Раздел 10. Безопасность и экологичность в специальных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 10. Безопасность и экологичность в специальных условиях



(8 часов)

[1], с. 524…564; [9], с. 158…227; [17], с. 316…346

Безопасность проведения особо опасных работ и процессов с повышенной экологической опасностью.

 

 

2.2. Тематический план дисциплины *

2.2.1. Тематический план дисциплины

для студентов очной формы обучения

 

№ п/п Наименование раздела, (отдельной темы) Кол-во часов по очной форме обучения Виды занятий и контроля
лек- ции ПЗ (С) ЛР Самостоятель­ная работа Тесты Контрольные работы ПЗ (С) ЛР Курсовые работы (проекты)
аудит. ДОТ аудит. ДОТ аудит. ДОТ
                             
  ВСЕГО         -   -           -
  Введение. Раздел 1.Общие вопросы безопасности жизнедеятельности                 №1        
  Раздел 2. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности                 №2        
  Раздел 3. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедея­тельности                 №3     №1-2  
  Раздел 4. Негативные факторы в системе “Человек – Среда”                 №4        
  Раздел 5. Понятие элемента “Человек” в системе “Человек – Среда”                 №5     №3-10  
  Раздел 6. Методы и средства повышения безопасности технических сис­тем и технологических процессов                 №6        
  Раздел 7. Гражданская оборона: защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях                 №7   №1-4    
  Раздел 8. Антропогенные опасности и защита от них                 №8        
  Раздел 9. Безопасность в отрасли                 №9        
  Раздел 10. Безопасность и экологичность в специальных условиях                 №10        

 

2.2.2. Тематический план дисциплины

для студентов очно-заочной формы обучения

 

 

№ п/п Наименование раздела, (отдельной темы) Кол-во часов по очной форме обучения Виды занятий и контроля
лек-ции ПЗ (С) ЛР Самостоятель­ная работа Тесты Контрольные работы ПЗ (С) ЛР Курсовые работы (проекты)
аудит. ДОТ аудит. ДОТ аудит. ДОТ
                             
  ВСЕГО                         -
  Введение. Раздел 1.Общие вопросы безопасности жизнедеятельности                 №1        
  Раздел 2. Правовые, нормативно - технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности                 №2        
  Раздел 3. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедея­тельности                 №3     №1-2  
  Раздел 4. Негативные факторы в системе “Человек – Среда”                 №4        
  Раздел 5. Понятие элемента “Человек” в системе “Человек – Среда”                 №5     №3-10  
  Раздел 6. Методы и средства повышения безопасности технических сис­тем и технологических процессов                 №6 №1      
  Раздел 7. Гражданская оборона: защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях                 №7 №2 №1-4    
  Раздел 8. Антропогенные опасности и защита от них                 №8        
  Раздел 9. Безопасность в отрасли                 №9        
  Раздел 10. Безопасность и экологичность в специальных условиях                 №10        

 

2.2.3. Тематический план дисциплины

для студентов заочнойформы обучения

 

№ п/п Наименование раздела, (отдельной темы) Кол-во часов по очной форме обучения Виды занятий и контроля
лекции ПЗ (С) ЛР Самостоятель­ная работа Тесты Контрольные работы ПЗ (С) ЛР Курсовые работы (проекты)
аудит. ДОТ аудит. ДОТ аудит. ДОТ
                             
  ВСЕГО                         -
1. Введение. Раздел 1.Общие вопросы безопасности жизнедеятельности                 №1        
2. Раздел 2. Правовые, нормативно - технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности                 №2        
3. Раздел 3. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедея­тельности                 №3     №1-2  
4. Раздел 4. Негативные факторы в системе “Человек – Среда”                 №4        
5. Раздел 5. Понятие элемента “Человек” в системе “Человек – Среда”                 №5     №3-10  
6. Раздел 6. Методы и средства повышения безопасности технических сис­тем и технологических процессов                 №6 №1      
7. Раздел 7. Гражданская оборона: защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях                 №7 №2 №1-4    
8. Раздел 8. Антропогенные опасности и защита от них                 №8        
9. Раздел 9. Безопасность в отрасли                 №9        
10. Раздел 10. Безопасность и экологичность в специальных условиях                 №10        

 

*Тематический план составлен для студентов специальности 140211.65 «Электроснабжение», студенты остальных специальностей изучают материал по той же структуре, но в соответствии с объемом часов, утвержденных учебным планом.

