Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Становление системы государственной поддержки молодежи в России.

Поиск

Становление государственной системы помощи и поддержки в XVIII - начале XX веков развивается по нескольким направлениям. Создается административная система поддержки, которая включила территориальные институты помощи, превентивные и защитные акции в отношении молодежи. Намечаются последовательные действия и мероприятия со стороны государства, направленные на защиту материнства, детства и семьи.

В период правления Петра I впервые в России начинает осуждаться инфантицид на государственном уровне. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится субъектом права: ему предоставляются определенные гарантии, обозначается его место в системе социальных связей.

Призрение незаконнорожденных детей в России до XVIII века не было предметом прямых попечений правительства, хотя сиротские дома существовали издавна. В царствование Михаила Федоровича дома эти находились в ведении Патриаршего приказа. Царь Федор Алексеевич в 1682 году издал указ о призрении детей и необходимости обучения их наукам и ремеслам. Смерть Федора Алексеевича, последовавшая в том же году, помешала тому, чтобы указ был целиком применен на практике. В это время сироты призревались в монастырях и кроме того оказывалась помощь бедным родителям по воспитанию детей частными лицами, как милостыня.

Призрение детей-сирот становится актуальной задачей в деле локализации профессионального нищенства. Необходимо было не только ликвидировать корни нищенства, но и найти трудовые резервы для расширяющегося мануфактурного производства. Вот почему в институте детства и молодежи видели одну из основ решения данной проблемы.

В 1712 году вышел указ, согласно которому повсеместно рядом с церковью надлежит строить приюты для подкидышей и зазорных младенцев. Согласно Указу от 4 ноября 1714 года в приютах ходить за младенцами должны монахини. С пяти лет их надлежало начать обучать грамоте, письму, арифметике. С 12 лет девочек отдавали замуж или в услужение, мальчиков – в армию и флот.

Понимая, что избавляться от младенцев матерей заставляют юридические и экономические причины, что младенцев в обществе воспринимают как позор и грех, Петр предлагает, чтобы детей клали в потайное окно, «дабы приношенных было не видно» (Указ от 4 ноября 1715 года). Можно говорить о начале формирования принципа конфиденциальности в практике социальной работы.

6 апреля 1722 года выходит Указ о том, что при поимке на улице молодых трудоспособных людей их надлежит отдавать на казенные работы: «… а из оной молодых на урочные годы употреблять к казенным работам».

Идеи принципа полезности для государства подтверждал и Указ от 20 января 1724 года о том, что «в Москве и прочих городах, где обретаются в устроенных домах незаконные и подкидыши в возрасте, таковых определять ко всяким художествам в ученики».

Этот же период стал периодом серьезного реформирования в области образования. Реформирование строилось из необходимости технологической и социальной перестройки по образу западных цивилизаций. Элементами реформы стали: появление светских школ и выделение в них первых специалистов профессиональных школ. Цель создания – обеспечение кадрами военных чиновников, инженеров и учителей, ремесленников.

С самого начала новые учебные заведения создавались с санкции и по указанию высших государственных органов, для которых они должны были готовить соответствующих специалистов. Государственные высшие и средние школы предназначались для представителей привилегированных сословий, которым по получении образования предстояло занять соответствующее место в государственной системе (трудоустройство и государственный заказ). Для других сословий школы создавались только с целью подготовки специалистов низшего звена. Крестьянство и «нищенствующие» дети к государственному образованию не допускались.

Осознавая нравственно-воспитательную силу и меру воздействия церкви на русское общество Петр I вынашивал идею государственной церкви, опоры монархии. «Духовный регламент» 25 января 1721 года стал основным законом, определяющим место русской церкви в стране и ее главную цель – служить государственной пользе. Именно на нее Петр возлагал функции социальной поддержки молодежи, но под контролем власти.

Большое внимание уделялось обучению молодых людей профессии, исходя из того же принципа государственной полезности. Инструкция Петра I магистратам (1724 года) об обучении бедных детей, «а особливо бедных граждан детей, от которых впредь граду польза и вспоможение может быть, без обучения в непотребство и в какой-нибудь вред граду не возрастали».

При Петре создаются проекты реформирования социальной сферы. Горячий сторонник преобразований Федор Салтыков в своих записках на имя Петра I («Пропозиции» и «Изъявления прибыточные государству») говорил о необходимости «всенародного обучения».

Подводя итоги социальной деятельности Петра I в отношении молодежи, можно сделать вывод, что он создал законодательную базу, обеспечивающую становление двух государственных систем: призрение и образование.

Последователи Петра также уделяли некоторое внимание социальной поддержке молодого поколения. Елизавета Петровна предложила учредить дом для призрения вдов и дочерей заслуженных чиновников. Петр III уделял особое внимание семьям военнослужащих (Указ от 7 мая 1762 года). Таким образом, продолжают развиваться основы пенсионной системы.

