Раздел III. Управление социальной работой и ее кадры



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Управление социальной работой и ее кадры



Глава 26. Менеджмент в социальной работе

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа из двух человек и более, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Организации создаются людьми и являются элементом общественной системы. Зависимость общества от деятельности организаций позволяет рассматривать последние не только как объекты общественного воздействия, но и как активные субъекты, влияющие на жизнь общества.

Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.

В то же время опыт, интуиция, здравый смысл занимают в управлении большое место, а иногда и господствуют в нем. Руководители, хорошо владеющие искусством управления, — ценное общественное достояние.

Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность в управление социальными системами. Отношения по управлению, также, какилюбые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодинаков и зависит от их статуса, активности и т.д.

Социальное управление везде имеет свои пределы. Некоторые из них порождаются самой природой управления, другие — особенностями процесса управления, его субъектами.

В общем виде социальное управление выступает как сознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития.

Менеджмент в социальной работе — это система гибкого предприимчивого управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, на обеспечение достойного, цивилизованного существования.

Объектами управления в социальном менеджменте являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся • между людьми при оказании социальной помощи населению.

Субъектами управления в социальном менеджменте являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.

Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления. В то же время теория управления социальной работой мало исследована, и в числе ее главных научных проблем можно назвать следующие:

разработка теоретических основ менеджмента в социальной работе, формулировка его концепции и «дерева целей»;

исследование организационных структур управления социальной работой, обоснование рекомендации по использованию их типовых форм на государственном и региональном уровнях;

моделирование деятельности социальных служб, использование математических методов при исследовании проблем организации социальной работы;

разработка критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы управления социальной работой, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала;

исследование информационных основ менеджмента в социальной работе, создание современного банка данных,

разработка научных методов прогнозирования социальной работы, совершенствование качественных и количественных методов прогнозирования;

разработка алгоритмов организации личной работы социальных менеджеров и оптимальных вариантов делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой;

исследование методов мотивации социальной работы, обоснования предложений по использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации.

Необходимо отметить, что в управлении социальной работой все направления ее деятельности рассматриваются в комплексе экономических и социокультурных задач. Так, дерево целей социально-экономического развития в Юго-Восточном административном округе г. Москвы включает комплекс экономических реформ, социальный и жилищный комплексы, а также комплексы потребительского рынка, экологии и инженерной инфраструктуры, разви^ тия культуры, охраны памятников и улучшения архитектурного облика территории.

Социальный комплекс предусматривает:

конкретную социальную защиту определенных категорий жителей;

развитие системы медицинского обслуживания (в том числе страховой медицины);

борьбу с преступностью и укрепление правопорядка;

разработку и реализацию программ по трудоустройству и занятости населения;

разработку и реализацию отдельных программ по работе с молодежью;

реализацию программ общего и специального образования и воспитания детей;

торговое и бытовое обслуживание льготных категорий населения;

развитие объектов и инфраструктуры социальной защиты населения.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Функции управления — это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

Необходимым условием изучения функций управления является их классификация. Автором первой развернутой классификации функций управления был известный ученый, основатель классической школы управления Анри Файоль; В качестве основания классификации он взял фактор времени, и функции в его классификации были представлены как последовательные этапы: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

В настоящее время эти этапы представлены в виде следующей системы функций трехзвенного управления:

предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование);

оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);

заключительное управление (контроль, учет, анализ).

Рассмотрим подробнее некоторые из этих функций, наиболее проблемные для управления социальной работой: целеполагание, прогнозирование, организация, мотивация.

Целеполагание. Целеполагание — это начальный момент управления, в который устанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей.

Конкретные цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Причем процесс управления социальной работой лишь тогда будет полным, непрерывным и эффективным, когда он будет представлен во взаимодействии ближайших и долгосрочных, тактических и стратегических целей. В качестве стратегической цели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите на базе передовых достижений мировой науки и научно-технического прогресса. Тактической целью на данном этапе развития нашего общества является удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом возможностей экономики.

