Сфера деятельности социальной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сфера деятельности социальной политики



 

 

Другой, достаточно обширный сектор рассмотрения структуры социальной политики связан с так называемым сферным подходом. Особенность этого подхода заключается в том, что в привычном словоупотреблении под названием «социальная сфера», «сфера производства», подразумеваются комплексы, включаю­щие в себя разнообразные, хотя и внутренне схожие виды деятельно­сти, управляемые целым рядом руководящих органов. Определенные виды социальных услуг реализуются не только в рамках одного ведомства, отвечающего за них по своему предназначе­нию, но также в рамках ряда других: так, образовательной деятельно­стью занимаются не только учреждения Минобразования, но также структуры Министерства труда и социального развития РФ, Министер­ства культуры, Комитета по делам молодежи, негосударственные организации, роль которых в последние годы воз­растает. Проблемы детей в той или иной мере затрагивает деятельность многих, если не всех, элементов социального комплекса. Также существуют ведомства, которые формально не относятся к социальной сфере (например, Министерство внутренних дел), однако деятельность их также имеет огромное значение именно для социаль­ного развития [30].

Элементы социальной политики представлены на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 – Элементы социальной политики

 

Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность общества и все функции государства, причем ряд элементов в рамках такой структуры являются «пограничными», лежат на стыке социальной сферы и смежных областей деятельности.

Важнейшее место в социальной политике (равно как и в экономической, и в про­мышленной политике) должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть обеспечено его место базовой социальной ценности.

В этом направлении социальная политика включает мероприятия по содействию занятости населения. В современных условиях эта деятельность возможна только в рамках принципа социального парт­нерства, т. е. на основе сотрудничества с предпринимателями (ра­ботодателями) и профсоюзами (объединениями наемных работни­ков). Оформление и поддержание социального партнерства между всеми участниками социально-трудовых отношений, организация деятельности трехсторонних комиссий является неотъемлемой частью социального управления [12].

Помимо поддержания существующих и создания новых рабочих мест одним из путей нахождения «приносящего доход занятия» яв­ляется содействие самозанятости, организации малых предприятий на семейной или соседской основе. Преобладание в настоящее вре­мя среди них торговых или простейших сервисных предприятий - не закономерность, а свидетельство начального уровня развития малого бизнеса. Главное в такой деятельности - индивидуальная инициатива потенциальных предпринимателей, однако региональная администрация может под­держать ее путем обеспечения наиболее благоприятных стартовых условий, создания позитивного нормативно-правового и инвестици­онного климата, защиты от криминалитета, предоставления региональ­ных социальных заказов.

Признанной во всем мире социальной технологией помощи без­работному индивиду является дополнительное обучение или переобу­чение с целью приобретения новой специальности или специализа­ции, более соответствующей требованиям времени [13]. Службы занято­сти активно реализуют такой вид социальной поддержки. К сожале­нию, в условиях глубокого системного кризиса, охватившего нашу страну, иногда бывает трудно выявить, какие же перспективные про­фессии могут гарантировать трудоустройство лицам, направляемым на переобучение.

Спецификой современного уровня социально-экономического развития как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ре­гионах является то обстоятельство, что занятость, наличие оплачива­емой работы не гарантируют получения дохода, эквивалентного не только минимальному потребительскому бюджету, но даже душе­вому прожиточному минимуму, т. е. работающий и получающий за­работную плату человек не всегда зарабатывает достаточно, чтобы обеспечить себя самого, не говоря уже об иждивенцах. Дополнение до прожиточного минимума может быть осуществлено за счет сверх­занятости (вторая работа, полуторная, двойная ставка), полу­чения продуктов с огорода, минимизации потребления, продажи личных вещей, реализации квартиры, дачи. Обра­щение в органы социальной защиты может предоставить человеку (семье) адресную социальную помощь.

