Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности социальной работы с молодежью↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности социальной работы с молодежью
Работу выполнила: студентка 19 группы (3 курс) очной формы обучения (база основного общего образования) Беляева Марина Николаевна.
Специальность: 040401 Социальная работа (повышенный уровень среднего профессионального образования) Квалификация: специалист по социальной работе.
Научный руководитель: к.п.н., преподаватель педагогики и психологии Молчанова Ирина Владимировна.
Архангельск – 2011 Содержание
Введение
Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно-ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации. Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируется ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т.д. Однако, это внешняя сторона, характерная, тем более, не для всей молодежи в целом. Молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Молодость – это пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я». Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей – вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни. В силу этого, внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Обращение к проблеме социальной работы с молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в XXI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки молодежи. Объектом курсовой работы является социальная работа с молодежью, основные направления, формы и методы работы с данной категорией населения. Предметом курсовой работы является социальная работа по поддержке молодежи. Цель – изучить специфику социальной работы с молодежью, выявить основные формы, методы и средства социальной работы с молодежью. К основным задачам можно отнести: 1) проанализировать нормативно-правовую базу по социальной защите молодежи; 2) рассмотреть основные проблемы молодежи; 3) определить основные пути решения социально-педагогических проблем современной молодежи; 4) изучить основные формы и методы социальной работы с молодежью; 5) изучить проблему свободного времени у студенческой молодежи. Таким образом, невзирая на все сложные условия жизни и возникающие на этом фоне проблемы, можно сказать, что молодежь наделена всевозрастающей ролью, которую она играет в современном мире. Следовательно, появляется необходимость досконального изучения проблем современной молодежи и тенденций ее развития, в результате чего необходимо создавать условия и их совершенствовать для разностороннего, творческого развития, полноценной реализации каждой личности, ведь молодежь – это будущее нашего государства, чем и объясняется актуальность темы курсовой работы.
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с молодежью Содержание и организация социальной работы с молодежью в сфере досуга
Социальная работа с молодежью в сфере досуга регулируется соответствующей частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства и общества. Важным методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положительное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досуга современной молодежи. Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи. Интересы каждой группы организаторов сферы молодежного досуга существенно различаются. Комитеты по делам молодежи, департаменты культуры, образования и науки субъектов Федерации осуществляют контроль деятельности функционирующих в пространстве досуга молодежи компьютерных клубов, дискотек; возрождают работу с молодежью по месту жительства через создание единой системы социоклубного пространства (дворовая площадка – клуб по месту жительства – молодежный центр). Наиболее комплексным набором функций в организации свободного времени молодого поколения наделены учреждения органов по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцы творчества молодежи, молодежные клубы). Назначение молодежных центров состоит, с одной стороны, в удовлетворении культурных интересов и потребностей различных категорий молодежи в сфере свободного времени, вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям, а с другой – в социальном воспитании учащихся и молодых рабочих и служащих. В работе с молодежью центры следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива. Во многих населенных пунктах молодежные центры становятся любимым и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи и взрослых), а другие центры, наоборот, бывают рассчитаны на постоянно меняющийся контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободного выбора. Структура молодежного центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров, с одной стороны, а с другой – развивающей, творческой, игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых. Молодежный центр может включать в себя различные структуры: кафе, пункт проката, студию звукозаписи, клуб, библиотеку, парк, музей, кинотеатр и т. д. В молодежных центрах могут быть реализованы программы различного профиля: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические. Каждый молодежный центр – это своеобразная арена социально-культурной деятельности как различных молодежных групп, гак и отдельных индивидов.
