Теоретические аспекты социальной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты социальной политики



Содержание

Введение.......................................................................................................................5

1 Теоретические аспекты социальной политики…………………………………..9

1.1 Сущность, содержание, цели и принципы социальной политики……………9

1.2 Сфера деятельности социальной политики. 21

1.3 Социальная защита – как элемент социальной политики. 28

2 Анализ социальной политики в Оренбургском районе………………………...33

2.1 Характеристика деятельности Управления социальной защиты населения МО Оренбургский район. 33

2.2 Характеристика деятельности отделов Управления социальной защиты населения МО Оренбургский район. 37

2.3 Анализ деятельности отделов Управления социальной защиты населения МО Оренбургский район. 51

3 Основные направления развития социальной политики на

современном этапе……………………………………………………………........55

3.1 Основные направления социальной политики……………………………......55

3.2 Преобразования в сфере социальной помощи. 69

3.3 Преобразования в сфере социальной защиты населения. 72

Заключение. 80

Список использованных источников. 83

Приложение А Сравнительный анализ использования бюджетных средств на предоставление мер социальной поддержки и социальное обслуживание населения в 2011-2013 гг...................................................................................................86

 

 


Введение

 

 

Социально-экономическое развитие страны не может успешно осуществляться без интеграции регионов в единое макроэкономическое и социальное пространст­во, с одной стороны, и без самостоятельного формирования и реализация субъек­тами Российской Федерации социальной политики в своем регионе - с другой. Сегодня, в социальной политике на первый план выдвигается проблема чёткого разделения сфер реализации государственной социальной политики между Цен­тром и субъектами Федерации. Во взаимоотношениях «Центр - регион», «Регион - регион» переплетаются разноуровне­вые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования.

Центр возлагает на себя функции по формированию:

· целей и задач государственной социальной политики;

· норм поведения государственных органов по отношению к социальным про­блемам граждан;

· механизмов обеспечения социальных гарантий.

Концепция государственной социальной политики включает в себя основные позиции:

· по передаче все больших социальных функций в регионы;

· по перенесению большей доли финансирования социальных расходов на сбере­жения граждан;

· по снятию ограничений в социально-трудовой сфере, созданию возможностей в увеличении доходов граждан;

· по поддержанию оптимального уровня занятости.

В регионах разрабатываются концепции и программы социально-экономического развития, социальные разделы планов развития районов, городов и населённых пунктов. Формирование социальной политики на уровне региона достаточно новое явле­ние в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся достаточно самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя регио­нальные проблемы социального развития существовали всегда, и на уровне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным Центром правилам. Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе [12].

Актуальность темы исследования состоит в том, что существуют особенности современной ситуации: на этом этапе происходит укрепление российской государ­ственности, активизация государственной политики, устранения дефор­маций в обществе и экономике, возникших в предыдущий период, поста­новки и решения задач экономического роста, модернизации производст­ва и регулирования социальных отношений. В этой ситуации наиболее важными представляются следующие социальные проблемы:

- Наращивание ресурсного потенциала для обеспечения жизни общества вообще и его социальных нужд в особенно­сти;

- Достаточный и устой­чивый экономический рост, обеспечение на ближайшем историческом этапе удвоения ввп.

- Обеспечение контроля государства над общественной приемлемостью методов работы крупного капитала, а также содействие цивилизованному развитию мел­кого и среднего предпринимательства.

- Активизация социальной политики, поддержание соответствия стоящих перед ней задач к возрастающим материальным возможностям страны, повышение рациональности использования выделяемых на социальные нужды ресурсов.

- Поэтапный переход от нынешнего скудного прожиточного минимума, к гарантированному на деле минимальному потреби­тельскому бюджету, позволяющему удовлетворять достаточно широкий круг потребностей людей на общественно приемлемом уровне.

- Необходимость повышения роли тех социальных мероприятий, которые служат возрас­танию экономической активности населения. Среди многих аспектов этой проблематики можно упомя­нуть, например, задачу профессиональной ориентации молодежи, расши­рения предпосылок трудовой активности для лиц с ограниченными физи­ческими возможностями и т.д.

- Взаимодействие федерального центра и регионов при реализации социальной политики, оптимизация распределения до­ходов и расходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней, соответствие финансовых возможностей регионов их обязатель­ствам в социальной сфере.

