Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Социальное обеспечение молодежи в СССР.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Крайняя политизация всех сторон жизни российского общества после Октябрьской революции привела к тому, что включение человека в социальную практику было невозможно без раннего усвоения политических реалий. Создание нового социалистического общества виделось через формирование личности нового типа. Революция принесла новый взгляд на человека как главный фактор в деле социальных реформ. Главной целью новой системы стала перестройка сознания человека в новом коммунистическом мировоззрении. Однако подобная задача по отношению к взрослому человеку очень трудоемка и долговременна. Более податливым материалом является молодое поколение, которое еще не имеет длительной исторической памяти. Поэтому в основу формирования «нового человека» был положен учебно-воспитательный процесс на коммунистических идейных установках. 31 декабря 1917 года был принят декрет об организации Коллегии по охране и обеспечению материнства и младенчества, на который возлагалась разработка вопросов и проведение необходимых мероприятий по охране и обеспечению материнства, как социальной функции женщины, и по охране младенчества, как прямой обязанности государства. Массовая детская беспризорность была одной из главных социальных проблем в годы Гражданской войны. Это приводит к тому, что к решению этой проблемы привлекается организованная общественность. В это время начинается кампания государства по пробуждению общественной инициативы в области охраны детства, профилактика массовой уличной беспризорности и связанной с ней асоциальных проявлений со стороны несовершеннолетних. Среди форм стимуляции общественной инициативы для борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью следует назвать: направление родительской активности в данное русло; установление ряда налоговых льгот для кустарей, принимающих воспитанников детских домов в целях трудовой подготовки; увеличение ассигнований на патронат и пропаганда этого вида социальной помощи в сельской местности; использование агитационно-прсветительских возможностей учительства. Пионеры, комсомольцы, студенты педвузов и педтехникумов, женские, спортивные, профсоюзные и другие организации помогали в выявлении детей и подростков «группы риска», вели пропаганду здорового образа жизни. С появлением пионерской организации и уменьшение сети детских домов вводятся более жесткие меры по управлению «детской революционной активностью». Идеи социального воспитания 20-х годов позволили использовать различные формы воздействия на формирования сознания и мировосприятия детей в семье, в детских организациях, в коллективах взрослых. Актуальность решения проблем детства подчеркивала значение молодого поколения в жизни общества. В советской системе проводилась определенная политика в отношении молодого поколения, которая имела свой объект – граждане в возрасте до 30 лет, предмет – жизнедеятельность и функционирование молодых людей в обществе. Во многих аспектах молодежная политика была действенной силой, способствующей развитию молодого поколения, в то же время носила классовый характер, существенно ограничивающий самостоятельность молодежных организаций. В 1920-х гг. в Советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция социальной поддержки молодежи. Для ее формирования решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920 г., с 1926 г. – ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная общественная организация – комсомол – приобрела особые полномочия по представительству интересов молодежи и стала важнейшим элементом общественно-государственной системы решения молодежных проблем. По мере укрепления своих позиций комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, определяя актуальные направления социальной поддержки молодежи, причем всех ее категорий, а не только членов ВЛКСМ. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественно значимых целей, широкий охват молодежных проблем, использование преимуществ, которые дает соединение государственной и общественной инициатив и механизмов решения крупных задач, учитывая изменения условий развития новых поколений. Война 1941-1945 годов возродила благотворительную деятельность и привела к появления новых форм социальной практики: шефская помощь, сбор материальных средств вещей, тимуровское движение, попечительские советы, обучение инвалидов и т.д. Сама социальная действительность стала формой образовательной практики населения через различного рода социально-культурные, социально-воспитательные, социально-бытовые мероприятия.. В годы войны, особое значение имело оказание помощи детям и подросткам, которые нуждались в социально-психологической и социально-педагогической помощи даже дольше, чем в материальной. Но Великая Отечественная война показала, что молодежь в своей массе была готова к проявлению мужества и героизма. В советский период существовало три направления социальной поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением: труд и занятость, образование, здравоохранение. Идея государственной молодежной политики, сформировавшаяся к концу 1980-х гг., основывалась на том, что специальные меры, которые обязано предпринимать государство, должны способствовать созданию равных условий жизненного старта молодых людей, обеспечивать им равенство не только юридической, но и фактическое, избегая при этом укрепления идей патернализма. Эта установка отразилась на всех федеральных документах концептуального и юридического характера, в которых определялись основы государства. В целом, в советский период молодежная политика носила общегосударственный характер. Государство являлось основным, но в то же время одни из многих элементов реализации молодежной политики, так как в процессе социализации и развития молодого человека оно не может заменить негосударственные институты. Общество в этот период проводило достаточно эффективную политику в сфере труда, образования, культуры, других сторон жизнедеятельности молодежи. Выше приведены результаты обобщения исторического опыта социальной помощи молодежи, ее практический аспект, но для повышения эффективности социальной работы с молодежью необходим комплексный анализ, совокупность теоретических основ и эмпирических наработок.
