Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы защиты населения при ЧССодержание книги
Поиск на нашем сайте
В качестве одной из основных мер защиты населения при чрезвычайных ситуациях является обучение населения способам, мерам и средствам защиты. Подготовке в области защиты от ЧС подлежат: население, занятое в сферах производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций; работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС; население, незанятое в сферах производства и обслуживания. Основными задачами подготовки в области защиты от ЧС являются: обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты; обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций; выработка у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков подготовки и управления силами и средствами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС; практическое усвоение работниками в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС своих обязанностей при действиях в ЧС. Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью недопущения поражения людей или максимального снижения степени воздействия поражающих факторов. Важнейшими принципами защиты населения в ЧС являются накопление средств индивидуальной защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности для использования, подготовка мероприятий по эвакуации населения из опасных зон и использованию средств коллективной защиты населения (защитных сооружений). К основным способам защиты населения в чрезвычайных ситуациях относятся: укрытие населения в защитных сооружениях (средства коллективной защиты); использование средств индивидуальной и медицинской защиты; рассредоточение и эвакуация населения из опасной зоны. Классификация и краткая характеристика средств коллективной К средствам коллективной защиты населения относятся защитные сооружения: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Убежища – это защитные сооружения герметического типа, защищающие от всех поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. В убежище укрывающиеся люди не используют средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания. Противорадиационные укрытия – это сооружения, защищающие людей от ионизирующего излучения, заражения радиоактивными веществами, аэрозолей биологических средств. Укрытия простейшего типа – это щели, траншеи, землянки. На их возведение не требуется много времени, но они могут эффективно защищать людей от определенных факторов ЧС. Защитные сооружения классифицируются по: назначению, месту расположения, времени возведения, защитным свойствам и вместимости. По назначению различают защитные сооружения общего назначения (для защиты населения в городах и сельской местности) и специального назначения – для размещения органов управления, систем оповещения и связи, лечебных учреждений. По месту расположения различают встроенные и отдельностоящие. Встроенные сооружения располагаются в подвальных и цокольных этажах зданий. Они имеют большое распространение, их строительство экономически более целесообразно. Отдельностоящие защитные сооружения располагаются вне зданий. По времени возведения различают возводимые заблаговременно, которые представляют собой капитальные сооружения из долговечных несгораемых материалов, и быстро возводимые, сооружаемые в особый период при угрозе чрезвычайной ситуации с применением подручных материалов. По защитным свойствам убежища делятся на 5 классов. Защитные свойства определяются способностью убежища, его ограждающих конструкций выдержать определенную величину избыточного давления ударной волны. По вместимости различают убежища малой вместимости (до 600 чел.), средней вместимости (600-2000 чел.) и большой вместимости (более 2000 чел.). Защитные сооружения могут выполнить свое прямое предназначение только в случае, если: убежища обеспечивают надежную защиту от всех поражающих факторов ЧС; ограждающие конструкции имеют необходимые термические сопротивления для защиты от высоких температур; убежища оборудованы для пребывания в них людей не менее двух суток; убежища обеспечивают расчетную кратность ослабления ионизирующего излучения; убежища обеспечены санитарно-техническими устройствами для длительного пребывания в них людей. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты кожи и органов дыхания от попадания радиоактивных веществ, отравляющих веществ и биологических средств. В соответствии с этим средства индивидуальной защиты делятся по назначению на средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи и медицинские средства защиты. В зависимости от принципа защиты все СИЗ делятся на изолирующие – полностью изолирующие человека от факторов окружающей среды, и фильтрующие – очищающие воздух от вредных примесей. По способу изготовления все СИЗ делятся на промышленные (изготовленные заранее) и подручные (изготовляемые самим населением из подручных средств). Кроме того, различают СИЗ табельные – предназначенные для определенных формирований, и нетабельные – предназначенные для обеспечения формирований и населения в дополнение к табельным или вместо них. Подготовка эвакуационных мероприятий включает: разработку планов эвакуации, создание и подготовку необходимых эвакуационных органов, подготовку транспорта для вывоза эвакуируемого населения, подготовку маршрутов эвакуации и безопасных районов для размещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в загородной зоне. Рассредоточению подлежат рабочие и служащие предприятий с непрерывным процессом производства и стратегически важных объектов. Эвакуации подлежат рабочие и служащие объектов, прекративших работы или переместившихся в эвакозону, а также население, не занятое в сфере производства и обслуживания. Эвакуационные мероприятия проводятся только по распоряжению правительства. Мероприятия по защите населения регламентированы государственным стандартом Р.22.3.03-94 «Безопасность в ЧС. Защита населения». Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям. К ликвидации ЧС могут привлекаться вооруженные силы РФ, войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования. Завершенной ликвидация чрезвычайной ситуации считается по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Спасательные работы в очагах поражения включают: разведку очага поражения, локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий, розыск и извлечение из завалов пострадавших, оказание пострадавшим медицинской помощи, эвакуацию пораженных в медицинские учреждения, эвакуацию населения из зон возможного катастрофического воздействия, санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, технических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов, неотложные аварийно-восстановительные работы на промышленных объектах. