ТОП 10:

Соц-я как наука. Предмет и объект



Соц-я как наука. Предмет и объект

Соц возникла в недрах фил-фии, с сер 19в она стала сомостоятельной.Огюст Конт предложил новую науку - социологию. Соц. физика- 1 понятие соц-и. В науч.работе «Соц. физика» Конт сформулировал 1) предложил рассм. общ-во как целостный организм 2)выделил осн.аспекты предмета соц – соц.структура, процессы, институты

3) предложил исп. эмпирич. методы, кот-е позволяют получить отдельные формы.

Предложил метод соединения абст. теории с данными. М.Вебер, Г.Спенсер, Э.Дюркгеим воплотили в жизнь идеи Конта. Социология- учение об обществе. Предмет любой науки- совокупность понятий, при помощи которых данная наука изучает. Объект – определенная сфера объективного и субъективного мира.

Предмет социологии: 1) з-ны и закономерности, развитие и функционирование личности, соц. групп, общности и общества 2) соц. жизнь общ-ва - взаимодействие соц. субъект. по проблемам, связ. с соц. ролью, статусом. Объект социологии:1)эмпирически данная реальность (реальность фактов) 2) общество как реальность 3) целостное развитие и функционирование общ-ва 4) объективные социальное явление обществу (процессы, соц.отношения, институты, субъекты…)

Место соц-и среди др. наук. Функции социологии

Социология –наука об общих и специфических соц. законах и закономерностях, развитие соц. сис-м, наука о механизмах действия и формах проявл. этих законов в деят-ти личности, соц. групп, общностей, общ-ва в целом. Соц-я развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками.

Функции соц-и:1)ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (гностическая) 1)теоритический и эмпирический анализ соц. факта, в качестве исходного момента практики соц. преобраз. 2)познание процесса преобразовательной действительности 3)разработка теории и методов соц. исследований 2)ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ- создание условий сознательной выработки и осуществ-е научно- обоснованной перспективы развития личности, общности, соц. групп и др. 3) СОЦ.ПРОЕКТИРОВАНИЕ 1)разработка моделей конкретной организации о оптимальными параметрами ее функционирования. 2)определение путей проектирования соц. прпоцесса.4)ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ-1)разработка комплекса организации мер по обеспечению внедрения и организации, предусмотр. Технологий и процессов 2)выработка организационных мер по осуществлению соц. технологий. 5)УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ 1)принятие управн. решения .2)соц. планирование, разроботка соц. показателей. 3)определение основных направлений повышение эффек-ти деятель-ти. 6)ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 1)определение методов, изучения соц. реальности.

Структура социол. сис-мы знания. Теорет. и эмпир.,фундам. и прикладной, общий и спец. типы соц. знаний и социолог. исслед.

В структуре социологии выделяют 3 уровня:

1) фундаментальные исследования (приращение научного теоретического знания) (теория) 2) прикладные исследования (изучение конкретной проблемы на основе фундаментального знания) или эмперический уровень (практика) 3) соц. инженерия (практическое внедрение рез-ов, получ.в ходе прикладных исследований)

Иная структура соц. 1.макросоциология (крупномасштабные соц.сист., исторически продолдолжит.время) – общая отрасль деятельности 2.микросоциология (повсеместное поведение людей непосредственным взаимодействием)- отраслевая.

В рамках теоретического знания разрабатываются соц-ие теории, осущесв-ся типологизация и классификация накопленной социолог. информации, к. должно быть подтверждено или опровергнуто. Теоретич. знание может быть представлено по степени осмысления всего объекта и предмета соц-и или одной из их сторон, частей, фрагментов.

Эмпирический уровень знания - все виды и формы конкретной информации, включающими в себя совокупность статистических и документальных данных.

Фундаментальная и прикладная соц-я - решает только научные или практические задачи. Необходимо рассматривать взаимосвязь фундаментальных и прикладных аспектов соц-и в рамках социологических теорий.

Основные течения и школы социологической мысли.

Зарубежная соц-я второй половины 20в. носит направления:

1)структурный функционализм (Парсонс). 2)неоэволюционизм (Шилз, Мердок) –Суть: измен.сист. возможно путем приведения ее в соответствии с соотв. нормативными моделями. 3)теория соц. изменений (Р. Мертон) –использ.новую модель соц изменений.

4) теория соц.конфликта (Миллс, Дарендорф) – конфликты не избежны, постоянны, служат средством удовл.интересов. Соц конфликты служат обществу имманентно.

5) теория соц. сис-м, (Гурвуч, Шельски) 6)структуализм (Фуко, Леви-Стросс) – построили новую соц реальность 7) символический интеракционизм (Дж.Мид, Блумер)- в основе проблема формирования личности

8)теория соц. обмена (Хомонс, Скиннер) – максимальная прибыль, минимальные затраты.

9) феноменологическая соц-я (А. Щюц) – доказал, что люди используют понятие –типизация.

1. Парсонс (амер.)- уделял внимание проблеме соц. порядка. Утв., если люди живут по взаимной выгоде и кооперации- единая ценность, обеспечивает порядок в общ-ве. Договоренность-интегративность в общ-ве. Общие ценности- общие цели, определит основное направление развития, общая цель- мотив для сотрудничества для достижения целей человек выполняет роль. Содержание роли выражается с помощью норм. Нормы стандартизируют, упорядочивают поведение, делает его предсказуемым для соц. порядка. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА соц.- анализ институализации ценностей, целей соц. жизни- нормативное поведение. Когда нормы институанизированы, поведение соответст. наступает стабильная система, состояние соц. равновесия.

