Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление по делам молодежи, воспитания и социальной защиты детей

Поиск

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

С МОЛОДЕЖЬЮ

(СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

ДОКУМЕНТОВ)

 

Г. Москва 2007


Редакционная коллегия

 

Левитская А.А. – директор Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, кандидат филологических наук, профессор

Мельниченко И.И. – начальник Управления по делам молодежи, воспитания и социальной защиты детей Федерального агентства по образованию, кандидат философских наук

Пойманова З.И. – начальник отдела молодежной политикиДепартамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, кандидат педагогических наук

Климантова Г.И. - проректор Российского государственного социального университета, доктор политических наук, профессор

 

Автор-составитель

 

Ростовская Т.К. – начальник отдела методического обеспечения и координации молодежных программ и проектов Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, доктор социологических наук

 

Развитие системы учреждений социального обслуживания молодежи и подростково – молодежных клубов (центров) остро ставит вопросы нормативного правового обеспечения их деятельности.

Настоящее пособие считает своей задачей проанализировать ту базу, на которой строится нормативное правовое обоснование учреждений социального обслуживания молодежи и подростково – молодежных клубов, собрать воедино правовые документы, которые регулируют их деятельность.

Для руководителей и специалистов органов по делам молодежи, руководителей учреждений социального обслуживания молодежи и подростковых молодежных клубов (центров).

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………5

 

Раздел 1. Общие вопросы социальной работы с молодежью

 

1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10. 12. 95 г. №195 – ФЗ…………………………………………………….6

2. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних " от 24.06.99 № 120 – ФЗ……………………...15

3. Распоряжение Комитета Российской Федерации по делам молодежи от 24. 06.96. № 42 «Об утверждении разрядов оплаты труда, тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетных учреждений и организаций органов по делам молодежи российской Федерации объемных показателей по отнесению учреждений по делам молодежи к группам по плате труда руководителей»

…………………………………………………………………………………………….… 57

4. Постановление Министерства труда российской Федерации от 24.04.96. № 24 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетных организаций Комитета Российской Федерации по делам молодежи» …………………………………………...61

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27. 11. 00. №896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях по делам несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»…………………. 118

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации"………………………………... 129

7. Инструктивное письмо Министерства образования РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму, Комитета РФ по делам молодежи от 12. 03. 96. №Кш – 21/294 – 04/53 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан»……………………………………………………………………. 153

8. Совместное письмо Министерства образования РФ и Министерства труда и социального развития РФ от 08. 01. 2002г. №15 – 52 – 04 ин/15 – 01 – 21 «О нормативно – правовом обеспечении учреждений социального обслуживания молодежи, находящихся в ведении органов по делам молодежи субъектов РФ»……….

……………………………………………………………………………………………. .173

9. Инструктивное письмо Минобразования России от 30. 09. 02 №3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» ………………………………………………………………………... 241

10. Инструктивное письмо Минобразования России от 29.10.2002 № 4 " Об отпусках работников учреждений органов по делам молодежи" ……………………………....... 250

11. Инструктивное письмо Минобразования России от 01.11.2002 № 5 " О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи" …………………………………… 251

 

Раздел 2. Государственная поддержка молодой семьи

 

1.Указ Президента Российской Федерации от 14.05.96 г. № 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики"……………………………….. 253

2.Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 г. № 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» ………………………………… ……………….. 261

3.Концепция государственной политики в отношении молодой семьи ………… 262

4.Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 г. № 510 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей»……………… 299


Введение

Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека.

Правовой основой государственной молодежной политики является законодательство: федеральные законы, нормативные акты иного уровня. Отсюда правомерно говорить о том, что важнейшей задачей государства в выработке и осуществлении молодежной политики является формирование законодательной базы.

Особое внимание уделяется формированию нормативной базы учреждений социального обслуживания молодежи и подростково – молодежных клубов (центров), находящихся в ведении органов по делам молодежи.

Формирование правового поля учреждений социального обслуживания молодежи и подростково-молодежных клубов(центров) происходило в русле основных направлений государственной молодежной политики.