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ необходимо проведение целого ряда неотложных мероприятий: устройство проездов в завалах и на загрязненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей); локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и сооружений; укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ. В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, а также вновь сформированные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть подчинены руководству объекта или администрации района, города, области. В качестве технических средств используют как объектовую технику, так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований. Особое место в организации и ведении спасательных работ занимает поиск и освобождение из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий. Далее обследуется весь участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранившимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами. Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала. При этом устраняют условия, способствующие обрушению отдельных конструкций и пытаются установить связь с попавшими в завалы. Подходы к людям, находящимся в завале, следует вести как можно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим. Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориального подчинения во взаимодействии со спасательными формированиями. В первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожаров эвакуируют людей. При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей следует иметь в виду, что: пожар в здании распространяется преимущественно по лифтовым шахтам, лестничным клеткам, вентиляционным коробам; сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном развитии пожара при большом количестве сгораемых материалов; целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон; сильное задымление без пламени – признак быстрого распространения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кислорода. План ремонтно-восстановительных работ Готовность предприятия к выполнению восстановительных работ оценивается наличием проектно-технической документации по вариантам восстановления, обеспеченностью рабочей силой и материальными ресурсами. Планирование восстановления работоспособности предприятия может предусматривать как первоочередное восстановление, так и капитальное. Первое может быть выполнено силами самого объекта, создающего для этих целей восстановительные бригады. Методика определения сроков проведения восстановительных работ изложена в СН 440-72. Управление ЧС Разработка мероприятий по повышению готовности органов управления гражданских организаций гражданской обороны к действиям по выполнению возложенных на них задач при угрозе и возникновении войн, по реализации мероприятий, предупреждающих либо смягчающих последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, совершенствованию системы защиты от опасностей природного и техногенного характера в мирное и военное время, подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях, осуществлению взаимодействия с органами исполнительной власти, территориальными органами управления ГО и ЧС проводятся в соответствии с требованиями Федеральных законов «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлениями Правительства РФ «О порядке подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «О гражданских организациях гражданской обороны». С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на промышленных объектах для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности, введена обязательная разработка декларации промышленной безопасности [8, 9]. Декларация безопасности промышленного объекта является документом, в котором отражены как характер и масштабы опасностей на промышленном объекте, так и выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в техногенных ЧС. Декларация разрабатывается как для действующих, так и для проектируемых предприятий. Как итоговый документ декларация безопасности включает следующие разделы: общая информация об объекте, анализ опасности промышленного объекта, обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, информирование общественности, приложения, включающие ситуационный план объекта и информационный лист. Декларация безопасности действующего промышленного объекта с особо опасными производствами является обязательным документом, который разрабатывается организацией собственными силами (или организацией, имеющей лицензию на такой вид работ) и представляется в органы Госгортехнадзора России при получении лицензии на осуществляемую деятельность. Для решения задачи обеспечения безопасности людей в ЧС стратегия управления должна включать осуществление трех условий: предотвращение причин возникновения, предотвращение самих экстремальных ситуаций, смягчение, максимальное ослабление последствий ЧС. В стратегии ЧС выделяют два этапа: первый этап – разработка (формирование) и второй этап – ее осуществление. Главная задача первого этапа – прогнозирование и оценка обстановки при ЧС; второго этапа – разработка оперативных планов управления ЧС на уровне предприятия и подготовка кадров. Как показывает мировой опыт, вложение средств в систему предупреждения ЧС дает 15-кратную экономию средств на ликвидацию их последствий. Таким образом, на первом этапе создаются условия, которые сокращают затраты и время решения третьей задачи в ЧС. Как показывает опыт европейских стран, введение обязательного декларирования безопасности и страхования риска гражданской ответственности сокращает количество ЧС техногенного характера на 20 %. Таким образом, стратегические работы второго этапа должны способствовать мобилизации общественной и личной ответственности, что, в конечном итоге, также способствует снижению ущерба. При технологических авариях (катастрофах) различают штатные и нештатные аварийные ситуации. При ликвидации аварийных штатных ситуаций используется инструктивный тип управления (так как имеет место детерминированный характер последовательности событий аварий). При нештатных авариях более эффективен ситуационный тип управления (так как события носят вероятностный характер). Однако разрабатываются различные варианты решений по ликвидации аварий независимо от наступления той или иной ситуации. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие отличительные черты опасностей военного времени? 2. Что подразумевается под понятием «управление чрезвычайными ситуациями»? 3. В чем особенности средств коллективной и индивидуальной защиты? [1], с. 565…620; [9], с. 158…227; [10], с. 461…595; [13], с. 12…313; [16], с. 216…327; [17], с. 316…346
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.243 (0.014 с.) |