Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и задачи социальной службы для молодежи

Поиск

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» комплексная система социального обслуживания населения, включая и молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых прожи-

вают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

Социальная служба — это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Система социальной защиты молодежи в субъектах Российской Федерации имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитацйонный центр для несовершеннолетних;

г) социальная гостиница;

д) социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития для лиц с ограниченными возможностями. Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее — в сексологической консультации, центре помощи молодой

семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье;

учащиеся — телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

Одной из главных проблем молодых рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход крынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности — только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры — 35%.

Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров «Телефона доверия». Это вызывается возросшей конфликтностыо нашего бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10—17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися, 65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье:

одни жалуются на ощущение одиночества, другие — на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим.

При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитацйонный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения:

отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптиро-ванных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять

и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.

В Российской Федерации накоплен опыт практической социальной работы с молодежью. Так, в Ярославле принята областная государственная социальная программа «Молодежь», направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Астраханская областная социальная служба помогает молодым людям разобраться в себе и окружающих, учит самостоятельно находить выход из стрессовой ситуации, снимать ее последствия, обретать уверенность в своих силах. В деятельности службы предпочтение отдается таким видам помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по правовым вопросам, семейно-брачным отношениям, медико-психологическая помощь и т.д.

Основной задачей московского объединения «Педагогический поиск» являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домов и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных, моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и

за собой. Здесь открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги.

В Республике Башкортостан действуют следующие социальные службы молодежи: молодежная биржи труда «Евразия», в структуре которой имеются центр занятости, коммерческий центр, бизнес-центр, информационный центр, общество с ограниченной ответственностью при управлении по делам молодежи Уфимской мэрии;

республиканский молодежный социальный фонд «Новое поколение» со службами социально-психологической, юридической, наркологической помощи и молодежная биржа труда «Веста»; пункты помощи по вопросам семейных отношений, службы знакомства «Ты и я», телефоны доверия и т.д.

Определенный опыт накоплен и в области управления социальными программами по работе с молодежью. Так, в Ярославской области администрация соответствующего предприятия (фирмы, МП, АООТ, АОЗТ и др.) формирует социальную службу молодежи на договорной основе, заключая трудовые соглашения с привлекаемыми для работы специалистами. Составляется программа, где учитываются результаты социологических исследований. Высокие требования предъявляются ко всем сотрудникам социальной службы молодежи.

Работа с детьми, подростками и молодежью в Юго-Восточном административном округе г. Москвы строится на основании Указа Президента России о молодежной политике, постановлений правительства Москвы, распоряжений мэра, программы «Дети Москвы», распоряжений префекта ЮВАО, супрефекта района. На территории ЮВАО работает 8 центров и 30 детских подростковых клубов, в которых занимается около 20 тыс. детей, подростков, молодежи. Все педагоги-организаторы, которые входят в состав дирекции единого заказчика районов, а их 61, прошли аттестацию в муниципальных районах, префектуре, Комитете по делам семьи и молодежи. Педагоги-организаторы работают в тесном контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних, привлекая в свои клубы трудных подростков, детей, состоящих на учете в милиции. Детские подростковые клубы (ДПК) микрорайонов «Рязанский», «Выхино», «Кузьминки», «Марьино», «Текстильщики» принимали участие в городских конкурсах: «Салют Победа», «Таланты нашего двора». Око-

ло 60% ребят, занимающихся в ДПК, центрах, — из малообеспеченных, многодетных, неполных семей и трудные подростки.

Сегодня появляются новые интересные формы социальной работы с молодежью.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Назовите объективные и субъективные условия, оказывающие влияние на социальное развитие молодежи.

2. В чем проявляются особенности молодежи как социально-демографической группы?

3. На конкретных примерах раскройте структуру и содержание социальных служб для молодежи.

4. Назовите основные требования в области управления социальными программами по работе с молодежью.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Молодежный ренессанс и проблемы социализации молодежи. — М., Молодая гвардия, 1990.

2. Молодежь России: социальное развитие. — М.: Наука, 1992.

3. Об общих началах государственной молодежной политики в СССР. Закон СССР. - М.: 1991.

4. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. — М.: Наука, 1993.

5. Социальные службы для подростков и молодежи.— Институт молодежи. — М., 1993.

6. Зотов В.Б. Управление административной территорией в городе (проблемы и перспективы). — М.: Луч, 1995.

7. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. — М.: Юридическая литература, 1990.

8. Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993.

9. Теория и методика социальной работы / Под ред. И. Г. Зайны-шева. — Ч. I. — М.: Союз, 1994.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.008 с.)