Развития молодежи Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития молодежи Российской Федерации



СТРАТЕГИЯ

Развития молодежи Российской Федерации

На период до 2025 года

I. Общие положения

II. Современное состояние и проблемы молодежной политики Российской Федерации

Вызовы современного развития

Состояние потенциала молодежи

III. Стратегия в системе стратегического планирования

IV. Цель и задачи Стратегии. Этапы реализации

Цель Стратегии

Основные задачи Стратегии

Место молодежной политики в социально-экономической политике

Варианты (сценарии) развития потенциала молодежи

Этапы реализации Стратегии

Национальная молодежная политика

V. Формирование мировоззрения молодежи

Инновации

Патриотизм

Нравственность

Правосознание

Здоровый образ жизни

Экология

VI. Развитие компетенций молодежи

Проектная деятельность

Креативное мышление

Предпринимательские навыки

Профессиональные траектории

Гражданское участие

VII. Направления государственной молодежной политики

VIII. Институты молодежного развития

Общественные объединения

2. Система образования

Государственные структуры

IX. Молодежная инфраструктура

Развитие механизмов финансовой поддержки молодежных проектов и инициатив

Развитие инфраструктуры (подведомственные организации, ресурсные центры)

Х. Основные направления совершенствования законодательства

XI. Финансовое обеспечение

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

Основных направлений реализации Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года

ПЕРЕЧЕН Ь

Основных мероприятий по реализации Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года

 

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Реализации Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года

Только вперед, только в будущее!

В.В.Путин

СТРАТЕГИЯ

Развития молодежи Российской Федерации

На период до 2025 года

I. Общие положения

Стратегия развития молодежи на период до 2025 года (далее – Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере молодежной политики, определить цели, приоритеты и инструменты государственной политики в отношении молодежи. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам молодежной политики, а также ориентиры финансирования молодежных программ, проектов и развития инфраструктуры молодежной политики.

Стратегия является руководством для деятельности участников сферы молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях власти, молодежных общественных объединений и проектов, институтов развития.

Стратегия носит межсекторальный характер, предполагает тесное межведомственное взаимодействие в ее реализации. В деятельности каждого федерального ведомства выделяется «молодежное измерение». Стратегия вводит в практику принцип «двух ключей», который обязывает ведомства совместно реализовывать проекты и мероприятия, которые ориентированы на граждан молодежного возраста.

Стратегия разграничивает и устанавливает зоны ответственности за ее реализацию между федеральными ведомствами, региональными и местными органами власти. Координатор Стратегии – федеральный орган государственной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере государственной молодежной политики (Минобрнауки), модератор (проводник) Стратегии – федеральный орган власти ответственный за реализацию государственной молодежной политики (Росмолодежь).

Стратегия опирается на результаты исследований глобальной конкуренции, развития молодежного потенциала, инвестиций в человеческий капитал, положения молодежи и состояния сферы молодежной политики. Стратегия должна учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России.

Стратегия принята в ходе широкого общественного обсуждения, прежде всего, среди молодежи. При ее подготовке активно задействован механизм (институт) Открытого Правительства. Стратегия – договор (социальный контракт) между государством и молодежью.

Стратегия предусматривает механизмы по обеспечению «обратной связи» между органами государственной власти, реализующими государственную молодежную политику, и самой молодежью, что позволит своевременно вносить коррективы в соответствии с изменениями векторов развития, интересами и потребностями современной молодежи.

 

Японское правительство в декабре 2003 года разработало Национальную политику развития молодежи, основными положениями которой являются образование, здоровье, труд и благосостояние японской молодежи.

II. Современное состояние и проблемы молодежной политики Российской Федерации

Уровень занятости

В 2009 году экономически активное население в возрасте 15-29 лет насчитывало 19 690,3 тыс. чел., из них 2705,1 тыс. чел. значились как безработные. Уровень безработицы среди молодежи в этом году составлял 13,7%. По сравнению с предыдущими годами безработица среди молодежи, выросла, как и в целом среди населения, из-за мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. В наибольшей степени трудности с работой испытала молодежь в возрасте 20-24 лет, имеющая только среднее образование.