Тема 4. Содержание деятельности учреждений органов по делам молодежи.
Деятельность учреждений органов по делам молодежи включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек. Социальные службы могут быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи (социальными учреждениями для молодежи). К государственной системе социального обслуживания молодежи относятся: - государственные предприятия и учреждения социального обслуживания молодежи, которые являются федеральной собственностью: находятся в ведении органов по делам молодежи; - государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; - муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления. Учредителями служб могут быть органы по делам молодежи субъектов РФ или муниципальные органы по делам молодежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В систему учреждений органов по делам молодежи входят: - учреждения по делам молодежи, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ (органов по делам молодежи субъектов РФ); - муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления (муниципальных органов по делам молодежи). Учреждения создаются в целях обеспечения социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, города, а также целенаправленной социокультурной работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи. Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является созданий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляет поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал. Служба для молодежи, кроме того, осуществляет содействие в удовлетворении информационных потребностей молодых людей, предоставляет помимо названных наркологическую помощь. В учреждениях социального обслуживания молодежи проводятся также реабилитационные мероприятия в отношении молодых инвалидов, демобилизованных военнослужащих, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, или прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма, патронажное обслуживание молодых семей и оказание других видов социальных услуг. К учреждениям органов по делам молодежи можно отнести: - комплексный центр социального обслуживания молодежи; - центр социально-психологической помощи молодежи; - социальный центр для молодежи; - центр социальной поддержки молодежи; - центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону; - молодежный центр планирования семьи; - центр правовой помощи молодежи; - центр информации для молодежи; - подростково-молодежный клуб; - социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи; - центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи; - молодежный комплексный центр; - молодежная биржа труда; - молодежный бизнес-инкубатор; - центр молодежного предпринимательства; - агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи; - центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи; - центр развития физической культуры детей и молодежи. Одним из принципов государственной молодежной политики является предоставление молодому гражданину гарантированных государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству. Объем, виды и качества социальных услуг должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные), психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков. Непосредственной реализацией данных социальных услуг занимается специалист по социальной работе с молодежью, он: - выявляет молодые семьи, отдельных молодых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж; - устанавливает причины возникающих у воспитанников трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы, а также определяет характер и объем необходимой им социальной помощи; - осуществляет социально-психологическую реабилитацию воспитанников, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшимся сексуальному насилию; - ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологические условия проживания; - выявляет бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения, несовершеннолетних матерей, нуждающихся в трудоустройстве или другой помощи; - содействуют активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы; - дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты; - помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства; - содействует в предоставлении права на проживание в стационарных учреждениях (социально-реабилитационных центрах для детей и подростков, социальных гостиницах, кризисных центрах помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и т.