Раздел 3. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА И КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА И КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ



[1], с.79…211; [3], с. 52-95; [4], с.53…69; [7], с. 24…45;[12], с. 45, 65, 339; [16], с. 15…48

Человек... Деятельность... Восприятие...Основу существования человека и общества составляет труд, который является основным видом деятельности. В первую очередь труд направлен на обеспечение физического и материального существования человека: обеспечение пищей, одеждой, жильём и др. Улучшая в процессе трудовой деятельности условия своего бытия, человек все в большей степени не только освобождается от непосредственной зависимости от сил природы, угрожающих его жизни, но и совершенствует себя. Так создаются предпосылки для новых областей трудовой деятельности, прямо не связанных с удовлетворением текущих потребностей материального существования человека, и осуществляется эволюция сознания и внутреннего мира человека. Закономерностью общественного развития стало разделение труда на две формы: труд физический и труд умственный, которые непрерывно сближаются и со временем станут единой высшей формой трудовой деятельности. Физический (мускульный) труд зависит от уровня развития общества. Отличительной чертой физического труда является изготовление продукции при относительно простой программе трудовой деятельности. Умственный труд в области материального производства относительно оторван от предмета труда. Он адресован к разнообразным функциям организации и управления производственным процессом. Так как человек не имеет непосредственной связи ни с предметом, ни с орудиями труда, то исчезает необходимость интенсивного использования мышечной энергии для трудового процесса. Центр тяжести его деятельности в этом случае переводится на разработку и осуществление сложной программы действий. Вследствие этого по мере развития производства увеличивается удельный вес умственного труда. В биологическом плане орудие труда можно рассматривать какпродолжение органов тела человека во внешней среде. Первые орудия труда представляли собой продолжение опорно-двигательного аппарата человека. Затем прогресс труда в большей степени распространился и на другие системы и в первую очередь на сенсорные. В процессе совершенствования трудовой деятельности наибольшее развитие получили центральные отделы анализаторов. При ведущей роли двигательного анализатора сформировалось абстрактное мышление человека, обусловившее не только анализ непосредственных сигналов действительности, но и их словесное обозначение. Слово и речь сделались главным фактором развития человека и общества. Признаки, которые положены в основу классификации видов труда, в безопасности жизнедеятельности могут быть различными. Классификацию можно создать на основании: 1) учета расхода энергии во время той или иной деятельности; 2) учета энергии, расходуемой в единицу времени; 3) оценки превышения основного обмена во время работы (умеренная работа соответствует превышению основного обмена до трех раз, тяжелая – в 3-8 раз, очень тяжелая – более чем в 8 раз). Классификации позволяют объединять многие профессии в группы, характеризующиеся более или менее одинаковой потребностью в пополнении расходуемой энергии, т.е. в планировании рационального питания людей. Однако в настоящее время оценка труда человека только с этой точки зрения не может быть единственным критерием. Представляется целесообразным рассматривать физиологические характеристики различных профессий, основываясь на отличиях видов трудовой деятельности: а) по степени использования мышечных усилий; б) по степени нервного напряжения и наличия эмоционального фактора; в) по степени включения элементов умственной деятельности. Как физический, так и умственный труд включает в деятельность в той или иной степени весь организм человека. Количественное варьирование приведенных выше факторов зависит от вида деятельности, но несомненно, что по мере усложнения деятельности (труда) возрастает преобладание нервного и эмоционального факторов. Модель деятельности человека упрощенно можно представить в виде двоичной системы "человек-среда". В этой системе предполагается, что человек выполняет активную роль, среда – пассивную, подчиненную. Это нормальное взаимоотношение в системе. Система тогда выходит из нормы, становится опасной, когда ее параметры выходят за допустимые и составные части её как бы меняются ролями, т.е. среда определённо выполняет активную роль. В силу реактивности процесса деятельности в системе, уже среда воздействует на человека, и это главное условие реализации опасности. Таков простейший механизм всех несчастных случаев. Опасности для человека можно условно разделить на два вида: нормальные и чрезвычайные. Первые – это известные опасности, присущие конкретному виду деятельности при нормальном состоянии системы. Вторые – неизвестные вообще или возникающие для человека внезапно. Чаще всего они проявляются при неисправностях или отклонениях в системе, нарушающих её нормальное функционирование, или от недостатка знаний поведения системы. Отклонения могут быть самые различные. Пример: нормальная опасность – не проехать на красный свет светофора, не столкнуться с другим автомобилем; Чрезвычайная опасность – при движении по зелёному светофору неожиданно появляется на проезжей части человек.

