Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соц-я как наука. Предмет и объектСтр 1 из 2Следующая ⇒
Соц-я как наука. Предмет и объект Соц возникла в недрах фил-фии, с сер 19в она стала сомостоятельной.Огюст Конт предложил новую науку - социологию. Соц. физика- 1 понятие соц-и. В науч.работе «Соц. физика» Конт сформулировал 1) предложил рассм. общ-во как целостный организм 2)выделил осн.аспекты предмета соц – соц.структура, процессы, институты 3) предложил исп. эмпирич. методы, кот-е позволяют получить отдельные формы. Предложил метод соединения абст. теории с данными. М.Вебер, Г.Спенсер, Э.Дюркгеим воплотили в жизнь идеи Конта. Социология - учение об обществе. Предмет любой науки - совокупность понятий, при помощи которых данная наука изучает. Объект – определенная сфера объективного и субъективного мира. Предмет социологии: 1) з-ны и закономерности, развитие и функционирование личности, соц. групп, общности и общества 2) соц. жизнь общ-ва - взаимодействие соц. субъект. по проблемам, связ. с соц. ролью, статусом. Объект социологии: 1)эмпирически данная реальность (реальность фактов) 2) общество как реальность 3) целостное развитие и функционирование общ-ва 4) объективные социальное явление обществу (процессы, соц.отношения, институты, субъекты…) Место соц-и среди др. наук. Функции социологии Социология – наука об общих и специфических соц. законах и закономерностях, развитие соц. сис-м, наука о механизмах действия и формах проявл. этих законов в деят-ти личности, соц. групп, общностей, общ-ва в целом. Соц-я развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками. Функции соц-и: 1)ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (гностическая) 1)теоритический и эмпирический анализ соц. факта, в качестве исходного момента практики соц. преобраз. 2)познание процесса преобразовательной действительности 3)разработка теории и методов соц. исследований 2)ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ- создание условий сознательной выработки и осуществ-е научно- обоснованной перспективы развития личности, общности, соц. групп и др. 3) СОЦ.ПРОЕКТИРОВАНИЕ 1)разработка моделей конкретной организации о оптимальными параметрами ее функционирования. 2)определение путей проектирования соц. прпоцесса.4)ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ-1)разработка комплекса организации мер по обеспечению внедрения и организации, предусмотр. Технологий и процессов 2)выработка организационных мер по осуществлению соц. технологий. 5)УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ 1)принятие управн. решения.2)соц. планирование, разроботка соц. показателей. 3)определение основных направлений повышение эффек-ти деятель-ти. 6)ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 1)определение методов, изучения соц. реальности.
Структура социол. сис-мы знания. Теорет. и эмпир.,фундам. и прикладной, общий и спец. типы соц. знаний и социолог. исслед. В структуре социологии выделяют 3 уровня: 1) фундаментальные исследования (приращение научного теоретического знания) (теория) 2) прикладные исследования (изучение конкретной проблемы на основе фундаментального знания) или эмперический уровень (практика) 3) соц. инженерия (практическое внедрение рез-ов, получ.в ходе прикладных исследований) Иная структура соц. 1. макросоциология (крупномасштабные соц.сист., исторически продолдолжит.время) – общая отрасль деятельности 2.микросоциология (повсеместное поведение людей непосредственным взаимодействием)- отраслевая. В рамках теоретического знания разрабатываются соц-ие теории, осущесв-ся типологизация и классификация накопленной социолог. информации, к. должно быть подтверждено или опровергнуто. Теоретич. знание может быть представлено по степени осмысления всего объекта и предмета соц-и или одной из их сторон, частей, фрагментов. Эмпирический уровень знания - все виды и формы конкретной информации, включающими в себя совокупность статистических и документальных данных. Фундаментальная и прикладная соц-я - решает только научные или практические задачи. Необходимо рассматривать взаимосвязь фундаментальных и прикладных аспектов соц-и в рамках социологических теорий. Основные течения и школы социологической мысли. Зарубежная соц-я второй половины 20в. носит направления: 1)структурный функционализм (Парсонс). 2)неоэволюционизм (Шилз, Мердок) –Суть: измен.сист. возможно путем приведения ее в соответствии с соотв. нормативными моделями. 3)теория соц. изменений (Р. Мертон) –использ.новую модель соц изменений. 4) теория соц.конфликта (Миллс, Дарендорф) – конфликты не избежны, постоянны, служат средством удовл.интересов. Соц конфликты служат обществу имманентно.