д.). Специалист по социальной работе с молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, так и в сельском поселении, и весь комплекс социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка оказывается всем категориям молодых граждан, проживающих в данном населенном пункте. Приоритетными направлениями деятельности данного учреждения являются профориентация и трудоустройство. Комплексный центр социального обслуживания молодежи проводит психопрофилактику, предупреждение алкоголизма и наркомании, социальную реабилитацию, информационное обеспечение, подготовку специалистов, социологические исследования. Для таких центров характерно оказание социально-психологической помощи детям, подросткам, их родителям, молодежи в целях повышения их психологической защищенности, освоения ими социально-культурной среды. Другим видом учреждений являются центры социально-психологической помощи молодежи. Данные центры осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: информационно-консультативная помощь, коррекционно-педагогическая работа, медико-психологическое консультирование, медицинская реабилитация, наркологическая помощь, семейный досуг, предоставление информации о рынке труда. Здесь проводятся социологические исследования, профилактика безнадзорности, профориентация, психологическая коррекция, содействие занятости, социальная помощь молодой семье, социальная помощь сиротам, социально-клубная работа, экстренная психологическая помощь по телефону. Адаптации молодежи к современным условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ведущими направления деятельности данного учреждения являются: трудоустройство, профориентация, внедрение новых социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.), педагогическая коррекция. Одним из приоритетных направлений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде. Для наиболее неблагополучных в социальном отношении групп молодежи создаются службы социальной помощи. Объектом социальной работы является молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие неблагоприятные условия жизнедеятельности (конфликты и неблагополучные родители, отсутствие места жительства, работы и т.д.). Направления деятельности учреждения: информационное, методическое, рекламно-пропагандистское, аналитико-прогностическое, социально-терапевтическое, медико-социальное, социально-педагогическое, социально-реабилитационное и социально-профилактическое. Особенно важна деятельность социальных служб молодежи в сельской местности. Как правило, в отдаленных сельских поселениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов. Здесь сначала выявляются актуальные проблемы молодежи данного поселения, а затем организуются выездные бригады специалистов, которые могут оказать экстренную помощь в решении социальных проблем. Возможна также организация в сельском поселении ежемесячного консультирования одним из специалистов. Консультирование позволяет осуществлять более длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для конкретной семьи или одного человека. Таким образом, деятельность учреждений по делам молодежи ориентирована на создание условий для развития личности девушки или юноши. В данных учреждениях специалисты по социальной работе с молодежью содействуют преодолению последствий трудной жизненной ситуации конкретного человека. Результатом взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого человека является формирование готовности клиента к самостоятельной жизни. Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последовательного проведения инновационных технологий и форм работы, направленных на создание условий для развития личности молодого человека. Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей и по вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирование рабочих мест. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и другие учреждения органов по делам молодежи осуществляют индивидуальную профилактическую работу с подростками, организуют их досуг и занятость. Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется как индивидуально, так и в группах и в коллективах. Многими специалистами отмечается эффективность внедрения коллективных форм работы с безнадзорными подростками. Интеграция их в среду благополучных сверстников может происходить, например, в условиях детского объединения. Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективной творческой деятельности. Содействует формированию духовно-нравственных ценностей молодого человека военно-патриотическое направление, которое реализуется в подростково-молодежный клубах органов по делам молодежи. В Российской Федерации действует около 1650 клубов для подростков и молодежи по месту жительства. Социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей. Основным назначением данных учреждений является развитие мотивации у молодого человека к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежный клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие к адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи. Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениям по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и т.д.). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности и комплексным, включающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба. Деятельность подростково-молодежного клуба реализуется через учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, военно-патриотическое, техническое, социально-профилактическое направление. Они воплощаются на практике с помощью следующих форм работы с молодежью: учебных занятий, творческих отчетов, выставок, концертов, фестивалей, походов, экскурсий, коллективного творчества. Технология работы с молодежью на базе социального учреждения включает несколько этапов. Первый этап – адаптационный. На данном этапе молодого человека знакомят с правилами, спецификой работы учреждения. Подробно информируют о деятельности студий на базе клуба и помогают определиться, какие из предлагаемых объединений наиболее соответствуют его потребностям и интересам. Юношам и девушкам предлагается в первые две недели посещать занятия всех студий, где они знакомятся с педагогическим коллективом и членами клуба. Здесь создаются условия для реализации социальной активности, повышения образовательного уровня, развития специальных знаний и умений молодежи. Второй этап – включение в