 

Здоровье… Образ жизни… Здоровье – записано в уставе ВОЗ – не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, психическое и социальное благополучие. Состояние здоровья человека в аспекте жизнедеятельности условно можно разделить на четыре ступени. Первая ступень – удовлетворительное приспособление, которое определяется такой адаптацией, при которой уровень стресса (напряжения) оптимальный, а цена за равновесие с окружающей средой – небольшая. Состояние стресса открыл канадский учёный Г. Селье в 1979 году и описал в книге "Стресс без дистрессов". Для примера, первая ступень состояния здоровья проявляется у человека тогда, когда он на любимой работе, и дома у него всё хорошо. Вторая ступень – состояние активного напряжения, когда уровень напряжения основных систем человека, особенно тех, которые обеспечивают адаптацию организма, повышен. Как правило, человек ощущает подъём сил. Эта ступень здоровья диагностируется приборным методом по содержанию гормонов – кортикостероидов в крови. На второй ступени здоровья человеку на производстве и в быту сопутствует наличие стрессоров (раздражителей): шум и вибрация, другие техногенные факторы среды на производстве, транспорте, дома; экологические факторы среды обитания, например, городской; нервно-эмоциональные перегрузки на работе и дома. Например, жизнь человека в условиях городской среды в основном проходит на второй ступени здоровья. На этой ступени параметры состояния здоровья человека – давление, температура, пульс – не выходят за норму, т.е. человек физически здоров. Восстановление некоторых накапливающихся отклонений происходит при обязательном отдыхе в отпуске. Третья ступень – состояние плохого равновесия с окружающей средой, когда человек ещё не уступил внешнему воздействию, но резервов внутренних сил у него мало и даже небольшая перегрузка включает регуляторы в организме. На этой ступени здоровья человек быстро устаёт и дольше чувствует усталость. В таком напряжении организм не следует держать долго, поскольку стресс может перейти в дистресс (болезнь). Нужен не просто отдых, а специальный отдых со снятием напряжений, особенно для людей старшего возраста. Четвёртая ступень – это состояние, связанное со срывом адаптации, т.е. человек переходит в состояние предболезни. На этой ступени болезнь как бы "ищет" наиболее слабый орган и поражает его. Системы защиты организма человека ослаблены и не своевременно включаются, т.е. человек заболевает. Для восстановления здоровья на четвёртой ступени отдых не помогает, требуется специальное лечение. Анализируя ступени здоровья, отметим, что стрессовые состояния в деятельности чреваты срывами – дистрессами (в переводе с английского страданиями в общем виде). Любые, частые отклонения в состоянии здоровья – физическом, психическом, социальном – ведут к болезни. Следует отметить, что количество одновременно действующих вредных факторов среды при определённых условиях могут вызвать дистресс, даже если они не превышают нормы. Однако жизнь без стрессов, в силу своего многообразия и сложности, невозможна, поэтому необходимо с детства воспитывать у человека убеждение готовности к преодолению различных стрессовых ситуаций. Адаптации к стрессам можно достичь трудовым, психологическим, эстетическим и другими видами воспитания. В общем, такое воспитание можно назвать культурологическим и оно должно охватывать всю нацию, всё государство. Многообразие семейных, культурных, воспитательных и других традиций в многонациональном государстве приводит к тому, что различные люди в различной степени подвержены стрессу, и это особенно характерно для России. В этой связи важно установить все причинно-следственные связи стресса с особенностями человека и его образа жизни. Как показывают исследования, 50-52 % причин относятся к образу жизни; 18-25 % – к генетическому фактору (наследственности); 10-15% – непосредственно к организации здравоохранения (медицинской помощи). Таким образом можно заключить, что умение преодолевать стрессовые ситуации, в большей степени личностная проблема, проблема семьи и это предполагает необходимость организации здорового образа жизни человека, т.е. способа жизнедеятельности, направленного на сохранение и улучшение здоровья людей (в трактовке ВОЗ). Здоровый образ жизни включает ряд рациональных, качественных положений и, в общем, простых требований: а) рациональный режим труда и отдыха; б) оптимальный двигательный режим; в) личную гигиену и закаливание; г) отсутствие вредных привычек; д) рациональное питание;

