ТОП 10:

Молодёжь как социально-демографическая группа.



В отечественной науке долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Основные подходы к социологическому определению сущности молодёжи сформировались к концу 70-х гг. Важнейшими группообразующими признаками молодёжи признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения а также обусловленные теми и другими социально-психологические свойства.

Социологи относят к молодежи социально-демографическую группу населения, находящуюся на стадии социализации и профессионального становления. Молодежь не представляет собой единого целого. Ее составляют выходцы из всех классов и социальных слоев общества.

В духовном облике современной молодежи следует выделить нек-рые наиболее существенные общие черты. Во-первых, общий недостаток жизненной практики и знаний, чем обусловлена повышенная любознательность, интерес к искусствау, кино-, теле- и видеофильмов. Во-вторых, недостаточная прочность личных убеждений, мировоззренческих позиций. В-третьих, повышенная эмоциональность, стремление к поиску новых переживаний, ощущений. В-четвертых, стремление к подражанию моде, образу мыслей. В-пятых, стремление к самоутверждению, завоеванию доверия и одобрения старших, стремление поступками и делами особенно в престижных областях приобрести авторитет и уважение сверстников. В-шестых, жажда деятельности, поиски новых видов и форм деятельности, стремление к приобретению самостоятельности и жизненного опыта. В-седьмых, поиски своего места в жизни.

Молодежь наследует весь комплекс как позитивных, так и негативных свойств, присущих ее предшественникам (старшим поколениям). При этом никто не может доказать, что одно поколение лучше или хуже другого. Но различия заключаются в специфике стартовых условий жизни каждого поколения. Точкой отсчета могут быть также научно-технический прогресс, уровень образования, культуры, экономические и политические факторы, многие другие.

Молодежь и современное общество. Протестные формы поведения

Социология молодежи - научная социологич. дисциплина, предмет изучения которой – молодежь, в которой молодежь как специфич. группа изуч. особенности социализации харак-к, ценностн. ориентации и мотивации действий, хар-р и направлен-ть ее соц.мобильности, обретение соц. статусов и освоение роли, участие в преобразовании общ-ва, конструирование жизненных планов и степень их реализации в конкретных условиях.

Основные СТРАТЕГИИ эконом. поведения 1)Стратегия прогматичного экон. Поведения – Отношение к работе как к источнику благополучия 2)Безразлично-конформистская стратегия - работа не приносит ценностей, труд обесценивается 3)Профессионально-трудовая- работа как ср-во открытия способностей, самоутверждения в обществе, уважение, проф. рост.

Основным источником богатства общества и индивида является ТРУД.

Диалектика преемственности поколений

Молодежь наследует весь комплекс как позитивных, так и негативных свойств, присущих ее пред-шественникам (старшим поколениям). Преемст-венность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа. Пре-емственность реализуется во времени и простран-стве. Физическая преемственность обеспечивается природой - наследственностью, генотипом, матери-ально-экономическая - наследованием, духовная - воспитанием. Проявления преемственности чрез-вычайно многообразны. Она осуществляется в сугубо личном плане, и в форме продолжения и укрепления семейных традиций.

Ценностные ориентации и социальное самочувствие молодежи

СТЕПЕНИ приоритетности, ЦЕННОСТИ молодежи:-Здоровье- Материальное благосост.- Семья- Работа- Дружба- Любовь - Личная безопасность- Образование- Демократия- Религия- Бизнес.

УРОВНИ соц. САМОЧУВСТВИЯ:

1)Социально-напряженный (неуверен-ть, неудовлет. благополучие,перспективы развития полной семьи)

2)Социально-стабильный – то, что молодежь считает приемлемым высокое значение определ.предпочтения (хорошее образование, хорошая интересная работа)

3)Рассогласований (стремление иметь собств. дело и бизнес).

Вхождение молодежи в структуру носит 2 хар-р: 1)Социализация как форма воспроизводства существующих процессов; 2)Ювентизация как обновление, омоложение соц структуры, обусловленное включением в ее жизнь молодого поколения.

Собственные проблемы молодежи и молодежная проблематика.

Схожесть проблем, связанных с возрастом и процессом вхождения в самостоятельную жизнь, обусловили и сходство многих черт, характеризующих социальный и духовный облик молодежи.

Соц-я молодежи изучает молодежь как наиболее динамичный компонент социальной структуры и главный фактор мобильности общества, как социальную общность, ограниченную определенными возрастными рамками, особенности ее сознания, поведения и образа жизни, социализации и социально-профессионального становления. Учитывая относительность самостоятельности молодёжи как социально-демографической группы, её не отрывают от общества, частью которого она является. Акцентируют внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических потребностей и интересов молодёжи социально обусловлен. Исходя из этого, молодёжные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, подразделяют на две большие группы.

К первой относятся специфические молодёжные социальные проблемы: определение сущности молодёжи как общественной группы, её роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев её возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодёжи.

Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, к-рые являются общесоц-ими и в то же время либо преимущественно касаются молодёжи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодёжной среде (особенности воспитания молодёжи, эффективность его различных форм, средств и методов).

Основными направлениями изучения проблем молодежи на современном этапе являются: 1) процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений; 2) социализация личности, воспитание вступающих в жизнь поколений; 3) молодежная мода, вкусы, интересы и потребности; 4) молодежная семья; 5) неформальные молодежные объединения; 6) образование молодежи; 7) направления молодежных устремлений в экономике, политике и культуре; 8) молодежное предпринимательство; 9) занятость молодежи; 10) профилактика девиантного поведения, молодежной преступности, распространения наркомании и т.д.

Интересы и ценности молодежи

СТЕПЕНИ приоритетности, ЦЕННОСТИ молодежи:-Здоровье- Материальное благосост.- Семья- Работа- Дружба- Любовь - Личная безопасность- Образование- Демократия- Религия- Бизнес.

СВОЕОБРАЗИЕ молодежи харак-ся: - Не обладают соц.положением, а хар-ся статусом родителей- Молодежь вкл. в разные движения и группировки- Процесс формир., становл. соц.качеств - Поэтапность получения соц. статуса

ФУНКЦИИ МОЛОДЕЖИ:- Социализационная (освоение норм)- Воспроизводственная (воспроиз-во произв-ных отношений) – Трансляционная(освоение опыта) - Инновационная (передача опыта более молодому поколению). Самооценка молодежи часто завышена. Сущ. расхождение между желаемым и реальным статусом, уровнем образования. ОСТРЫЕ расхождения: стремление к самостоят-ти и уровнем реального существ-я. Зависят от материальной поддержки родителей.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.004 с.)