 

 


2.3. Структурно-логическая схема дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Раздел 5. Понятие элемента “Человек” в системе “Человек – Среда”
Раздел 7. Гражданская оборона: защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях
  Раздел 1.Общие вопросы безопасности жизнедеятельности

               
   
     
 
 
   
 
 


2.4. Временной график изучения дисциплины

 

 

  №   Название раздела (темы) Продолжительность изучения раздела (темы) в днях (из расчета – 4 часа в день)
  Введение. Раздел 1.Общие вопросы безопасности жизнедеятельности 3 дн.
  Раздел 2. Правовые, нормативно- технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности 6 дн.
  Раздел 3. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедея­тельности 6 дн.
  Раздел 4. Негативные факторы в системе “Человек – Среда” 5 дн.
  Раздел 5. Понятие элемента “Человек” в системе “Человек – Среда” 6 дн.
  Раздел 6. Методы и средства повышения безопасности технических сис­тем и технологических процессов 6 дн.
  Раздел 7. Гражданская оборона: защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях 6 дн.
  Раздел 8. Антропогенные опасности и защита от них 5 дн.
  Раздел 9. Безопасность в отрасли 2,5 дн.
  Раздел 10. Безопасность и экологичность в специальных условиях 2 дн.
  Контрольная работа №1 3 дн.
  Контрольная работа №2 3 дн.
Итого:   53,5 дн.

2.5. Практический блок

 

2.5.1. Практические занятия

 

2.5.1.1. Практические занятия (очная форма обучения)

Номер и название раздела (темы) Наименование практических занятий Кол-во часов
ауд. ДОТ
Раздел 7. Гражданская оборона: защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях №1. Измерение мощности полевой эквивалентной дозы g - излучения. №2. Измерение загрязненности поверхности b - излучающими радионуклидами. №3. Установление удельной активности радионуклида цезий – 137. №4. Установление работы звуковой сигнализации прибора при превышении порогового значения мощности эквивалентной дозы g - излучения.      

 

2.5.1.2. Практические занятия (очно-заочная форма обучения)

Номер и название раздела (темы) Наименование практических занятий Кол-во часов
ауд. ДОТ
Раздел 7. Гражданская оборона: защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях №1. Измерение мощности полевой эквивалентной дозы g - излучения. №2. Измерение загрязненности поверхности b - излучающими радионуклидами. №3. Установление удельной активности радионуклида цезий – 137. №4. Установление работы звуковой сигнализации прибора при превышении порогового значения мощности эквивалентной дозы g - излучения. 1,5 1,5 1,5 1,5  

2.5.1.3. Практические занятия (заочная форма обучения)

Номер и название раздела (темы) Наименование практических занятий Кол-во часов
ауд. ДОТ
Раздел 7. Гражданская оборона: защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях №1. Измерение мощности полевой эквивалентной дозы g - излучения. №2. Измерение загрязненности поверхности b - излучающими радионуклидами. №3. Установление удельной активности радионуклида цезий – 137. №4. Установление работы звуковой сигнализации прибора при превышении порогового значения мощности эквивалентной дозы g - излучения.    

 

2.5.2. Лабораторный практикум

 

2.5.2.1. Лабораторные работы (очная форма обучения)

 

Номер и название раздела (темы) Наименование лабораторной работы Кол-во часов
ауд. ДОТ
Раздел 3. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедея­тельности №1. Исследование метеорологических условий воздушной среды на рабочем месте. №2. Измерение малой скорости движения воздушной среды.    
Раздел 5. Понятие элемента “Человек” в системе “Человек – Среда” №3. Измерение концентрации газообразных примесей в воздухе. №4. Измерение запылённости воздуха. №5. Производственное освещение. №6. Производственный шум и звукопоглощение конструкционных материалов. №7. Производственная вибрация. №8. Исследование сопротивления тела человека электрическому току. №9. Исследование электробезопасности в сетях трёхфазного тока напряжением до 1000 В. №10.Исследование изоляции электрических кабелей.    

 

2.5.2.2. Лабораторные работы (очно-заочная форма обучения)

 

Номер и название раздела (темы) Наименование лабораторной работы Кол-во часов
ауд. ДОТ
Раздел 3. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедея­тельности №1. Исследование метеорологических условий воздушной среды на рабочем месте. №2. Измерение малой скорости движения воздушной среды.    
Раздел 5. Понятие элемента “Человек” в системе “Человек – Среда” №3. Измерение концентрации газообразных примесей в воздухе. №4. Измерение запылённости воздуха. №5. Производственное освещение. №6. Производственный шум и звукопоглощение конструкционных материалов. №7. Производственная вибрация. №8. Исследование сопротивления тела человека электрическому току. №9. Исследование электробезопасности в сетях трёхфазного тока напряжением до 1000 В. №10.Исследование изоляции электрических кабелей.    