е) жизненную умеренность (рациональность) во всём; ж) целесообразный труд – соответствующий поставленной цели, вполне разумный, практически полезный. Рациональный режим труда и отдыха заключается в том, что он должен соответствовать личности человека, отвечать его психологическим и умственным наклонностям, быть любимым и приносить материальный достаток. Он должен также учитывать характер, волю, возраст человека. Оптимальный двигательный режим включает систематические занятия физкультурой и спортом. Это способствует укреплению здоровья в детском и подростковом возрасте, сохранению здоровья и двигательных навыков в среднем и зрелом возрасте, усилению профилактики неблагоприятных возрастных изменений в пожилом. Закаливание позволяет избежать многих болезней и, следовательно, продлить жизнь, сохранить высокую работоспособность. Особенно значима его роль в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их количество в 3-4 раза, а в отдельных случаях полностью исключают. Закаливание оказывает также общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы (длительное, стойкое возбуждение нервных центров и мышечной ткани, не сопровождающееся утомлением), улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и развитие организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Необходимо, чтобы пищевой рацион соответствовал энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма.

Гигиена – раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье людей. В натуральной гигиене рассматриваются вопросы, относящиеся к здоровью человека, к системе здоровья и сохранению его без лекарств. Содержание системы полностью определяется её основными принципами и условиями, которые изложены ниже, а также приведены М. Гогулия в книге "Попрощайтесь с болезнями". Первый принцип натуральной гигиены – не лечить болезни, а учить, как их избежать, используя знания Закона Жизни. Природа создаёт живой организм здоровым. Она закладывает в него защитные и целительные силы. Второй принцип натуральной гигиены – комплексный (системный) подход к человеческому организму как единому целому. Третий принцип натуральной гигиены заключается в правильном понимании состояний "здоровья" и "болезнь". Состояние "здоровья" натуральной гигиеной трактуется как состояние целостности и гармоничного развития, роста и адаптации каждого из органов друг к другу без единого недостающего и без излишнего единого органа. Сказанное означает законченность, совершенство организма, что даёт ему жизненную надежность, гармонию функций, которые лежат в основе здоровья человека. Медицинской наукой установлено, что каждый орган более отчётливо действует на благо целого (организма), чем на самого себя, что весьма важно в понимании стратегии оздоровления. Состояние "болезнь" – это нарушение целостности, потеря способности противостоять внутренним и внешним врагам организма, вызывающим то или иное заболевание. Четвёртый принцип натуральной гигиены заключается в новой стратегии профилактики здоровья. Исходя из положений о характеристике состояний здоровья и болезни, натуральная гигиена выдвинула новую стратегию здоровья, которая строится не на устранении симптомов болезни (симптоматическое лечение), а на устранение её первопричин. При этом натуральная гигиена исходит из существования и использования нескольких видов отдыха и покоя:

1) физический отдых; 2) физиологический отдых (воздержание от пищи – лечебное голодание); 3) умственный отдых; 4) душевный отдых. Два последних вида отдыха в полной мере реализуются в состоянии покоя или во сне. Организм человека нуждается в постоянном поддержании и восстановлении экологических связей как между внутренней средой на уровне человека (клетками, тканями, органами), так и связей внешних с окружающей средой, которых в натуральной гигиене концептуально насчитывается пять видов. Первый вид –психоэмоциональные связи организма. Организму человека необходимо восстановление психоэмоционального равновесия, психоэмоциональ-