Ни одна из этих возможностей не может считаться социально желательной с точки зрения перспективной социальной политики. Сверхзанятость ведет к интенсивной и порой невосстановимой зат­рате сил и здоровья индивидов, дефициту внимания к семье и детям. Наиболее продуктивный вариант как для индивида, так и для обще­ства в целом - повышение уровня оплаты труда, рост трудовой обес­печенности [15].

Функция охраны труда, которая всегда относилась к важнейшим направлениям деятельности государства, но в условиях появления множества частных работодателей приобрела особую остроту. В свое время социальная политика в известной мере вырастала на основе борьбы за охрану труда рабочих. В настоящее время стрем­ление к постоянной экономии, ослабление контролирующей роли государства иногда приводит к тому, что охране труда не уделяется должного внимания, устарелое и опасное оборудование медленно заменяется новым. Здесь необходимы не только постоянные провер­ки, совместный с профсоюзами контроль, но также региональная сти­муляция работодателей, реализующих технологии, повышающие бе­зопасность труда, пропаганда трудоохранных мер, обучение кадров таким знаниям и технологиям.

Элементы социальной политики в области регулирования оплаты труда представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Элементы социальной политики в области регулирования оплаты труда

 

Наименование   Комментарии
Контроль уровня заработной платы Согласование и принятие более высоких тарифов и ставок заработной платы
Контроль своевременности выплаты заработной платы Обеспечение своевременности выплаты заработной пла­ты и наказание за корыстную ее задержку работодателями
Регулирование условий предоставления надбавок и компенсаций Введение тех или иных региональных (отраслевых) надбавок отдельным катего­риям работающих (за особые условия труда, в силу высокой социаль­ной значимости, для привлечения кадров)

 

Хотя труд является источником жизнеобеспечивающих ресурсов для индивидов и общества в целом, другие социальные факторы име­ют не меньшую важность. Соответственно, велика роль тех разделов социальной политики, которые направлены на их обеспечение [14].

Мировое сообще­ство все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или отсутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими цен­ностями или благами. Права индивидов в области охраны здоровья признаются международным законодательством. Так, ст. 12 Меж­дународного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что государства-участники признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и пси­хического здоровья, для чего должны быть предприняты конкрет­ные меры в рамках политики в области здравоохранения. Эти меры касаются медицины, гигиены внешней среды, противоэпидемичес­кой охраны территории, условий нормального питания и здорового развития детей, т. е. политика в области охраны здоровья также мо­жет осуществляться исключительно всей системой органов управ­ления, а не только органами здравоохранения.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан закрепляют право на охрану здоровья и меди­ко-социальную помощь, причем они обеспечиваются не только мерами по развитию здравоохранения в целом и медицины в частности, но также охраной окружающей природной среды, созда­нием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. В таком подходе находит свое отраже­ние сложная, не только медицинская, но и социальная природа фе­номена здоровья.

Важным фактором здоровья является уровень и качество пита­ния, которое должно быть рациональным, сбалансированным, отве­чать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и харак­теру занятий. Однако в наших современных условиях углеводный тип питания связан в первую очередь с малообеспеченностью граждан. Даже продуктовая часть прожиточного минимума рассчитывается в основном исходя из таких продуктов, как хлеб, картофель, макарон­ные изделия, крупы. Дефицит белка и витаминов снижает трудоспо­собность и сопротивляемость заболеваниям, отрицательно влияет на развитие детей.

Данный аспект здоровья прежде всего затрагивает социальную политику в целом, так как обязательные социальные минимумы, гарантируемые государством (минимальная заработная плата, ми­нимальная пенсия и др.), должны обеспечивать минимум средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и раз­вития личности.

Важными факторами политики в области охраны здоровья явля­ются санитарное состояние территории и качество здравоохранения. Проблемы санитарной охраны являются функцией управления, вклю­чая защиту от инфекционных заболеваний, карантинных сорняков и вредителей. Ослаблен неуправляемости на всех уровнях, потеря кон­троля над соблюдением стандартов коммунального обслуживания и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекционной забо­леваемости в целом и отдельным вспышкам таких болезней.