Молодые люди предпочитают роль наемных рабочих в чужом надежном бизнесе или на государственной службе. Лидирующие позиции в рейтинге «работодателей мечты» на протяжении уже ряда лет занимает «Газпром», на втором месте – Администрация Президента РФ, на третьем – МВД. Между тем, экономический кризис 2009 года ударил, в первую очередь, именно по молодым наемным специалистам. Согласно исследованиям Института комплексных стратегических исследований, от 46 до 63% наемных работников, уволенных за время экономического кризиса – молодые специалисты в возрасте до 30 лет. По данным опроса ФОМ, c ноября 2008 года безработица среди молодежи 18–25 лет выросла в два с половиной раза: с 7% до 16–18%. При этом большинство молодых безработных (до 80%) не регистрируются на биржах труда. О проблемах с трудоустройством говорят свыше трех четвертей опрошенных.

Применительно к занятости молодежи важно использовать возможности для самореализации. В последние годы растет, но недостаточно высокими темпами, число молодых людей, реализующих собственные предпринимательские проекты и таким образом уже на раннем этапе биографии попадающих в категорию людей, создающих новые рабочие места, источники финансовых и производственных ресурсов. Количество индивидуальных предпринимателей в возрасте до 30 лет выросло с 674 842 по итогам 2008 года до 730 785 в 2009 году. Это – чуть более 2% от общей численности молодежи. При этом следует учесть, что доля молодежных предприятий в сфере высоких технологий, по самым оптимистическим оценкам не превышает 5% от общего их числа. Доля молодых людей, которые в принципе хотели бы иметь собственный бизнес, по данным ФОМ, снизилась с 63% в 2004 году до 53% в 2009 году. Доля тех, кто принципиально не хочет заниматься предпринимательством, возросла за тот период с 26 до 37%.

Сокращение численности детей, подростков и молодежи России приведет к росту диспропорции в формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны, снижению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы работы с кадрами для народного хозяйства. В связи с постарением населения возникнет опасность серьезного увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население (прежде всего молодежь), обострятся проблемы пенсий и социальных выплат, повысится нагрузка на систему здравоохранения. Все это создает предпосылки для изменений в социальной мобильности и социальном статусе молодых граждан. Уже в ближайшие годы это обусловит основную социально-экономическую нагрузку на молодых граждан, еще только вступающих в самостоятельную жизнь.

 

Уровень благосостояния

Доходы молодежи, как и в целом по стране, за последние годы выросли. Средняя начисленная заработная плата молодежи в возрасте до 29 лет в конце 2009 года составила более 17,5 тыс. руб., причем у молодых людей с высшим образованием она составила более 22,2 тыс. руб. В оплате труда молодежи заметны сильные гендерные различия: средняя зарплата мужчин – 20,5 тыс. руб., женщин 14,7 тыс. руб.

Уровень бедности среди молодежи остается довольно высоким, так более четверти заявило, что средств не хватает денег на еду (2,4%) и затруднительно покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги (22,7%). При этом уровень запросов молодежи, прежде всего молодых семей, по заработной плате выглядит весьма высоким.

Опросы показывают, что молодые семьи обременены долгами. Так более трети оказались в долгу перед банками или частными лицами.

Большинство (52%) молодых семей считает свои жилищные условия удовлетворительными, примерено треть (35%) – отличные и хорошие, небольшое число (13%) – плохие и очень плохие.

 

Уровень здоровья

В настоящее время ощутимыми остаются прямые и косвенные потери и без того дефицитного молодежного человеческого капитала. Деструктивные социальные процессы негативно отражаются на здоровье несовершеннолетних и молодежи.

В последние годы наметилось снижение уровня смертности среди молодежи, однако она все еще остается недопустимо высокой. Так, в 2008 году смертность среди молодежи составляла 1,5 на 1000 в возрастной группе 15-19 лет у мужчин и 0,6 у женщин; 2,9 на 1000 в возрастной группе 20-24 года у мужчин и 0,8 у женщин; 5,1 в возрастной группе 25-29 лет у мужчин и 1,4 у женщин. В 2005 году для соответствующих возрастных групп (15-19, 20-24 и 25-29 лет) смертность на тысячу человек составила у мужчин 1,6, 3,8 и 6,5; у женщин, соответственно, – 0,7, 1,0 и 1,6.

При нынешнем уровне смертности примерно 58% нынешних 20-летних юношей не доживет до 60 лет. 70% смертей молодых мужчин и более 50% женщин имеют внешние причины – травмы, ДТП, суициды, алкогольные и наркотические отравления. Высокий уровень смертности во многом объясняется небезопасной средой и высоким уровнем рисков, характерным для образа жизни современного молодого россиянина, его пренебрежительным отношением к собственному здоровью и нежеланием планировать будущее.