ных связей с окружающей природой, в том числе с социальной средой (семьёй, обществом, друзьями и т.п.) Всего этого можно достигнуть через культивирование в сознании оптимистического настроя, представления о мире, добре и взаимопомощи людей доброй воли как закона эволюционного развития; последовательное воспитание в себе бескорыстия, отказ от эгоизма во всех его проявлениях. Второй вид –биохимические связи организма. К этим связям натуральная гигиена относит восстановление кислотно-щелочного равновесия в крови как главного физиологического закона жизни организма. Третий вид –биофизические связи организма - это восстановление естественных связей кожного покрова и внутренних органов через его биологические точки с внешней средой. Этому способствуют воздушные ванны, водные, солнечные процедуры, хождение босиком и др. Четвёртый вид –биомеханические связи организма. К этим связям натуральная гигиена относит восстановление правильного и активного кровообращения, особенно капиллярного и прекапиллярного, посредством особых физических упражнений, разных форм двигательной активности и выправления осанки. Пятый вид –биоэнергетические связи организма – это восстановление и поддержание правильного дыхания в соответствии с его законом и приобретение практических навыков.

Прогресс... Здоровье... Человек... Одно из главных достижений научно-технического прогресса – замена преимущественно физического труда на машинный труд, что резко снизило разнообразную двигательную активность человека. Наряду с этим, прогресс исключил бег, прыжки, длительную ходьбу, перенос тяжестей и многочасовую работу на открытом воздухе. Люди легко поддались соблазнительному плену физической пассивности. Организм человека продолжает эволюционное развитие. Однако на данном этапе он всё же остаётся более приспособленным к физическим нагрузкам и менее приспособлен к нервным, психологическим нагрузкам. Вследствие того, что в жизни современного человека возрастают нервные перегрузки и уменьшаются физические, по мнению врачей, это вызывает рост сердечно-сосудистых заболеваний и смертность от них. Исследования показывают, что нарушение нервной и сердечно-сосудистой систем чаще всего наблюдается у тех, кто по профессии и роду деятельности больше всего связан с однообразными функциями, а также с переработкой большой массы внешней информации. Доказано, что люди умственного труда быстрее устают на производстве, чем занимающиеся физическими работами. Причина в том, что смена положения и нагрузки способствует отдыху нервных центров, в то время как умственная деятельность представляется статичной, односторонней. Непременное социальное условие совершенствования и развития техники и современного производства – разностороннее и более или менее целенаправленное развитие человека. На производстве это может быть достигнуто рационализацией технических и социальных условий труда для снижения нервно-психологичеких и физических перенапряжений.

• Труд… Энергопотребление… Одним из важнейших факторов внешней среды является пища, которая, проходя превращения в организме человека, создаёт главное условие для его жизнедеятельности – жизненную энергию. Пища должна отвечать определённым гигиеническим требованиям и быть:

1) оптимальной в количественном отношении, т.е. соответствовать энергетическим затратам человека; 2) полноценной в качественном отношении, т.е. включать в себя все необходимые питательные вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества), сбалансированные в наиболее благоприятных для организма соотношениях; 3) разнообразной и содержательной, т.е. содержать различные продукты животного и растительного происхождения; 4) хорошо усваиваемой, вызывающей аппетит, обладающей приятным вкусом, запахом и внешним видом; 5) доброкачественной и безвредной. В организме человека непрерывно происходят процессы окисления (соединения с кислородом) пищевых веществ, сопровождающиеся образованием и выделением тепловой энергии. Эта энергия и является основой жизнедеятельности. Она расходуется на все жизненные процессы: поддержание температуры тела, нагрев вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, деятельность мышечной и других систем. Чем больше мышечных движений производит человек, чем более он активен, тем быстрее в организме протекают энерговосстанавливающие, окислительные процессы, вызывающие увеличение потребления пищи. В основу решения технической, инженерной задачи энергопотребления положено два важнейших принципа безопасности жизнедеятельности – необходимости и достаточности. Для перехода к количественной оценке энергопотребления с позиций принципов БЖД отметим, что общие энерготраты человека определяются двумя видами трат:

 

а) нерегулируемыми и б) регулируемыми. Исходя из этого, принцип необходимости количественно определяется нерегулируемыми тратами, а принцип достаточности ­– общими, т.е. суммой регулируемых и нерегулируемых энерготрат. Исходя из этого положения, полные часовые энерготраты человека, занимающегося любым видом деятельности G [Дж/ч], можно выразить по формуле G = g0×(к1×к2), где go – постоянные, нерегулируемые энерготраты, кДж/ч; к1 – коэффициент нерегулируемых энерготрат, определяемый специфически динамическими действиями пищи; к2 – коэффициент регулируемых энерготрат. Как вытекает из определения коэффициента к1, нерегулируемые энерготраты количественно, в свою очередь, определяется основным обменом и специфически динамическим действием пищи. Основной обмен определяется только внутренними особенностями организма человека и для технических расчетов, на основании анализа исследований, его можно принять за постоянную величину. Энергия основного обмена затрачивается на поддержание жизненно важных функций организма в состоянии полного покоя. К этим функциям относятся: поддержание работы сердца и сосудов, органов дыхания, внутренней секреции, терморегуляции и др. Основной обмен практически можно точно определить для любого человека экспериментально. Вторая составляющая нерегулируемых энерготрат – специфически динамическое действие пищи проявляется в повышении основного обмена. Этот дополнительный расход связан, в основном, с процессом пищеварения и качеством пищи, т.е. он связан с содержанием и пропорциями в ней питательных основных веществ: жиров, белков и углеводов. Так, при приёме белков основной обмен повышается на 30-40 %, жиров – на 4­-14%, углеводов – на 4-6%. На основе исследований рационального питания в связи с энерготратами установлено, что наиболее благоприятным для человека питанием является то, в котором белки составляют 14 %, жиры – 30 % и углеводы около 56 %.

Для определения общих энерготрат необходимо иметь данные о регулируемых тратах, которые не являются постоянными и определяются условиями внешней среды и видом деятельности. Таким образом, чем неблагоприятнее климатические условия и чем более напряжённый труд, тем выше регулярные траты. По терминологии пищевых химических процессов можно заключить, что наблюдается усиление окислительных процессов в организме человека. Например, при ходьбе энерготраты возрастают на 80-100 %, при беге – на 400 % по сравнению с основным обменом.

· Классификация… Труд… Тяжесть…В соответствии с величиной энерготрат трудоспособное население распределяется на пять групп. Первая группа. Ее составляют преимущественно работники умственного труда: руководители предприятий и организаций, инженерно-технические работники (труд которых не требует существенной физической активности); медицинские работники (кроме врачей-хирургов, медицинских сестёр, санитарок); педагоги и воспитатели (кроме спортивных); работники науки, литературы, искусства и печати; культурно-­просветительские работники, работники планирования и учёта; секретари; делопроизводители; работники, труд которых связан со значительными нервными напряжениями (работники пультов управления, диспетчеры и др.). Вторая группа – работники, занятые лёгким физическим трудом: инженерно-технические работники, труд которых связан с некоторыми физическими усилиями; работники, занятые на автоматизированных производствах; работники радиоэлектронной промышленности; швейники; агрономы; зоотехники; ветеринары; медсёстры и санитарки; продавцы промтоварных магазинов; работники сферы обслуживания; часовой промышленности, связи и телеграфа; преподаватели-инструкторы физкультуры и спорта, тренеры. Третья группа – работники среднего по тяжести труда: станочники, занятые в металлообработке и деревообработке; слесари-наладчики; настройщики; хирурги; химики; текстильщики; обувщики; водители различных видов транспорта; работники пищевой промышленности, коммунально-бытового обслуживания и общественного питания, продавцы продовольственных товаров; бригадиры тракторных и полеводческих бригад; железнодорожники; водники; работники автотранспорта, электротранспорта; машинисты подъёмно-транспортных механизмов; полиграфисты. Четвёртая группа – работники тяжёлого физического труда: строительные рабочие; сельскохозяйственные рабочие и механизаторы; горнорабочие на поверхностных работах; работники нефтяной и газовой промышленности металлурги и литейщики (кроме лиц, отнесённых к 5-ой группе); работники целюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности; стропальщики, такелажники, деревообработчики, плотники, работники промышленности и строительных материалов (кроме лиц, отнесённых к 5-ой группе). Пятая группа – работники, занятые тяжёлым физическим трудом: горнорабочие, занятые непосредственно на подземных работах; сталевары; вальщики леса и рабочие на разделке древесины; каменщики; бетонщики; землекопы; грузчики не механизированной погрузки; работники, занятые в производстве строительных материалов, труд которых не механизирован.