Каждый третий член профсоюза в Архангельской области – это молодой работник в возрасте до 35 лет. Поэтому важными звеньями, связывающими работающую молодежь и профсоюзные структуры различных уровней, являются молодежные комиссии и советы. Основная цель профсоюза – это защита социально-экономических и трудовых прав работников, то и Молодёжный Совет ставит юридическую защиту в число своих главных задач. Стратегической целью МС является подготовка грамотных, активных, молодых профсоюзных кадров, представляющих различные сферы общественной жизни Архангельской области. Одним из основных направлений Молодежной комиссии Федерации профсоюзов Архангельской области является обучение молодежи современному российскому законодательству, в креативных формах. Большое внимание уделяется правовой защите молодых членов профсоюза от дискриминации со стороны работодателей. Члены МС ФПАО вносят свои предложения по молодежной политике в отраслевые соглашения и в коллективные договоры предприятий и организаций. Члены Совета инициируют у себя на предприятиях и в организациях проведения культурно-массовых мероприятий для работающей молодежи, к примеру, смотры – конкурсы молодежных комиссий, спортивные мероприятия. МС ФПАО взаимодействует с комитетом молодежной политике Архангельской области и отделом по делам молодежи управления культуры и молодежной политики мэрии города Архангельска в рамках проведения совместных семинаров и конференций для работающей молодежи. Члены МС ФПАО принимают активное участие во всероссийских форумах и отраслевых профсоюзных слетах. На международном уровне МС сотрудничает с родственными профсоюзами скандинавских стран, в частности проводятся семинары, регулярные встречи с молодыми профсоюзными лидерами северных провинций Норвегии. Студенческие трудовые отряды. В октябре 2011 года студенческие отряды Архангельской области празднуют 45-летие движения. Объединение студенческих отрядов Архангельской области занимает одну из лидирующих позиций среди таких же движений в России. Студотряды продолжают развиваться и сегодня. Сейчас в Архангельской области развернута масштабная кампания по набору молодежи в стройотряды самой разной направленности. Все отряды формируются по принципу «лучшие из лучших», то есть бойцами студенческих отрядов становятся самые перспективные, работящие и ответственные ребята. Теперь есть отряды не только строительные, но и педагогические, отряды проводников, которые обслуживают поезда дальнего следования, отряды спасателей, которые проходят подготовку в МЧС России, а также отряды социальных аниматоров и торгово-сервисные отряды. Всего за 2011 год штаб студенческих отрядов предоставил молодежи около 3 000 рабочих мест. Молодые люди активно расширяют «территорию влияния» – сегодня по инициативе молодогвардейцев Приморского района планируется создание регионального штаба ССО в Приморье. «Молодая Гвардия Единой России». Архангельское региональное отделение всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России». Молодёжная организация партии «Единая Россия». Создана вместо ранее существовавшего «Молодёжного Единства». Молодежное объединение существует в Архангельске с 2002 года. Направление деятельности: − развитие волонтерского движения; − подготовка и реализация социальных проектов; − трудоустройство молодежи; − развитие и популяризация спорта среди молодежи; − гражданско-патриотическое воспитание; − подготовка качественных кадров для государства. Программа «Молодежь Поморья». В Правительстве Архангельской области разработана концепция долгосрочной целевой программы Архангельской области «Молодежь Поморья (2012-2014 годы)». В концепции нашли отражение мероприятия и проекты, уже ставшие традиционными: Форум молодежи Архангельской области «Команда – 29», областные конкурсы лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI века», праздники День российского студенчества, День российской молодежи, конкурс проектов в сфере государственной молодежной политики и конкурс муниципальных целевых программ по работе с молодежью, создание временных рабочих мест для молодежи и развитие движения молодежных трудовых отрядов. Вместе с тем в программу добавлены новые блоки, направленные на развитие волонтерского движения молодежи, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, развитие экстремальных видов спорта, популярных в молодежной среде, развитие молодежного туризма, создание областных методических площадок, в том числе по развитию сети муниципальных учреждений по работе с молодежью и организации работы с работающей молодежью. Появились и новые проекты – Школа молодежных тренеров Архангельской области, проекты «Система молодежной власти в Архангельской области» и «Сеть молодежной прессы «Интерспай». В программе прописаны следующие проекты по направлениям: − «Проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для молодежи»; − «Пропаганда здорового образа жизни»; − «Поддержка социальных инициатив молодежи и создание условий для развития социальной компетентности и гражданской активности молодежи»; − «Развитие клубов молодой семьи в Архангельской области»; − «Психолого-педагогическая и социальная поддержка молодой семьи»; − «Организация профессиональной ориентации молодежи»; − «Поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации»; − «Информационное обеспечение государственной молодежной политики». Фонд «Страна Помория». Архангельский региональный общественный благотворительный фонд помощи детям и молодёжи «Страна Помория» является некоммерческой организацией, созданной на основе свободного волеизъявления граждан, преследует социальные, военно-патриотические, духовно-нравственные, благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели и действует на территории Архангельской области. Основной целью деятельности фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений с целью воспитания детей «группы социального риска» (сироты, дети из неблагополучных