Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, структура и функции политики
Политика (от греч. polis – город, государство) – один из наиболее многозначных научных терминов. Существуют различные его трактовки – субстанциональная, институциональная, правовая, этическая, антропологическая, конфликтно-консенсусная и др. Субстанциональная трактовка политики ориентирует на раскрытие ее первоосновы как действий, направленных на обретение, удержание и использование власти. Один из создателей политологии немецкий ученый М.Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает»1. Определение политики через власть характерно для Н.Макиавелли, К.Маркса, В.Парето и многих других исследователей. «Властное» определение политики, отражающее ее сущность и важнейшее конституирующее начало, конкретизируется институциональным определением. Оно характеризует политику через организации и институты, в которых материализуется власть, и прежде всего через важнейший институт – государство. Согласно правовой трактовке политики, ее содержание составляет охрана фундаментальных прав человека. В соответствии с этическим подходом политика – это деятельность, направленная на достижение общего блага. Приверженцы антропологической трактовки политики считают ее органически присущей человеческому роду, укорененной в самой природе человека, в общественном разделении труда и обусловленном им взаимодействии индивидов, у истоков этого подхода стоял Аристотель, который рассматривал политику как форму коллективного существования человека, высший вид человеческого общения. Антропологические трактовки политики обогащены и дополнены ее конфликтно-консенсусными определениями с их акцентом на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики и определяют ее динамику (К.Шмитт, П.Козер, Р.Дарендорф и др.). С этой точки зрения политика рассматривается как деятельность по согласованию интересов, обеспечению целостности общества, разрешению конфликтов (Ж.Бюрдо, М.Дюверже и др.). Подход к политике как к сфере коммуникационных потоков в 50-е – 60-е годы разрабатывался Х.Арендт и К.Дойчем, а в дальнейшем нашел отражение в работах Н.Лумана, Ю.Хабермаса, Р.Дебре.
Обилие трактовок политики объясняется сложностью этого феномена, богатством его содержания, множеством свойств и общественных функций. При всем многообразии подходов к политике ее трактовка «через власть» наиболее точно отражает сущность этого феномена, поскольку ориентирует на раскрытие его первоосновы. Обобщая разные дефиниции, политику можно определить как деятельность индивидов и социальных групп, направленную на обретение, организацию и использование власти, как средство приращения властных прерогатив и расширения их пространственных масштабов, как инструмент саморегулирования общества. Достижение оптимального баланса между двумя сторонами политики – стремлением к власти и решением общественных проблем – первостепенная теоретическая и прикладная задача, имеющая нравственно-этическое измерение. Современными критериями оптимальности могут служить экономическая и научно-техническая эффективность, обеспечение благосостояния и безопасности общества. Для выражения основных значений политики используются англоязычные термины «policy» (полиси) и «politics» (политикс). Первый из них характеризует целенаправленную деятельность людей в сферах властных, классовых, национальных отношений. Второй означает наличие механизма власти, обеспечивающего стабильность общества, предотвращение и разрешение конфликтов. Таким образом, первый из терминов выражает деятельностный аспект политики (динамизм, зависимость от действий политических субъектов, взаимосвязь с другими видами социальной деятельности), второй – институциональный характер политики, ее организационную структурированность. Природа политики как борьбы за власть и влияние проявляется и в международных отношениях, где соперничество акторов, прежде всего государств, сочетается с тенденцией совместного решения общих проблем мирового сообщества и его отдельных сегментов. Цель этого соперничества – достижение наиболее высокого статуса в мировой иерархии и преобладающее влияние на глобальном или региональном уровне.