Весьма важным и масштабным фактором здоровья является состояние окружающей среды в совокуп­ности его природных и антропогенных условий. Жизнедеятельность общества невозможна без каких-либо воздействий на окружающую среду, выбросов, отходов, загрязнений. Однако применявшиеся преж­де примитивные технологии давали возможность природе ассимили­ровать антропогенные воздействия, хотя первые экологические ката­строфы относятся еще к временам античности. Высокие технологии априорно разрабатываются с целью минимизировать промышленные выбросы и устранить их враждебное воздействие на окружающую сре­ду. Наиболее вредными последствиями грозит индустриальная техно­логия и бытовые отходы больших городов и населенных пунктов. Мас­штабы их загрязнений настолько велики, что требуют затрат больших средств, разработки специальных процессов, иногда создания про­мышленных производств по утилизации отходов [18].

Необходимо разрабатывать и осуществлять социальную политику в области экологии (социоэкологическую политику) в антикризисном варианте. Возможно, что свертывание тяжелой промышленности в ряде случаев дает возможность оптимизировать экономическую структуру территорий с пользой как для социальной сферы, так и для природы: развитие рекреационной деятельности, социального туризма дало воз­можность многим странам найти выход из переживаемого ими кризи­са и добиться высокого уровня жизни населения.

Комплексный подход к взаимоотношениям с окружающей сре­дой, недопустимость и невозможность полного прекращения антро­погенного воздействия на природу, необходимость сочетания разви­тия трудовой занятости и охраны окружающей среды обусловливают то обстоятельство, что социоэкологическая политика также является общей функцией государственного (в первую очередь, регионально­го) управления. В ее рамках должен постоянно поддерживаться ба­ланс между сохранением природы и ее использованием.

Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для индивида добиться ус­пеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Развернувша­яся в мире научно-технологическая революция предъявляет высокие требования как к стартовому образованию детей и молодежи, так и к непрерывному последующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобучению взрослых. Образование вносит важней­ший вклад не только в распространение знаний, но также в формирование личности обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потребностям общества.

В нашей стране накоплены богатые традиции развития образова­ния разных уровней. В условиях современного социально-экономи­ческого кризиса в России развитие образования, его адаптация к тре­бованиям социальной действительности и в то же время сохранение традиций фундаментального образования, накопленных за десяти­летия и столетия предшествующей истории, относятся к важнейшим направлениям социальной политики.

Политика субъектов Федерации в области образования определятся как федеральным, так и региональным законодательством и должна вестись на основе региональных образовательных стандартов, отвечающих территориальной специфике.

В основу регионального стандарта образования, который разработан и вводится в настоящее время, положена ориен­тация на обеспечение подготовки молодых людей к самостоятельной жизни с учетом требований рыночных отношений, формирование со­циального оптимизма и уверенности в способности найти свое место в жизни.

Сама образовательная структура представляет собой достаточно сложный феномен, так как она включает учреждения государствен­ного, муниципального и негосударственного характера. Их целью является как обеспечение детям и взрослым возможности получения образования, так и профессиональная их подготовка. Система обра­зовательных учреждений охватывает собой различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования.

На протяжении всех лет ис­тории Советского Союза развитие культурно-досуговой деятельно­сти осуществлялось на базе постулата, сформулированного в свое время К. Марксом, о том, что свободное время личности есть пространство ее действительного развития. Поэтому инфраструктура досуга была нацелена не только на рекреацию, восстановление зат­раченных в рабочее время сил, развлечение, но в первую очередь на - просвещение и воспитание населения. Коммерческая успешность досуговой деятельности была вторичной. Напротив, государство выделяло значительные средства на создание и поддержание деятель­ности театров и киноиндустрии, стадионов и библиотек, музеев и домов культуры. Большинство из них предоставляли свои услуги бесплатно либо за доступную для населения плату [16].