 

Уровень демографии

Число родившихся и соответственно возрастные коэффициенты рождаемости у матерей в молодежном возрасте (15-29 лет) в последние годы возросли, так в 1995 году родилось 1109,2 тыс. чел. (или 73,3 родившихся на 1000 женщин), в 2000 году – 1012, тыс. чел. (60,9), в 2005 году – 1117,7 тыс. чел. (63,9), 2009 году – 1247,2 тыс. чел. (75,7).

Несмотря на последние положительные демографические тенденции, возрастная структура населения России продолжает ухудшаться - сокращается доля людей трудоспособного и репродуктивного возраста. Например, доля 20-29-летних женщин (активный репродуктивный потенциал) составляет 8,6%, в общей численности населения, по прогнозным оценкам сократится до 7,3% (к началу 2015 г.), до 5,4% (к началу 2020 г.), до 5% (к началу 2025 г.). Наиболее интенсивно сокращение женщин репродуктивных возрастов будет происходить с 2012 по 2021 гг., что приведет к снижению рождаемости.

Ярким показателем репродуктивной деградации является число совершаемых ежегодно абортов. Так, в 2008 году в России только по официальной статистике было прервано более 1,4 млн. беременностей в большей части у женщин молодежного возраста.

Демографическая ситуация усугубляется тем, что растет число неполных семей. При этом следует отметить, браки стали распадаться несколько реже. В 2000 году на 897,3 браков пришлось 627,7 тыс. развод или 69%, в 2009 году на 1199,4 тыс. браков пришлось 699,4 разводов или 58%.

 

Уровень патриотизма

 

Уровень нравственности

Статистические и социологические данные позволяют сделать вывод о наличии в молодежной среде серьезных девиаций, ведущих к разрушительным социальным проявлениям: заметно снизился уровень общей культуры и нравственности детей и молодежи, 55% из них готовы преступать через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха[2], значительная часть молодежи не считают неприемлемыми проституцию, криминальное обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену. Серьезные масштабы в России приобрело распространение детской порнографии, проституции несовершеннолетних, прогрессирует их сексуальная распущенность, в 16 лет опыт сексуальных отношений имеют 35% девушек и 55% юношей.

При сохранении перечисленных выше деструктивных социальных тенденций становится все более реальной опасность потери молодым поколением своего интеллектуального и социального потенциала.

Уровень преступности

В последние годы отмечается снижение преступности в молодежной среде. В абсолютных цифрах снижение уровня преступности за последнее десятилетие произошло более чем в два раза. Определяющим фактором здесь явился демографический спад, так как после 1991 г. рождаемость в России упала почти в два раза. Однако следует признать, что значимый вклад внесли и профилактические меры. Это наглядно подтверждает снижение более чем в три раза особо численности тяжких преступлений и в более чем в пять раз тяжких преступлений среди подростков. Удельный вес несовершеннолетних в общем числе лиц, совершивших преступления снизился с 11,6% в 2005 году до 7,0% в 2009 году.

Социальный портрет несовершеннолетнего преступника выглядит так: это лица мужского пола (удельный вес 89,1% - 2009 год), в возрасте 16-17 лет (72,3%), в большей части обеспеченные (73%), совершившие впервые преступление (81,5%), преимущественно единолично (58%, в 2005 году – 48%), в большей части в нормальном состоянии (без алкогольного и наркотического опьянения). Поступательное снижение численности подростков, совершивших преступления, употребляя алкоголь, наркотики и токсические вещества наблюдается с 2003 года.

По данным ФСИН численность подростков, содержащихся в воспитательных колониях за последние десять лет снизилась почти в три раза: в 2000 году составляла 17,2 тыс. человек, в 2005 году – 14,5 тыс. человек, в 2009 году – 6,0 тыс. человек. Удельный вес осужденных несовершеннолетний в общем числе осужденных составлял: в 1995 году – 11,2%, в 2000 году – 12,6%, в 2005 году – 11,3%, в 2009 году – 6,3%.