- Усиление контроля государства и общества за принципиальной общественной при­емлемостью проводимых мер социальной политики на всех уровнях. Эти меры должны и разъясняться, и осуществляться таким образом, чтобы население воспринимало их как необходимые и социально справедливые.

Объект исследования – система социальной политики

Предмет – принципы и направления реализации социальной политики на уровне региона

Целью дипломной работы является анализ особенностей реализации социальной политике на региональном уровне на примере субъекта Российской Федерации Оренбургская область.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решены следующие задачи:

- Рассмотрены сущность, содержание, цели и принципы социальной политики;

- Изучена сфера деятельности социальной политики;

- Дана характеристика деятельности управления социальной защиты населения муниципального образования Оренбургский район;

- Проведен анализ деятельности отделов управления социальной защиты населения муниципального образования Оренбургский район.

Методологической базой исследования являются:

- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
(с посл. изменениями от от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ);

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 22 марта 2008 г. № 184 «План мероприятий Минздравсоцразвития России по выполнению Плана действий Правительства Российской Федерации на 2008 год по реализации основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу»

- Постановление от 24 декабря 2013 № 1205-па «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

- Закон Оренбургской области от 17 ноября 2011 г. N 553/136-V-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями по социальному обслуживанию и предоставлению мер социальной поддержки граждан в Оренбургской области»;

- Закон Оренбургской области от 07 мая 2013 года N 1460/441-V-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О социальном обслуживании населения в Оренбургской области»;

- Постановление Оренбургского городского Совета от 31 января 2012 г. N 336 «Об утверждении Положения «Об управлении социальной защиты населения администрации города Оренбурга» (с изменениями и дополнениями);

- Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 15 июля 2010 г. N 494-п «О сценарных условиях социально-экономического развития Оренбургской области на 2011 год и на период до 2013 года»;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г № 1662‐р)

- Постановление администрации Оренбургской области от 16 июня 2003 г. № 111-п «Об областной межведомственной комиссии по вопросам
улучшения положения женщин, семьи и детей»;

- Постановление администрации города Оренбург от 16 сентября 2013 г. № 2442-п «Об утверждении Прогноза социально-экономического развития города Оренбурга на 2014-2016 годы»;

В ходе работы были использованы исследования авторов: Н.А.Волгина, В.А. Медведева, Т.В.Мусиенко, А.С.Кустарева, Адамчук В.В., В.Н.Лукина, А.В.Михайлова, С.Миронова и др.

 


Заключение

 

 

Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

В сегодняшней России необходимо использовать механизмы, выработанные и теорией, и мировой практикой. И если уж наша страна оказалась в сложнейшей социальной ситуации, надо хотя бы в полной мере восполь­зоваться естественным преимуществом догоняющего: учиться на чужом опыте, на чужих ошибках, не повторяя их, и максимально спрямляя, укора­чивая путь к цели. Нужно создавать не отдельные элементы, а целостную систему государственного социально-экономического регулирования. Сис­тему эффективную, прагматичную, нацеленную на результат, учитываю­щую конкретные особенности, проблемы и преимущества, характерные 'именно для нашей страны. Это требует целенаправленного уточнения задач и отладки механизмов социально-экономической политики.

Предстоит принять конкретные действия по решению серьезных социальных проблем, главными из которых являются:

-высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;

-неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низкими уровнями рождаемости, ожидаемой средней продолжительностью жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения;

-широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;

-недофинансирование организаций социально-культурной сферы.

В этих целях Правительство Российской Федерации сконцентрирует основные усилия на следующих основных направлениях:

-обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышения доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте, улучшения пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населения (перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам);

-значительное сокращение социальной и экономической бедности, в первую очередь минимизация крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации, укрепление социальной безопасности граждан, подверженных риску существенного ухудшения материальной обеспеченности и наступления бедности;

-обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское, социальное обслуживание и общее образование;

-безусловная приоритетность инвестиций в человека, и, прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранение. В этих целях предусматривается опережающий рост ассигнований на цели социального развития по сравнению с большинством других направлений государственных расходов;

-осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых граждан, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке;

-усиление страховых принципов социальной защиты населения при выходе на пенсию, в случае болезни, а также при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

-создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

-создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития миграционных процессов;

-осуществление мероприятий по социальному развитию села;

-улучшение демографической ситуации на основе осуществления мероприятий по снижению уровня смертности населения и создания предпосылок для стабилизации показателей рождаемости;

-реформирование трудового законодательства, приведение его в соответствие с требованиями рыночной экономики.