Энерготраты по группам и, очевидно, внутри групп по возрасту работников существенно разняться.

Назначение… Питание…Белки – важнейшие пищевые вещества. Они, прежде всего, предназначены для строения и обновления различных тканей и клеток организма. Входя в состав многих гормонов, белки участвуют в обмене веществ. Они выполняют также защитную и транспортную функции, влияют на работу центральной нервной системы (ЦНС). Её тонус и работоспособность повышаются, если содержание белков в пище оптимальное. Для восполнения энерготрат организма белки выполняют второстепенную роль и легко могут быть заменены углеводами ~ жирами. В условиях длительной белковой недостаточности нарушается деятельность ЦНС, желез внутренней секреции, печени и других органов. Снижаются защитные силы организма.

 

Нарушается физическая и умственная работоспособность. У детей наряду с этим замедляется рост и развитие. Наиболее полноценными являются белки продуктов животного происхождения: яйца, мясо, рыба, молоко и молочные продукты. Оптимальным соотношением для питания человека между белками животного и растительного происхождения считается соотношение 55 к 45%. Жиры (липиды) выполняют в организме различные сложные функции. Они являются концентрированным источником энергии, давая её в 2,2 раза больше, чем углеводы и белки. Жиры выполняют и пластическую функцию, входя в состав протоплазмы и оболочек клеток, нервной ткани, гормонов. При низком содержании или полном отсутствии жиров в рационе питания замедляется рост и снижается масса тела, нарушается функция ЦНС, печени, почек, эндокринных желез, кожи. Углеводы – основной источник энергии организма. Они обеспечивают до 57% энергетической ценности суточного рациона. Углеводы необходимы для нормальной работы мышц, ЦНС, сердца, почек и других органов. Во время физической работы углеводы расходуются в первую очередь, а когда запасы истощаются, начинают окисляться жиры. Необходимое количество суточного потребления основных пищевых веществ различными группами трудоспособного населения приведены в таблице ниже. Витамины и минеральные вещества необходимы организму для управления обменными процессами. Витамины обладают сильным биологическим действием, обеспечивают рост, восстановление клеток и тканей организма, нормальное течение различных обменных процессов, сопротивляемость организма действию различных внешних факторов. Поступая в организм в достаточных количествах, они регулируют важные физиологические и биохимические реакции. Большинство витаминов не синтезируется в организме, а поступает с продуктами питания. Потребность в витаминах зависит от характера физической и психической деятельности, возраста, условий деятельности и других факторов. Необходимо отметить, что витамины целесообразно принимать в натуральном виде, принимая витаминосодержащие продукты в ежедневном рационе. Употребление синтетических витаминных препаратов зачастую бывает опасным для здоровья, особенно если их приём произволен и бесконтролен.

