Сущность, структура и функции политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, структура и функции политики



 

Политика (от греч. polis – город, государство) – один из наиболее многозначных научных терминов. Существуют различные его трактовки – субстанциональная, институциональная, правовая, этическая, антропологическая, конфликтно-консенсусная и др.

Субстанциональная трактовка политики ориентирует на раскрытие ее первоосновы как действий, направленных на обретение, удержание и использование власти. Один из создателей политологии немецкий ученый М.Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает»1. Определение политики через власть характерно для Н.Макиавелли, К.Маркса, В.Парето и многих других исследователей.

«Властное» определение политики, отражающее ее сущность и важнейшее конституирующее начало, конкретизируется институциональным определением. Оно характеризует политику через организации и институты, в которых материализуется власть, и прежде всего через важнейший институт – государство.

Согласно правовой трактовке политики, ее содержание составляет охрана фундаментальных прав человека. В соответствии с этическим подходом политика – это деятельность, направленная на достижение общего блага.

Приверженцы антропологической трактовки политики считают ее органически присущей человеческому роду, укорененной в самой природе человека, в общественном разделении труда и обусловленном им взаимодействии индивидов, у истоков этого подхода стоял Аристотель, который рассматривал политику как форму коллективного существования человека, высший вид человеческого общения.

Антропологические трактовки политики обогащены и дополнены ее конфликтно-консенсусными определениями с их акцентом на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики и определяют ее динамику (К.Шмитт, П.Козер, Р.Дарендорф и др.). С этой точки зрения политика рассматривается как деятельность по согласованию интересов, обеспечению целостности общества, разрешению конфликтов (Ж.Бюрдо, М.Дюверже и др.).

Подход к политике как к сфере коммуникационных потоков в 50-е – 60-е годы разрабатывался Х.Арендт и К.Дойчем, а в дальнейшем нашел отражение в работах Н.Лумана, Ю.Хабермаса, Р.Дебре.

Обилие трактовок политики объясняется сложностью этого феномена, богатством его содержания, множеством свойств и общественных функций.

При всем многообразии подходов к политике ее трактовка «через власть» наиболее точно отражает сущность этого феномена, поскольку ориентирует на раскрытие его первоосновы. Обобщая разные дефиниции, политику можно определить как деятельность индивидов и социальных групп, направленную на обретение, организацию и использование власти, как средство приращения властных прерогатив и расширения их пространственных масштабов, как инструмент саморегулирования общества.

Достижение оптимального баланса между двумя сторонами политики – стремлением к власти и решением общественных проблем – первостепенная теоретическая и прикладная задача, имеющая нравственно-этическое измерение. Современными критериями оптимальности могут служить экономическая и научно-техническая эффективность, обеспечение благосостояния и безопасности общества.

Для выражения основных значений политики используются англоязычные термины «policy» (полиси) и «politics» (политикс). Первый из них характеризует целенаправленную деятельность людей в сферах властных, классовых, национальных отношений. Второй означает наличие механизма власти, обеспечивающего стабильность общества, предотвращение и разрешение конфликтов.

Таким образом, первый из терминов выражает деятельностный аспект политики (динамизм, зависимость от действий политических субъектов, взаимосвязь с другими видами социальной деятельности), второй – институциональный характер политики, ее организационную структурированность.

Природа политики как борьбы за власть и влияние проявляется и в международных отношениях, где соперничество акторов, прежде всего государств, сочетается с тенденцией совместного решения общих проблем мирового сообщества и его отдельных сегментов. Цель этого соперничества – достижение наиболее высокого статуса в мировой иерархии и преобладающее влияние на глобальном или региональном уровне.

В общественной мысли со времен средневековья распространилось понимание политики как «искусства возможного». Это искусство рассматривается как совокупность умений оптимального управления социальными группами и процессами, способность достижения наивысших результатов с наименьшими издержками и в максимально короткие сроки.

Политика как явление общественной жизни не присуща человеческому роду изначально. В первобытном, социально однородном обществе, существовавшем многие тысячелетия, не было политики. Власть и такие социальные институты, как род и собрание всех его взрослых членов носили неполитический характер. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики.

Следовательно, политика своим происхождением обязана государству. Сам термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля «Политика», в котором освещается проблематика государства, правления и правительства.

Политика существует в двух формах – идеальной и предметной. Первая – это мыслительная деятельность, работа воображения, теоретическое проектирование, планирование и т.д. Рассудочные начала этой деятельности могут сочетаться с эмоциональными состояниями, верой в особые качества лидеров. В рамках мыслительной деятельности оцениваются решающие проблемы политики – желаемого и реально возможного, верного и ошибочного, Предметную, материальную форму политики образуют организация и функционирование органов власти, политических партий и движений и т.д.

