Ценностные ориентации молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностные ориентации молодежи



Понятие "ценность" весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность (по П Менцеру) — это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением [9, 507].

По сути, ценность — не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.

Ценность как совокупность всех предметов человеческой деятельности может рассматриваться как "предметные ценности", т. е. объекты ценностного отношения. Сама по себе ценность — это некая значимость объекта для субъекта. Ценности — это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют свои потребности и интересы.

Способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как и субъективные ценности. Таким образом, предметные и субъективные ценности представляют собой два плюса ценностного отношения человека к окружающему его миру.

То, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценивать, а то и вовсе не считать ценностью, т. е. ценность всегда субъективна.

Ценности с формальной точки зрения разделяют на позитивные и негативные (среди них можно выделить и малоценность), абсолютные и относительные, субъективные и объективные. По содержанию различают вещные ценности, логические и эстетические

Рассматривая сущность и особенности понятия "ценности", ученые пользуются и такими понятиями, как "этика ценностей", "философия ценностей". Первое связано с работами Н. Гартмана, второе — Ф. Ницше, пытавшимся осуществить переоценку всех ценностей, "упорядочить их по рангам".

Любая историческая общественная форма жизнеустройства, жизнедеятельности людей имеет не просто отдельные ценности, но их систему, определенную иерархию ценностей. Без усвоения личностью такой системы ценностей, без определения собственного отношения к ним невозможен не только успешный процесс социализации личности, но и соответствующее поддержание нормативного порядка в обществе вообще.

Когда говорят о системе ценностей, то имеют в виду не просто некую совокупность идеальных средств человеческой деятельности, а специфический культурный феномен, своеобразную "пирамидальную призму", в которой и посредством которой преломляется вся система реальных жизненных отношений между субъектом и окружающим его миром.

Сами по себе системы ценностей не существуют в строгих исторических временных рамках. Они дают о себе знать и за пределами (по времени) той социальной общности, в которой возникли и максимально проявились. Возьмем для примера ценности античного времени, или Просвещения, или наиболее близкие нашему пониманию, восприятию и ощущению ценности недавнего социалистического времени, ностальгическая приверженность к которым сохраняется у

многих граждан и на пути сегодняшних социальных общественных трансформаций, перехода от тоталитаризма к демократии.

В свое время марксизм-ленинизм отрицал какой бы то ни было релятивизм в трактовке ценностей, пропагандировал идеи исторической преемственности в развитии ценностных систем. Именно такая преемственность (по О. Г. Дробницкому и др.) способствует формированию так называемой системы общечеловеческих ценностей, приоритетных и в последующие времена, эпохи. В общем, эти утверждения небеспочвенны, ибо такие ценности, как Добро, Гуманизм, Мир и многие другие, по-существу, имеют огромное социальное и общечеловеческое значение (лишь с некоторыми особенностями) в любое время и даже в различных формациях.

Приоритетное значение имеют индивидуальные ценности людей (личностей}, ибо только некая их сумма может представлять собой ценности социальные, ценности всего общества.

Иерархия индивидуальных (личностных) ценностей является своеобразным связующим звеном между отдельным человеком (индивидом) и обществом, его культурой в целом. Иными словами, есть духовный мир самого человека и определенная культура общества, которые взаимосвязаны и взаимодействуют посредством ценностей определенного человека.

Не все потребности и ценности человеком ясно осознаются и познаются. При этом важно учитывать то обстоятельство психологического плана, что для подавляющего большинства людей суперценностью являются они сами, т. е. "Я — ценность!" В определенной мере это — объективное явление, ибо высочайшей целью человека является его самореализация, саморазвитие и самосовершенствование.

Высокоразвитая личность (вспомним Прометея, Иисуса Христа, Дон-Кихота и др.) скорее пожертвует собственной физической жизнью, нежели откажется от своего "Я-образа". И хотя развитие индивидуальности, личности — процесс сложный, противоречивый, осуществляющийся чаще всего посредством проб и ошибок, прекрасно, что для каждого человека самое главное — собственное развитие. Прекрасно, что достигнув чего-то, мы вдруг можем осознат, что многое не успели, не смогли, не сделали. Главное, что ценностные ориентации не могут быть заданы либо привнесены кем-то извне. Они — результат и предпосылки деятельности конкретного человека.

Ценностные ориентации (или реже — предпочтения) — это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.

С юных лет человек в основном приобщается к различным ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать сис-темообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей.

В сознании каждого человека личностные ценности отражаются в форме социальных, ценностных ориентации, которые образно называют "осью сознания", обеспечивающей устойчивость личности. "Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного" [9, 732].

Отдельный человек может признавать много ценностей реально существующими, влияющими на его жизнь, но далеко не все из них он выбирает и признает в качестве своих личных целей и задач жизнедеятельности. Так или иначе большинство осознанных, признанных как собственные ценностей, стремление руководствоваться ими позволяют человеку взаимодействовать с другими людьми, вносить свой вклад в развитие общества как в материальном, так и в духовном отношении.

Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.

Среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, т. е. присущи максимальному количеству людей, например Свобода, Труд, Творчество, Гуманизм, Солидарность, Человеколюбие, Семья, Нация, Народ, Дети и др.

Наличие и развитие отдельных ценностей в глобальном масштабе далеко не всегда приносит желаемые результаты прежде всего

из-за их несоответствия местным реалиям. Скажем, ценности "общества потребления" несовместимы с потребностями развивающихся стран, ибо они попросту не могут быть удовлетворены. Гражданам таких стран, особенно молодежи, ничего, кроме разочарования, пропаганда и культивирование таких ценностей попросту не дадут. Таким образом, ценностные ориентации — это:

1) идеологические, политические, моральные, эстетические и друие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней;

2) способ определенной дифференциации объектов индивидом по их значимости.

Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения человеком определенного социального опыта и проявляются в его целях, убеждениях, интересах, т. е. в процессе социализации.

В свою очередь, социализация — это процесс передачи общественного опыта данной культуры (ролей, ценностей, умений, знаний, норм) индивидуальным членам общества [8, //]. Цель социализации состоит в том, чтобы помочь формирующейся личности выжить и адаптироваться в общественном потоке определенных сложностей, кризисов, а то и различных революций — экологических, энергетических, информационных, компьютерных; овладеть опытом, который накопили старшие, предыдущие поколения; понять и уяснить свое призвание и определить собственное место в обществе; самостоятельно отыскать пути наиболее эффективного приспособления к нему.

Ценностные ориентации личности не только определяют мотивацию индивидуального поведения, но и в совокупности (как разнообразные представления об общественной и политической жизни) составляют мировоззрение человека как личности.

В соответствии с ориентацией на определенные ценности, их иерархией в сознании молодых людей, психологическими и поведенческими реакциями на изменение общественно-политической ситуации в странах переходного периода можно выделить и охарактеризовать несколько типологических групп молодежи.

Первая группа — это молодые люди, сохранившие прежние ценности или хотя бы отдающие предпочтение им. Представители этой группы (ориентировочно их не более 10%) поддерживают в Украине коммунистическую, социалистическую, отчасти селянскую партии,

входят в состав комсомольских организаций. Эта молодежь склонна к протестам, пикетам, демонстрациям, другим акциям социального протеста как самостоятельно, так и совместно со старшими товарищами, активно привлекающими ее к этому, в том числе и в целях последующего изменения политического курса. В значительной мере такие молодые люди отрицают путь рыночных трансформаций, являются открытыми приверженцами авторитарного сознания и симпатизируют харизматическим лидерам и вождям.

Ко второй группе можно отнести тех, кто диаметрально противоположен в своих ценностных ориентациях первой группе. Это — юноши и девушки, которые практически всецело отрицают ценности прошлого, отстаивают идеи трансформации общества на основе ценностей, которые имеют общества с развитой рыночной экономикой, высоким уровнем социального обеспечения граждан. Более половины молодежи воспринимает ценности рыночного хозяйства, отстаивает частную собственность, отдает предпочтение свободе экономического выбора каждого человека (где работать или не работать вообще). По данным исследований, проведенных среди молодежи Украины, почти две трети молодых людей считают себя приверженцами максимального обогащения каждого человека как условия создания богатого общества [6, 12].

Третья группа — это молодые люди (весьма незначительное количество), которые хотя и критикуют ценности социалистического общества, но полностью не отрицают их, а требуют некой коррекции при сохранении таких обязательных атрибутов, как единое государство, основные принципы устройства общества. Относящиеся к этой группе молодые люди имеют отношение к рабочему, профсоюзному движению, пропагандируют идеи либерализма. В случае медленного развития трансформационных процессов в сторону общества с рыночной экономикой молодежь этой группы, скорее всего, будет пополнять первую группу, более решительно настроенную на возврат ценностей планово-распределительного, социалистического общества.

К четвертой группе относятся молодые люди, для которых характерны не просто отрицание "старого мира", а нетерпимость к любым ценностям, кроме своих собственных. Такой тип людей ученые определяют как квазиреволюционный, ибо они настолько радикальны, что не просто стремятся разорвать свои отношения со старыми структурами, но и готовы разрушить их, уничтожить. Таких молодых людей достаточно точно характеризуют радикализм, нетерпимость к

накоплению, отрицание объективной исторической преемственности в развитии общества и его граждан. Их много среди так называемых "новых" большевиков, взгляды которых имеют некую специфическую национальную окраску. Это — отдельные журналисты, молодые писатели, представители технической и творческой интеллигенции, публицисты, парламентарии, студенты.

Возможно и более детальное разделение молодежи на отдельные группы с учетом тех ценностей, базисными основами которых являются не просто идеи коммунизма или капитализма (что выглядит весьма однобоко и примитивно), но и либерализма, национал-демократии, национал-радикализма, национализма, охлократии, утопизма и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.01 с.)