При Екатерине II происходит новый виток развития системы социальной помощи молодежи. Она, также как и Петр I, объединяла системы призрения и образования в одну, считая образование превентивной мерой борьбы с детской и подростковой беспризорностью и нищенством. Она ставит вопрос о необходимости создания комиссии «об училищах и призрении».

В самом начале своего правления она издает Указ (13 января 1763 года) об учреждении училища для малолетних девушек мещанского происхождения. 5 мая 1764 года – создается общество благородных девиц (Смольный институт) – государственное образовательное учреждение закрытого типа. В нем содержалось 200 девиц в возрасте от 5 до 18 лет высшего разряда дворянской книги. С этого момента началось женское образование в России.

Следующее образовательное учреждение, созданное Екатериной – Московский воспитательный дом. Цель его создания – воспитание новой породы людей третьего чина (свободного сословия неблагородного происхождения, способного развивать капиталистическое производство). Туда принимались безродные младенцы до пяти лет и содержались до 18. Все питомцы Воспитательного дома объявлялись свободными людьми. В 1769 году открыты мастерские для профессионального обучения воспитанников – это принципиальное отличие данного учреждения от существующих ранее «питалищ».

В 1770 г. в Санкт-Петербурге открылось отделение Московского воспитательного дома.

Вся деятельность Екатерины II была пронизана заботой о подрастающем поколении. Глава XIV «Наказа Уложенной Комиссии» посвящена вопросу «О воспитании», где правила воспитания назывались главнейшим основанием для подготовки людей стать гражданами своей страны. Причем основную роль в воспитании молодежи императрица отводила семье. В данный момент начинают оформляться институты семейного и гражданско-патриотического воспитания.

7 ноября 1775 года выходит Указ об «Учреждениях для управления губерний» (о приказах общественного призрения). На Приказы общественного призрения возлагались весьма разносторонние функции, в том числе и забота о молодежи. Приказы общественного призрения осуществляли свою деятельность через следующие институты: больницы, аптеки, сиротские дома, народные школы, работные дома, смирительные дома и т.д.

Народные школы должны были быть открыты по всем городам и крупным селениям и принимать имущих за умеренную плату, а неимущих – без платежа.

Сиротские дома для призрения и воспитания детей обоего пола Приказы могли открывать факультативно, в зависимости от наличия средств. В том случае, если средств было недостаточно, Приказам разрешалось сирот отдавать «на руки надежным, добродетельным и добронравным людям за умеренную плату для содержания и воспитания». Приказы должны были не только контролировать условия проживания ребенка, но и способствовать его профессиональному обучению на основе сословного подхода. Предполагалось отдавать ремесленных детей для обучения ремеслу, торговых – торгу, и всяких сирот для обучению или прокормлению по их полу, роду или состоянию.

После эпохи Екатерины II замечательной вехой стали Указы Павла I от 12 ноября 1796 года, согласно которому он назначил свою супругу императрицу Марию Федоровну главной попечительницей Смольного института, и от 2 мая 1797 года, в соответствии с которым Мария Федоровна стала патронировать все социальные учреждения. Свою деятельность она начала с погашения долгов и выделения средств на дальнейшее развитие.

По ее указу была проведена реформа воспитательных домов. Детей стали делить на способных и неспособных. Способных готовили в гувернеры, остальных обучали в хозяйственных классах. При ней смертность воспитанников снижается до 33%. В 1807 году по ее указаниям открываются латинские классы для детей, которые хотели поступать в Медико-хирургическую академию. Для девочек учреждаются французские классы в целях подготовки будущих учительниц и гувернанток, музыкальные – преподавательниц музыки, а также открывается Повивальный институт, где они обучались акушерскому искусству.

В Гатчине Мария Федоровна создает Гатчинский сиротский институт для подготовки питомцев, выросших в сельской местности. Для детей был введен летний оздоровительный отдых. В 1797 году был построен загородный дом для вывоза ослабленных питомцев.

По восшествии на престол, Александр I не только подтверждает целесообразность существования Приказов общественного призрения и их заведений, но и берет их под особенное высочайшее свое покровительство и открывает им новые важные источники к распространению деятельности. Он приказывает содержать под ведением Приказов общественного призрения такие заведения, как: дома для нечастно-рожденных младенцев, училища и дома для обучения ремеслам и для доставление через то городам и селам ремесленников.

После Указа 1775 года воспитательные дома на пример Москвы и Санкт-Петербурга открываются по регионам. С 1828 года в связи с неоправданностью результатов учреждение их при Приказах общественного призрения приостанавливается. Исходя из многолетнего опыта, было установлено, что воспитательные дома в провинциях, при недостатке помещений, кормилиц и присмотра, не приносят пользы. Чиновники МВД произвели ревизию и установили, что ежегодная смертность детей составляет 60%. В следствие этого прием незаконнорожденных в воспитательные дома прекращается и допускается только в крайних случаях. Принятые воспитанники отдаются благотворителям и другим лицам свободных состояний безденежно или за умеренную плату на временное воспитание или на общих правилах усыновления. Воспитывающиеся временно у частных лиц по достижении совершеннолетия (18 лет) пользуются правом приписки к мещанским, цеховым и сельским казенным обществам, без соглашения на то этих обществ.