По результатам проведенного исследования деятельности Управления социальной защиты населения МО Оренбургский район можно отметить, что специалистами Управления уже давно ведется активная работа, направленная на предоставление помощи пенсионерам, малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, одиноко проживающих граждан, доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; а так же в целях адресного и рационального использования бюджетных средств.

Сильными сторонами направления социальной политики области являются:

-сплоченная команда единомышленников – руководителей отраслевых Управлений, тесное взаимодействие которых происходит не только на информационном уровне, но и при внедрении и реализации различных программ,

-высокая ориентированность на программно-целевую деятельность в направлении,

-разнообразие методов, форм и видов деятельности, направленных на реализацию социальных прав и гарантий жителей города. Охват практически всех уязвимых в той или иной степени, групп населения. Использование нестандартных и креативных подходов к решению проблем города в социальной сфере,

-высокий уровень правовой поддержки каждого вида программ и деятельности, причем не только федеральными и региональными, но и муниципальными нормативными актами и документами,

-качественное информационное обеспечение деятельности отраслей социальной сферы.

В дальнейшем необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, различные по областям и районам в пределах одной области. Все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан.

 


Приложение А1

(обязательное)

Таблица А1 - Сравнительный анализ использования бюджетных средств на предоставление мер социальной поддержки и социальное обслуживание населения в 2011-2013г.г.

 

Группы населения 2011 год 2012 год 2013 год Отклонение 2013г. от 2011г. темп роста 2013г. в % к 2011г.
Фактически предоставлено мер социальной поддержки, тыс. руб. Среднемесячный размер на 1 получателя, руб. Фактически предоставлено мер социальной поддержки, тыс. руб. Среднемесячный размер на 1 получателя, руб. Фактически предоставлено мер социальной поддержки, тыс. руб. Среднемесячный размер на 1 получателя, руб.
                 
Численность ветеранов труда   133 964    
Расходы на предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда                
в т ч.: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг                
- компенсация в размере 50 процентов абонентской платы за стационарный телефон и стоимости услуг за пользование радио                
- бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов                
- ежемесячная денежная выплата, взамен льготного проезда на всех видах пассажирского транспорта             -12344  
Кроме того, погашение задолженности за услуги ЖКХ                
Численность тружеников тыла       -18484  
Итого расходы на предоставление мер социальной поддержки труженикам тыла             -8687  
в том числе: оплата в размере 50 процентов стоимости лекарств                
- бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов             -705  
- ежемесячная денежная выплата, взамен льготного проезда на всех видах пассажирского транспорта             -9625  
Кроме того, погашение задолженности за лекарства и зубопротезирование                

Продолжение таблицы А1

 

                 
Численность реабилитированных лиц          
Итого расходы на предоставле-ние мер социальной поддержки реабилитированным лицам                
в т.ч.: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг                
- бесплатная установка телефона             -288  
- бесплатный проезд один раз в год в пределах территории РФ железнодорожным транспортом                
- оплата в размере 50 процентов стоимости лекарств                
- бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов                
- ежемесячная денежная выплата, взамен льготного проезда на всех видах пассажирского транспорта             -602  
Численность многодетных семей       -2938  
Итого расходы на предоставление мер социальной поддержки многодетных семей                
Численность детей - всего 322 000     -14014  
Итого расходы на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 (18) лет             -36749  
Расходы на социальное обслуживание населения и предоставление мер социальной поддержки в части организации работы по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Оренбургской области 491 000   992 479          
Адресные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг населению                
Численность семей          
Расходы на предоставление населению адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг 150 314   225 400       -123348  
Численность льготных категорий граждан федерального регистра (ветераны, участники ВОВ, инвалиды, чернобыльцы)          
Расходы на оплату жилья и коммун.услуг                
Сумма бюджетных средств, направленная на предоставление мер социальной поддержки и социальное обслуживание населения          

 

Содержание

Введение.......................................................................................................................5

1 Теоретические аспекты социальной политики…………………………………..9

1.1 Сущность, содержание, цели и принципы социальной политики……………9

1.2 Сфера деятельности социальной политики. 21

1.3 Социальная защита – как элемент социальной политики. 28

2 Анализ социальной политики в Оренбургском районе………………………...33

2.1 Характеристика деятельности Управления социальной защиты населения МО Оренбургский район. 33

2.2 Характеристика деятельности отделов Управления социальной защиты населения МО Оренбургский район. 37

