СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ



Устная речь, или говорение, — такой вид речевой деятельности, навыки которого нуждаются в развитии и совершенствовании почти для всех. В ситуациях делового общения именно умение четко выражать свои мысли является решающим при реализации основных целей и задач коммуникации. Для того чтобы совершенствовать навыки устной речи необходимо знать принципы построения речи в зависимости от ее цели: информирование, убеждение или развлечение.

Информационная речь должна строиться с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме. Выступающий (оратор) должен постоянно концентрировать внимание на предмете изложения, придерживаться строгой формы изложения, ориентируясь на реакцию аудитории.

Убеждающая речь апеллирует к чувствам и эмоциям слушателей и воздействует на их волю, поэтому она должна строиться с учетом их эмоциональной восприимчивости и эмоциональной культуры, учитывать их Жизненный опыт и конкретную речевую ситуацию.

Оратору необходимо психологически настроиться на аудиторию, избегать излишней сентиментальности при выражении эмоций.

Развлекательная речь в наибольшей степени должна быть ориентирована на аудиторию, учитывать ее сиюминутные интересы и конкретную ситуацию. Здесь оратор более свободен в выборе речевых форм, может использовать экспрессивную лексику, юмор, пословицы, поговорки.

Все виды речей должны быть построены в соответствии сзаконами композиции, которые предполагают членение текста на вступление, основную часть и заключение.

Вступление необходимо для того, чтобы привлечь внимание к предмету речи, установить связь между темой, слушателем и оратором. Начало речи должно быть по возможности более эффектным, нетрадиционным для данной ситуации. Во вступительной части можно использовать следующие речевые приемы: дать ретроспективный обзор затрагиваемой темы; обосновать необходимость рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня; разъяснить основные понятия темы; кратко изложить производственную (или иную, в зависимости от аудитории) деятельность слушателей и их трудовые успехи; перечислить благоприятные предпосылки, облегчающие слушателю восприятие затронутой темы; изложить ошибки, предрассудки, односторонний подход к проблемам темы речи; использовать поговорки, цитаты, анекдоты, сравнения; изложить план предстоящей речи.

В основной части с помощью логически безупречных и достоверных аргументов должна раскрываться главная идея выступления. При этом можно выбирать различные типы композиционного развития речи: дедуктивное или индуктивное рассуждение, движение от проблемы к ее решению, опора на причинно-следственные связи, хронологическое или пространственное изложение, изложение от простого к сложному, от знакомого к незнакомому и т.д. Если у слушателей нет достаточных теоретических знаний по теме выступления, то лучше использовать метод индукции: от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и обобщению. Если оратор предполагает, что слушатели не склонны принимать его доводы, то самые убедительные и интересные для них аргументы следует перенести вкачало основной части. В других же случаях сильнейшие аргументы приводятся «под занавес», поскольку готовность слушателей согласиться с выводами при этом постепенно возрастает.

Функция заключения — подведение итогов выступления. Его роль также не следует недооценивать. Если оратор не вписался в регламент, то он вынужден прервать выступление на полуслове, что придает его речи в целом незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение может восприниматься как новая основная часть выступления. Заключение должно быть естественным и вытекать из содержания и цели выступления. Здесь можно использовать следующие речевые приемы: изложить основную идею выступления в виде тезиса; сделать заключительный вывод из своих высказываний; выразить свое личное отношение к содержанию выступления; указать на еще не решенные проблемы; апеллировать к слушателям (с предостережением, пожеланием, призывом и т.д.); привести остроумное высказывание; сославшись на регламент, поблагодарить за внимание и предоставленную возможность выступить.

Писать целиком текст выступления не обязательно. Рекомендуется составлять развернутый план-конспект речи, состоящий из отдельных предложений и отражающий смысловые отношения между этими предложениями при помощи буквенно-цифровых' обозначений и системы отступов (т.е. некоторой схемы выступления).

Когда речь подготовлена, следующий важный этап — ее исполнение, т.е. непосредственное произнесение перед аудиторией. Возможны различные способы исполнения: чтение с листа полностью записанного текста, произнесение заученной наизусть речи, произнесение с опорой на план-конспект и т.п. Наиболее выигрышным считается так называемый экстемпоральный метод, при котором речь произносится по заученному плану-конспекту.

Тренировка в произнесении речи вслух необходима при любом выбранном оратором способе исполнения. Во время такой тренировки нужно окончательно затвердить в памяти последовательность мыслей, найти наиболее выразительные словесные формулировки для самых важных частей речи. Рекомендуется максимально приближать тренировку к условиям реального выступления: постоянно представлять перед собой аудиторию, произносить речь целиком, не отбрасывая отдельные ее части, говорить с полным напряжением, несмотря на искусственность ситуации, и т.п. Особенно важно во время тренировки поработать над звучанием голоса, интонаци-

ей и жестами. При этом необходимо знать основные принципы звукового оформления речи, а также орфоэпические нормы языка.