Несмотря на известное противоречие между ближайшими и долгосрочными интересами людей, социальный закон взаимодействия

конкретных целей управления состоит в том, что стратегическая цель не может быть достигнута в ущерб тактической цели. С другой стороны, если на первый план выдвигаются тактические, сиюминутные цели в ущерб стратегическим, это тормозит развитие социальной работы.

Стратегические и тактические цели управления социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в основополагающем документе: концепции социальной работы и целевой модели управления социальной работой.

Прогнозирование. Прогнозирование социальной работы — одна из главных функций социального менеджмента — это научно-аналитический этап социального планирования, основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов социальной работы.

Прогнозирование социальной работы — это выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возможных вариантах и сроках осуществления изменений.

Программно-целевой критерий предполагает разделение прогнозирования социальной работы на поисковое и нормативное. Поисковое прогнозирование — это предсказание возможного будущего развития социальной работы. Нормативное прогнозирование — это определение возможных путей развития социальной работы и тех ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных целей.

По времени упреждения прогнозирование социальной работы может быть оперативным (с упреждением на 1 месяц), краткосрочным (от месяца до 1 года), среднесрочным (от 1 года до 5 лет), дол-госрочным(от 5 лет до 15 лет) и дальнесрочным (свыше 15 лет).

Качество прогнозирования во многом зависит от используемых методов получения прогнозных оценок. Эти методы делятся на качественные и количественные. Наиболее эффективными качественными методами прогнозирования являются методы массовых и специализированных экспертных оценок с использованием дельфийской техники. Количественные методы прогнозирования дают более достоверные оценки.

При прогнозировании социальной работы могут быть использованы аналитические, трендовые, регрессионные и факторные модели. В нормативном прогнозировании могут успешно применяться сетевые модели.

Например, с использованием метода прогнозирования в префектурах г. Москвы была внедрена компьютерная техника в управлениях социальной защиты населения, что позволило улучшить качество работы, а переход на безбумажную технологию обработки пенсионных документов способствовал выявлению и исправлению ошибок, сокращению сроков обработки лицевых счетов. В настоящее время действуют следующие информационные системы:

«Пенсионер-справка» — позволяет получить информацию о размере пенсии или пособия, компенсационных выплатах каждого получателя;

«Пенсионер-транспорт» — дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги;

«Пенсионер-путевка» — содержит данные о выдаче санаторно-ку-рортных путевок и выплате компенсаций за неиспользованную путевку;

«Льготы-справка» — позволяет получить информацию о предоставляемых льготах отдельным категориям граждан;

«Пенсия-норма» — информирует о пенсионном законодательстве;

«Платежные поручения» — дает возможность печатать и регистрировать платежные поручения;

«Адрес-справка» — помогает определить, к какому муниципальному округу относится та или иная улица Москвы;

«Баланс» — позволяет вести пенсионный бухгалтерский баланс;

«Архив» — содержит фамилии и адреса пенсионных дел умерших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсионеров, перешедших на другой вид пенсии;

«Обращение-учет» — содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социально-бытовому обслуживанию.

Организация. Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления. Под организационной структурой управления (ОСУ) социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Основные требования к ОСУ: минимальное число звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

Основными типами ОСУ, которые могут быть использованы при управлении социальной работой, являются следующие: линейные, функциональные, дивизионные, проектные и матричные. Линейные структуры, самые простые и экономичные, могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью. Для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональные организационные структуры управления, на верхних— дивизионные. Проектные структуры целесообразно применять при управлении новыми или кратковременными видами социальной работы. Наиболее прогрессивными являются матричные ОСУ, которые могут быть эффективно использованы при проектировании и совершенствовании организации органов социальной защиты, научно-исследовательских и проектных учреждений.