В обеих формах политика выступает как интеллектуальный и предметно-практический труд со всеми особенностями, присущими этому виду труда, – его разделением, общественной эффективностью (или неэффективностью), высокой социальной ответственностью, вероятностью двойственных и непредвиденных последствий и т.д. Эффективность политики во многом определяется не только ею самой, но и состоянием общества, его интересами и настроениями, отношениями с властью, внешнеполитической обстановкой и т.д. Она во многом зависит от природных, ресурсных и экологических факторов.

Политика – многоаспектное явление, которое может быть классифицировано по ряду оснований – направленности, сферам общественной жизни, видам деятельности, содержанию и характеру, масштабности целей.

По направленности политику различают на внутреннюю и внешнюю. Содержание внутренней политики государств составляет деятельность по регулированию жизни общества. Внешняя политика любого государства направлена прежде всего на обеспечение интересов наций в отношениях с другими нациями и окружающим миром в целом.

Общепризнанные цели внешней политики государств: 1) укрепление национальной безопасности; 2) наращивание потенциала – экономического, военного, научного и т.д.; 3) упрочение международных позиций. Формы взаимодействия государств могут быть различными в диапазоне от союзнических отношений до военных конфликтов.

Оба направления политики взаимодействуют между собой. В целом внутренняя политика обусловливает содержание, средства и методы осуществления политики внешней. Вместе с тем внешняя политика влияет на содержание внутренней, внося в нее существенные коррективы, особенно в периоды международных кризисов и войн. В конечном счете, и внутренняя и внешняя политика решают одну задачу – сохранение и упрочение существующей системы общественных отношений.

В условиях глобализации современного мира, понимаемой прежде всего как усиление взаимозависимости государств вследствие экономической интеграции, развития информационных и коммуникативных технологий, грань между внутренней и внешней политикой становится все более проницаемой, условной. Поэтому многие ученые рассматривают политику как целостное явление, не разделяя ее на внутреннюю и внешнюю.

Такой подход является единственно плодотворным в связи с угрозой для человечества, которая исходит от международного терроризма. Эффективная борьба с терроризмом не исключает ограничение демократических прав граждан. Сегодня и в западных странах могут стать реальностью характерные для тоталитарных режимов средства контроля над личностью – «внутренние» паспорта, банки данных, в которых содержится вся информация о человеке – от отпечатков пальцев до содержания телефонных разговоров.

По сферам общественной жизни политика дифференцируется на экономическую, социальную, правовую, национальную, военную, научную, экологическую, религиозную и т.д. В свою очередь в экономической политике по отраслевому критерию выделяют политику в области промышленности, транспорта, финансов, аграрную и т.д. Социальная политика подразделяется на жилищную, пенсионную, демографическую, в области здравоохранения и т.д. Политика в сфере духовной жизни может классифицироваться по отраслевому принципу на политику в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации и т.п.

В начале третьего тысячелетия, когда война несет угрозу самому существованию цивилизации, первостепенное значение для обеспечения безопасности государств имеет военная политика. В широком смысле – это политика в военной области, военные аспекты внутренней и внешней политики государств.

В философско-энциклопедической литературе военная политика определяется как часть политики государств, связанная с созданием военной организации, военной подготовкой и применением вооруженного насилия для достижения политических целей. По своему предназначению она призвана: 1)оценивать возможность, необходимость и пределы применения военной силы для достижения тех или иных политических целей; 2) определять количественные и качественные параметры военной силы, направлять процесс военного строительства; 3) вырабатывать методы использования военной силы, способы отпора противнику и взаимодействия с союзниками; 4) обеспечивать руководство военно-политическими акциями различного масштаба и характера (предотвращение, ведение или прекращение войн, противодействие агрессии или ее осуществление, согласование действий с союзниками и т.д.).

Конкретное содержание военной политики государств определяется следующими факторами: 1) их экономическими и политическими интересами, которые находят выражение в соответствующих концепциях, доктринах, теориях; 2)наличными и потенциальными возможностями для реализации этих интересов; 3) внутренними и внешними условиями существования государств, степенью и характером угрозы их безопасности.

Как вид деятельности политика осуществляется на нескольких уровнях – местном, региональном, государственном и международном. По содержанию и характеру политика бывает: гуманной и антигуманной; прогрессивной, консервативной и реакционной; реалистической и волюнтаристской и т.д.

По критерию масштабности целей политика может классифицироваться на стратегическую и тактическую. Сущностью первой является выбор наиболее значимых целей, приоритетов развития общества. Тактическая политика – это практическая деятельность, направленная на реализацию намеченных стратегических целей. Стратегическая и тактическая политика характерны для всех сфер общественной жизни.