жизнедеятельность клуба, которое осуществляется через следующие элементы: систему самоуправления и самодеятельности, партнерских отношений детей и взрослых; организацию взаимодействия с социальными службами, образовательными, досуговыми учреждениями. Большие возможности для самодеятельности подростков предоставляются в общеклубной работе. Она включает в себя мероприятия творческого, интеллектуального, спортивного характера; сборы клуба проходят не реже одного раза в месяц. Третий этап – взаимодействие с другими организациями, объединениями, работающими с молодежью. Клуб организует и предоставляет открытые городские мероприятия: празднование Нового года, проведение Дней открытых дверей, а также социальных акций, концертов, спектаклей, которые показываются в учреждениях образования и учреждениях социального обслуживания населения. Содержание и формы деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которому присущ патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастный состав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагают преемственность накопленного социального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствуют результативному решению возникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался здоровый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Любой желающий может добровольно обратиться за помощью в удобное для него время. Поддержка оказывается всем нуждающимся молодым гражданам.
Тема 8. Содержание и организация социальной работы с молодежью в сфере досуга Одной из сфер, определяющих благополучие любого человека, является область свободного времяпрепровождения – досуга. Выделяются два ключевых назначения досуга: восстановление сил, потраченных человеком в процессе производственной деятельности, и развитие человека в физическом, интеллектуальном и духовном плане (К. Маркс). Если свободное время рассматривать функционально, то есть как время, используемое человеком, во-первых, для восстановления своих сил и, во-вторых, для развития и реализации своих способностей, то реальность этих функций отражается в разнообразии и единстве многих форм использования свободного времени. Активная творческая деятельность, учеба, самообразование, культурное потребление индивидуального и публично-зрелищного характера, физические занятия, любительские занятия и другие формы образуют структуру свободного времени индивида и общества. Практика социальной работы обусловлена знанием теоретических подходов в процессе воздействия как на жизненное пространство клиента, так и на его жизненные силы. В связи с этим наиболее общей чертой, характеризующей социальную работу как явление общественной жизни, особую общественную деятельность во всех вариантах ее теоретического осмысления, является обоснование путей формирования, осуществления и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. Именно поэтому культурно-досуговая деятельность занимает одно из важных мест в практическом труде современных социальных работников. В ней находят свое отражение цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяются пути, методы и средства их реализации в условиях современных тенденций развития нашего общества. В настоящее время происходит дальнейшее развитие системы принципов социально-культурной деятельности, обусловленное процессами, происходящими в нашем обществе. Наиболее важными из них являются: принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей; принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака; принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности; принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций, инноваций; принцип общественно-государственного соуправления социально-культурной деятельности, обеспечение децентрализации и суверенности региональной политики в социально-досуговой сфере. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу ее специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. Обычно молодежный досуг характеризуется следующими специфическими чертами: - преобладание поисковой, творческо-экспериментальной активности; - повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамичная смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость; - предпочтение проводить свободное время вне дома, в компании сверстников, в коммуникативно насыщенной среде; - обостренное стремление к самостоятельности и индивидуальности в выборе форм поведения, друзей, книг, одежды; - самоопределение в сфере любительских занятий, досуговых интересов, стиля самовыражения; - формирование особых молодежных субкультур. В числе факторов, определяющих характер занятий молодежи в свободное время, специалисты чаще всего называют СМИ. Интернет, формирующий новые досуговые увлечения молодежи (компьютерная живопись, графика, игры и т.д.); периодические издания и телевидение, оказывающие наряду с кинематографом влияние на выбор приоритетных ценностей молодого поколения, формирование его духовного мира. Досуг для молодого человека превращается в образ жизни. Особенности досуга современной молодежи – высокий уровень технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм. Можно условно выделить три вероятностных последствия влияния молодежной субкультуры на социальную ситуацию подростков и молодежи: - позитивная тенденция (освоение социальных ролей в группе сверстников, социальное и культурное самоопределение на основе социальных проб и экспериментов); - социально-негативная тенденция (наркотизация, принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни); - индивидуально-негативная тенденция (инфантилизм, эскапизм и т.