Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Социальное обеспечение молодежи в СССР.

Поиск

Крайняя политизация всех сторон жизни российского общества после Октябрьской революции привела к тому, что включение человека в социальную практику было невозможно без раннего усвоения политических реалий. Создание нового социалистического общества виделось через формирование личности нового типа. Революция принесла новый взгляд на человека как главный фактор в деле социальных реформ. Главной целью новой системы стала перестройка сознания человека в новом коммунистическом мировоззрении. Однако подобная задача по отношению к взрослому человеку очень трудоемка и долговременна. Более податливым материалом является молодое поколение, которое еще не имеет длительной исторической памяти. Поэтому в основу формирования «нового человека» был положен учебно-воспитательный процесс на коммунистических идейных установках.

31 декабря 1917 года был принят декрет об организации Коллегии по охране и обеспечению материнства и младенчества, на который возлагалась разработка вопросов и проведение необходимых мероприятий по охране и обеспечению материнства, как социальной функции женщины, и по охране младенчества, как прямой обязанности государства.

Массовая детская беспризорность была одной из главных социальных проблем в годы Гражданской войны. Это приводит к тому, что к решению этой проблемы привлекается организованная общественность. В это время начинается кампания государства по пробуждению общественной инициативы в области охраны детства, профилактика массовой уличной беспризорности и связанной с ней асоциальных проявлений со стороны несовершеннолетних. Среди форм стимуляции общественной инициативы для борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью следует назвать: направление родительской активности в данное русло; установление ряда налоговых льгот для кустарей, принимающих воспитанников детских домов в целях трудовой подготовки; увеличение ассигнований на патронат и пропаганда этого вида социальной помощи в сельской местности; использование агитационно-прсветительских возможностей учительства.

Пионеры, комсомольцы, студенты педвузов и педтехникумов, женские, спортивные, профсоюзные и другие организации помогали в выявлении детей и подростков «группы риска», вели пропаганду здорового образа жизни.

С появлением пионерской организации и уменьшение сети детских домов вводятся более жесткие меры по управлению «детской революционной активностью». Идеи социального воспитания 20-х годов позволили использовать различные формы воздействия на формирования сознания и мировосприятия детей в семье, в детских организациях, в коллективах взрослых.

Актуальность решения проблем детства подчеркивала значение молодого поколения в жизни общества. В советской системе проводилась определенная политика в отношении молодого поколения, которая имела свой объект – граждане в возрасте до 30 лет, предмет – жизнедеятельность и функционирование молодых людей в обществе. Во многих аспектах молодежная политика была действенной силой, способствующей развитию молодого поколения, в то же время носила классовый характер, существенно ограничивающий самостоятельность молодежных организаций.

В 1920-х гг. в Советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция социальной поддержки молодежи. Для ее формирования решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920 г., с 1926 г. – ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная общественная организация – комсомол – приобрела особые полномочия по представительству интересов молодежи и стала важнейшим элементом общественно-государственной системы решения молодежных проблем.

По мере укрепления своих позиций комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, определяя актуальные направления социальной поддержки молодежи, причем всех ее категорий, а не только членов ВЛКСМ. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественно значимых целей, широкий охват молодежных проблем, использование преимуществ, которые дает соединение государственной и общественной инициатив и механизмов решения крупных задач, учитывая изменения условий развития новых поколений.

Война 1941-1945 годов возродила благотворительную деятельность и привела к появления новых форм социальной практики: шефская помощь, сбор материальных средств вещей, тимуровское движение, попечительские советы, обучение инвалидов и т.д. Сама социальная действительность стала формой образовательной практики населения через различного рода социально-культурные, социально-воспитательные, социально-бытовые мероприятия.. В годы войны, особое значение имело оказание помощи детям и подросткам, которые нуждались в социально-психологической и социально-педагогической помощи даже дольше, чем в материальной. Но Великая Отечественная война показала, что молодежь в своей массе была готова к проявлению мужества и героизма.

В советский период существовало три направления социальной поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением: труд и занятость, образование, здравоохранение. Идея государственной молодежной политики, сформировавшаяся к концу 1980-х гг., основывалась на том, что специальные меры, которые обязано предпринимать государство, должны способствовать созданию равных условий жизненного старта молодых людей, обеспечивать им равенство не только юридической, но и фактическое, избегая при этом укрепления идей патернализма. Эта установка отразилась на всех федеральных документах концептуального и юридического характера, в которых определялись основы государства.

