Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Молодежь как социально-демографическая группа.

Поиск

Тема 1. Молодежь как социально-демографическая группа.

Тема 2. История развития социальной работы с молодежью.

На протяжении всего исторического развития Российского государства большое внимание уделялось помощи и поддержки подрастающего поколения. Дети-сироты являлись одним из основных клиентов помощи еще при родоплеменных отношениях.

I. Княжеская поддержка подрастающего поколения

С принятием христианства были предприняты попытки социального реформирования. Официальное признание христианской религии означало распространение влияния Церкви на различные сферы жизнедеятельности общества, признание наличия ее институтов: богаделен, монастырей, церквей, кладбищ и т.д. на уровне власти и закона. В 996 году Уставом князя Владимира законодательно регламентируются дела, которые подлежали Церковному суду, а также институты помощи Церкви нуждающимся: больницы, гостиницы, странноприимницы. В этом же Уставе закреплялась необходимость оказания помощи сиротам. Сам князь Владимир учредил «училища для учения детей знатных, среднего рода и убогих людей».

Дальнейшее развитие помощи молодежи связано с новым этапом институциализации Церкви. В связи с тем, что первые священники, прибывшие на Русь, были греками, не знавшими традиций, обычаев и языка, вставала необходимость готовить отечественных проповедников из рядов молодежи. С этой целью в 1030 году князь Ярослав Мудрый собирает детей знатных горожан для обучения «книгам». Сам он активно занимался благотворительной деятельностью. «Он, учредив сиротское училище, призревал и обучал в оном на своем иждивении 300 юношей».

Владимир Мономах в своем Поучении писал: «… снабдите сироту, вдовицу оправдайте сами и не отдавайте сильным на погубление человека…». Следуя правилам Мономаха, его сестра Анна Всеволодовна, основав в Киеве «воспитательное для девиц училище, содержала оных на своем иждивении и сама их не только призревала, но и учила читать, писать и ремеслам».

Несмотря на начинающие закладываться фундаментальные основы помощи, княжеское попечение не носило системный характер, а было стихийным и часто зависело от субъективных факторов.

Развитие системы помощи в XV – XVIII веках было связано с проблемами локализации нищенства и развития превентивных мер против распространения голода и эпидемических заболеваний. При монастырях активно начинают призреваться нищие. Известны случаи, когда церковь вступается за вдов и сирот в своей юрисдикции. Так, в 1573 году была выдана Поместная грамота новгородского архиепископа Леонида вдове Марфе Пешковой с детьми. Данная грамота охраняла интересы вдовы и ее детей, поскольку муж ее погиб на государственной службе, в «государственном походе», наказано крестьянам платить ей денежный и хлебный оброк, а также обрабатывать ее землю. Эта грамота – один из первых юридических документов, прообраз будущей пенсионной системы.

Не менее остро стояла проблема обучения будущих священников. Церковные власти стояли перед необходимостью открытия школ, где бы готовили настоятелей церкви. В свете этих событий, встает необходимость организации училищ для молодежи.

С принятием «Домостроя» начинает зарождаться государственная семейная политика. Наличие в нем таких статей, как «Поучение отца сыну», «Как воспитать своих детей в поучениях разных и страхе божьем», «Как воспитать дочерей и с приданным замуж выдать», «Как детей учить и страхом спасать», говорит об оформлении общегосударственных подходов к воспитанию молодежи, и позволяет расценивать «Домострой» как прообраз Семейного кодекса.

В Указе Федора Алексеевича 1682 года были сделаны попытки регламентации включения нищенствующих детей в систему образования. В нем говорится о необходимости создания специальных школ и заведений, где бы подростки – «нищенские дети, ребята и девки» - могли обучаться различным наукам и ремеслам, «детей делая полезными членами общества через обучение наукам и ремеслам».

Тема 8. Содержание и организация социальной работы с молодежью в сфере досуга

Одной из сфер, определяющих благополучие любого человека, является область свободного времяпрепровождения – досуга.

Выделяются два ключевых назначения досуга: восстановление сил, потраченных человеком в процессе производственной деятельности, и развитие человека в физическом, интеллектуальном и духовном плане (К. Маркс).

Если свободное время рассматривать функционально, то есть как время, используемое человеком, во-первых, для восстановления своих сил и, во-вторых, для развития и реализации своих способностей, то реальность этих функций отражается в разнообразии и единстве многих форм использования свободного времени. Активная творческая деятельность, учеба, самообразование, культурное потребление индивидуального и публично-зрелищного характера, физические занятия, любительские занятия и другие формы образуют структуру свободного времени индивида и общества.