В общественной мысли со времен средневековья распространилось понимание политики как «искусства возможного». Это искусство рассматривается как совокупность умений оптимального управления социальными группами и процессами, способность достижения наивысших результатов с наименьшими издержками и в максимально короткие сроки. Политика как явление общественной жизни не присуща человеческому роду изначально. В первобытном, социально однородном обществе, существовавшем многие тысячелетия, не было политики. Власть и такие социальные институты, как род и собрание всех его взрослых членов носили неполитический характер. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Следовательно, политика своим происхождением обязана государству. Сам термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля «Политика», в котором освещается проблематика государства, правления и правительства. Политика существует в двух формах – идеальной и предметной. Первая – это мыслительная деятельность, работа воображения, теоретическое проектирование, планирование и т.д. Рассудочные начала этой деятельности могут сочетаться с эмоциональными состояниями, верой в особые качества лидеров. В рамках мыслительной деятельности оцениваются решающие проблемы политики – желаемого и реально возможного, верного и ошибочного, Предметную, материальную форму политики образуют организация и функционирование органов власти, политических партий и движений и т.д. В обеих формах политика выступает как интеллектуальный и предметно-практический труд со всеми особенностями, присущими этому виду труда, – его разделением, общественной эффективностью (или неэффективностью), высокой социальной ответственностью, вероятностью двойственных и непредвиденных последствий и т.д. Эффективность политики во многом определяется не только ею самой, но и состоянием общества, его интересами и настроениями, отношениями с властью, внешнеполитической обстановкой и т.д. Она во многом зависит от природных, ресурсных и экологических факторов. Политика – многоаспектное явление, которое может быть классифицировано по ряду оснований – направленности, сферам общественной жизни, видам деятельности, содержанию и характеру, масштабности целей. По направленности политику различают на внутреннюю и внешнюю. Содержание внутренней политики государств составляет деятельность по регулированию жизни общества. Внешняя политика любого государства направлена прежде всего на обеспечение интересов наций в отношениях с другими нациями и окружающим миром в целом. Общепризнанные цели внешней политики государств: 1) укрепление национальной безопасности; 2) наращивание потенциала – экономического, военного, научного и т.д.; 3) упрочение международных позиций. Формы взаимодействия государств могут быть различными в диапазоне от союзнических отношений до военных конфликтов. Оба направления политики взаимодействуют между собой. В целом внутренняя политика обусловливает содержание, средства и методы осуществления политики внешней. Вместе с тем внешняя политика влияет на содержание внутренней, внося в нее существенные коррективы, особенно в периоды международных кризисов и войн. В конечном счете, и внутренняя и внешняя политика решают одну задачу – сохранение и упрочение существующей системы общественных отношений.
В условиях глобализации современного мира, понимаемой прежде всего как усиление взаимозависимости государств вследствие экономической интеграции, развития информационных и коммуникативных технологий, грань между внутренней и внешней политикой становится все более проницаемой, условной. Поэтому многие ученые рассматривают политику как целостное явление, не разделяя ее на внутреннюю и внешнюю. Такой подход является единственно плодотворным в связи с угрозой для человечества, которая исходит от международного терроризма. Эффективная борьба с терроризмом не исключает ограничение демократических прав граждан. Сегодня и в западных странах могут стать реальностью характерные для тоталитарных режимов средства контроля над личностью – «внутренние» паспорта, банки данных, в которых содержится вся информация о человеке – от отпечатков пальцев до содержания телефонных разговоров. По сферам общественной жизни политика дифференцируется на экономическую, социальную, правовую, национальную, военную, научную, экологическую, религиозную и т.д. В свою очередь в экономической политике по отраслевому критерию выделяют политику в области промышленности, транспорта, финансов, аграрную и т.д. Социальная политика подразделяется на жилищную, пенсионную, демографическую, в области здравоохранения и т.д. Политика в сфере духовной жизни может классифицироваться по отраслевому принципу на политику в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации и т.п. В начале третьего тысячелетия, когда война несет угрозу самому существованию цивилизации, первостепенное значение для обеспечения безопасности государств имеет военная политика. В широком смысле – это политика в военной области, военные аспекты внутренней и внешней политики государств. В философско-энциклопедической литературе военная политика определяется как часть политики государств, связанная с созданием военной организации, военной подготовкой и применением вооруженного насилия для достижения политических целей. По своему предназначению она призвана: 1)оценивать возможность, необходимость и пределы применения военной силы для достижения тех или иных политических целей; 2) определять количественные и качественные параметры военной силы, направлять процесс военного строительства; 3) вырабатывать методы использования военной силы, способы отпора противнику и взаимодействия с союзниками; 4) обеспечивать руководство военно-политическими акциями различного масштаба и характера (предотвращение, ведение или прекращение войн, противодействие агрессии или ее осуществление, согласование действий с союзниками и т.д.).
Конкретное содержание военной политики государств определяется следующими факторами: 1) их экономическими и политическими интересами, которые находят выражение в соответствующих концепциях, доктринах, теориях; 2)наличными и потенциальными возможностями для реализации этих интересов; 3) внутренними и внешними условиями существования государств, степенью и характером угрозы их безопасности. Как вид деятельности политика осуществляется на нескольких уровнях – местном, региональном, государственном и международном. По содержанию и характеру политика бывает: гуманной и антигуманной; прогрессивной, консервативной и реакционной; реалистической и волюнтаристской и т.д. По критерию масштабности целей политика может классифицироваться на стратегическую и тактическую. Сущностью первой является выбор наиболее значимых целей, приоритетов развития общества. Тактическая политика – это практическая деятельность, направленная на реализацию намеченных стратегических целей. Стратегическая и тактическая политика характерны для всех сфер общественной жизни. Применительно к современной России специфика стратегической и тактической политики состоит в следующем. Стратегические приоритеты российской политики – модернизация страны и укрепление ее позиций на международной арене, воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка. Для реализации этих целей необходимы меры тактического порядка - формирование правового государства и гражданского общества, перевод экономики на инновационный путь развития, обеспечение независимости СМИ, укрепление местного самоуправления, борьба с коррупцией и преступностью, интеграция в сообщество цивилизованных государств, содействие объективному восприятию России в мире как демократического государства и т.д. Политика имеет сложную структуру, включающую в себя множество разнообразных компонентов – людей, организаций, отношений, действий. Все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам – субъекты, объекты и ресурсы. Субъекты политики – это носители целенаправленного политического действия (государства, партии, профсоюзы, политические движения, индивиды, социальные общности, СМИ). Субъектами военной политики являются органы законодательной и исполнительной власти, военного руководства государств. К числу субъектов политики иногда относят и социальные институты преимущественно неполитического назначения, оказывающие заметное влияние на политику (церковь, университеты, различные ассоциации и т.д.). Для обозначения субъектов политики в политической науке используется англоязычный термин «политический актер» или «актор».