В целом, в советский период молодежная политика носила общегосударственный характер. Государство являлось основным, но в то же время одни из многих элементов реализации молодежной политики, так как в процессе социализации и развития молодого человека оно не может заменить негосударственные институты. Общество в этот период проводило достаточно эффективную политику в сфере труда, образования, культуры, других сторон жизнедеятельности молодежи.

Выше приведены результаты обобщения исторического опыта социальной помощи молодежи, ее практический аспект, но для повышения эффективности социальной работы с молодежью необходим комплексный анализ, совокупность теоретических основ и эмпирических наработок.

 

Тема 4. Содержание деятельности учреждений органов по делам молодежи.

 

Деятельность учреждений органов по делам молодежи включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек.

Социальные службы могут быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи (социальными учреждениями для молодежи). К государственной системе социального обслуживания молодежи относятся:

- государственные предприятия и учреждения социального обслуживания молодежи, которые являются федеральной собственностью: находятся в ведении органов по делам молодежи;

- государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

- муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления.

Учредителями служб могут быть органы по делам молодежи субъектов РФ или муниципальные органы по делам молодежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В систему учреждений органов по делам молодежи входят:

- учреждения по делам молодежи, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ (органов по делам молодежи субъектов РФ);

- муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления (муниципальных органов по делам молодежи).

Учреждения создаются в целях обеспечения социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, города, а также целенаправленной социокультурной работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи.

Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является созданий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляет поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал.

Служба для молодежи, кроме того, осуществляет содействие в удовлетворении информационных потребностей молодых людей, предоставляет помимо названных наркологическую помощь. В учреждениях социального обслуживания молодежи проводятся также реабилитационные мероприятия в отношении молодых инвалидов, демобилизованных военнослужащих, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, или прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма, патронажное обслуживание молодых семей и оказание других видов социальных услуг.

К учреждениям органов по делам молодежи можно отнести:

- комплексный центр социального обслуживания молодежи;

- центр социально-психологической помощи молодежи;

- социальный центр для молодежи;

- центр социальной поддержки молодежи;

- центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону;

- молодежный центр планирования семьи;

- центр правовой помощи молодежи;

- центр информации для молодежи;

- подростково-молодежный клуб;

- социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи;

- центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи;

- молодежный комплексный центр;

- молодежная биржа труда;

- молодежный бизнес-инкубатор;

- центр молодежного предпринимательства;

- агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи;

- центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи;

- центр развития физической культуры детей и молодежи.

Одним из принципов государственной молодежной политики является предоставление молодому гражданину гарантированных государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству. Объем, виды и качества социальных услуг должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные), психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.

Непосредственной реализацией данных социальных услуг занимается специалист по социальной работе с молодежью, он:

- выявляет молодые семьи, отдельных молодых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж;

- устанавливает причины возникающих у воспитанников трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы, а также определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;

- осуществляет социально-психологическую реабилитацию воспитанников, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшимся сексуальному насилию;

- ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологические условия проживания;

- выявляет бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения, несовершеннолетних матерей, нуждающихся в трудоустройстве или другой помощи;

- содействуют активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы;

- дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты;

- помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;

- содействует в предоставлении права на проживание в стационарных учреждениях (социально-реабилитационных центрах для детей и подростков, социальных гостиницах, кризисных центрах помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и т.д.).

Специалист по социальной работе с молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, так и в сельском поселении, и весь комплекс социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка оказывается всем категориям молодых граждан, проживающих в данном населенном пункте. Приоритетными направлениями деятельности данного учреждения являются профориентация и трудоустройство.

Комплексный центр социального обслуживания молодежи проводит психопрофилактику, предупреждение алкоголизма и наркомании, социальную реабилитацию, информационное обеспечение, подготовку специалистов, социологические исследования.

Для таких центров характерно оказание социально-психологической помощи детям, подросткам, их родителям, молодежи в целях повышения их психологической защищенности, освоения ими социально-культурной среды.

