Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сфера деятельности социальной политикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Другой, достаточно обширный сектор рассмотрения структуры социальной политики связан с так называемым сферным подходом. Особенность этого подхода заключается в том, что в привычном словоупотреблении под названием «социальная сфера», «сфера производства», подразумеваются комплексы, включающие в себя разнообразные, хотя и внутренне схожие виды деятельности, управляемые целым рядом руководящих органов. Определенные виды социальных услуг реализуются не только в рамках одного ведомства, отвечающего за них по своему предназначению, но также в рамках ряда других: так, образовательной деятельностью занимаются не только учреждения Минобразования, но также структуры Министерства труда и социального развития РФ, Министерства культуры, Комитета по делам молодежи, негосударственные организации, роль которых в последние годы возрастает. Проблемы детей в той или иной мере затрагивает деятельность многих, если не всех, элементов социального комплекса. Также существуют ведомства, которые формально не относятся к социальной сфере (например, Министерство внутренних дел), однако деятельность их также имеет огромное значение именно для социального развития [30]. Элементы социальной политики представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Элементы социальной политики
Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность общества и все функции государства, причем ряд элементов в рамках такой структуры являются «пограничными», лежат на стыке социальной сферы и смежных областей деятельности. Важнейшее место в социальной политике (равно как и в экономической, и в промышленной политике) должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть обеспечено его место базовой социальной ценности. В этом направлении социальная политика включает мероприятия по содействию занятости населения. В современных условиях эта деятельность возможна только в рамках принципа социального партнерства, т. е. на основе сотрудничества с предпринимателями (работодателями) и профсоюзами (объединениями наемных работников). Оформление и поддержание социального партнерства между всеми участниками социально-трудовых отношений, организация деятельности трехсторонних комиссий является неотъемлемой частью социального управления [12]. Помимо поддержания существующих и создания новых рабочих мест одним из путей нахождения «приносящего доход занятия» является содействие самозанятости, организации малых предприятий на семейной или соседской основе. Преобладание в настоящее время среди них торговых или простейших сервисных предприятий - не закономерность, а свидетельство начального уровня развития малого бизнеса. Главное в такой деятельности - индивидуальная инициатива потенциальных предпринимателей, однако региональная администрация может поддержать ее путем обеспечения наиболее благоприятных стартовых условий, создания позитивного нормативно-правового и инвестиционного климата, защиты от криминалитета, предоставления региональных социальных заказов. Признанной во всем мире социальной технологией помощи безработному индивиду является дополнительное обучение или переобучение с целью приобретения новой специальности или специализации, более соответствующей требованиям времени [13]. Службы занятости активно реализуют такой вид социальной поддержки. К сожалению, в условиях глубокого системного кризиса, охватившего нашу страну, иногда бывает трудно выявить, какие же перспективные профессии могут гарантировать трудоустройство лицам, направляемым на переобучение. Спецификой современного уровня социально-экономического развития как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных регионах является то обстоятельство, что занятость, наличие оплачиваемой работы не гарантируют получения дохода, эквивалентного не только минимальному потребительскому бюджету, но даже душевому прожиточному минимуму, т. е. работающий и получающий заработную плату человек не всегда зарабатывает достаточно, чтобы обеспечить себя самого, не говоря уже об иждивенцах. Дополнение до прожиточного минимума может быть осуществлено за счет сверхзанятости (вторая работа, полуторная, двойная ставка), получения продуктов с огорода, минимизации потребления, продажи личных вещей, реализации квартиры, дачи. Обращение в органы социальной защиты может предоставить человеку (семье) адресную социальную помощь. Ни одна из этих возможностей не может считаться социально желательной с точки зрения перспективной социальной политики. Сверхзанятость ведет к интенсивной и порой невосстановимой затрате сил и здоровья индивидов, дефициту внимания к семье и детям. Наиболее продуктивный вариант как для индивида, так и для общества в целом - повышение уровня оплаты труда, рост трудовой обеспеченности [15]. Функция охраны труда, которая всегда относилась к важнейшим направлениям деятельности государства, но в условиях появления множества частных работодателей приобрела особую остроту. В свое время социальная политика в известной мере вырастала на основе борьбы за охрану труда рабочих. В настоящее время стремление к постоянной экономии, ослабление контролирующей роли государства иногда приводит к тому, что охране труда не уделяется должного внимания, устарелое и опасное оборудование медленно заменяется новым. Здесь необходимы не только постоянные проверки, совместный с профсоюзами контроль, но также региональная стимуляция работодателей, реализующих технологии, повышающие безопасность труда, пропаганда трудоохранных мер, обучение кадров таким знаниям и технологиям. Элементы социальной политики в области регулирования оплаты труда представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Элементы социальной политики в области регулирования оплаты труда