семей, склонные к правонарушениям) в духе культурно-нравственного развития, патриотизма и любви к Родине. Основными задачами фонда являются: − обеспечение социальной и правовой защиты детей «группы социального риска» Архангельской области; − улучшение бытовых и материальных условий жизни детей «группы социального риска» путем реконструкции и строительства объектов социально-культурного, бытового и жилищного назначения; − создание военно-патриотических клубов молодежи в школах-интернатах и детских домах для подготовки их к службе в Вооружённых Силах РФ; − создание Центра военно-патриотического воспитания молодёжи, где будут проводиться учебно-тренировочные сборы с участием всех военно-патриотических клубов, спортивных обществ, а также учебно-полевые сборы с выпускниками средних общеобразовательных учебных заведений и профтехучилищ города; − создание кружков по интересам (декоративно-прикладного, компьютерного, шахматного и др.); − создание, развитие и сохранение системы детского отдыха, оздоровления в современных условиях, расширение сети учреждений детского отдыха на основе различных форм собственности, увеличение числа детей и подростков, охваченных организованными формами летнего отдыха и повышение его эффективности в летних оздоровительно-трудовых лагерях; − развитие физкультуры и спорта, организация досуга и совершенствование творческих способностей детей, проведение конкурсов, спортивных соревнований, зрелищных мероприятий, концертов и вечеров, совершенствование различных форм просветительской деятельности; − поддержка общественных и религиозных объединений в их деятельности по формированию, воспитанию и укреплению духовно-нравственных основ личности ребёнка, ознакомление молодёжи с культурой православия.
Заключение Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, обеспечивает основы политики и практические руководящие принципы для деятельности на национальном уровне и международной поддержки с целью улучшения положения молодых людей. Программа действий нацелена на укрепление национального потенциала и расширение количественных и качественных возможностей для эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни общества. В процессе реформирования России предпринимаются попытки применить опыт зарубежных стран к российской действительности. Появилось осознание того, что значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления. Главный аспект в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления. Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются: - создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека; - выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи; - оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации; - увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; - достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель). Несмотря на создание и расширение сети социальных служб различного профиля, сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них. Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10 % нуждающихся в социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой. В заключение хочется сделать выводов по данной работе: в современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России – это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи.
Особенности социальной работы с молодежью
Работу выполнила: студентка 19 группы (3 курс) очной формы обучения (база основного общего образования) Беляева Марина Николаевна.
Специальность: 040401 Социальная работа (повышенный уровень среднего профессионального образования) Квалификация: специалист по социальной работе.
Научный руководитель: к.п.н., преподаватель педагогики и психологии Молчанова Ирина Владимировна.
Архангельск – 2011 Содержание
Введение
Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно-ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации. Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируется ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т.д. Однако, это внешняя сторона, характерная, тем более, не для всей молодежи в целом. Молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Молодость – это пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я». Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей – вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни. В силу этого, внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Обращение к проблеме социальной работы с молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в XXI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки молодежи. Объектом курсовой работы является социальная работа с молодежью, основные направления, формы и методы работы с данной категорией населения. Предметом курсовой работы является социальная работа по поддержке молодежи. Цель – изучить специфику социальной работы с молодежью, выявить основные формы, методы и средства социальной работы с молодежью. К основным задачам можно отнести: 1) проанализировать нормативно-правовую базу по социальной защите молодежи; 2) рассмотреть основные проблемы молодежи; 3) определить основные пути решения социально-педагогических проблем современной молодежи; 4) изучить основные формы и методы социальной работы с молодежью; 5) изучить проблему свободного времени у студенческой молодежи. Таким образом, невзирая на все сложные условия жизни и возникающие на этом фоне проблемы, можно сказать, что молодежь наделена всевозрастающей ролью, которую она играет в современном мире. Следовательно, появляется необходимость досконального изучения проблем современной молодежи и тенденций ее развития, в результате чего необходимо создавать условия и их совершенствовать для разностороннего, творческого развития, полноценной реализации каждой личности, ведь молодежь – это будущее нашего государства, чем и объясняется актуальность темы курсовой работы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.238.221 (0.016 с.) |