Звуковое оформление речи. Важными понятиями, играющими большую роль в устной коммуникации вообще, являются голос, интонация и дикция.

Голос — это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок. Тембр голоса, или его окраска, — именно та характеристика, которую мы воспринимаем, когда говорим, что у человека приятный, неприятный, скрипучий, визгливый или какой-либо иной голос. Голос человека меняется не только с возрастом, но и в зависимости от его физического и эмоционального состояния. Так, по голосу можно судить, веселый человек или грустный, больной, усталый или здоровый, полный сил. Поэтому начинающий оратор должен уделять большое внимание тому, как звучит его голос — звонко и отчетливо либо глухо и невыразительно. Методика развития голоса требует целенаправленных и регулярных занятий и применяется в основном в театральных учебных заведениях. Однако возможно самостоятельно улучшить качество своего голоса, воспользовавшись некоторыми учебными пособиями (см. список рекомендуемой литературы на с. 118).

Дикция, или манера выговаривать слова, является приобретенным свойством человека. Если в детстве была усвоена неправильная артикуляция звуков речи, то человек обычно картавит, шепелявит и т.п. Такие дефекты дикции исправляются логопедами. Хотя большинство людей в основном правильно выговаривают звуки, их дикция все же далека от совершенства. Часто речь бывает малоразборчива из-за вялой артикуляции (как будто каша во рту), из-за про-глатывания отдельных звуков и даже слогов (в таком случае мы слышим «башка» вместо «бабушка» или «чек» вместо «человек»). К недостаткам дикции относятся также эканье (вставка паразитического звука «э»), шумные вздохи (когда человек шумно набирает воздух перед началом слова), чмоканье губами, продление безударных гласных (особенно характерное для московского просторечия), назализация конечных гласных в словах (т.е. произнесение их в нос).

Развитие хорошей дикции также требует регулярных и интенсивных занятий. Основными методами совершенствования дикции яв

но

ляются упражнения, которые тренируют и укрепляют мышцы речевого аппарата: произнесение звуков и слогов с различной интенсивностью и в различных сочетаниях, речь с камушками за щекой, скороговорки.

Интонация — важное смыслоразличительное средство языка. В физическом смысле под интонацией понимается комплексное взаимодействие высоты, интенсивности и длительности звуков. На уровне восприятия обычно говорят о мелодике (главном компоненте интонации), громкости, темпе речи. Кроме того, к компонентам интонации относятся также логическое ударение и пауза (как результат членения высказывания на смысловые части).

Мелодика — изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания — служит для выражения основных коммуникативных значений. Одно и то же предложение, произнесенное с разной мелодикой, может выражать утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Громкость (интенсивность высказывания), как правило, выделяет наиболее важные части предложения.

Темп речи (количество звуков или слов, произнесенных в минуту) также связан с выделением наиболее значимых слов и сочетаний: то, что говорящий считает важным, он обычно произносит медленнее.

Логическое ударение (называемое также акцентным или смысловым выделением) в предложении падает обычно на те слова, которые говорящий хочет выделить, акцентировать, чтобы обратить на них внимание слушателя. Предложение приобретает новые оттенки значения при перемещении логического ударения с одного слова на другое (Ты разбил вазу? Ты разбил вазу? Ты разбил вазу?). .

Пауза (перерыв в звучании) является важным средством смыслового членения предложения. Всем известна фраза «Казнить нельзя помиловать», которая меняет свой смысл на противоположный в зависимости от того, где делается пауза.

Рациональное использование перечисленных компонентов интонации повышает выразительность устной речи.

' Добиваясь выразительности речи, необходимо прежде всего поработать с готовым письменным текстом. Интонационная разметка осуществляется следующим образом:

1) в тексте отмечают места, где следует сделать паузу, т.е. разбивают текст ^а смысловые части;

in

2) отмечают наиболее важные части текста и подчеркивают слова, на которые падает логическое ударение;

. 3) в каждой выделенной смысловой части предложения отмечают движение мелодики (вниз, вверх, ровно).

Затем текст читают вслух в соответствии с его интонационной разметкой.

Орфоэпические нормы языка. Орфоэпические нормы — это правила произношения и ударения. Правильное произношение слов является основным критерием культуры речи и показателем уровня образования человека. Каждому режет слух, когда он слышит «пОрт-фель» или «магАзин», и сразу возникает ощущение, что говорит малограмотный человек. В русском языке существует довольно много случаев, когда даже вполне хорошо образованные люди делают ошибки в произношении и ударении, поскольку в свое время не усвоили правильный вариант. Это, естественно, портит впечатление о человеке, препятствует его позитивной самопрезентации. Поэтому необходимо познакомиться с наиболее типичными и частыми ошибками в произношении и стараться не допускать их в собственной речи:

1. Произношение на месте буквы Э в начале слова в безударном положении звука И вместо нормативного звука Э: икран вместо экран, инергия вместо энергия.