Кроме незаконнорожденных в воспитательные дома дозволено принимать: 1) малолетних детей арестантов (кроме грудных младенцев); 2) бродяг мужского пола. Первые призреваются до выхода родителей из тюрьмы, а последние остаются на попечении Приказа и по достижении 18 лет приписываются к податным обществам.

В 1836 году утверждено мнение Государственного совета «О положении для управления Сиротскими домами, состоящих под ведением Приказов общественного призрения». Целью сиротских домов было не только призрение сирот в дошкольном возрасте, но и забота о дальнейшей судьбе призреваемых. Достигнув определенного возраста, сироты определялись учебные заведения, на службу, фабрики, заводы. К частным людям для обучения ремеслу и другим полезным занятиям.

После издания 1 января 1864 года «Положения и губернских и уездных земских учреждениях», заботу о подрастающем поколении берут на себя Земства. Здесь не существовало единой общегосударственной системы помощи, но можно выделить основные направления призрения данной категории населения. Во многих губерния патронат осуществляли земские врачи, священники, учителя совместно с полицией. Формы призрения могли быть различными. Так, в Киевском земстве было создано шесть видов патроната: кормление на дому матерью, отдача на вскармливание, воспитание, обучение мастерству, содержание в семье школьников, отдача в услужение на началах семейного призрения (дальнейшее развитие приемной семьи).

В данный период начинает закладываться система профилактики правонарушений и безнадзорности подростков и молодежи. Безнадзорность детей, имеющих родителей, которые в силу производственных или иных забот вынуждены оставлять их одних, вызвали к жизни такие формы призрения, как: «бесплатные колыбельни», дневные убежища, ясли. По сути своей, это аналог современных детских садов и отделений дневного пребывания.

Частная и общественная благотворительность в этот исторический период играла значительную роль в деле общественного призрения. Среди наиболее существенных проявлений благотворительности необходимо рассмотреть: централизованную благотворительность императорской семьи и императорского дома, сословную благотворительность, деятельность предпринимателей, частных лиц, а также благотворительных организаций, обществ и фондов.

На содержание воспитательных учреждений для молодежи выделяли средства и частные лица. В фонд того же Московского воспитательного дома отчислили свои средства: И.И. Бецкой – 162 000 неприкосновенного капитала, П.А. Демидов – 1 млн. рублей.

Издатель газеты «Русский инвалид» П.П. Пезаровиус на доходы от издательской деятельности оказывал помощь дочерям офицеров.

Новый этап развития благотворительности наступает, когда под покровительство императорского дома берутся благотворительные общества и учреждения. Первый благотворительный фонд основала племянница И.И. Бецкого Екатерина Голицына, выделившая 20 000 неприкосновенного капитала, на проценты которого, каждые три года самые талантливые выпускники воспитательных домов отправлялись за границу для обучения медицинскому делу. Из них состоялся первый штат русских профессоров медицины и первых авторов медицинских учебников.

21 декабря 1812 года императрица Елизавета Алексеевна создает Санкт-Петербургское патриотическое общество дам. Согласно Уставу, в общество принимались дамы только благородного происхождения, имеющие рекомендации от трех действующих членов общества и обязующиеся платить ежегодные взносы. Санкт-Петербург был разделен на 15 округов и 15 дам отвечали каждая за свой округ. К 1814 году в каждом округе были созданы благотворительные школы. Это были первые в России школы, поставившие задачей подготовку женщин к самостоятельной жизни. Дочери императорской семьи по достижении 14 лет становились руководительницами школ. В конце XIX века патриотические школы стали образовательными центрами по подготовке женщин к самостоятельному труду. Оперативно реагирующие на изменения рынка труда. созданы школы учительниц для всех видов патриотических школ, школы нянь, кухарок, приказчиц.

В период правления Николая II было введено бесплатное обязательное начальное образование. Готовился обширный проект реформы образования, предполагавший бесплатное обязательное среднее образование. Утвердилась система женского образования и образования взрослых. Но с другой стороны – войны, эпидемии, голод, стихийные бедствия, глубокие социальные противоречия и конфликты создавали новые проблемы. В связи с этим возрастает активность населения. Стали появляться группы взаимопомощи, объединения людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (общество женского труда, общество дешевых квартир и т.д.). Основным направлением государственной социальной помощи молодежи в это время становится поддержка детей и семей участников войн. Детям погибших воинов полагаются пособия из государственного казначейства (пенсии по потере кормильца). Главным субъектом данного вида социальной деятельности становится Алексеевский главный комитет.

Таким образом, к началу XX века в России складываются основные направления социальной поддержки молодежи, и образуется разветвленная система учреждений ее осуществления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.143 (0.011 с.)