2.3 Анализ деятельности отделов Управления социальной защиты населения МО Оренбургский район. 51

3 Основные направления развития социальной политики на

современном этапе……………………………………………………………........55

3.1 Основные направления социальной политики……………………………......55

3.2 Преобразования в сфере социальной помощи. 69

3.3 Преобразования в сфере социальной защиты населения. 72

Заключение. 80

Список использованных источников. 83

Приложение А Сравнительный анализ использования бюджетных средств на предоставление мер социальной поддержки и социальное обслуживание населения в 2011-2013 гг...................................................................................................86

 

 


Введение

 

 

Социально-экономическое развитие страны не может успешно осуществляться без интеграции регионов в единое макроэкономическое и социальное пространст­во, с одной стороны, и без самостоятельного формирования и реализация субъек­тами Российской Федерации социальной политики в своем регионе - с другой. Сегодня, в социальной политике на первый план выдвигается проблема чёткого разделения сфер реализации государственной социальной политики между Цен­тром и субъектами Федерации. Во взаимоотношениях «Центр - регион», «Регион - регион» переплетаются разноуровне­вые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования.

Центр возлагает на себя функции по формированию:

· целей и задач государственной социальной политики;

· норм поведения государственных органов по отношению к социальным про­блемам граждан;

· механизмов обеспечения социальных гарантий.

Концепция государственной социальной политики включает в себя основные позиции:

· по передаче все больших социальных функций в регионы;

· по перенесению большей доли финансирования социальных расходов на сбере­жения граждан;

· по снятию ограничений в социально-трудовой сфере, созданию возможностей в увеличении доходов граждан;

· по поддержанию оптимального уровня занятости.

В регионах разрабатываются концепции и программы социально-экономического развития, социальные разделы планов развития районов, городов и населённых пунктов. Формирование социальной политики на уровне региона достаточно новое явле­ние в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся достаточно самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя регио­нальные проблемы социального развития существовали всегда, и на уровне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным Центром правилам. Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе [12].

Актуальность темы исследования состоит в том, что существуют особенности современной ситуации: на этом этапе происходит укрепление российской государ­ственности, активизация государственной политики, устранения дефор­маций в обществе и экономике, возникших в предыдущий период, поста­новки и решения задач экономического роста, модернизации производст­ва и регулирования социальных отношений. В этой ситуации наиболее важными представляются следующие социальные проблемы:

- Наращивание ресурсного потенциала для обеспечения жизни общества вообще и его социальных нужд в особенно­сти;

- Достаточный и устой­чивый экономический рост, обеспечение на ближайшем историческом этапе удвоения ввп.

- Обеспечение контроля государства над общественной приемлемостью методов работы крупного капитала, а также содействие цивилизованному развитию мел­кого и среднего предпринимательства.

- Активизация социальной политики, поддержание соответствия стоящих перед ней задач к возрастающим материальным возможностям страны, повышение рациональности использования выделяемых на социальные нужды ресурсов.

- Поэтапный переход от нынешнего скудного прожиточного минимума, к гарантированному на деле минимальному потреби­тельскому бюджету, позволяющему удовлетворять достаточно широкий круг потребностей людей на общественно приемлемом уровне.

- Необходимость повышения роли тех социальных мероприятий, которые служат возрас­танию экономической активности населения. Среди многих аспектов этой проблематики можно упомя­нуть, например, задачу профессиональной ориентации молодежи, расши­рения предпосылок трудовой активности для лиц с ограниченными физи­ческими возможностями и т.д.

- Взаимодействие федерального центра и регионов при реализации социальной политики, оптимизация распределения до­ходов и расходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней, соответствие финансовых возможностей регионов их обязатель­ствам в социальной сфере.

- Усиление контроля государства и общества за принципиальной общественной при­емлемостью проводимых мер социальной политики на всех уровнях. Эти меры должны и разъясняться, и осуществляться таким образом, чтобы население воспринимало их как необходимые и социально справедливые.

Объект исследования – система социальной политики

Предмет – принципы и направления реализации социальной политики на уровне региона

Целью дипломной работы является анализ особенностей реализации социальной политике на региональном уровне на примере субъекта Российской Федерации Оренбургская область.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решены следующие задачи:

- Рассмотрены сущность, содержание, цели и принципы социальной политики;

- Изучена сфера деятельности социальной политики;

- Дана характеристика деятельности управления социальной защиты населения муниципального образования Оренбургский район;

- Проведен анализ деятельности отделов управления социальной защиты населения муниципального образования Оренбургский район.