Применительно к современной России специфика стратегической и тактической политики состоит в следующем. Стратегические приоритеты российской политики – модернизация страны и укрепление ее позиций на международной арене, воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка. Для реализации этих целей необходимы меры тактического порядка - формирование правового государства и гражданского общества, перевод экономики на инновационный путь развития, обеспечение независимости СМИ, укрепление местного самоуправления, борьба с коррупцией и преступностью, интеграция в сообщество цивилизованных государств, содействие объективному восприятию России в мире как демократического государства и т.д.

Политика имеет сложную структуру, включающую в себя множество разнообразных компонентов – людей, организаций, отношений, действий. Все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам – субъекты, объекты и ресурсы.

Субъекты политики – это носители целенаправленного политического действия (государства, партии, профсоюзы, политические движения, индивиды, социальные общности, СМИ). Субъектами военной политики являются органы законодательной и исполнительной власти, военного руководства государств. К числу субъектов политики иногда относят и социальные институты преимущественно неполитического назначения, оказывающие заметное влияние на политику (церковь, университеты, различные ассоциации и т.д.). Для обозначения субъектов политики в политической науке используется англоязычный термин «политический актер» или «актор».

Статус субъекта политической деятельности не присущ индивидам и социальным общностям изначально. Индивидами он обретается в процессе политической социализации. Социальные общности становятся субъектами политики в ходе формирования их самосознания, самоорганизации и социально-политического самоопределения. Индивиды и группы в субъекты политики превращает способность к политическому целеполаганию.

Самый общий объект политики – это общество в совокупности протекающих в нем процессов. В этом случае активность субъекта политики направлена на придание таким процессам направленности, соответствующей его интересам.

Конкретными объектами политики являются основные сферы жизни общества, те институты, социальные группы, общности и индивиды, на которые в определенных целях оказывается политическое воздействие. Объекты военной политики – все сферы жизнедеятельности общества, которые формируют военный потенциал государства – экономика, наука, техника, социально-политические отношения, общественное сознание.

Различие между субъектами и объектами политики условно и ситуативно. Все участники политического процесса обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать в качестве субъекта и объекта политики.

Так, например, народ, составляющий избирательный корпус страны, приобретает качество субъекта политики в ходе выборов и референдумов; он же становится объектом политики под воздействием избирательных технологий и после завершения выборов.

Государство является субъектом политики, когда оно активно регулирует социальные отношения, и объектом политики, когда на него воздействуют те или иные социальные силы в целях вмешательства в решение каких-то проблем. Политическая партия выступает в качестве субъекта политики в борьбе за власть, но может служить и объектом политики, когда по отношению к ней со стороны государства принимаются меры по ограничению ее деятельности, когда на нее оказывают влияние другие партии, профсоюзы, группы интересов и т.д. В демократических государствах действует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

Стремление власти максимально сузить круг субъектов политики и в конечном счете ограничить их количество одним, признаваемым ею, может привести к возникновению авторитарного или тоталитарного режима. В рамках тоталитарного режима все субъекты политики кроме единственной правящей партии, сращивающейся с госаппаратом, преследуются и ликвидируются.

Признание естественности множества интересов и способов их выражения в политике является отличительным признаком плюралистической организации общества. Система власти, основанная на разнообразии взглядов, подходов, позиций и концепций в общественно-политической сфере, на взаимодействии и «противовесах» основных партий и организаций, характерна для современных демократических государств.

Наконец, ресурсы политики – это элементы материальной и духовной среды, используемые субъектами политики для воздействия на объекты с целью их изменения. Выделяют четыре группы ресурсов:

1) материально-технические, включающие в себя технические и информационные средства, энергетические, продовольственные и иные материалы;

2) человеческие – люди, принимающие участие в политических действиях или оказывающие им поддержку, степень их вовлеченности в политические процессы;

3) духовные – эмоциональный настрой участников политического действия, степень понимания ими и поддержки целей и установок субъекта политики;

4) временные – мера интенсивности действий политических субъектов в единицу физического времени.

Кроме основных компонентов в политике выделяют три уровня ее функционирования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует публичную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Второй, микроуровень политики, охватывает отдельные организации – партии, профсоюзы, группы интересов и т.п. Третий, мегауровень политики, относится к деятельности международных организаций – ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др. Первый из этих уровней характеризует суть политики, а второй и третий имеют подчиненное значение.

С общегосударственным, макроуровнем политики связаны ее основные функции в обществе. Согласно подходу, преобладающему в отечественной науке, таковыми являются следующие: 1) обеспечение целостности и стабильности общества; 2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей; 3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов; 4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли.

Многообразие функций политики свидетельствует об охвате ею всех сфер жизни общества. В современном обществе с его сложной социальной дифференциацией, при наличии публичной власти отсутствуют явления и процессы, не подверженные воздействию политики.

Вместе с тем мера и качество их «политичности» бывают разными. В наибольшей степени политические отношения представлены в области законодательной и исполнительной власти, в деятельности партий и движений, борющихся за власть.

