаются принципиально иные условия и возможности для социального становления и гражданского воспитания молодых людей. 3. Слишком слабые возможности государства для максимального обеспечения, финансирования социальной сферы, бюджетных отраслей, т. е. образования, профессиональной подготовки, культуры, оздоровления и спорта. Эти сферы функционируют прежде всего за счет налогов, которые ввиду нерентабельности предприятий, а то и банкротства многих из них попросту не поступают в казну. Среди наиболее существенных проблем современной молодежи особо следует выделить проблему профессиональной подготовки, занятости юношей и девушек. С одной стороны, молодежь — едва ли не главная социальная опора процесса перехода к рыночной экономике, его потенциальная творческая сила, а с другой — это особая социально-демографическая группа, только интегрирующаяся в систему общественных отношений, в трудовую деятельность и являющаяся, таким образом, одним из наиболее беззащитных слоев общества. Отсутствие своевременной поддержки со стороны государства на рынке труда, в политической сфере может вытеснить молодежь не только из экономической, но и общественной жизни, люмпенизировать ее и лишить возможностей интеграции в мировую экономику, мировое сообщество. Кстати, такие тенденции в украинском обществе уже заметны. Это преступность, аполитичность, апатия молодежи, другие негативные явления, получающие ощутимое распространение. Рассматривая жизненный цикл работника, отметим, что на период молодости приходится две фазы — допроизводственная и начало трудовой деятельности. Здесь же есть и две критические точки — "шок первого трудоустройства" и "шок перемены труда". В этот сложный жизненный период молодые люди в наибольшей мере нуждаются в помощи общества. Острота этих критических моментов, социальное напряжение снимаются посредством введения системы социальных гарантий образования, профподготовки, свободы выбора сфер приложения труда, права на ошибку, стимулирования развития молодежного бизнеса. Политика молодежной занятости может формироваться только в рамках общегосударственной стратегии такой занятости. Однако, учитывая специфику молодежных контингентов, их внутреннюю неоднородность, необходимо разработать специальную государственную программу обеспечения занятости, прежде всего в вопросах формирования соответствующей информационной базы, проведения специальных исследований молодежной занятости, профподготовки, миграции, трудовой активности разных возрастных групп, уровня образования и др. Результаты такой деятельности должны стать основой формирования специальных региональных программ содействия молодежной занятости. Отдельно следует сказать о материальной поддержке государством молодежи в условиях социально-экономической нестабильности, кризиса. Такая поддержка должна сводиться не столько к прямым выплатам и льготам (хотя и от них нельзя отказываться), сколько к авансированию молодежи в широком смысле. Крайне необходима эффективная система кредитования (долгосрочного и льготного), в ряде случаев с особыми условиями их погашения, возврата, система поддержки начинаний, экономической деятельности молодых людей, связанных с получением образования и профессии, строительством и приобретением жилья, созданием семьи, собственного дела и т. д. Государство должно осуществлять социальную защиту молодежи прежде всего через свои собственные структуры. Государственно-общественные структуры в конкретных условиях современной Украины могут стать при других обстоятельствах лишь каналом перекачки средств из госбюджета. Использование смешанных структур возможно лишь в перспективе, при обязательном соблюдении государственных интересов и жестком контроле за расходованием средств. 4. Социальная нестабильность — доминирующее явление в обществе переходного периода, в котором отдельные процессы развиваются в угоду конкретным социальным и политическим силам. При этом возможны многочисленные нарушения законов, норм и положений, принятых в конкретном обществе, высоки уровни преступности, наркомании и ал<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.144 (0.014 с.) |