Другим видом учреждений являются центры социально-психологической помощи молодежи. Данные центры осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: информационно-консультативная помощь, коррекционно-педагогическая работа, медико-психологическое консультирование, медицинская реабилитация, наркологическая помощь, семейный досуг, предоставление информации о рынке труда. Здесь проводятся социологические исследования, профилактика безнадзорности, профориентация, психологическая коррекция, содействие занятости, социальная помощь молодой семье, социальная помощь сиротам, социально-клубная работа, экстренная психологическая помощь по телефону.

Адаптации молодежи к современным условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ведущими направления деятельности данного учреждения являются: трудоустройство, профориентация, внедрение новых социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.), педагогическая коррекция. Одним из приоритетных направлений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде.

Для наиболее неблагополучных в социальном отношении групп молодежи создаются службы социальной помощи. Объектом социальной работы является молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие неблагоприятные условия жизнедеятельности (конфликты и неблагополучные родители, отсутствие места жительства, работы и т.д.). Направления деятельности учреждения: информационное, методическое, рекламно-пропагандистское, аналитико-прогностическое, социально-терапевтическое, медико-социальное, социально-педагогическое, социально-реабилитационное и социально-профилактическое.

Особенно важна деятельность социальных служб молодежи в сельской местности. Как правило, в отдаленных сельских поселениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов. Здесь сначала выявляются актуальные проблемы молодежи данного поселения, а затем организуются выездные бригады специалистов, которые могут оказать экстренную помощь в решении социальных проблем. Возможна также организация в сельском поселении ежемесячного консультирования одним из специалистов. Консультирование позволяет осуществлять более длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для конкретной семьи или одного человека.

Таким образом, деятельность учреждений по делам молодежи ориентирована на создание условий для развития личности девушки или юноши. В данных учреждениях специалисты по социальной работе с молодежью содействуют преодолению последствий трудной жизненной ситуации конкретного человека. Результатом взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого человека является формирование готовности клиента к самостоятельной жизни.

Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последовательного проведения инновационных технологий и форм работы, направленных на создание условий для развития личности молодого человека.

Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей и по вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирование рабочих мест.

Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и другие учреждения органов по делам молодежи осуществляют индивидуальную профилактическую работу с подростками, организуют их досуг и занятость.

Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется как индивидуально, так и в группах и в коллективах.

Многими специалистами отмечается эффективность внедрения коллективных форм работы с безнадзорными подростками. Интеграция их в среду благополучных сверстников может происходить, например, в условиях детского объединения.

Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективной творческой деятельности.

Содействует формированию духовно-нравственных ценностей молодого человека военно-патриотическое направление, которое реализуется в подростково-молодежный клубах органов по делам молодежи. В Российской Федерации действует около 1650 клубов для подростков и молодежи по месту жительства.

Социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей.

Основным назначением данных учреждений является развитие мотивации у молодого человека к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежный клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие к адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.

Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениям по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и т.д.). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности и комплексным, включающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.

Деятельность подростково-молодежного клуба реализуется через учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, военно-патриотическое, техническое, социально-профилактическое направление. Они воплощаются на практике с помощью следующих форм работы с молодежью: учебных занятий, творческих отчетов, выставок, концертов, фестивалей, походов, экскурсий, коллективного творчества.

Технология работы с молодежью на базе социального учреждения включает несколько этапов.

Первый этап – адаптационный. На данном этапе молодого человека знакомят с правилами, спецификой работы учреждения. Подробно информируют о деятельности студий на базе клуба и помогают определиться, какие из предлагаемых объединений наиболее соответствуют его потребностям и интересам. Юношам и девушкам предлагается в первые две недели посещать занятия всех студий, где они знакомятся с педагогическим коллективом и членами клуба. Здесь создаются условия для реализации социальной активности, повышения образовательного уровня, развития специальных знаний и умений молодежи.

Второй этап – включение в жизнедеятельность клуба, которое осуществляется через следующие элементы: систему самоуправления и самодеятельности, партнерских отношений детей и взрослых; организацию взаимодействия с социальными службами, образовательными, досуговыми учреждениями. Большие возможности для самодеятельности подростков предоставляются в общеклубной работе. Она включает в себя мероприятия творческого, интеллектуального, спортивного характера; сборы клуба проходят не реже одного раза в месяц.