Для создания эффективной системы социальной защиты населения важнейшим условием является структурное совершенствование на различных уровнях управления социальной работой. Всего можно выделить три уровня управления:

верхний, институциональный, уровень — это Российская Федерация и автономная республика;

средний, управленческий, уровень — это регион, т.е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов;

низовой уровень — это социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.

На каждом из этих уровней управление социальной работой осуществляется в рамках трех ветвей власти:

законодательной, в лице органов системы представительной власти;

исполнительной, в лице Президента Российской Федерации и его властных структур, органов регионального управления и органов местного самоуправления;

судебной.

Основным государственным органом в области социальной защиты населения в Российской Федерации и автономных республиках являетсяМинистерство труда и социального развития, в функции которого входит:

разработка положения по основам федеральной политики для нуждающихся в государственной помощи;

анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения;

подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ по:

организации обслуживания и обеспечения пособиями;

социальному обслуживанию;

медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов и оказанию протезно-ортопедической помощи;

социальной помощи семье и детям;

внешнеэкономическому и международному сотрудничеству.

Исполнительными органами управления социальной работой на региональном уровне, органов социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, комитетов управления, отделов департаментов социальной защиты населения в составе местных администраций являются такие учреждения социального обслуживания, как:

центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;

центр или отделение, осуществляющее социальную помощь на дому, отдаление дневного пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов;

центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;

центр помощи детям, оставшимся без родителей;

социальные гостиницы и т.д.

Управление социальной защитой населения по линии законодательной власти осуществляется Государственной Думой Российской Федерации, областными думами и думами автономных республик, законодательными собраниями на различных местных уровнях самоуправления.

В социальных организациях (предприятиях, вузах, научных институтах и т.д.) имеются различные организационные структуры по оказанию социальной помощи населению: администрация, профсоюзы, различные органы самоуправления трудовых коллективов.

Социальная помощь населению оказывается также по линии негосударственных организаций: частных и благотворительных. Эти организации имеют свои структуры управления, свои учредительные документы (устав. Положение и т.д.), в которых указываются состав и функции органов управления, их права и обязанности.

Только в Москве таких организаций несколько сотен, а в целом по стране несколько тысяч.

Мотивация. Мотивация труда работников социальных служб имеет важное значение в повышении эффективности управления социальной работой.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, а также придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение личных целей или целей организации.

В современной науке управления разработано много теорий мотивации, которые можно поделить на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних потребностей, которые заставляют действовать людей так, а не иначе. В основе как содержательных, так и процессуальных теорий мотивации лежат такие понятия, как потребность и вознаграждение.

Потребности, т.е. ощущение человеком недостатка чего-либо, бывают первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими (потребности в пище, воде, одежде, безопасности и т.д.). Вторичные — по природе своей психогигиенические: успех, уважение, власть и т.д.

Вознаграждение — это все, что человек считает ценным для себя. Однако понятия ценности у людей специфичны, а следовательно, различна и оценка вознаграждения. Таким образом, ценность вознаграждения относительна.

Среди содержательных теорий мотивации наибольший интерес представляют иерархия потребностей Абрахама Маслоу, двухфакторная теория Фредерика Гецберга и теория потребностей Дэвида Мак-Клелланда.

Маслоу полагал, что множество различных потребностей можно разделить на пять основных категорий: физиологические потребности, потребности в безопасности и уверенности в будущем, социальные потребности (потребности в причастности), потребности в уважении, потребности в самовыражении. Практическая ценность теории Маслоу для управления социальной работой заключается в том, что она позволяет руководителям социальных служб различных рангов понимать, что лежит в основе стремления

людей к работе. Из нее следует, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей; которые необходимо удовлетворять в представленной выше последовательности. Причем для того чтобы побудить конкретного человека к действию, которое способствует достижению основных целей социальной организации, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством именно такого образа действий.