Статус субъекта политической деятельности не присущ индивидам и социальным общностям изначально. Индивидами он обретается в процессе политической социализации. Социальные общности становятся субъектами политики в ходе формирования их самосознания, самоорганизации и социально-политического самоопределения. Индивиды и группы в субъекты политики превращает способность к политическому целеполаганию. Самый общий объект политики – это общество в совокупности протекающих в нем процессов. В этом случае активность субъекта политики направлена на придание таким процессам направленности, соответствующей его интересам. Конкретными объектами политики являются основные сферы жизни общества, те институты, социальные группы, общности и индивиды, на которые в определенных целях оказывается политическое воздействие. Объекты военной политики – все сферы жизнедеятельности общества, которые формируют военный потенциал государства – экономика, наука, техника, социально-политические отношения, общественное сознание. Различие между субъектами и объектами политики условно и ситуативно. Все участники политического процесса обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать в качестве субъекта и объекта политики. Так, например, народ, составляющий избирательный корпус страны, приобретает качество субъекта политики в ходе выборов и референдумов; он же становится объектом политики под воздействием избирательных технологий и после завершения выборов. Государство является субъектом политики, когда оно активно регулирует социальные отношения, и объектом политики, когда на него воздействуют те или иные социальные силы в целях вмешательства в решение каких-то проблем. Политическая партия выступает в качестве субъекта политики в борьбе за власть, но может служить и объектом политики, когда по отношению к ней со стороны государства принимаются меры по ограничению ее деятельности, когда на нее оказывают влияние другие партии, профсоюзы, группы интересов и т.д. В демократических государствах действует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики. Стремление власти максимально сузить круг субъектов политики и в конечном счете ограничить их количество одним, признаваемым ею, может привести к возникновению авторитарного или тоталитарного режима. В рамках тоталитарного режима все субъекты политики кроме единственной правящей партии, сращивающейся с госаппаратом, преследуются и ликвидируются. Признание естественности множества интересов и способов их выражения в политике является отличительным признаком плюралистической организации общества. Система власти, основанная на разнообразии взглядов, подходов, позиций и концепций в общественно-политической сфере, на взаимодействии и «противовесах» основных партий и организаций, характерна для современных демократических государств. Наконец, ресурсы политики – это элементы материальной и духовной среды, используемые субъектами политики для воздействия на объекты с целью их изменения. Выделяют четыре группы ресурсов: 1) материально-технические, включающие в себя технические и информационные средства, энергетические, продовольственные и иные материалы; 2) человеческие – люди, принимающие участие в политических действиях или оказывающие им поддержку, степень их вовлеченности в политические процессы; 3) духовные – эмоциональный настрой участников политического действия, степень понимания ими и поддержки целей и установок субъекта политики; 4) временные – мера интенсивности действий политических субъектов в единицу физического времени. Кроме основных компонентов в политике выделяют три уровня ее функционирования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует публичную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Второй, микроуровень политики, охватывает отдельные организации – партии, профсоюзы, группы интересов и т.п. Третий, мегауровень политики, относится к деятельности международных организаций – ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др. Первый из этих уровней характеризует суть политики, а второй и третий имеют подчиненное значение. С общегосударственным, макроуровнем политики связаны ее основные функции в обществе. Согласно подходу, преобладающему в отечественной науке, таковыми являются следующие: 1) обеспечение целостности и стабильности общества; 2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей; 3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов; 4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли. Многообразие функций политики свидетельствует об охвате ею всех сфер жизни общества. В современном обществе с его сложной социальной дифференциацией, при наличии публичной власти отсутствуют явления и процессы, не подверженные воздействию политики. Вместе с тем мера и качество их «политичности» бывают разными. В наибольшей степени политические отношения представлены в области законодательной и исполнительной власти, в деятельности партий и движений, борющихся за власть.