 

2.5.2.3. Лабораторные работы (заочная форма обучения)

 

Номер и название раздела (темы) Наименование лабораторной работы Кол-во часов
ауд. ДОТ
Раздел 3. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедея­тельности №1. Исследование метеорологических условий воздушной среды на рабочем месте. №2. Измерение малой скорости движения воздушной среды.    
Раздел 5. Понятие элемента “Человек” в системе “Человек – Среда” №3. Измерение концентрации газообразных примесей в воздухе. №4. Измерение запылённости воздуха. №5. Производственное освещение. №6. Производственный шум и звукопоглощение конструкционных материалов. №7. Производственная вибрация. №8. Исследование сопротивления тела человека электрическому току. №9. Исследование электробезопасности в сетях трёхфазного тока напряжением до 1000 В. №10.Исследование изоляции электрических кабелей.    

 

 

2.6. Балльно-рейтинговая система оценки знаний

Для студентов, изучающих дисциплину в одном семестре, он завершается сдачей экзамена. Курс содержит 10 разделов, при изучении которых следует выполнить 10 лабораторных работ. После изучения каждого раздела необходимо ответить на вопросы теста. Номера соответствующих тестов указаны в тематических планах. В первом семестре студенты должны сделать контрольную работу №1.

За каждый вид самостоятельных работ начисляется определенное число баллов:

- за правильный ответ на вопрос теста – 1 балл (1 балл x 50 вопросов ═ 50 баллов);

- за выполненную контрольную работу или за активность работы в аудитории студентов очной формы обучения – 20 баллов;

- за правильно выполненную лабораторную работу – 2 балла (2 балла х 10 л/р ═ 20 баллов);

- за инициативность при выполнении заданий преподавателя – 10 баллов.

Ответы на вопросы тренировочных тестов по разделам не оцениваются. После прохождения тренировочных тестов студент получает аналогичный итоговый тест у преподавателя, а студенты, работающие с ДОТ, – на учебном сайте СЗТУ.

При успешной работе с материалами первой части курса студент может получить максимум– 100 баллов. Для допуска к экзамену достаточно набрать более двух третей от этой суммы, то есть более 67 баллов. На усмотрение преподавателя, по набранному количеству баллов может быть выставлена оценка за экзамен.

Студенты специальностей 140601.65, 140211.65, 220100.65 изучают во втором семестре углубленно 7-ой раздел и сдают зачет. При этом студенты должны выполнить четыре практические работы и ответить на вопросы теста. Во втором семестре студенты должны сделать контрольную работу №2.

За каждый вид самостоятельных работ начисляется определенное число баллов:

- за выполненную контрольную работу или за активность работы в аудитории студентов очной формы обучения – 20 баллов;

- за правильно выполненную практическую работу – 15 баллов (15 баллов х 4 п/р ═ 60 баллов);

-за инициативность при выполнении заданий преподавателя – 20 баллов.

При успешной работе с материалами второй части курса студент может набрать максимум 100 баллов. Для получения допуска к зачету нужно набрать более двух третей от этой суммы, то есть более 67 баллов. На усмотрение преподавателя, по набранному количеству баллов может быть выставлен зачет.

 

3. Информационные ресурсы дисциплины

Библиографический список

Основной

1. Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации: учеб. и справ. пособие для вузов/ В.И. Гуткин, В.А. Рогалев; под ред. В.И. Гуткина; СЗТУ.- СПб.: МАНЭБ, 2005. - 719 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов/ Л.А. Михайлов [и др.]; под ред. Л.А. Михайлова.- СПб.: Питер, 2006.- 301 с.

3. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие/ О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько; под ред. О.Н. Русака.- Изд. 9-е, стер.- М.: Омега- Л; СПб.: Лань, 2005.- 447с.

4. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов/ [С.В. Белов [и др.]; под общ. ред. С.В. Белова.- М.: Высш. шк., 2001.- 485 с.

5. Кириченко, А.С. Краткое пособие по безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие/ А.С. Кириченко.-СПб.: Изд-во СЗТУ, 2001.-180с.

6. Буралев, Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учебник для вузов/ Ю.В. Буралев.- М.: Academia, 2004.- 287с.

7. Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации: учеб. пособие/ В.И. Гуткин, Р.Д. Магомет, Е.В. Мельникова.- СПб.: Изд-во СЗТУ, 2003.- 235 с.

8. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для вузов/ В.В. Денисов, И.А. Денисова, В.В. Гутенев, О.И. Монтвила; под ред. В.В. Денисова.- М.: МарТ, 2003.- 607с.