Было бы ошибкой считать, что такой принцип деятельности был характерен только для нашей страны. Большинство государств, име­нуемых социальными и заботящихся о развитии своего человеческого потенциала, проводят разграничение между культурой и просвеще­нием как сферами заботы государства и общества, которые должны максимально обеспечить доступ граждан к культурным ценностям, и шоу-бизнесом как отраслью коммерческой деятельности, главной целью которой является извлечение дохода. Для детей, пенсионеров, инвалидов реализуются программы бесплатного или льготного приобщения к культуре в форме пользования библиотеками, музеями, информационными сетями.

Кроме того, развитие массовой физической культуры для всех сло­ев населения, включая бедные, также является частью социальной по­литики современных государств. Активно организуются спортивные или художественные кружки на муниципальном или общинном уров­не как форма социальной работы с детьми и молодежью, способ вы­теснения антисоциального, криминального влияния улицы.

Недостаточное внимание в последнее десятилетие к культурно-просветительной, неприбыльной стороне досуговой деятельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привели к тому, что население нашей страны испытывает определенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и сво­бодного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, име­ющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный за­работок. Поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, использовать отпуск. Безработные или лица, формально занятые, но не имеющие нагрузки на работе, не могут считать свое время свобод­ным, оно качественно не наполнено. Кроме того, такое состояние ве­дет к материальным трудностям, психологическим нарушениям.

Изменилась структура проведения свободного времени Люди старших возрастных групп (40 лет и выше) стали тратить больше вре­мени на работу на садовом (дачном) участке, приобретение дополни­тельного источника дохода (шитье, вязанье, вышивание, различного рода ремонтные работы). У них значительно уменьшились зат­раты времени на потребление духовных благ (посещение театров, концертов, музеев, выставок), домашние настольные игры, дневной сон.

У лиц возраста от 16 до 30 лет включительно остаются популяр­ными спортивные соревнования, дискотеки, клубы по интересам, бары, кафе и другие развлекательные ресурсы. Снизилось количество молодых людей, интересующихся искусством, занимающихся при­кладными его видами, читающих газеты и журналы, художественную литературу. В то же время появился «зажиточный» слой молодежи и лиц среднего возраста от 25 до 40 лет, которые могут позволить себе коллекционирование, посещение ресторанов, баров, игорных и раз­влекательных заведений.

Уменьшение у большинства населения экономических возмож­ностей для отдыха связано также с сокращением традиционных рек­реационных территорий за счет потери курортных зон в Прибалтике, на Украине, в Закавказье. Утрата государственного или профсоюзно­го финансирования влечет за собой рост цен на рекреационные услуги российских учреждений. Отказ ряда предприятий от финансиро­вания своих баз отдыха и оздоровления, закрытие многих досуговых учреждений ведут к сокращению инфраструктуры отдыха в целом [30].

Между тем, рекреация относится к числу важнейших функций социальной жизнедеятельности. Без восстановления затраченных сил невозможно ни поддержание трудовой активности, ни творчество, ни социальное развитие. Отдых также можно рассматривать как сред­ство снижения социальной напряженности, фактор профилактики межличностных и групповых конфликтов.

Жилищная политика является важнейшим элементом обеспечения социального развития, в серьезной степени она связана не только с экономикой, но и с идеологией социально-экономической направлен­ности движения странны. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищ­ной политики, средств и методов их достижения. Плановая эконо­мика неоднократно провозглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жилищем. Однако в ее рамках имелось неустранимое про­тиворечие: гарантированное предоставление жилья было связано с длительностью его ожидания и скромными качественными показате­лями.

Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предоставлению жилья, однако дает возможность его приобретения на рыночных условиях, причем в та­кие сроки и такого качества, какие может себе позволить потребитель. Противоречие этой модели жилищной политики заключается в том, что подавляющее большинство населения имеет доходы, абсолютно не позволяющие удовлетворять жилищные потребности на рыночной основе. Следует заметить, что большинство типов социальных госу­дарств проводят жилищную политику, обусловливающую предостав­ление своим малообеспеченным гражданам дешевого муниципального жилья.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.5.65 (0.033 с.)