Цели и средства в политике
Политика, как уже констатировалось, является целеполагающей формой деятельности. Она осуществляется для достижения определенных целей путем использования разнообразных средств. Цель, средства и результат – основные компоненты политической, как и любой иной деятельности. Еще Аристотель в работе «Политика» утверждал, что благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий – 1) правильного установления цели той или иной деятельности и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к данной цели. Цель в политике – это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий. Средства в политике представляют собой инструменты превращения мотивов в реальный результат: демонстрации, забастовки, пропагандистские кампании, выборы, референдумы, вооруженные действия, этические и правовые нормы, традиции и пр. Одним из основных и действенных средств политики является политический язык. Благодаря этому средству осуществляется формирование политических идеалов, ценностей и норм, обеспечивается передача политической информации. Различие между политическими целями и средствами относительно, условно. То, что является целью в одном измерении, может быть средством в другом, и наоборот. Так, власть выступает как основная цель политической деятельности, а средствами ее завоевания служат выборы, демонстрации, массовые вооруженные действия и т.д. Однако власть является в то же время средством обеспечения социально-экономических интересов субъектов политики, средством решения основных социальных, экономических и культурных проблем. Цели политики многообразны и противоречивы. Основная ее цель в социальной системе – интеграция внутренне дифференцированного общества, сочетание конфликтующих частных устремлений групп и граждан с интересами общества как целостности. Эта цель труднодостижима ввиду сложности влияния на конкурирующие частные интересы и обуздания группового эгоизма. Политические цели имеют сложную иерархическую структуру и различаются по значимости и масштабам (общие, частные), по содержанию политики (социальные, экономические, экологические, политико-юридические и пр.), по очередности (ближайшие, промежуточные, отдаленные, конечные), по сферам деятельности (внутренние и внешние). Возможна и более дробная классификация целей политики – по социальным, сословным, групповым, партийным, личным и прочим признакам. В зависимости от применяемых средств – гуманных, умеренных или насильственных, репрессивных различаются типы политики и власти, типы общества, исторические эпохи. Существуют, например, демократические, тоталитарные и авторитарные политические системы, имели место эпохи преимущественно эволюционного развития и революционные. Близким к понятию «средство» является понятие «метод». Если средства – это конкретные формы влияния субъектов политики на объекты, то методы характеризуют воздействие различных средств на общество. К ним относятся прежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие. Между целями и средствами политики (включая методы их реализации) существуют взаимосвязь и взаимодействие. С одной стороны, цель и условия ее достижения предопределяют использование соответствующих средств. С другой стороны, средства, воздействуя на достигнутый результат, выявляют реалистичность или утопичность цели, могут корректировать ее параметры и даже искажать. Так, например, гуманная цель коммунистического движения – ликвидация эксплуатации и достижение социальной справедливости – оказалась не только неосуществленной, но и во многом дискредитированной. Соответствие между целями и средствами политики имеет две стороны – формально-техническую и моральную. Первая проявляется в умении при выборе средств достижения целей учесть их пригодность, достаточность, способность обеспечить оптимальный результат. Вторая сторона состоит в акцентировании нравственного аспекта используемых средств. Выбор средств, неадекватных «благой» цели, возникает в политической практике по двум основным причинам: 1) из-за неспособности правильно проанализировать ситуацию и найти оптимальное решение; 2) из-за стремления достичь цель любыми, в том числе безнравственными средствами. Мысль о возможности использования любых средств достижения целей впервые получила развернутое обоснование в идеологии и политической практике католического ордена иезуитов, созданного в 1534 г. и существующего поныне. Его основатель И.Лойола выразил суть этой позиции в формуле «цель оправдывает средства». Вседозволенность и неразборчивость в средствах нередко связывают и с именем итальянского мыслителя Н.Макиавелли, который в целях создания сильного централизованного государства рекомендовал правителю для укрепления власти использовать такие средства, как обман, подкуп, шантаж, насилие и т.д. Наука не может определить, какие именно средства являются эффективными и нравственными в конкретных случаях политической практики. Вместе с тем ею установлены гуманистические пределы в использовании средств для достижения определенных целей. Таковыми являются общечеловеческие ценности, которые предопределяют нравственную неприемлемость террора, политических убийств, геноцида, использования оружия массового уничтожения для решения международных проблем. Искусство политики состоит в умении соотносить цели и средства их достижения, оптимально использовать избранные средства, учитывать нравственную значимость как целей, так и средств. В современном обществе критерием при выборе средств должны быть основополагающие принципы гуманизма, утверждающие общечеловеческие ценности – право на жизнь, безопасность и свободу, развитие человеческой личности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.032 с.) |