Хотя труд является источником жизнеобеспечивающих ресурсов для индивидов и общества в целом, другие социальные факторы имеют не меньшую важность. Соответственно, велика роль тех разделов социальной политики, которые направлены на их обеспечение [14]. Мировое сообщество все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или отсутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими ценностями или благами. Права индивидов в области охраны здоровья признаются международным законодательством. Так, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что государства-участники признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, для чего должны быть предприняты конкретные меры в рамках политики в области здравоохранения. Эти меры касаются медицины, гигиены внешней среды, противоэпидемической охраны территории, условий нормального питания и здорового развития детей, т. е. политика в области охраны здоровья также может осуществляться исключительно всей системой органов управления, а не только органами здравоохранения. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закрепляют право на охрану здоровья и медико-социальную помощь, причем они обеспечиваются не только мерами по развитию здравоохранения в целом и медицины в частности, но также охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. В таком подходе находит свое отражение сложная, не только медицинская, но и социальная природа феномена здоровья. Важным фактором здоровья является уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансированным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Однако в наших современных условиях углеводный тип питания связан в первую очередь с малообеспеченностью граждан. Даже продуктовая часть прожиточного минимума рассчитывается в основном исходя из таких продуктов, как хлеб, картофель, макаронные изделия, крупы. Дефицит белка и витаминов снижает трудоспособность и сопротивляемость заболеваниям, отрицательно влияет на развитие детей. Данный аспект здоровья прежде всего затрагивает социальную политику в целом, так как обязательные социальные минимумы, гарантируемые государством (минимальная заработная плата, минимальная пенсия и др.), должны обеспечивать минимум средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Важными факторами политики в области охраны здоровья являются санитарное состояние территории и качество здравоохранения. Проблемы санитарной охраны являются функцией управления, включая защиту от инфекционных заболеваний, карантинных сорняков и вредителей. Ослаблен неуправляемости на всех уровнях, потеря контроля над соблюдением стандартов коммунального обслуживания и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекционной заболеваемости в целом и отдельным вспышкам таких болезней. Весьма важным и масштабным фактором здоровья является состояние окружающей среды в совокупности его природных и антропогенных условий. Жизнедеятельность общества невозможна без каких-либо воздействий на окружающую среду, выбросов, отходов, загрязнений. Однако применявшиеся прежде примитивные технологии давали возможность природе ассимилировать антропогенные воздействия, хотя первые экологические катастрофы относятся еще к временам античности. Высокие технологии априорно разрабатываются с целью минимизировать промышленные выбросы и устранить их враждебное воздействие на окружающую среду. Наиболее вредными последствиями грозит индустриальная технология и бытовые отходы больших городов и населенных пунктов. Масштабы их загрязнений настолько велики, что требуют затрат больших средств, разработки специальных процессов, иногда создания промышленных производств по утилизации отходов [18]. Необходимо разрабатывать и осуществлять социальную политику в области экологии (социоэкологическую политику) в антикризисном варианте. Возможно, что свертывание тяжелой промышленности в ряде случаев дает возможность оптимизировать экономическую структуру территорий с пользой как для социальной сферы, так и для природы: развитие рекреационной деятельности, социального туризма дало возможность многим странам найти выход из переживаемого ими кризиса и добиться высокого уровня жизни населения. Комплексный подход к взаимоотношениям с окружающей средой, недопустимость и невозможность полного прекращения антропогенного воздействия на природу, необходимость сочетания развития трудовой занятости и охраны окружающей среды обусловливают то обстоятельство, что социоэкологическая политика также является общей функцией государственного (в первую очередь, регионального) управления. В ее рамках должен постоянно поддерживаться баланс между сохранением природы и ее использованием. Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для индивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Развернувшаяся в мире научно-технологическая революция предъявляет высокие требования как к стартовому образованию детей и молодежи, так и к непрерывному последующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобучению взрослых. Образование вносит важнейший вклад не только в распространение знаний, но также в формирование личности обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потребностям общества. В нашей стране накоплены богатые традиции развития образования разных уровней. В условиях современного социально-экономического кризиса в России развитие образования, его адаптация к требованиям социальной действительности и в то же время сохранение традиций фундаментального образования, накопленных за десятилетия и столетия предшествующей истории, относятся к важнейшим направлениям социальной политики. Политика субъектов Федерации в области образования определятся как федеральным, так и региональным законодательством и должна вестись на основе региональных образовательных стандартов, отвечающих территориальной специфике. В основу регионального стандарта образования, который разработан и вводится в настоящее время, положена ориентация на обеспечение подготовки молодых людей к самостоятельной жизни с учетом требований рыночных отношений, формирование социального оптимизма и уверенности в способности найти свое место в жизни. Сама образовательная структура