Процессуальные теории мотивации включают: теорию ожиданий, теорию справедливости и модель Портера-Доуэры. Теория ожиданий базируется на том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранные им типы поведения действительно приведут к удовлетворению или приобретению желаемого. При этом наивысшая эффективность мотивации достигается при одновременной реализации трех последовательных групп ожидания: ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты; ожидания того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение; ожидаемая валентность (ценность для конкретного человека) вознаграждения.

Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения и затраченных усилий, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, в результате чего у него возникает психологическое напряжение. Руководителю необходимо восстановить справедливость, повысив вознаграждение сотруднику или разъяснив, что его коллега получил большее вознаграждение за более производительный труд.

Различные теории мотивации могут быть использованы руководителями социальных служб для повышения эффективности управления и оптимального решения поставленных задач.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. В чем заключается сущность и каковы принципы управления социальной работой?

2. Перечислите и охарактеризуйте функции управления социальной работой.

3. Какие методы прогнозирования социальной работы вам известны?

4. Какова структура служб социального обслуживания населения?

5. Как действуют административно-управленческие механизмы регулирования деятельности социальных служб со стороны исполнительных и законодательных органов власти?

6. Какова мотивация деятельности работников социальных служб?

7. Каковы основные требования к личности руководителя в социальной сфере?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ваханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 1994.

2. Зотов В.Б. Управление административной территорией в городе. — М.: Луч, 1995.

3. Менеджмент в сфере услуг: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент в сфере услуг» / Под ред. проф. Уколова.— М.:

Луч,1995.

4. Мескон М., Альберт М., Федоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ.— М.: Дело, 1994.

5. О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. // Российская газета. — 1996. — 1 июля.

6. Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994 гг.) — М., 1994.

7. Пригожин А.И. Современная социология организаций.— М.:

ИНТЕРПРАКС, 1995.

8. Социальное управление: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Добренького, И.М. Слепенкова,— М.: Изд-во МГУ, 1994.

9. Теория и методика социальной работы. — Вып. 1 / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ГАСБУ, 1993.

10. Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1996—1997 гг. Постановление правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. // Российская газета. — 1996. — 1 июля.

Глава 27. Подготовка социальных работников в России

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В РОССИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

В России 1995 год оказался в деле подготовки социальных работников юбилейным годом. Впервые десять российских вузов осуществили выпуск 300 профессиональных социальных работников, которым были вручены дипломы «Специалист социальной работы».

Как известно, ныне специалисты по социальной работе трудятся практически во всех странах мира. В ряде западных стран их начали готовить еще в начале нашего века, но особенно масштабный характер эта работа приняла в середине и второй половине XX в.

В России в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Госкомвуза квалификационная характеристика «Специалист по социальной работе» была введена в 1991 г. и открыта новая специальность 03.12 «Социальная работа» для высших и средних специальных заведений (см. приказ Госкомобразования от 7 августа 1991 г. № 376).

Начиная с 1991 г. в России сеть высших учебных заведений, приступающих к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, постоянно расширялась. Если в 1990/91 учебном году таких вузов было 8, то в 1994/95 учебном году — 70. Подготовку специалистов по социальной работе осуществляли также б средних специальных учебных заведений.

Исследование, проведенное группой Совета учебно-методического объединения вузов в области социальной работы, показало, что к подготовке социальных работников проявляют все больший интерес не только многопрофильные образовательные учреждения университетского типа, но и многие ведомственные вузы различных министерств.

По состоянию на март 1994 г. среди учебных заведений, занятых подготовкой и переподготовкой кадров для системы социальной защиты населения, было б государственных академий, 24 государственных университета, 21 институт социального и гуманитарного профиля, 4 учебных кадровых центра, 3 колледжа, 1 лицей, б техникумов.

Подготовку специалистов по социальной работе на базе общего и среднеспециального образования осуществляли 28 вузов, на базе высшего образования — 26 вузов, кроме того, 18 вузов осуществляют переподготовку социальных работников.

Всего в вузах по очной, заочной и очно-заочной формам обучается около 4 тыс. будущих социальных работников.

В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров.

