Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место молодежной политики в социально-экономической политике

Поиск

Молодежь является единственной социальной группой, чьи характеристики непосредственно и с небольшим временным периодом определяют характеристики страны. Современные молодые люди через 5-15 лет объективно становятся основными носителями и проводниками любых инициатив, людьми, принимающими решения во всех сферах общественной жизни. При этом молодежь, в силу отсутствия сложившихся социальных стереотипов, является и той социальной группой, на характеристики которой можно влиять, корректировать модели ее поведения, задавать желаемый тип общественного поведения. Недостаточное внимание к молодежи в настоящее время ставит под вопрос осуществление плана преобразований страны и ее благосостояние в среднесрочной перспективе.

Современная инновационная экономика требует и современного подхода к решению проблемы кадрового обеспечения, подразумевающего комплексное развитие человеческого капитала. Государственным приоритетом должно стать развитие человека и формирование условий для его самореализации. Основным адресатом такого подхода оказывается молодежь. Она составляет основу того социальной группы, представители которой еще не утратили интерес к самосовершенствованию, способны к динамичной реакции на вызовы среды.

Первоочередной задачей становится запуск эффективно действующих социальных лифтов для наиболее одаренной части молодежи, способной сформировать кадровое ядро инновационной экономики России.

 

Молодежь - участник общественных отношений, чей потенциал (ресурс) развития способен совершить экономические преобразования, обеспечить бурный экономический рост, качественно изменить уровень жизни в стране.

 

Модель развития человеческого потенциала, строящаяся на удовлетворении потребностей и устремлений человека, рассматривает экономический рост как средство развития. Вопрос развития человеческого потенциала состоит в том числе и в достижения устойчивого развития, получения прибыли, оптимизации экономических условий. Вопросы влияния профессиональной подготовки, качества кадров, наличия квалифицированных специалистов на экономику регионов в экономической теории изучены достаточно хорошо. Вместе с тем, во второй половине первого десятилетия XXI века, проблема человеческого потенциала открылась в новой перспективе. Это связано, в первую очередь, с выделением нового социального слоя, характеризуемого как креативный класс. Развитие креативного класса напрямую связано с экономическим успехом страны и отдельных территорий.

Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности.

В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.

Креативная экономика — особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности – становится ключевым драйвером развития[3]. В рамках креативной экономики формируются новые экономические модели, новые типы социальных отношений, новые культурные парадигмы. Поскольку креативность – это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение. Только уяснив себе феномен роста этого нового класса и его характерные ценности, мы будем в состоянии понять природу масштабных и на вид изолированных изменений в нашем обществе и более рационально планировать будущее»[4].

Оттеснив традиционные факторы успеха – хорошую инфраструктуру, местоположение, природные ресурсы – на первый план вышли человеческие способности, мотивации, воображение и отношения [5]. Креативность рассматривается как важнейший фактор формирования современного жизненного уклада и необходимый атрибут успешного развития новой экономики.

Важнейшей характеристикой инновационно-креативной экономики является наличие индустрии инноваций, под которой понимается сфера разработки, производства и реализации конкурентоспособных инноваций в массовом масштабе. Индустрия инноваций должна охватывать все отрасли экономики и социальную сферу, а инновации должны носить отраслевой и межотраслевой характер. Целями индустрии инноваций являются модернизация и развитие всех отраслей экономики и сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни граждан, рост эффективности, наукоемкости и качества труда и производства во всех отраслях экономики, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках. «Креативные отрасли» - сферы, основой которых является личные творческие способности, навыки и таланты и у которых есть возможности по увеличению благосостояния и количества рабочих мест с помощью создание и использование интеллектуальной собственности.

Творческие индустрии – быстро растущий сектор экономики. С одной стороны, они обеспечивают мобильность, выход на глобальный рынок, формируют проектное мышление, используют множество разнообразных ресурсов, способствуют развитию человеческой индивидуальности и доверия в обществе. С другой стороны, творческие индустрии способствуют новому пониманию многообразия мира, развитию и сохранению культуры, истории и традиций, возрождению городов и формированию городского пространства.

Творческие индустрии становятся не только важнейшим сектором экономики, но и важным имиджевым механизмом, имеющим символическое значение для государств и регионов. Творческие индустрии также являются важным показателем в различных условиях существования разных стран и регионов и определяют потенциал развития страны и общества:

1) формируется творческая городская среда;

2) инвестируются финансовые ресурсы в креативных людей, а также инновации для сферы культуры в целом;

3) формируется востребованность творческого потенциала через создание новых рабочих мест;

4) разработка и продвижение интеллектуального продукта;

5) поддержание экономической, культурной и политической коммуникации – «обратная связь между производством и потреблением, технологией и содержимым, общественным удовлетворением и мобильность»;

6) выход из экономического кризиса, связанного с реструктуризацией и модернизацией экономики страны, региона и города - рост конкурентноспособности страны/региона/города;

7) выход из политического кризиса - новые управленческие кадры, методы и идеи, приход новой власти;

8) новый имидж и формирование идентификации, возрождение регионов и пространств;

9) решение социальных задач - развитие местных сообществ и их интеграция, и диалог сообществ.

 

Воспитание и образование креативного и талантливого молодого поколения должно стать решающим фактором, но одного этого недостаточно. Чтобы добиться реального успеха, России, подобно многим другим промышленно развитым странам, необходимо научиться использовать глобальные потоки таланта. Российские города должны приобрести прочный статус городов мирового класса, чтобы привлекать квалифицированных профессионалов из-за рубежа и удержать местные таланты от соблазна найти себе более подходящий креативный климат.

Инвестиции в молодежь это не только принципиально новый уровень расходов государства на молодежные проекты, но и принципиально новое понимание места молодежи в обществе, предоставление молодежи не просто гарантий и ресурсов, условий и возможностей, но и обеспечение реализации творческого, интеллектуального, физического потенциала молодежи, ее активное вовлечение в жизнь общества, возможность ее развития в экономической, политической, духовной, социальной, демографической сферах.

Варианты (сценарии) развития потенциала молодежи

Стратегия должна обозначать сценарии развития молодежной политики, предусматривать основные риски,

Этапы реализации Стратегии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.006 с.)