1. Пути достижения равновесия: социализация (познание норм), создание разных форм соц. контроля, говорит, что общ-во должно отвечать требованиям:1) адаптация (контролировать, приспосабливаться к среде) 2) цели достижения (общ-во формирует цели на достижение которых направлены соц. ценности) 3)интеграция 4)удержание образца (поддержание ценностей общества).

Социальные роли и соц статус личности. Межролевой и межстатусный конфликт личности

Личность в соц.выступает как сист. соц-значимых качеств, к.и характер-ют индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Социологи исслед социальные ф-ции чел., к.исполняются им в рамках той сист., в к. он включен.

Каждая личность в обществе занимает определённое место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определённый социальный статус.

Соц статус – соц. положение чел-а в общ-ве: прирожденные (нация) и приобретенные.

Соц роль – сов-ть действий, которые должен вып-ть чел-к, занимая опред. статус в общ-ве. Роль характеризуют социальные нормы – предписанные правила поведения.

Соц нормы устанавливаются в основном через ролевое обучение, находятся в прямой зависимости от статуса личности. Ролевое обучение имеет 2 аспекта:

1. человеку необходимо научиться выполн. обязанности и реализ. свои права в соотв. с исполн. роли

2. приобрести установки, чувствование, ожидание, к.соотв.роли.

Социальные конфликты и пути их преодоления

Конфликт – одна из форм соц взаим-я. В основе конфликта лежит отсутствие согласия, наличие противоречий, наличие противоборствующих сторон с несовместимыми интересами, целями.

СТРУКТУРА КОНФЛИКТА-1)Конфликтная ситуация-2) конфликтные действия -3) разрешение конф.-4) последствия конфликта.

ТИПЫ конф.-1) когнитивный - борьба мнений, 2)межличностный 3)МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ 4) МЕЖГРУППОВОЙ 5)СОЦИАЛЬНЫЙ 6) РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ (направлен на достижение конкретных результатов) 7) НЕРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ (выражение накопившихся эмоций) 8) ДЕСТРУКТИВНЫЙ (приносит вред обеим сторонам) 9) КОНСТРУКТИВНЫЙ - выявление противоречий, способствует развитию.

Соц. порядок- сознательный результат защиты собств-ти отдельной гр., которая устанавливает контроль над распределение соц. благ.

Исторические типы семьи и брака. Эндогамия и экзогамия,

Полигиния и полиандрия

ТИПОЛОГИЯ семьи:

По кол-ву супруговМоногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встреч. брак).

ПО роду: ЭКЗОГАМНЫЕ (супруги разных гр.)-ЭНДОГАМНЫЕ (супруги внутри опр.родственной. гр.). При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы.

По наследованию: патрилинеальные (линия отца)- матрилинеальные (линия матери)

По критерию власти: ПАТРИАРХАЛЬНЫЕ (глава отец)- МАТРИАРХАЛЬНЫЕ (авторитет мать) - ЭГАЛИТАРНЫЕ (равенство)семьи - ПАРТНЕРСКИЕ (совместное обсужд.семейных реш) – автономная семья (решения принимаются одним супругом)

По соц положению: -ГОМОГЕННЫЕ (супруги одинаков. по статусу), гетерогенные ( из разных групп).

По соц.- демограф.: - ГОМОГАМНЫЕ (однородные по нац., возрасту., образованию)- ГЕТЕРОГАМНЫЕ (разные по возрасту., нац.).

По территориальному обособлению: ПАТРИЛОКАЛЬНЫЕ (после замужества живут у отца сына)- МАТРИЛОКАЛЬНЫЕ (живут у отца жены дочери)- НЕОЛОКАЛЬНЫЕ (живут отдельно от родителей)- УНИЛОКАЛЬНЫЕ (нет возможности жить самостоятельно).

По кол-ву детей семьи бывают: Бездетные- Многодетные- Среднедетные- Малодетные.

Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства. Для того, чтобы предшествующее поколение сменялось др. необходимо 2,5 ребенка в семью, четверть двухдетных семей, треть трехдетных, 20% четырехдетных, 14%- одно и бездетных семей, 7% - 5 и более детей.

Соц-я как наука. Предмет и объект

Соц возникла в недрах фил-фии, с сер 19в она стала сомостоятельной.Огюст Конт предложил новую науку - социологию. Соц. физика- 1 понятие соц-и. В науч.работе «Соц. физика» Конт сформулировал 1) предложил рассм. общ-во как целостный организм 2)выделил осн.аспекты предмета соц – соц.структура, процессы, институты

3) предложил исп. эмпирич. методы, кот-е позволяют получить отдельные формы.

Предложил метод соединения абст. теории с данными. М.Вебер, Г.Спенсер, Э.Дюркгеим воплотили в жизнь идеи Конта. Социология- учение об обществе. Предмет любой науки- совокупность понятий, при помощи которых данная наука изучает. Объект – определенная сфера объективного и субъективного мира.

Предмет социологии: 1) з-ны и закономерности, развитие и функционирование личности, соц. групп, общности и общества 2) соц. жизнь общ-ва - взаимодействие соц. субъект. по проблемам, связ. с соц. ролью, статусом. Объект социологии:1)эмпирически данная реальность (реальность фактов) 2) общество как реальность 3) целостное развитие и функционирование общ-ва 4) объективные социальное явление обществу (процессы, соц.отношения, институты, субъекты…)







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.007 с.)