Среди совершеннолетней молодежи в отношении преступности наблюдается следующая ситуация. Число лиц в возрасте 18-29 лет, совершивших преступления снижается: в 2000 году выявлено 754,7 тыс. чел., в 2005 году – 588,1 тыс. чел., в 2009 году – 539,8 тыс. чел. Характеристика преступников этой возрастной группы принципиально не отличается: в абсолютном большинстве это мужчины (86,2%). Наблюдается резкое снижение числа лиц, совершивших особо тяжкие и тяжкие преступления.

Вместе с тем число осужденных в молодежном возрасте остается весьма высоким. Удельный вес осужденных в возрасте 18-29 лет в общем числе осужденных практически не меняется: в 2000 году составлял 47,6%, в 2005 году – 47,4%, в 2009 году – 47,6%. Следует отметить, что претерпела изменения значимость отдельных видов преступлений: снизилось число осужденных за убийство, изнасилование, разбой, но выросло число осужденных за мошенничество, наркотики.

По данным ФСИН, численность лиц в возрасте 18-25 лет, содержащихся в местах лишения свободы снижается: в 2000 году в исправительных и воспитательных колониях содержалось 223 тыс. чел., в 2005 году – 190,7 тыс. чел., в 2009 году – 179,1 тыс. чел.

По данным экспертов Общественного совета при ФСИН России, выходящие на свободу осужденные молодого возраста уже в течение первого полугодия 20% совершают рецидив и возвращаются обратно.

По данным ФСКН на 2009 год в России 2-2,5 млн. человек употребляют наркотики и психоактивные вещества. В основном это молодые люди от 19 до 24 лет. Согласно данным ООН, процент российского населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, в 5 – 8 раз превышает показатель стран ЕС. Ежегодно в России появляется не менее 80 тысяч новых наркоманов. Каждые сутки в стране от наркомании умирает 82 человека призывного возраста. По экспертным оценкам, ущерб, наносимый нашему государству наркоманией, составляет около 2 трлн руб. в год.

Распространенными остаются среди молодых людей и социальные деструктивные тенденции. На учете в органах внутренних дел состоят 302 молодежных неформальных движения общей численностью более 10 тыс. человек. Половину из них правоохранители считают «склонными к агрессивным действиям». При этом речь идет только о выявленных объединениях. По оценкам МВД, сегодня в России порядка 50–70 тыс. скинхедов и свыше 15 тыс. молодых радикальных экстремистов. 98 тыс. подростков, входят «в группы антиобщественного, экстремистского и иного характера».

В стране остается устойчивой тенденция к росту преступлений экстремистской направленности. В 2008 году в России было зарегистрировано 460 таких преступлений, что на 30% больше, чем в 2007 году.

Проводимые социологические исследования и анализ факторов, воздействующих на проблемы экстремизма в современной России, показывают, что случаи межнациональных и межконфессиональных неприязненных отношений и конфликтов провоцируются не верующими, а, как правило, национально-экстремистскими течениями маргинального характера в рамках той или иной религии, а также определенными политическими силами, использующими в своих целях религиозную символику и риторику. При этом самый высокий уровень нетерпимости наблюдается в возрастной группе 16-17 лет. Она в большей мере подвержена агрессивности, эмоциональным вспышкам и спонтанным действиям.

Подводя итог рассмотрению состояния молодежи, следует отметить, что ситуация выглядит неоднозначно. Статистические и социологические данные указывают на позитивные тенденции в области образования, благосостояния и преступности. Однако ситуация омрачается показателями физического и психического здоровья молодежи. Тяжелая демографическая ситуация обуславливает необходимость эффективной государственной молодежной политики, ориентированной на раскрытие потенциала молодежи и управление молодежным ресурсом.

Россия в лице граждан молодого возраста сегодня обладает высокоинтеллектуальным человеческим ресурсом, с высоким потенциалом. Его полноценная реализация в рамках решения стратегических задач развития страны возможна при устранении неблагоприятных тенденций в области репродуктивного поведения молодежи, укрепления ее здоровья и дальнейшего снижения распространенности употребления молодежью психоактивных веществ и др. Существенным ресурсом для развития страны является уровень духовно-нравственного развития молодого поколения. Особое значение имеет формирование ценностей, целей, принципов жизнедеятельности личности, ее смыслов и идеалов, сформированных в ходе социализации. Предстоит приложить существенные усилия для того, чтобы этот ресурс был полноценно задействован и использован.