представляет собой достаточно сложный феномен, так как она включает учреждения государственного, муниципального и негосударственного характера. Их целью является как обеспечение детям и взрослым возможности получения образования, так и профессиональная их подготовка. Система образовательных учреждений охватывает собой различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования. На протяжении всех лет истории Советского Союза развитие культурно-досуговой деятельности осуществлялось на базе постулата, сформулированного в свое время К. Марксом, о том, что свободное время личности есть пространство ее действительного развития. Поэтому инфраструктура досуга была нацелена не только на рекреацию, восстановление затраченных в рабочее время сил, развлечение, но в первую очередь на - просвещение и воспитание населения. Коммерческая успешность досуговой деятельности была вторичной. Напротив, государство выделяло значительные средства на создание и поддержание деятельности театров и киноиндустрии, стадионов и библиотек, музеев и домов культуры. Большинство из них предоставляли свои услуги бесплатно либо за доступную для населения плату [16]. Было бы ошибкой считать, что такой принцип деятельности был характерен только для нашей страны. Большинство государств, именуемых социальными и заботящихся о развитии своего человеческого потенциала, проводят разграничение между культурой и просвещением как сферами заботы государства и общества, которые должны максимально обеспечить доступ граждан к культурным ценностям, и шоу-бизнесом как отраслью коммерческой деятельности, главной целью которой является извлечение дохода. Для детей, пенсионеров, инвалидов реализуются программы бесплатного или льготного приобщения к культуре в форме пользования библиотеками, музеями, информационными сетями. Кроме того, развитие массовой физической культуры для всех слоев населения, включая бедные, также является частью социальной политики современных государств. Активно организуются спортивные или художественные кружки на муниципальном или общинном уровне как форма социальной работы с детьми и молодежью, способ вытеснения антисоциального, криминального влияния улицы. Недостаточное внимание в последнее десятилетие к культурно-просветительной, неприбыльной стороне досуговой деятельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привели к тому, что население нашей страны испытывает определенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и свободного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, имеющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный заработок. Поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, использовать отпуск. Безработные или лица, формально занятые, но не имеющие нагрузки на работе, не могут считать свое время свободным, оно качественно не наполнено. Кроме того, такое состояние ведет к материальным трудностям, психологическим нарушениям. Изменилась структура проведения свободного времени Люди старших возрастных групп (40 лет и выше) стали тратить больше времени на работу на садовом (дачном) участке, приобретение дополнительного источника дохода (шитье, вязанье, вышивание, различного рода ремонтные работы). У них значительно уменьшились затраты времени на потребление духовных благ (посещение театров, концертов, музеев, выставок), домашние настольные игры, дневной сон. У лиц возраста от 16 до 30 лет включительно остаются популярными спортивные соревнования, дискотеки, клубы по интересам, бары, кафе и другие развлекательные ресурсы. Снизилось количество молодых людей, интересующихся искусством, занимающихся прикладными его видами, читающих газеты и журналы, художественную литературу. В то же время появился «зажиточный» слой молодежи и лиц среднего возраста от 25 до 40 лет, которые могут позволить себе коллекционирование, посещение ресторанов, баров, игорных и развлекательных заведений. Уменьшение у большинства населения экономических возможностей для отдыха связано также с сокращением традиционных рекреационных территорий за счет потери курортных зон в Прибалтике, на Украине, в Закавказье. Утрата государственного или профсоюзного финансирования влечет за собой рост цен на рекреационные услуги российских учреждений. Отказ ряда предприятий от финансирования своих баз отдыха и оздоровления, закрытие многих досуговых учреждений ведут к сокращению инфраструктуры отдыха в целом [30]. Между тем, рекреация относится к числу важнейших функций социальной жизнедеятельности. Без восстановления затраченных сил невозможно ни поддержание трудовой активности, ни творчество, ни социальное развитие. Отдых также можно рассматривать как средство снижения социальной напряженности, фактор профилактики межличностных и групповых конфликтов. Жилищная политика является важнейшим элементом обеспечения социального развития, в серьезной степени она связана не только с экономикой, но и с идеологией социально-экономической направленности движения странны. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищной политики, средств и методов их достижения. Плановая экономика неоднократно провозглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жилищем. Однако в ее рамках имелось неустранимое противоречие: гарантированное предоставление жилья было связано с длительностью его ожидания и скромными качественными показателями. Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предоставлению жилья, однако дает возможность его приобретения на рыночных условиях, причем в такие сроки и такого качества, какие может себе позволить потребитель. Противоречие этой модели жилищной политики заключается в том, что подавляющее большинство населения имеет доходы, абсолютно не позволяющие удовлетворять жилищные потребности на рыночной основе. Следует заметить, что большинство типов социальных государств проводят жилищную политику, обусловливающую предоставление своим малообеспеченным гражданам дешевого муниципального жилья.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.28.200 (0.011 с.) |