Вопросы нормативного правового регулирования учреждений социального обслуживания молодежи и подростково – молодежных клубов (центров) вызывают большой практический интерес со стороны специалистов органов по делам молодежи, руководителей и сотрудников учреждений социального обслуживания молодежи и подростково-молодежных клубов (центров).

Надеемся, что нормативные правовые документы социальной работы государственной молодежной политики, находящиеся в данном сборнике, будут полезны специалистам органов по делам молодежи, руководителям учреждений социального обслуживания молодежи и молодежно – подростковых клубов (центров).


 

10 декабря 1995 года N 195-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Принят

Государственной Думой

15 ноября 1995 года

 

(в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 87-ФЗ,

от 25.07.2002 N 115-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Социальное обслуживание

 

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании

 

Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 

Статья 3. Основные понятия

 

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

 

Статья 4. Системы социальных служб

 

1. Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

4. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

 

Статья 5. Принципы социального обслуживания

 

Социальное обслуживание основывается на принципах:

1) адресности;

2) доступности;

3) добровольности;

4) гуманности;

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности;

7) профилактической направленности.

 

Статья 6. Государственные стандарты социального обслуживания

 

1. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

2. Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 87-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН

НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

Статья 7. Право граждан на социальное обслуживание

 

1. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

3. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

4. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ)

 

Статья 8. Материальная помощь

 

1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Статья 9. Социальное обслуживание на дому

 

1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

2. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

 

Статья 10. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях

 

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

 

Статья 11. Предоставление временного приюта

 

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

 

Статья 12. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания

 

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 

Статья 13. Консультативная помощь

 

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

 

Статья 14. Реабилитационные услуги

 

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

 

Статья 15. Плата за социальное обслуживание

 

1. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

2. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

 

Статья 16. Основания для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб

 

1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Статья 17. Учреждения и предприятия социального обслуживания

 

1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

 

Статья 18. Исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

 

Статья 19. Управление социальным обслуживанием

 

1. Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.

4. Научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

Глава IV. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Статья 20. Полномочия федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания

 

К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:

1) установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;

2) принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением;

3) - 4) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

5) установление методического обеспечения социальных служб;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

6) исключен. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

7) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

9) организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;

10) развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

 

Статья 21. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

 

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

обеспечение реализации настоящего Федерального закона;

разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания;

определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;

установление порядка координации деятельности социальных служб;

создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания;

иные полномочия.

 

Глава V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Статья 22. Имущественное обеспечение социальных служб

 

Социальные службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечиваются земельными участками, имуществом, необходимыми для выполнения их уставных задач.

 

Статья 23. Финансовое обеспечение социального обслуживания и учреждений социального обслуживания

 

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

Социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

 

Статья 24. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания

 

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

2. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 25. Кадровое обеспечение социальных служб

 

1. Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

2. Меры социальной поддержки работников государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5. Меры социальной поддержки работников социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

 

Ответственность лиц, занятых в области социального обслуживания, если их действия (бездействие) повлекли за собой опасные для жизни и здоровья клиента социальной службы последствия или иное нарушение его прав, наступает в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

 

Статья 27. Обжалование действий (бездействия) социальных служб

 

Действия (бездействие) социальных служб могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в органы государственной власти, органы местного самоуправления либо в суд.

 

Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

10 декабря 1995 года

N 195-ФЗ

24 июня 1999 года N 120-ФЗ



 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Принят

Государственной Думой

21 мая 1999 года

 

Одобрен

Советом Федерации

9 июня 1999 года

 

(в ред. Федеральных законов от 13.01.2001 N 1-ФЗ,

от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.12.2004 N 150-ФЗ,

от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 22.04.2005 N 39-ФЗ,

от 05.01.2006 N 9-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ,

от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

 

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

(абзац введен Федеральным законом от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

 

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

 

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

 

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

(в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной отв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.102 (0.014 с.)