Третий этап – взаимодействие с другими организациями, объединениями, работающими с молодежью. Клуб организует и предоставляет открытые городские мероприятия: празднование Нового года, проведение Дней открытых дверей, а также социальных акций, концертов, спектаклей, которые показываются в учреждениях образования и учреждениях социального обслуживания населения.

Содержание и формы деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которому присущ патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастный состав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагают преемственность накопленного социального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствуют результативному решению возникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался здоровый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Любой желающий может добровольно обратиться за помощью в удобное для него время. Поддержка оказывается всем нуждающимся молодым гражданам.

 

 

Тема 8. Содержание и организация социальной работы с молодежью в сфере досуга

Одной из сфер, определяющих благополучие любого человека, является область свободного времяпрепровождения – досуга.

Выделяются два ключевых назначения досуга: восстановление сил, потраченных человеком в процессе производственной деятельности, и развитие человека в физическом, интеллектуальном и духовном плане (К. Маркс).

Если свободное время рассматривать функционально, то есть как время, используемое человеком, во-первых, для восстановления своих сил и, во-вторых, для развития и реализации своих способностей, то реальность этих функций отражается в разнообразии и единстве многих форм использования свободного времени. Активная творческая деятельность, учеба, самообразование, культурное потребление индивидуального и публично-зрелищного характера, физические занятия, любительские занятия и другие формы образуют структуру свободного времени индивида и общества.

Практика социальной работы обусловлена знанием теоретических подходов в процессе воздействия как на жизненное пространство клиента, так и на его жизненные силы. В связи с этим наиболее общей чертой, характеризующей социальную работу как явление общественной жизни, особую общественную деятельность во всех вариантах ее теоретического осмысления, является обоснование путей формирования, осуществления и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. Именно поэтому культурно-досуговая деятельность занимает одно из важных мест в практическом труде современных социальных работников. В ней находят свое отражение цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяются пути, методы и средства их реализации в условиях современных тенденций развития нашего общества.

В настоящее время происходит дальнейшее развитие системы принципов социально-культурной деятельности, обусловленное процессами, происходящими в нашем обществе. Наиболее важными из них являются:

 принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

 принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

 принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности;

 принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций, инноваций;

 принцип общественно-государственного соуправления социально-культурной деятельности, обеспечение децентрализации и суверенности региональной политики в социально-досуговой сфере.

Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу ее специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. Обычно молодежный досуг характеризуется следующими специфическими чертами:

- преобладание поисковой, творческо-экспериментальной активности;

- повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамичная смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость;

- предпочтение проводить свободное время вне дома, в компании сверстников, в коммуникативно насыщенной среде;

- обостренное стремление к самостоятельности и индивидуальности в выборе форм поведения, друзей, книг, одежды;

- самоопределение в сфере любительских занятий, досуговых интересов, стиля самовыражения;

- формирование особых молодежных субкультур.

В числе факторов, определяющих характер занятий молодежи в свободное время, специалисты чаще всего называют СМИ. Интернет, формирующий новые досуговые увлечения молодежи (компьютерная живопись, графика, игры и т.д.); периодические издания и телевидение, оказывающие наряду с кинематографом влияние на выбор приоритетных ценностей молодого поколения, формирование его духовного мира.

Досуг для молодого человека превращается в образ жизни. Особенности досуга современной молодежи – высокий уровень технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм.

Можно условно выделить три вероятностных последствия влияния молодежной субкультуры на социальную ситуацию подростков и молодежи:

- позитивная тенденция (освоение социальных ролей в группе сверстников, социальное и культурное самоопределение на основе социальных проб и экспериментов);

- социально-негативная тенденция (наркотизация, принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни);

- индивидуально-негативная тенденция (инфантилизм, эскапизм и т.д.).

При организации молодежного досуга необходимо учитывать, что молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальных и постиндустриальных стадий развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчиняется единым законам развития.

Социальная работа с молодежью в сфере досуга регулируется соответствующей частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства и общества в рассматриваемой области.