1. Курсовая или допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием пополняют ряды социальных работников отделений по обслуживанию больных, престарелых, одиноких. Им предоставляется также право поступить в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы.

2. Обучение в средних специальных учебных заведениях. После их окончания можно работать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых, социальными педагогами и т.д.

3. Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и др.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от 3 до б лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются 1—3 года).

Что касается высшего профессионального образования, то здесь также выделяются три ступени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Последние после получения диплома имеют право вести учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу.

Специализация выпускников, как правило, учитывает профильную направленность высших учебных заведений. Большая часть вузов готовит специалистов-организаторов, управленцев социальной работы с населением, некоторые вузы — специалистов в службе занятости, по работе с семьей, молодежью, детьми, пожилыми людьми, в трудовых коллективах и т.д. Ряд вузов готовит специалистов в области медико-социальной помощи населению.

В подготовке специалистов по социальной работе участвует более тысячи преподавателей. В их числе более 200 докторов наук и профессоров, примерно 550 кандидатов наук и доцентов, более 300 педагогов социально-гуманитарного профиля и специалистов-практиков различных социальных служб.

В стране создано несколько профессиональных объединений, в состав которых входят специалисты по социальной работе: Межрегиональная Ассоциация работников социальных служб, Ассоциация коллективов вузов и школ социальной работы, Ассоциация социальных работников и др.

С марта 1993 г. начал работу Совет учебно-методического объединения (УМО) вузов Российской Федерации в области социальной работы. Основными задачами УМО являются: координация деятельности педагогической общественности вузов и специалистов научно-исследовательских учреждений, формирование перспективных планов, подготовка учебников и учебных пособии, разработка Государственных стандартов в соответствии с Законом об образовании, обеспечение интеграции высшей школы в мировое академическое сообщество.

В момент его создания в УМО входили представители 42 вузов, научно-исследовательских и учебных центров, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров по специальности «Социальная работа». Ныне число таких вузов и центров возросло до 70.

«Государственная система социальной помощи семье и детству» — основное программно-методическое обеспечение, на базе которого началась подготовка специалистов по социальной работе. Оно было осуществлено Временным научно-исследовательским коллективом (ВНИК), учрежденным в 1991 г. Министерством образования и Госкомитетом по делам семьи и демографической политики Российской Федерации. Этим научно-исследовательским коллективом были разработаны учебные планы по шести специализациям, а также более 100 учебных программ по различным дисциплинам.

Важное значение в подготовке кадров высшей квалификации имеют утвержденные в качестве Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра, специалиста и магистра по направлению 521100 «Социальная работа». В соответствии с Государственным стандартом усилиями УМО, вузовских коллективов обновляются имеющиеся учебные программы, разрабатываются новые.

По проблемам теории и практики социальной работы за последние годы подготовлено большое количество учебных пособий, брошюр и статей. Особенно большой вклад в решение задачи обеспече-

ния учебной литературой внесли Московский государственный социальный институт (МГСИ), Алтайский государственный универси-тет» Институт молодежи и Пермский государственный университет.

Большую научно-исследовательскую работу развернул созданный в 1994 г. Институт социальной работы. В стране выпускается ряд периодических изданий по проблематике социальной работы, в том числе «Российский журнал социальной работы». Систематически проводятся научные и научно-практические конференции международного, всероссийского и межрегионального уровня.

В некоторых вузах открыта аспирантура по подготовке специалистов высшей квалификации.

Все это свидетельствует о том, что процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности — социальной сфере.

Однако имеется еще немало проблем, нерешенных вопросов. Чрезвычайно остро стоит проблема кадров. Вот только одна цифра: на 89 территориях России в социальной сфере трудится 117 980 человек (данные на начало 1995 г.). Многие из них получили узкоспециальное профессиональное образование (медики, педагоги, психологи, социологи и т.д.), но не имеют подготовки социального работника.