Методологической базой исследования являются:

- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
(с посл. изменениями от от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ);

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 22 марта 2008 г. № 184 «План мероприятий Минздравсоцразвития России по выполнению Плана действий Правительства Российской Федерации на 2008 год по реализации основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу»

- Постановление от 24 декабря 2013 № 1205-па «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

- Закон Оренбургской области от 17 ноября 2011 г. N 553/136-V-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями по социальному обслуживанию и предоставлению мер социальной поддержки граждан в Оренбургской области»;

- Закон Оренбургской области от 07 мая 2013 года N 1460/441-V-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О социальном обслуживании населения в Оренбургской области»;

- Постановление Оренбургского городского Совета от 31 января 2012 г. N 336 «Об утверждении Положения «Об управлении социальной защиты населения администрации города Оренбурга» (с изменениями и дополнениями);

- Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 15 июля 2010 г. N 494-п «О сценарных условиях социально-экономического развития Оренбургской области на 2011 год и на период до 2013 года»;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г № 1662‐р)

- Постановление администрации Оренбургской области от 16 июня 2003 г. № 111-п «Об областной межведомственной комиссии по вопросам
улучшения положения женщин, семьи и детей»;

- Постановление администрации города Оренбург от 16 сентября 2013 г. № 2442-п «Об утверждении Прогноза социально-экономического развития города Оренбурга на 2014-2016 годы»;

В ходе работы были использованы исследования авторов: Н.А.Волгина, В.А. Медведева, Т.В.Мусиенко, А.С.Кустарева, Адамчук В.В., В.Н.Лукина, А.В.Михайлова, С.Миронова и др.

 


Теоретические аспекты социальной политики

1.1 Сущность, содержание, цели и принципы социальной политики

Под социальной политикой в прикладном практическом смысле обычно понимают совокупность конкретных мер и мероприятий, на­правленных на жизнеобеспечение населения [16]. В зависимости от того, от кого исхо­дят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная, региональная, корпоративная. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нель­зя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного пони­мания этого социального явления. При таком узком толковании социальной поли­тики, например, отсутствие мер и мероприятий позволяет делать вывод об отсутствии социальной политики как таковой. Социальная политика всегда имеет место не только с теоретических позиций, но и в практической жизни [23].

Социальная политика - многогранный процесс и структурно сложное яв­ление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы, проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния.

Социальная политика представляет собой проводимую государ­ственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллектива­ми систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостоя­ния, улучшением качества жизни общества и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе [12].

Сущность политики вообще и социальной политики выявляется через взаимоот­ношения устойчивых элементов социальной структуры - социальных групп. Ус­тойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общест­венных условий их существования и развития.

Социальные группы, структурные части общества - несомненная реальность. Но эти группы могут действовать или бездействовать, осознавать свои интересы и не осознавать, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики). А могут быть и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов, формальными субъектами.

Субъекты социальной политики - это самостоятельные и фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, орга­низации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам по­литики относятся и представляющие их интересы организационные структуры (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Субъекты социальной политики

 

Гражданское общество - тип общественного устройства, отличительный при­знак которого - реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни. В гражданском обществе действует множество независимых друг от друга субъектов подготовки, принятия и осуществления решений.

В наиболее развитом виде гражданское общество существует в форме демокра­тии. Диктаторская форма правления существенно деформирует гражданское обще­ство, порождает тенденции и опасность его фашизации. В фашистском (тоталитар­ном) обществе многосубъектность, носит декоративный вид или отсутствует даже формально [10].

Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально ак­тивно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляю­щие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере [6].

Субъектом социальной политики, наряду с государством, выступают также:

- государственные ведомства и учреждения;

- органы местного самоуправления;

- внебюджетные фонды;

- общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;

- коммерческие структуры и бизнес;

- профессиональнее работники, занимающиеся разработкой и социальной политики;

- добровольцы;

- граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи).

Главный субъект социальной политики - социальное государ­ство - должно обеспечивать:

- движение к достижению в обществе социальной справедливости;

- ослабление социального неравенства;

- предоставление каждому работы или иного источника суще­ствования;

- сохранение мира и согласия в обществе;

- формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-истори­ческих условий страны. Основные направления социальной полити­ки, отражающие ее специфику:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.121 с.)