5) теория соц. сис-м, (Гурвуч, Шельски) 6)структуализм (Фуко, Леви-Стросс) – построили новую соц реальность 7) символический интеракционизм (Дж.Мид, Блумер)- в основе проблема формирования личности 8)теория соц. обмена (Хомонс, Скиннер) – максимальная прибыль, минимальные затраты. 9) феноменологическая соц-я (А. Щюц) – доказал, что люди используют понятие –типизация. 1. Парсонс (амер.)- уделял внимание проблеме соц. порядка. Утв., если люди живут по взаимной выгоде и кооперации- единая ценность, обеспечивает порядок в общ-ве. Договоренность-интегративность в общ-ве. Общие ценности- общие цели, определит основное направление развития, общая цель- мотив для сотрудничества для достижения целей человек выполняет роль. Содержание роли выражается с помощью норм. Нормы стандартизируют, упорядочивают поведение, делает его предсказуемым для соц. порядка. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА соц.- анализ институализации ценностей, целей соц. жизни- нормативное поведение. Когда нормы институанизированы, поведение соответст. наступает стабильная система, состояние соц. равновесия. 1. Пути достижения равновесия: социализация (познание норм), создание разных форм соц. контроля, говорит, что общ-во должно отвечать требованиям:1) адаптация (контролировать, приспосабливаться к среде) 2) цели достижения (общ-во формирует цели на достижение которых направлены соц. ценности) 3)интеграция 4)удержание образца (поддержание ценностей общества). Социальные роли и соц статус личности. Межролевой и межстатусный конфликт личности Личность в соц.выступает как сист. соц-значимых качеств, к.и характер-ют индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Социологи исслед социальные ф-ции чел., к.исполняются им в рамках той сист., в к. он включен. Каждая личность в обществе занимает определённое место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определённый социальный статус. Соц статус – соц. положение чел-а в общ-ве: прирожденные (нация) и приобретенные. Соц роль – сов-ть действий, которые должен вып-ть чел-к, занимая опред. статус в общ-ве. Роль характеризуют социальные нормы – предписанные правила поведения. Соц нормы устанавливаются в основном через ролевое обучение, находятся в прямой зависимости от статуса личности. Ролевое обучение имеет 2 аспекта: 1. человеку необходимо научиться выполн. обязанности и реализ. свои права в соотв. с исполн. роли 2. приобрести установки, чувствование, ожидание, к.соотв.роли. Социальные конфликты и пути их преодоления Конфликт – одна из форм соц взаим-я. В основе конфликта лежит отсутствие согласия, наличие противоречий, наличие противоборствующих сторон с несовместимыми интересами, целями. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА-1)Конфликтная ситуация-2) конфликтные действия -3) разрешение конф.-4) последствия конфликта. ТИПЫ конф.-1) когнитивный - борьба мнений, 2)межличностный 3)МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ 4) МЕЖГРУППОВОЙ 5)СОЦИАЛЬНЫЙ 6) РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ (направлен на достижение конкретных результатов) 7) НЕРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ (выражение накопившихся эмоций) 8) ДЕСТРУКТИВНЫЙ (приносит вред обеим сторонам) 9) КОНСТРУКТИВНЫЙ - выявление противоречий, способствует развитию.
Соц. порядок- сознательный результат защиты собств-ти отдельной гр., которая устанавливает контроль над распределение соц. благ. Исторические типы семьи и брака. Эндогамия и экзогамия, Полигиния и полиандрия ТИПОЛОГИЯ семьи: По кол-ву супругов – Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встреч. брак). ПО роду: ЭКЗОГАМНЫЕ (супруги разных гр.)-ЭНДОГАМНЫЕ (супруги внутри опр.родственной. гр.). При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. По наследованию: патрилинеальные (линия отца)- матрилинеальные (линия матери) По критерию власти: ПАТРИАРХАЛЬНЫЕ (глава отец)- МАТРИАРХАЛЬНЫЕ (авторитет мать) - ЭГАЛИТАРНЫЕ (равенство)семьи - ПАРТНЕРСКИЕ (совместное обсужд.семейных реш) – автономная семья (решения принимаются одним супругом) По соц положению: -ГОМОГЕННЫЕ (супруги одинаков. по статусу), гетерогенные (из разных групп). По соц.- демограф.: - ГОМОГАМНЫЕ (однородные по нац., возрасту., образованию)- ГЕТЕРОГАМНЫЕ (разные по возрасту., нац.). По территориальному обособлению: ПАТРИЛОКАЛЬНЫЕ (после замужества живут у отца сына)- МАТРИЛОКАЛЬНЫЕ (живут у отца жены дочери)- НЕОЛОКАЛЬНЫЕ (живут отдельно от родителей)- УНИЛОКАЛЬНЫЕ (нет возможности жить самостоятельно). По кол-ву детей семьи бывают: Бездетные- Многодетные- Среднедетные- Малодетные. Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства. Для того, чтобы предшествующее поколение сменялось др. необходимо 2,5 ребенка в семью, четверть двухдетных семей, треть трехдетных, 20% четырехдетных, 14%- одно и бездетных семей, 7% - 5 и более детей. Соц-я как наука. Предмет и объект Соц возникла в недрах фил-фии, с сер 19в она стала сомостоятельной.Огюст Конт предложил новую науку - социологию. Соц. физика- 1 понятие соц-и. В науч.работе «Соц. физика» Конт сформулировал 1) предложил рассм. общ-во как целостный организм 2)выделил осн.аспекты предмета соц – соц.структура, процессы, институты 3) предложил исп. эмпирич. методы, кот-е позволяют получить отдельные формы. Предложил метод соединения абст. теории с данными. М.Вебер, Г.Спенсер, Э.Дюркгеим воплотили в жизнь идеи Конта. Социология - учение об обществе. Предмет любой науки - совокупность понятий, при помощи которых данная наука изучает. Объект – определенная сфера объективного и субъективного мира. Предмет социологии: 1) з-ны и закономерности, развитие и функционирование личности, соц. групп, общности и общества 2) соц. жизнь общ-ва - взаимодействие соц. субъект. по проблемам, связ. с соц. ролью, статусом. Объект социологии: 1)эмпирически данная реальность (реальность фактов) 2) общество как реальность 3) целостное развитие и функционирование общ-ва 4) объективные социальное явление обществу (процессы, соц.отношения, институты, субъекты…)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.013 с.) |