 

Цели и средства в политике

 

Политика, как уже констатировалось, является целеполагающей формой деятельности. Она осуществляется для достижения определенных целей путем использования разнообразных средств. Цель, средства и результат – основные компоненты политической, как и любой иной деятельности. Еще Аристотель в работе «Политика» утверждал, что благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий – 1) правильного установления цели той или иной деятельности и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к данной цели.

Цель в политике – это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий. Средства в политике представляют собой инструменты превращения мотивов в реальный результат: демонстрации, забастовки, пропагандистские кампании, выборы, референдумы, вооруженные действия, этические и правовые нормы, традиции и пр.

Одним из основных и действенных средств политики является политический язык. Благодаря этому средству осуществляется формирование политических идеалов, ценностей и норм, обеспечивается передача политической информации.

Различие между политическими целями и средствами относительно, условно. То, что является целью в одном измерении, может быть средством в другом, и наоборот. Так, власть выступает как основная цель политической деятельности, а средствами ее завоевания служат выборы, демонстрации, массовые вооруженные действия и т.д. Однако власть является в то же время средством обеспечения социально-экономических интересов субъектов политики, средством решения основных социальных, экономических и культурных проблем.

Цели политики многообразны и противоречивы. Основная ее цель в социальной системе – интеграция внутренне дифференцированного общества, сочетание конфликтующих частных устремлений групп и граждан с интересами общества как целостности. Эта цель труднодостижима ввиду сложности влияния на конкурирующие частные интересы и обуздания группового эгоизма.

Политические цели имеют сложную иерархическую структуру и различаются по значимости и масштабам (общие, частные), по содержанию политики (социальные, экономические, экологические, политико-юридические и пр.), по очередности (ближайшие, промежуточные, отдаленные, конечные), по сферам деятельности (внутренние и внешние). Возможна и более дробная классификация целей политики – по социальным, сословным, групповым, партийным, личным и прочим признакам.

В зависимости от применяемых средств – гуманных, умеренных или насильственных, репрессивных различаются типы политики и власти, типы общества, исторические эпохи. Существуют, например, демократические, тоталитарные и авторитарные политические системы, имели место эпохи преимущественно эволюционного развития и революционные.

Близким к понятию «средство» является понятие «метод». Если средства – это конкретные формы влияния субъектов политики на объекты, то методы характеризуют воздействие различных средств на общество. К ним относятся прежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие.

Между целями и средствами политики (включая методы их реализации) существуют взаимосвязь и взаимодействие. С одной стороны, цель и условия ее достижения предопределяют использование соответствующих средств. С другой стороны, средства, воздействуя на достигнутый результат, выявляют реалистичность или утопичность цели, могут корректировать ее параметры и даже искажать. Так, например, гуманная цель коммунистического движения – ликвидация эксплуатации и достижение социальной справедливости – оказалась не только неосуществленной, но и во многом дискредитированной.

Соответствие между целями и средствами политики имеет две стороны – формально-техническую и моральную. Первая проявляется в умении при выборе средств достижения целей учесть их пригодность, достаточность, способность обеспечить оптимальный результат. Вторая сторона состоит в акцентировании нравственного аспекта используемых средств.

Выбор средств, неадекватных «благой» цели, возникает в политической практике по двум основным причинам: 1) из-за неспособности правильно проанализировать ситуацию и найти оптимальное решение; 2) из-за стремления достичь цель любыми, в том числе безнравственными средствами.

Мысль о возможности использования любых средств достижения целей впервые получила развернутое обоснование в идеологии и политической практике католического ордена иезуитов, созданного в 1534 г. и существующего поныне. Его основатель И.Лойола выразил суть этой позиции в формуле «цель оправдывает средства». Вседозволенность и неразборчивость в средствах нередко связывают и с именем итальянского мыслителя Н.Макиавелли, который в целях создания сильного централизованного государства рекомендовал правителю для укрепления власти использовать такие средства, как обман, подкуп, шантаж, насилие и т.д.

Наука не может определить, какие именно средства являются эффективными и нравственными в конкретных случаях политической практики. Вместе с тем ею установлены гуманистические пределы в использовании средств для достижения определенных целей. Таковыми являются общечеловеческие ценности, которые предопределяют нравственную неприемлемость террора, политических убийств, геноцида, использования оружия массового уничтожения для решения международных проблем.

Искусство политики состоит в умении соотносить цели и средства их достижения, оптимально использовать избранные средства, учитывать нравственную значимость как целей, так и средств. В современном обществе критерием при выборе средств должны быть основополагающие принципы гуманизма, утверждающие общечеловеческие ценности – право на жизнь, безопасность и свободу, развитие человеческой личности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.032 с.)