Для этого государству и обществу необходимо создать для молодежи возможности для полноценной реализации важнейшего конкурентного преимущества в современном мире – интеллектуального потенциала поколения и добиться реальной, целенаправленной и системной поддержки талантливой и инициативной молодежи.

 

III. Стратегия в системе стратегического планирования

Стратегия строится на принципах стратегического планирования.

В настоящее время назрела необходимость сформулировать новые цели и задачи, подходы государственной политики в отношении молодежи, исходя из обозначенных вызовов инициировать процесс стратегического планирования в данной сфере. Со времени утверждения Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р) претерпела изменение повестка, произошло значительное расширение и усложнение задач и поля деятельности государственной молодёжной политики.

Цель Стратегии

Для проведения эффективной государственной политики в отношении молодежи необходимо четко понимать проблемы, определить стратегические цели, задачи и приоритеты на ближайшие 10-15 лет с учетом опыта ее проведения в постсоветский период.

Из сложившейся ситуации проистекает цель новой государственной политики в отношении молодежи – достижение конкурентоспособности российской молодежи (формирование конкурентоспособного молодого поколения).

 

Проекция 3. Типы решений

Третьей проекцией структуры являются различные требуемые типы решений:

1) институциональные изменения. Включая, роль Росмолодежи и КДМ в субъектах Российской Федерации; НПА; консолидацию ответственности и управления инвестициями в молодежь; создание, сети ресурсных центров, центров планирования образования и карьеры на метах и т.д.

2) прямые инвестиции, целевые программы и специальные проекты.

3) непрямые инвестиции. Стимулирование работы специальных НКО.

4) мероприятия.

 


Основные задачи Стратегии

Главные задачи в повестке дня молодежной политики: 1) формирование мировоззрения и 2) развитие компетенций молодого поколения.

В сознании должны быть закреплены следующие базовые установки: «успешный человек в успешной стране»; патриотизм и гражданственность; здоровый образ жизни, бережное отношение к природе.

Ориентиром деятельности является увеличение числа молодых людей, обладающих следующим набором востребованных компетенций:

- креативное мышление, способность генерировать инновации;

- коммерциализация идей, наличие предпринимательских навыков;

- гражданское участие, осознанное и ответственное социальное поведение;

- жизненная навигация, выстраивание карьерных траекторий;

- проектное мышление, умение управлять проектами.

Для достижения заявленной цели, решения поставленных задач и создания обозначенных социальных эффектов деятельности необходим системный поход к ГМП и инвестиции в человеческий капитал (бюджетные ассигнования, фонды).

Для обеспечения развития инновационной экономики молодежь должна стать основным объектов для инвестиций в человеческий капитал. Молодым людям необходимо создать условия и возможности для позитивного развития, предоставив дополнительные возможности для профессиональной и творческой самореализации, обеспечив территориальную, включая образовательную, мобильность, настроив работу «социальных лифтов».

Варианты (сценарии) развития потенциала молодежи

Стратегия должна обозначать сценарии развития молодежной политики, предусматривать основные риски,

Этапы реализации Стратегии

Инновации

Патриотизм

 

Необходимо дополнить «военную» тематику подвигами наших ребят в Чечне и Дагестане, примерами проявления героизма по защите Отечества в другие исторические эпохи (например, оборона Смоленска от поляков во времена Смуты и т.д.). Включить в проект и тематику «мирную»: показывать подвиги людей в мирное время, рассказывать о людях прославивших Россию и регион мирным трудом, своим творчество (поэты, писатели, художники, ученые и т.д.), воспитывать патриотизм и на «географической» тематике: в России столько уникальных природных мест, которыми можно гордиться.

Основным направлением данного направления могла бы стать работа по формированию в молодежной среде уважительного отношения к культуре других народов, решение проблемы межнациональной розни, экстремизма и т.д. С учетом большого количества наций, народностей, проживающих на территории России, этот можно было бы начать реализовывать с организации внутрироссийского молодежного туризма.

Нравственность

Блок работы с молодежью, направленной на пропаганду общечеловеческих ценностей, ценностей российского общества: ценность семьи, забота о старшем и младшем поколении, уважение к старшему поколению, дружбы народов и взаимопомощи в сложных ситуациях и т.д. Кроме того, необходимо отказаться от термина «толерантность» и заменить его на «дружбу», «взаимопонимание» и «взаимопомощь», «солидарность» и т.д.