Дополнительный

9. Трудовой кодекс Российской Федерации.- Офиц. Изд.- М.: Герда, 2007.-256с.

10. Новые законы и нормативные акты: приложение к «Российской газете».- М.: Российская газета, 2008.-176 с.

11. Безопасность жизнедеятельности: учеб.-метод. комплекс, информ. ресурсы дисциплины, метод. указания к выполнению лаб. и практ. работ/ Федер. агенство по образованию, СЗТУ, Каф. МТСиБЖ; сост.: В.И. Гуткин [и др.].- СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008.- 59с.

12. Безопасность деятельности: энцикл. словарь/ И.В. Бойко [и др.]; под ред. О.Н. Русака.- СПб.: ЛИК, 2003.-502 с.

13. Гринин, А.С. Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие/ А.С. Гринин, В.Н. Новиков.-М.: Фаир-Пресс; М.: Гранд, 2002.- 327с.

14. Гуткин, В.И. Основные термины и определения по безопасности жизнедеятельности и чрезвычайным ситуациям: справ. пособие/ В.И. Гуткин.- СПб.: Изд-во СЗТУ, 2004.-147 с.

15. Белявин, К.Е. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок: справ. пособие/ К.Е. Белявин, Б.В, Кузнецов.- 2-е изд., стер.- Минск: Технопринт, 2004.-185с.

16. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов/ Э.А. Арустамов [и др.]; под ред. Э.А. Арустамова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и К, 2003.- 493с.

17. Калыгин, В.Г. Промышленная экология: учеб. пособие для вузов/ В.Г. Калыгин.-М.: Академия, 2004.-430с.

18. Касаткин, А.С. Электротехника: учебник для вузов/ А.С. Касаткин, М.В. Немцов.- 11-е изд., стер.- М.: Академия, 2008.- 538с.

19. Безопасность жизнедеятельности в машиностроении: учебник для вузов/ [В.Г. Еремин [и др.].-М.: Академия, 2008.- 381с.

 

 

Опорный конспект

Человеческий организм есть в высшей степени саморегулирующаяся система, сама себя направляющая, поддерживающая, восстанавливающая и даже совершенствующая.

И.П. Павлов

 

ВВЕДЕНИЕ

[1], с. 6…7; [3], с. 5...8; [19], с. 5...10

 

Современный человек живет и работает в мире опасностей: природных, техногенных, антропогенных, социальных. В процессе реализации опасности могут объединяться, взаимодействовать, усугубляя последствия, что наблюдается практически в повседневной жизни. Число аварий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и других несчастных случаев увеличивается.

Очевидно, что в интересах общества необходимо изучать и пропагандировать способы и условия безопасной, безаварийной деятельности и жизни. Эта идея и положена в основу учебной дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”, одним из разделов которой является “Метрология, приборы и измерения опасных вредных факторов”.

Метрологическое обеспечение в области безопасной деятельности базируется на основе уже известных положений ГОСТ 1.25-76 “Метрологическое обеспечение. Основные положения”, ГОСТ 12.0.005-88ССБТ «Метрологическое обеспечение в области безопасности труда. Основные положения». Метрология безопасности жизнедеятельности как учебная дисциплина только складывается, поэтому лабораторные и практические работы в большей степени базируются на общефизических и технических положениях, достигнутых науками “Охрана труда”, “Техника безопасности”, “Противопожарная техника”, “Чрезвычайные ситуации” и др.

В соответствии с ГОСТ 12.0.002-80 “ССБТ. Термины и определения”, опасным называется производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья; вредным – к заболеванию или снижению работоспособности.

Опасные и вредные производственные факторы по природе действия делятся на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

[1], с. 8…49; [2], с. 27…35; [3], с. 10…51

· Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – обобщенное понятие о выживании человека в изменяющейся окружающей среде. По мере развития и усложнения работы, а затем и деятельности людей, совершенствовалась теперь уже наука БЖД. БЖД относится к техническим общеобразовательным предметам школьной, вузовской программ, но представления и конкретные знания будут полезны любому человеку. БЖД можно представить как совокупность знаний и опыта, накопленных человечеством для выживания в окружающей среде. При этом знания реализуются в ряде основных принципов, а опыт – в методах. Принцип – это идея, мысль, основное положение. Метод – это путь, способ достижения цели, исходящий из знания принципов. Принципы и методы – это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев. Принципы, которые используются в планировании и принятии методов защиты в БЖД, условно можно разделить на четыре группы и их составляющие, которые приведены в таблице 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.059 с.)