Режим… Здоровье…Режим питания человека строится в зависимости от характера трудовой деятельности, его бытовых и производственных условий, индивидуальных привычек. Чаще всего используется режим трёхразового питания со следующим распределением суточного рациона: завтрак – 30 %, обед – 45 %,ужин – 25 %. Однако наиболее рациональным следует считать четырёхразовое питание, особенно для лиц умственного труда, со следующим распределением суточного рациона: первый завтрак – 15 %, второй завтрак –

25 %, обед – 35 %, ужин – 25%. При разработке режима питания необходимо учитывать не только энерготраты, но и сменность труда. Отметим, что от качества пищи зависит её усваиваемость: она повышается или понижается. Продукты животного происхождения усваиваются в среднем на 95 %, растительные – на 80 %, а смешенная пища усваивается на 82-90 %. Белковые вещества из продуктов животного происхождения усваиваются в среднем на

97 %, растительного – на 85 %, смешенного – на 92 %.

• Инфекции… Интоксикации…Пищевые продукты, заражённые микроорганизмами, могут вызывать токсиноинфекции или пищевые интоксикации – пищевые отравлениями. Токсины, которые вызывают отравления, являются продуктом жизнедеятельности микроорганизмов, развивающихся в продуктах питания как в питательной среде. Наиболее опасной интоксикацией микроорганического происхождения является ботулизм, острые формы которого в 50 % случаев вызывают смерть. Чаще всего возбудителем ботулизма заражаются сырые окорока и рыба. Необходимо отметить, что возбудители ботулизма отличаются высокой устойчивостью к воздействию тепла. Скрытый, инкубационный период заболевания ботулизмом колеблется от 12 до 36 часов. Симптомы заболевания: хриплый голос, головные боли, иногда тошнота и рвота. Затем состояние больного резко ухудшается: нарушается зрение (расширение зрачков, двоение в глазах), наблюдается сухость во рту и носоглотке. Бактерии [от гр. bakteria – палочка] – группа микроскопических, преимущественно одноклеточных организмов, которые являются возбудителями многих болезней. Стафилококки, которыми тоже заражаются продукты, вырабатывают термостойкий энтеротоксин, накапливающийся в опасных количествах, в продуктах, которые потребляются спустя 12-24 часа после приготовления (особенно, если они не хранятся в холодильнике). Продукты питания могут быть заражены с самого начала, например молоко от коровы, больной стафилококковым маститом. В большинстве случаев заражение пищевых продуктов происходит на промежуточном этапе от контакта с бациллоносителем. Инкубационный период заражения колеблется от одного до шести часов, обычно он составляет 2-4 часа. При этом наблюдается тошнота, рвота и обильный понос; температура остаётся нормальной. Симптомы интоксикации исчезают через 1-2 дня. Пищевые отравления вызываются также микроскопическими грибами (обычными грибами), развивающимися на самых различных продуктах питания. Эти отравления носят название микотоксикозы (гр. Mikes – гриб). Степень интоксикации для здоровья человека пока до конца не выяснена. Результаты экспериментов на животных оказались настолько тревожными (например, установлено, что афлотоксин В1 является одним из наиболее сильнодействующих из открытых гипатоканцентрационных веществ), что в ряде стран сочли результаты этих экспериментов достаточным основанием для введения законодательства, запрещающего продажу пищевых продуктов, зараженных афлотоксином. Все большее внимание уделяется возможности того, что афлотоксины или аналогичные вещества, загрязняющие пищевые продукты, участвуют в этиологии [гр. Aitia – причина] заболеваний печени, в том числе её первичного рака. К отдельному классу пищевых отравлений относятся токсиноинфекции, которые вызываются патогенными (болезнетворными) бактериями. К наиболее распространены сальмонеллезы, вызываемые главным образом бактериями рода Salmonella. Некоторыми видами этого рода бактерий вызываются брюшной тиф и паратиф, другими вызываются интоксикации. К продуктам питания, которые заражаются этими микроорганизмами до опасного уровня, относятся мясо, особенно свинина, подвергшиеся технологической обработке яичный желток и порошок (в особенности легко заражаются утиные яйца), мороженое и крем для мучных кондитерских изделий, фрукты, в частности земляника, сливочное масло и маргарин. Пищевые продукты могут оказаться зараженными с самого начала (больные животные или инфицированные продукты) или в результате соприкосновения с зараженной окружающей средой или другими зараженными продуктами в холодильнике или кладовой. Продукты также заражаются через грызунов (мышей, крыс) или домашних животных, продукты питания. Инкубационный период составляет 12-24 часа, реже – 8-72 часа. Болезнь начинается ярко выраженными симптомами: коликами, рвотой, поносом и стойкой повышенной температурой (39-40)0С. Течение и продолжительность болезни у разных людей неодинакова. Наряду с приведенными фактами пищевых болезней, связанных с отравлением, есть ещё целый ряд анаэробных споровых бактерий (живущих в отсутствии свободного кислорода), вызывающих аналогичные или болезненные похожие признаки. Следует отметить, что пищевые инфекции становятся всё более распространённым явлением и поражают целые группы населения, что является главным образом результатом промышленного производства, переработки и сбыта продуктов питания. Наиболее распространённые массовые пищевые отравления и интоксикации вызываются стафилококковыми [гр. Staphyle – виноградная гроздь] шарообразными бактериями, которые образуют скопления в виде виноградной грозди. При заражении пищи микроорганизмами особое значение имеют два фактора: источник заражения и скорость размножения микроорганизмов.