В МГСУ действуют курсы повышения квалификации для практических социальных работников. Но прием на них небольшой:

25 человек (нет общежития). Основная работа должна проводиться на местах. Поставлена задача создать в УМО по социальной работе секцию по проблемам повышения квалификации (обеспечение методическими материалами и т. п.). При МГСУ функционируют также курсы по переподготовке преподавателей социальной работы.

В числе актуальных проблем подготовки социальных работников отметим следующие:

1. Более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика теории и методики социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.

2. Подготовка социальных работников, предусматривающая получение общих знаний и умений и какой-то узкой специализации

(специализаций) с учетом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог социальной службы, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.

3. Расширение географии подготовки социальных работников. Сейчас высшее образование получают в 40 субъектах Российской Федерации из 89. Конечно, эта задача может быть решена лишь со временем.

4. Обновление существующих программ, создание новых, подготовка учебников и учебных пособий по учебным дисциплинам, предусмотренным Государственным стандартом.

5. Конституирование социальной работы как новой дисциплины. Это позволит осуществлять подготовку социальных работников высшей квалификации, без чего успешное развитие этого актуального направления невозможно.

6. Получение, хранение и распространение социальной информации.

Необходимо решить проблему оформления социального и юридического статуса социальных работников, определить их права, гарантии деятельности, ввести данную специальность в штатное расписание всех служб и учреждений.

В сфере социальной защиты населения должность специалиста по социальной работе введена в штатное расписание девяти видов учреждений. В настоящее время в России действуют около 60Q центров социального обслуживания, 115 центров социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению и экстремальной психологической помощи по телефону, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реа-билитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитаци-онных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 35 учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий и другие учреждения. В них трудятся несколько тысяч специалистов по социальной работе.

Такая должность введена также в системе учреждений комитетов по делам молодежи.

„пй должности в учреждениях здравоохра-Вопрос о ^wwww^^^ стадии решения. нения, ^"^"^^"^'"^"тоофессионального отбора лиц,

Актуальной остается "Р0^"^^^^^^ об этом подробно в избравших и избирающих эту профессию ^см,

главе 28). „шальных работников, так и в содержании Как и в подготовке coциaльныxp„-., -„^е всего (не игнори-

социальной работы в ^OMHeofe^^^^^^^^ своей страны. ^h:lt^^^^^^^^^

ей-^Яо0^^^^^^

Вподготовкеипереподготовкесоциальныхработниковкаждый

из 70 вузов России играет^лук^ Государственная

Московский ^шoлo^cw^ш^ был одним из первых в ряду академия сферы быта^^ инициативой по развертыванию других вузов, которые ^^ц^истов с высшим образовани-

подготовки и переподготовки сп№ дСБУ - один из деся-емпоспециальности«СоЦИ^^бо ^ ^ ^^

ти вузов России, осуществивших в ^ , •' вьш^скпрофессиональнь.с^ь^^^^

Следует отметить УН»^^^^^^^^^^ специалисты соци-

щей в том, что в ^Guw^^^ отношение к жиз-альной сферы, которая имеет ^еп^Д ^ ^ населения.

недеятельности ^"^^^бностей и интересов, к со-удовлетворению их повседневных ни у

циальной заботе, социальной з™^^ социальная работа.

Еще задолго до открытия cпeциaль•—,„/тлcБУ)ocyщecтв-бывшийМосковский^^киии^^^^^^^

лял подготовку профессио^в^^ ^еркнуть, что сети социально-бытовой. В связи с этим у основных в

циально-бытовая функция является одной и подготовке ^^ьнь^Р^ико^ ^ ^^ ^. Проблема подготовки такими ^ ^„ости .Социаль-

альной после открыти.^^Тгг- специализации «Социально-меди-ная работа», а в 1993-W-_r . ^циальностей «Социально-цинские услуги населению», a idi^c ^ ^

культурный сервис и туризм», «Домоведение», «Музейный сервис» и др., которые фактически являются видами социальной работы как особого рода деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных потребностей и интересов различных и, прежде всего, социально уязвимых групп населения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.038 с.)