Приоритетами социального воспитания молодежи в досуговой сфере являются:

- создание правовых, социально-экономических условий для выбора молодыми людьми своего жизненного пути, самореализации и участия в общественной деятельности, реализации инновационного потенциала молодежи;

- реализация общественно значимых инициатив, содействие общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, обеспечение последовательного повышения интеллектуального развития молодого поколения, способного к творческой деятельности;

- обеспечение в молодежной среде норм толерантного поведения и создания как платформы общественного согласия в демократическом обществе;

- обеспечение организационных и материальных условий для развития художественного, научного и технического творчества молодежи: создание системы организаций, ориентированных на развитие творчества молодежи;

- поддержка талантливой молодежи путем предоставления грантов, премий и иных форм поощрения творчества; пропаганда достижений творчества молодежи.

Государственная молодежная политика в сфере досуга предполагает формирование идеологии качественного молодежного досуга на государственном и региональном уровнях. Особая роль должна быть отведена социальной рекламе – пропаганде позитивных форм свободного времяпрепровождения, здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом, достижений молодых спортсменов.

Важным методом регулирования свободного времени и досуга выступает контроль над деятельностью субъектов, предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более культурного уровня ее досуга.

Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи.

С течением времени главным местом проведения культурно-досуговой деятельности и социального воспитания подростков и молодежи, а также взрослого населения становятся клубы по месту жительства. Они максимально приближены к месту проживания, доступны и открыты для свободного посещения. Для многих детей и подростков из неблагополучных семей такие клубы становятся вторым домом, местом, где несовершеннолетние в процессе общих мероприятий приобретают опыт позитивного социального взросления и социальной ответственности.

Клубы по месту жительства организуют целенаправленный процесс совместной, многопрофильной, культурно-досуговой деятельности детей и подростков. В ее процессе молодые люди получают возможность проявлять и реализовывать полезные инициативы, приобретают навыки организации своего досуга и свободного времени своих друзей, они получают опыт социального партнерства со старшим поколением, добровольного участия в делах по улучшению окружающей жизни. Большинство инициатив по работе с молодежью развивается именно в клубах и центрах по месту жительства. Многие общественные объединения, некоммерческие организации и негосударственные учреждения по проведению социально-культурной работы стали создаваться при этих клубах.

Деятельность социальных служб по организации культурной и информационной деятельности для молодежи имеет большое значение в развитии активности молодежи как социальной силы. Рост подростковой преступности говорит о том, что молодые люди недополучают примеров положительного поведения и организованного досуга. Поэтому сегодняшняя социально-культурная деятельность определяется более высокими требованиями к качеству досуга:

- досуг должен доставлять радость и удовольствие, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), предлагать возможности для коммуникации, развлечения, общения;

- досуг должен дать возможность для реализации общественной заинтересованности, демократических инициатив, для участия в общественной жизни;

- досуг должен способствовать развитию собственной инициативы, самоопределения, а также стихийных действий.

При организации молодежного досуга важным компонентом являются психологические основы деятельности учреждений культуры. К ним относятся личностные и профессиональные качества специалистов социально-культурной деятельности; их творческое дарование, жизненный опыт, система взглядов.

Важнейшим условием отношения личности к учреждениям культуры является понимание месте, отводимого ей в структуре деятельности учреждений культуры. Идея социальной защиты предусматривает определенный уровень правовой, психологической и педагогической культуры населения. Поэтому необходимо признать, что среди населения отсутствует культура общения с учреждениями культуры, что предстоит еще много сделать, чтобы через приобщение к этим учреждениям личность действительно стала духовно богатой и социально защищенной.

Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности формируется на основе различных теоретических подходов и призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства клиента и его жизненные силы.

Свободное время относится к центральным ценностям человека, а досуг рассматривается в качестве источника изменения и преобразования ценностей. При этом свободное время молодежи является не самоцелью, а средством к более счастливой жизни.

Недостаток свободного времени, неумение его организовать особенно отчетливо ощущается у социально незащищенных слоев населения. Кроме того, с развитием рыночных отношений в России происходит все большая коммерциализация предложений в культурно-досуговой сфере. Именно поэтому социальная работа в этой области становится все более востребованной, становясь составляющей частью реализации государственной политики свободного времени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.159 (0.018 с.)