Правосознание

Правовое просвещение молодежи, воспитание в ней уважительного отношения к российским законам, непринятием коррупции и устранения «правового нигилизма» в молодежной среде.

Формирование нового поколения молодежи уважающей закон, у которого «не модно» заниматься нарушением закона. В последствии, это даст существенное снижение уровня преступности, налоговых нарушений, нарушений правил ПДД и т.д.

Вопрос носит и другой практический характер – повышение уровня электоральной активности в молодежной среде через повышение статуса в миропонимании молодежи понятия «Обязанность Гражданина».

Здоровый образ жизни

В числе первоочередных задач по формированию здорового образа жизни в молодежной среде следует назвать:

1. Организацию информационно-исследовательских мероприятий, направленных на противодействие и борьбу с асоциальными явлениями, пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде:

проведение социологических исследований (анкетирование, опрос, интервью);

проведение научно-методических мероприятий (семинары, «круглые столы», конференции и т.п.);

разработка, адаптация и апробация методических материалов;

формирование информационных баз данных (молодежь «группы риска», «проблемная» молодежь, программы, технологии работы и т.п.).

2. Формирование активного общественного мнения в отношении противодействия и борьбы с асоциальными явлениями и пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде:

организация работы со средствами массовой информации;

организация социальной рекламы (массовые мероприятия, издание печатной продукции, использование творчества молодежи и т.п.);

проведение разъяснительной работы среди населения о медицинских, социальных и правовых последствиях злоупотребления табаком, алкоголем и психически активными веществами (выступления, лекции, организация дискуссий, размещение информационных материалов);

привлечение к участию в профилактических мероприятиях по противодействию злоупотреблению ПАВ, пропаганде здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде «значимых людей» (родители, молодежные кумиры и «звезды», лидеры, педагоги, тренеры и т.п.).

3. Организацию профилактической помощи подросткам и молодёжи по противодействию и борьбы с асоциальными явлениями, пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде:

представление услуг социальной помощи и поддержки в разрешении личных, семейных проблем и неблагополучий (индивидуальные и групповые формы консультирования и обучения, тренинги);

оказание помощи родителям в связи с проблемами подростковой наркомании, обучение диагностике признаков наркозависимого поведения и методам воздействия на подростка (консультирование, лекции, занятия в группе);

проведение с подростками (в том числе с «проблемными» и «группы риска») занятий по формированию антинаркотических взглядов и убеждений, навыков противостояния наркотическому давлению, отказа от первой пробы и «наркоэкспериментирования», осознания преимуществ здорового образа жизни (обучение, диагностика, игра, тренинг);

выявление возможностей и содействие включению подростков «группы риска» в творческие, спортивные, оздоровительные и иные программы и мероприятия молодежных организаций.

4. Развитие волонтерской основы проведения профилактической работы:

обучение волонтеров-подростков приемам ведения профилактической работы на улице, в неформальных подростковых группах (лекции, игры, тренинги, консультирование по результатам «уличной» работы и т.п.);

содействие деятельности молодежных общественных организаций по противодействию злоупотреблению ПАВ, пропаганде здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде (организационная, информационная, методическая и другая помощь).

5. Создание и дальнейшее развитие спортивных клубов во всех видах и типах образовательных учреждениях.

6. Активизацию работы по месту жительства и оказанию государственной поддержки учреждениям, молодежным общественным организациям и объединениям, осуществляющим воспитательную работу по месту жительства с подростками и молодежью. Необходимо продолжить работу по укреплению сети существующих учреждений по месту жительства, шире использовать базы учреждений культуры, образования, физической культуры, а также привлекать к организации работы по месту жительства общественные объединения и организации.

7. Переориентация существующей системы дополнительного образования на формирование у молодежи культуры здорового образа жизни, воспитание у подрастающего поколения здоровых ценностей, желания быть здоровыми и физически сильными.

Экология

Проектная деятельность

Креативное мышление

Одним из главных инструментов креативного общества является креативное мышление, которое можно определить, как способность с помощью анализа, комбинации и синтеза разнородных элементов создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально-экономический эффект в различных областях.

Управление творческой и инновационной деятельностью становится краеугольным камнем современной организации. Наиболее общая характеристика креативной деятельности «нацеленность на опережение».

Креативная организация – новая модель гибкой организации, позволяющая использовать знания, творческий и инновационный потенциал каждого отдельного работника для получения прибыли.