Курение табака – одна из самых распространенных вредных привычек, приводящая к серьезным нарушениям здоровья и преждевременной смерти. Одним из действующих ядов табака является никотин. Никотин оказывает слабое возбуждающее действие на центральную нервную и периферическую систему, повышает кровяное давление, учащает дыхание, повышает секрецию желез пищеварительной системы. Помимо никотина опасны и другие продукты сгорания табака. Курение табака способствует возникновению ряда опасных заболеваний, таких как злокачественные опухоли полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение табака приводит к преждевременному старению. Нарушение питания кислородом приводит к спазмам мелких сосудов, что делает характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата

 

звонкости, сниженный тембр, хриплость). Действие никотина особо опасно в юности и в старческом возрасте, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Установлено вредное влияния курения табака на женский организм: во время беременности увеличивается риск выкидыша, преждевременных родов, рождение ослабленных детей. Курение способствует возникновению и утяжеляет течение атеросклероза, гипертонической болезни, гастрита, некоторых эндокринных заболеваний. При таких болезнях, как язвеннаяболезнь, тромбофлебит, стенокардия, инфаркт миокарда, выздоровление без отказа от курения невозможно. Согласно проведенным многочисленным опросам, причинами начала курения в детском возрасте можно считать любопытство, пример взрослых и друзей, влияние кино и телевидения, наличие карманных денег, баловство, желание не отставать от сверстников и боязнь оказаться немодным и несовременным. Подростки, по некоторым данным, начинают курить из-за переживаний, для повышения, по их мнению, умственной активности и улучшения трудоспособности, при зубной боли, для «успокоения нервов», после смерти близкого человека и т.д. Взрослым чрезвычайно сложно расстаться с приобретённой привычкой. Факторы, способствующие началу и продолжению курения, весьма многообразны и многочисленны. В качестве примера можно привести классификацию, составленную британскими врачами: а) психологические факторы (любопытство, потребность в экспериментировании, вызов, потребность казаться сильным, «досрочная» взрослость); б) социальное окружение (пример и отношение родителей, старших братьев и сестер, давление товарищей, пример «авторитетных взрослых», например преподавателей, знаменитых актеров и др.; в) физиологические факторы (эффект никотина и оксида углерода, длительность фазы экспериментирования); г) воспитательные (или познавательные) факторы.

Алкоголизм – злоупотребление спиртными напитками, которое оказывает пагубное влияние на здоровье и трудоспособность человека, наносит серьезный ущерб благососто



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.017 с.)