д.). При организации молодежного досуга необходимо учитывать, что молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальных и постиндустриальных стадий развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчиняется единым законам развития. Социальная работа с молодежью в сфере досуга регулируется соответствующей частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства и общества в рассматриваемой области. Приоритетами социального воспитания молодежи в досуговой сфере являются: - создание правовых, социально-экономических условий для выбора молодыми людьми своего жизненного пути, самореализации и участия в общественной деятельности, реализации инновационного потенциала молодежи; - реализация общественно значимых инициатив, содействие общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, обеспечение последовательного повышения интеллектуального развития молодого поколения, способного к творческой деятельности; - обеспечение в молодежной среде норм толерантного поведения и создания как платформы общественного согласия в демократическом обществе; - обеспечение организационных и материальных условий для развития художественного, научного и технического творчества молодежи: создание системы организаций, ориентированных на развитие творчества молодежи; - поддержка талантливой молодежи путем предоставления грантов, премий и иных форм поощрения творчества; пропаганда достижений творчества молодежи. Государственная молодежная политика в сфере досуга предполагает формирование идеологии качественного молодежного досуга на государственном и региональном уровнях. Особая роль должна быть отведена социальной рекламе – пропаганде позитивных форм свободного времяпрепровождения, здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом, достижений молодых спортсменов. Важным методом регулирования свободного времени и досуга выступает контроль над деятельностью субъектов, предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более культурного уровня ее досуга. Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи. С течением времени главным местом проведения культурно-досуговой деятельности и социального воспитания подростков и молодежи, а также взрослого населения становятся клубы по месту жительства. Они максимально приближены к месту проживания, доступны и открыты для свободного посещения. Для многих детей и подростков из неблагополучных семей такие клубы становятся вторым домом, местом, где несовершеннолетние в процессе общих мероприятий приобретают опыт позитивного социального взросления и социальной ответственности. Клубы по месту жительства организуют целенаправленный процесс совместной, многопрофильной, культурно-досуговой деятельности детей и подростков. В ее процессе молодые люди получают возможность проявлять и реализовывать полезные инициативы, приобретают навыки организации своего досуга и свободного времени своих друзей, они получают опыт социального партнерства со старшим поколением, добровольного участия в делах по улучшению окружающей жизни. Большинство инициатив по работе с молодежью развивается именно в клубах и центрах по месту жительства. Многие общественные объединения, некоммерческие организации и негосударственные учреждения по проведению социально-культурной работы стали создаваться при этих клубах. Деятельность социальных служб по организации культурной и информационной деятельности для молодежи имеет большое значение в развитии активности молодежи как социальной силы. Рост подростковой преступности говорит о том, что молодые люди недополучают примеров положительного поведения и организованного досуга. Поэтому сегодняшняя социально-культурная деятельность определяется более высокими требованиями к качеству досуга: - досуг должен доставлять радость и удовольствие, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), предлагать возможности для коммуникации, развлечения, общения; - досуг должен дать возможность для реализации общественной заинтересованности, демократических инициатив, для участия в общественной жизни; - досуг должен способствовать развитию собственной инициативы, самоопределения, а также стихийных действий. При организации молодежного досуга важным компонентом являются психологические основы деятельности учреждений культуры. К ним относятся личностные и профессиональные качества специалистов социально-культурной деятельности; их творческое дарование, жизненный опыт, система взглядов. Важнейшим условием отношения личности к учреждениям культуры является понимание месте, отводимого ей в структуре деятельности учреждений культуры. Идея социальной защиты предусматривает определенный уровень правовой, психологической и педагогической культуры населения. Поэтому необходимо признать, что среди населения отсутствует культура общения с учреждениями культуры, что предстоит еще много сделать, чтобы через приобщение к этим учреждениям личность действительно стала духовно богатой и социально защищенной. Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности формируется на основе различных теоретических подходов и призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства клиента и его жизненные силы. Свободное время относится к центральным ценностям человека, а досуг рассматривается в качестве источника изменения и преобразования ценностей. При этом свободное время молодежи является не самоцелью, а средством к более счастливой жизни. Недостаток свободного времени, неумение его организовать особенно отчетливо ощущается у социально незащищенных слоев населения. Кроме того, с развитием рыночных отношений в России происходит все большая коммерциализация предложений в культурно-досуговой сфере. Именно поэтому социальная работа в этой области становится все более востребованной, становясь составляющей частью реализации государственной политики свободного времени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.159 (0.018 с.) |