Практика социальной работы обусловлена знанием теоретических подходов в процессе воздействия как на жизненное пространство клиента, так и на его жизненные силы. В связи с этим наиболее общей чертой, характеризующей социальную работу как явление общественной жизни, особую общественную деятельность во всех вариантах ее теоретического осмысления, является обоснование путей формирования, осуществления и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. Именно поэтому культурно-досуговая деятельность занимает одно из важных мест в практическом труде современных социальных работников. В ней находят свое отражение цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяются пути, методы и средства их реализации в условиях современных тенденций развития нашего общества.

В настоящее время происходит дальнейшее развитие системы принципов социально-культурной деятельности, обусловленное процессами, происходящими в нашем обществе. Наиболее важными из них являются:

 принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

 принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

 принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности;

 принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций, инноваций;

 принцип общественно-государственного соуправления социально-культурной деятельности, обеспечение децентрализации и суверенности региональной политики в социально-досуговой сфере.

Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу ее специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. Обычно молодежный досуг характеризуется следующими специфическими чертами:

- преобладание поисковой, творческо-экспериментальной активности;

- повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамичная смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость;

- предпочтение проводить свободное время вне дома, в компании сверстников, в коммуникативно насыщенной среде;

- обостренное стремление к самостоятельности и индивидуальности в выборе форм поведения, друзей, книг, одежды;

- самоопределение в сфере любительских занятий, досуговых интересов, стиля самовыражения;

- формирование особых молодежных субкультур.

В числе факторов, определяющих характер занятий молодежи в свободное время, специалисты чаще всего называют СМИ. Интернет, формирующий новые досуговые увлечения молодежи (компьютерная живопись, графика, игры и т.д.); периодические издания и телевидение, оказывающие наряду с кинематографом влияние на выбор приоритетных ценностей молодого поколения, формирование его духовного мира.

Досуг для молодого человека превращается в образ жизни. Особенности досуга современной молодежи – высокий уровень технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм.

Можно условно выделить три вероятностных последствия влияния молодежной субкультуры на социальную ситуацию подростков и молодежи:

- позитивная тенденция (освоение социальных ролей в группе сверстников, социальное и культурное самоопределение на основе социальных проб и экспериментов);

- социально-негативная тенденция (наркотизация, принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни);

- индивидуально-негативная тенденция (инфантилизм, эскапизм и т.д.).

При организации молодежного досуга необходимо учитывать, что молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальных и постиндустриальных стадий развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчиняется единым законам развития.

Социальная работа с молодежью в сфере досуга регулируется соответствующей частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства и общества в рассматриваемой области.

Приоритетами социального воспитания молодежи в досуговой сфере являются:

- создание правовых, социально-экономических условий для выбора молодыми людьми своего жизненного пути, самореализации и участия в общественной деятельности, реализации инновационного потенциала молодежи;

- реализация общественно значимых инициатив, содействие общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, обеспечение последовательного повышения интеллектуального развития молодого поколения, способного к творческой деятельности;

- обеспечение в молодежной среде норм толерантного поведения и создания как платформы общественного согласия в демократическом обществе;

- обеспечение организационных и материальных условий для развития художественного, научного и технического творчества молодежи: создание системы организаций, ориентированных на развитие творчества молодежи;

- поддержка талантливой молодежи путем предоставления грантов, премий и иных форм поощрения творчества; пропаганда достижений творчества молодежи.

Государственная молодежная политика в сфере досуга предполагает формирование идеологии качественного молодежного досуга на государственном и региональном уровнях. Особая роль должна быть отведена социальной рекламе – пропаганде позитивных форм свободного времяпрепровождения, здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом, достижений молодых спортсменов.

Важным методом регулирования свободного времени и досуга выступает контроль над деятельностью субъектов, предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более культурного уровня ее досуга.

Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи.

С течением времени главным местом проведения культурно-досуговой деятельности и социального воспитания подростков и молодежи, а также взрослого населения становятся клубы по месту жительства. Они максимально приближены к месту проживания, доступны и открыты для свободного посещения. Для многих детей и подростков из неблагополучных семей такие клубы становятся вторым домом, местом, где несовершеннолетние в процессе общих мероприятий приобретают опыт позитивного социального взросления и социальной ответственности.