1. Произношение после твердых шипящих на месте буквы А звука А вместо нормативного Ы: лошадей, к сожалению и т.п.

3. Смягчение согласного перед буквой Е в заимствованных словах типа пюре, детектив (надо произносить пюрэ, дэтэктиф) и произношение твердого согласного в словах типа бассейн, крем (надо бас'ейн, кр'ем).

4. Произношение звука Ч вместо нормативного Ш при буквенном сочетанииЧН в отдельных частотных словах: скучно, нарочно, конечно (нужно произносить скушно, нарошно, конешно).

5. Произношение существительных мужского рода, оканчивающихся на-ИЗМ с мягким согласным перед следующим твердым (нужно — 3 твердый): социализьм, капитализьм и т.п.

6. Ошибки ударения в следующих частотных словах (приводится правильный вариант): квартал, гражданство, эксперт, каталог, мусоропровод, ходатайство, таможня, договор, договоры, торты, похороны, ракушка, звонит, заключит, баловать, балует, премировать, кухонный, гладильный, оптовый, красивее.

РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ УБЕЖДЕНИЯ

Успех в коммуникации зависит от умения эффективно владеть логикой, психологией и речью. Речи здесь принадлежит не последнее место, поскольку информация доносится до слушателя в основном посредством речи. В полемике, например, побеждает зачастую не тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно проанализировать речь оппонента, быстро отреагировать на нее и эффективно организовать свою речь. С другой стороны, необходимо находить такую форму выражения, которая позволила бы сделать речь убедительной именно для того, кого убеждаешь. Известно, что Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но не убедил в своей невиновности афинских матросов и торговцев, и они приговорили его к смерти.

В каждой ситуации общения используется своя стратегия, которая включает в себя осознание ситуации в целом, выделение в ней основных идей и задач целенаправленного воздействия, планирование, организацию и направление развития ситуации в интересах достижения этих целей. Стратегия общения реализуется вречевых тактиках, под которыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. Понятие речевых тактик введено ТА. ван Дейком, который разработал их при изучении диалогов об этнических меньшинствах. Речевая тактика означает особый ход в построении речи при выражении различных эмоциональных состояний и достижении поставленной цели. Например, предубеждение может выражаться с помощью почти тридцати различных ходов: «предположение», «смягчение», «утрирование», «сдвиг», «взваливание вины на другого», «повтор», «приведение примера» и др.

Ход «обобщение», по мнению ван Дейка, используется для того, чтобы показать, что приведенная негативная информация не случайна и не исключительна, подкрепляя возможное мнение собеседника. Типовые выражения этого хода: Итак всегда; С этим. сталкиваешься на каждом шагу; Это без конца повторяется.

«Приведение примера» — ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте). Типовые выражения: Вот пример; Например, на прошлой неделе...; Возьмите нашего соседа. Он... «Усиление» направлено на лучший или более эффективный контроль за взиманием слушающего («привлечение внимания»), на

из

улучшение структурной организации негативной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации. Типовые выражения: Это ужасно, что...; Это позор, что...

«Уступка» дает возможность для условного обобщения даже в случае противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, т.е. составляющие части стратегии положительной самопрезентации. Типичные выражения: Среди них попадаются ихорошиелюди; Не стоит обобщать, но...; Голландцы тоже могут так поступать... (последнее является также ходом «сравнение»).

«Сдвиг» — ход стратегии положительной самопрезентации. Типичный пример: Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются.

«Контраст» — ход, имеющий несколько функций. Во-первых, риторическую — привлечение внимания к участникам отношения контраста (структурирование информации). Во-вторых, семантическую — подчеркивание положительных и отрицательных оценок людей, их действий или свойств (часто путем противопоставления МЫ — ОНИ) во всех ситуациях, где прослеживается конфликт интересов. Типичный пример: Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают; Нам пришлось долгие годы ждать новой квартиры, а они получат квартиру сразу же, как только приедут.

К числу других речевых тактик можно также отнести следующие:

неожиданность, провокация, апелляция к авторитету, прогнозирование, внесение элемента неформальности, «прямое включение», юмор. Очевидно, что список возможных речевых тактик не ограничивается приведенными, большинство из них еще не выявлены. Для социального работника (как и для любого работника сферы управления) важно умение самому выделять речевые тактики, чтобы использовать те из них, которые лучше всего соответствуют конкретной ситуации.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.009 с.)