В основе успеха любой из стремительно развивающихся фирм лежит ноу-хау, оригинальный товар, новая идея организации производства, продаж, рекламы, новое видение рынка.

Креативность организации (фирмы) проявляется в различных сферах ее деятельности: при разработке новых продуктов, построении стратегии развития фирмы, в экономическом управлении, организации и осуществлении маркетинговой деятельности, при взаимодействии с клиентами, оптовыми и розничными организациями, потребителями, посредниками, поставщиками, партнерами и конкурентами.

Для инновационной организации характерны: адаптивная организационная структура, использование новых идей и методов работы, применение методов креативного менеджмента, исследования и экспериментирование, непрерывное обучение, поддержка инициативы и инноваций. Креативная организация в отличие от некреативной является динамичной, постоянно развивающейся системой, что обеспечивает ей постоянные конкурентные преимущества на рынке.

В креативном обществе креативное образование и воспитание должны быть на­правлены на формирование способностей адаптации учащихся к изменяющимся условиям и на формирование у них креативного и логического мышления.

Предпринимательские навыки

Предпринимательство является одной из основ креативного общества. Креативность – неотъемлемое свойство предпринимательской деятельности. Через предпринимательство миллионы людей вовлекаются в творческую, креативную деятельность на рынке товаров и услуг, что обеспечивает наиболее быстрое и эффективное развитие страны. Высокая эффективность предпринимательской деятельности на всех стадиях «маркетинг–закупки–производство–продажи» достигается посредством применения методов креативного менеджмента.

В развитых странах малый бизнес является также основой среднего класса, развитие которого определяет уровень и качество жизни граждан страны.

Профессиональные траектории

25 млн рабочих мест

 

Институциональный подход требует постоянства регулятивного воздействия на проблему занятости молодежи и предполагает необходимость прогнозирования и заблаговременного предупреждения негативных процессов в этой области. Это требует перехода с пассивной реактивной функции (как реакции на уже происходящие процессы) на активную предупредительную функцию, выполняемую соответствующими учреждениями и предприятиями. Необходимо не только изменить отдельные функции организации занятости молодежи, но и саму систему отношений между участниками, что вполне возможно осуществить, используя способ формирования интегрированного образования на основе кластеризации.

Практически во всех крупных средних городах России имеются все предпосылки для создания молодежного инновационного кластера для решения проблем занятости молодежи:

1. Высокая доля молодежи в составе населения, необходимость обеспечения ее занятости и использования потенциала для повышения конкурентоспособности экономики, наличие «критической массы» молодежи служит стимулом для ее использования в наукоемких и инновационных секторах трудовой деятельности, а также поддержки формирования профессиональных кадров.

2. Большое количество малых и средних предприятий, использующих труд молодежи и нуждающихся в приумножении конкурентных преимуществ, переориентирования деятельности на инновационные сегменты рынка.

3. Наличие образовательных и научных организаций с высокой инновационной культурой; квалифицированной рабочей силой.

4. Хорошо развитая инфраструктура, поддерживающая инновационное развитие (технопарки, бизнес-инкубаторы, информационно-технические центры, консалтинговые агентства и т.д.).

5. Политика органов власти и управления города, направленная на поддержку и развитие потенциала молодежи.

Применение кластерного подхода (кластеризации) в решении проблем занятости молодежи целесообразно, на наш взгляд, по следующим соображениям.

Во-первых, кластер нами рассматривается как новый элемент, дополняющий институт занятости молодежи, особыми интегративными свойствами взаимодействия организаций, модернизирующий его и расширяющий возможности привлечения к труду наиболее активной части населения.

Во-вторых, кластер в силу своего организационного устройства создает возможности заблаговременного предвидения и целенаправленного управления процессами занятости молодежи, перевода политики занятости с пассивного поведения на активный характер направленности действий.

В-третьих, подобный кластер отвечает потребностям перевода экономики на инновационный путь развития, участвует в создании и распространении новых знаний и технологий и тем самым способствует подготовке квалифицированных специалистов в этой области. Кластер позволяет устранить диспропорции между потенциалом (трудовым, интеллектуальным) молодежи и реальным ее использованием в экономике.

Таким образом, молодежный инновационный кластер, становится составным организационным элементом института занятости, влияя своими функциям



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.123 с.)