Клубы по месту жительства организуют целенаправленный процесс совместной, многопрофильной, культурно-досуговой деятельности детей и подростков. В ее процессе молодые люди получают возможность проявлять и реализовывать полезные инициативы, приобретают навыки организации своего досуга и свободного времени своих друзей, они получают опыт социального партнерства со старшим поколением, добровольного участия в делах по улучшению окружающей жизни. Большинство инициатив по работе с молодежью развивается именно в клубах и центрах по месту жительства. Многие общественные объединения, некоммерческие организации и негосударственные учреждения по проведению социально-культурной работы стали создаваться при этих клубах.

Деятельность социальных служб по организации культурной и информационной деятельности для молодежи имеет большое значение в развитии активности молодежи как социальной силы. Рост подростковой преступности говорит о том, что молодые люди недополучают примеров положительного поведения и организованного досуга. Поэтому сегодняшняя социально-культурная деятельность определяется более высокими требованиями к качеству досуга:

- досуг должен доставлять радость и удовольствие, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), предлагать возможности для коммуникации, развлечения, общения;

- досуг должен дать возможность для реализации общественной заинтересованности, демократических инициатив, для участия в общественной жизни;

- досуг должен способствовать развитию собственной инициативы, самоопределения, а также стихийных действий.

При организации молодежного досуга важным компонентом являются психологические основы деятельности учреждений культуры. К ним относятся личностные и профессиональные качества специалистов социально-культурной деятельности; их творческое дарование, жизненный опыт, система взглядов.

Важнейшим условием отношения личности к учреждениям культуры является понимание месте, отводимого ей в структуре деятельности учреждений культуры. Идея социальной защиты предусматривает определенный уровень правовой, психологической и педагогической культуры населения. Поэтому необходимо признать, что среди населения отсутствует культура общения с учреждениями культуры, что предстоит еще много сделать, чтобы через приобщение к этим учреждениям личность действительно стала духовно богатой и социально защищенной.

Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности формируется на основе различных теоретических подходов и призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства клиента и его жизненные силы.

Свободное время относится к центральным ценностям человека, а досуг рассматривается в качестве источника изменения и преобразования ценностей. При этом свободное время молодежи является не самоцелью, а средством к более счастливой жизни.

Недостаток свободного времени, неумение его организовать особенно отчетливо ощущается у социально незащищенных слоев населения. Кроме того, с развитием рыночных отношений в России происходит все большая коммерциализация предложений в культурно-досуговой сфере. Именно поэтому социальная работа в этой области становится все более востребованной, становясь составляющей частью реализации государственной политики свободного времени.

 

Социальных проблем.

Определение понятия «социальное служение» отсутствует практически во всех современных российских справочниках по проблемам социальной сферы. Указания на социальное служение приводятся только в контексте истории социальной работы и благотворительности как особый вид деятельности церкви. В настоящее время в РФ в социальном служении как специфическом виде деятельности определяются в основном религиозные организации. Так, например. Существует Синодальный отдел РПЦ по церковной благотворительности и социальному служению, созданный в 1991 г.

Церковь и церковное учение на протяжении почти тысячелетней истории России определяли принципы и формы взаимопомощи, милосердия, благотворительности и других форм служения ближнему, что и составило сущность социального служения. Социальное служение присутствует во всех основных религиях и имеет много схожих черт.

В то же время понятие социальное служение приобрело в современном мире широкий смысл. Энциклопедия «Британника» связывает социальное служение с ср и социальным обеспечением. СС является специфической сферой общественной деятельности и, имеющей общие с ср цели и задачи. в отличии от ср, развивающейся с XIX в. и являющейся сферой ответственности государства, СС развивается в современном виде с ХХ в. и является сферой ответственности общества.

Социальное служение – это общественная, добровольная, социально значимая деятельность, ставящая своей целью содействие решению проблем общества. Современное СС рассматривается как деятельность, направленная на позитивные изменения в социальной сфере, путем организации благотворительной, добровольческой, правозащитной, миротворческой и гуманитарной поддержки членов общества.

СС имеет глубокие этические и психолого-педагогические основания – чувство долга, сострадание к ближнему, стремление к постоянному личностному росту. Для успешного осуществления СС необходимы организационные и мотивационные условия, способствующие актуализации личностного потенциала членов общества.

СС может выражаться в различных формах деятельности, направленной на позитивные изменения в обществе, благодаря добровольным усилиям граждан. Как наиболее общие выделяются следующие направления СС.

Благотворительность - добровольная и бескорыстная передача денег, имущества, услуг нуждающимся. Благотворительность в ее современном понимании отличается наличием правового статуса, специальных организационных форм, участие в благотворительной деятельности не только частных лиц, но и коллективных субъектов. В тоже время благотворительная деятельность не так жестко регламентирована, что позволяет ей более гибко реагировать на возникающие социальные проблемы. Благотворительная помощь не обязательна, это добровольная помощь нуждающимся. Благотворительность направленная на непосредственное оказание социальной и материальной помощи нуждающимся через различные благотворительные организации. Благотворительность является дополнительным источником финансирования различных социальных программ.

В настоящее время существуют различные формы благотворительности.

Меценатство – поддержка в сфере культуры, искусства и спонсорства.

Филантропия – прямая помощь нуждающимся, не преследующая рекламных, политических и иных косвенных целей.

Спонсорство – помощь социально значимым проектам, преследующая рекламные цели.

Церковная благотворительность – источником является религиозное чувство долга.

Корпоративная благотворительность – добровольное согласие членов корпорации.

В современном мире существует понятие «рынок благотворительности». Это условное обозначение объемов и направлений добровольной материальной поддержки, имеющей социально значимые мотивы. По данным «Форума доноров», объем средств институциональной благотворительности в нашей стране в 2010 г. составил более 23 млрд. руб. Общая сумма пожертвований в США за этот же период достигла $291 млрд.

Добровольчество – это деятельность граждан, направленная на решение социально значимых задач на основе принципа добровольности.

Правозащитная деятельность направлена на защиту прав и интересов человека. Эта деятельность может осуществляться гражданами и общественными структурами. В сфере СС правозащитная деятельность не преследует политических целей. Эта деятельность направлена на поддержку и защиту интересов тех, чьи права нарушаются и кто не может самостоятельно их защитить по различным причинам. Правозащитные организации отстаивают права беженцев и мигрантов, права лиц, освободившихся из заключения, лиц, находящихся под следствием, права детей и пожилых людей, инвалидов, потребителей и др. групп населения, нуждающихся в защите собственных прав.

Миротворческая деятельность – деятельность, направленная на преодоление конфликтов, возникающих между различными группами населения по этническим, религиозным, культурным признакам. Миротворчество в современном мире часто называют народной дипломатией, а людей, активно принимающих участие в такой деятельности, - послами доброй воли.

Гуманитарная помощь – оказание культурной, образовательной и социально-коммуникативной помощи. Гуманитарная поддержка предполагает оказание помощи в формировании социально значимых качеств, в развитии жизненно важных навыков и умений. Усилия гуманитарной помощи направляются на ликвидацию неграмотности, информирование, пропаганду культуры.

Во многих западных странах СС рассматривается как форма поддержки осуществляемой государством ср. Эта поддержка ведется по нескольким направлениям.

Во-первых, СС способствует решению значимых государственных социальных задач. Например, система призрения детей-сирот в Германии носит общественный или религиозный характер. Государство финансирует общественные благотворительные организации, занимающиеся содержанием детей-сирот.

Во-вторых, благодаря СС население вовлекает в решение острых социальных проблем и становится союзником государств а в данной сфере.

В-третьих, благодаря участию добровольцев в поддержке профессиональной деятельности специалистов ср эта деятельность становится более эффективной и приобретает больший масштаб. Во многих странах профессиональная деятельность в сфере ср представляет собой пирамиду, на вершине которой находится специалист ср, а в основании – добровольцы, оказывающие помощь данному специалисту.

СС прежде всего решает задачу вовлечения населения в решение социальных проблем в сотрудничестве с соц. работниками. Без широкой поддержки населения система современной ср западных стран не сможет эффективно решать поставленные задачи. В то же время СС не рассматривается как экономически выгодная форма привлечения дополнительных рабочих рук. СС – это значимый ресурс демократии, выражающийся в готовности граждан самостоятельно решать назревшие социальные проблемы, преодолевать социальные конфликты.

В России также развиваются формы добровольческой и благотворительной помощи в сфере социального обслуживания населения.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Тема 1. Молодежь как социально-демографическая группа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.147 (0.014 с.)