Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политика как социальное явление↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СИРОТА Н.М., МОХОРОВ Г.А. Не вошло: с.6-7,47,49,74, 81-82, 84 (выделено курсивом) СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ Учебное пособие Санкт-Петербург Аннотация В учебном пособии по курсу политологии освещается проблематика места и роли в политике ее главных субъектов, определяющих содержание и характер политических процессов. Предлагаемая работа адресована, прежде всего, студентам и предназначена для оказания им помощи в освоении базовых теоретико-методологических подходов в современной политической науке. Пособие содержит значительный объем информации по широкому кругу рассматриваемых проблем и может быть полезно всем, интересующимся современной политикой и политической наукой. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 1.1.Сущность, структура и функции политики 1.2. Цели и средства в политике 1.3.Взаимосвязь политики с экономикой, моралью и правом 1.4.Политическая жизнь Контрольные вопросы 2.ВЛАСТЬ И ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2.1. Понятие и сущность власти. 2.2. Легитимность и легальность власти 2.3. Власть в гражданском и политическом обществе 2.4.Власть и оппозиция Контрольные вопросы 3. ЧЕЛОВЕК КАК ПЕРВИЧНЫЙ СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ 3.1.Основные типы отношений между человеком и политикой 3.2.Права и свободы личности 3.3. Политическая социализация Контрольные вопросы 4.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ЛИДЕРЫ 4.1.Происхождение, виды и функции политических элит. 4.2.Механизм формирования политической элиты 4.3. Природа и сущность политического лидерства. 4.4. Типология политического лидерства Контрольные вопросы 5.ГОСУДАРСТВО 5.1. Сущность и генезис государства 5.2.Устройство современного государства 5.3. Государство как главный субъект мировой политики 5.4. Армия и политика Контрольные вопросы 6.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ 6.1. Партия как политический институт 6.2.Типология партий и партийных систем Контрольные вопросы 7. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ В ПОЛИТИКЕ 7.1.Понятие и типы групп интересов 7.2.Политическая роль общественных организаций и движений. Контрольные вопросы 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 8.1. Возникновение международных организаций и динамика их роста 8.2. Межправительственные организации 8.3. Неправительственные организации Контрольные вопросы 9. ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ 9.1. Особенности современного терроризма 9.2. Основные подходы к борьбе против терроризма Контрольные вопросы ТЕСТОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЛОВАРЬ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ ПОЛИТОЛОГИИ
ВВЕДЕНИЕ
Политология занимает видное место в современном гуманитарном знании и политическом образовании. Это вызвано рядом теоретических и практических предпосылок, среди которых: – первостепенная роль политики в жизни общества, ее огромное воздействие на судьбы народов и государств, а во многом и на повседневное бытие каждого отдельного человека; – значительные возможности политологии влиять на преобразования в посттоталитарных государствах, особенно на процессы демократизации и формирования гражданского общества; – взаимодействие политологии и социологии в изучении процессов трансформации современного мира и в выработке стратегии действий, адекватной вызовам времени; – возрастающая потребность российского общества в специалистах с менталитетом, адекватным рыночной экономике и плюралистической демократии; – потребность российского обществоведения в научном осмыслении накапливающихся политических знаний, отечественного и международного историко-политического опыта; – необходимость интеграции отечественных исследований в магистральное русло мировой политической науки. Поэтому столь высока актуальность изучения политологии в системе высшего и среднего образования, подготовки учебников и учебных пособий, в которых теория политики излагалась бы в контексте процессов модернизации России. В учебном пособии освещается проблематика места и роли в политике ее главных субъектов, своей деятельностью определяющих содержание и характер политических процессов. С учетом разнообразия субъектов политики и дискуссионности вопроса об их классификации основное внимание уделяется тем из них, которые изучаются в учебном курсе политологии. Пользуясь существующей терминологией, это - политические субъекты персональные (индивиды, лидеры), социальные (элиты) и институциональные (государство, армия, партии, группы интересов, общественные организации и движения, международные организации). В качестве субъекта политики, обретающего статус негосударственного, рассматриваются транснациональные террористические структуры. Авторы рассчитывают, что материалы, содержащиеся в учебном пособии, будут способствовать гражданскому воспитанию студенчества, выбору надежных жизненных и политических ориентиров. Вместе с тем работа содержит значительный объем дополнительной информации по широкому кругу рассматриваемых проблем и может быть полезна всем, интересующимся современной политикой и политической наукой. Пособие служит продолжением предшествующих учебных изданий кафедры в области политологии: Федосеев А.А.. Сирота Н.М. Политология. Пособие для подготовки к экзаменам. СПб.: ИВЭСЭП, Знание. 2003; Федосеев А.А., Сирота Н.М. Политология. Пособие для подготовки к экзаменам.-2-е изд., доп. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004; Сирота Н.М. Политология. Курс лекций. СПб.: Питер. 2006; Сирота Н.М. Геополитика. Курс лекций. СПб.: Питер. 2006; Политология: Учебно-методический комплекс /Авт.-сост. Г.А.Мохоров, Н.М.Сирота, А.Я.Донин.- СПб.: ИВЭСЭП, 2007. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Цели и средства в политике
Политика, как уже констатировалось, является целеполагающей формой деятельности. Она осуществляется для достижения определенных целей путем использования разнообразных средств. Цель, средства и результат – основные компоненты политической, как и любой иной деятельности. Еще Аристотель в работе «Политика» утверждал, что благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий – 1) правильного установления цели той или иной деятельности и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к данной цели. Цель в политике – это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий. Средства в политике представляют собой инструменты превращения мотивов в реальный результат: демонстрации, забастовки, пропагандистские кампании, выборы, референдумы, вооруженные действия, этические и правовые нормы, традиции и пр. Одним из основных и действенных средств политики является политический язык. Благодаря этому средству осуществляется формирование политических идеалов, ценностей и норм, обеспечивается передача политической информации. Различие между политическими целями и средствами относительно, условно. То, что является целью в одном измерении, может быть средством в другом, и наоборот. Так, власть выступает как основная цель политической деятельности, а средствами ее завоевания служат выборы, демонстрации, массовые вооруженные действия и т.д. Однако власть является в то же время средством обеспечения социально-экономических интересов субъектов политики, средством решения основных социальных, экономических и культурных проблем. Цели политики многообразны и противоречивы. Основная ее цель в социальной системе – интеграция внутренне дифференцированного общества, сочетание конфликтующих частных устремлений групп и граждан с интересами общества как целостности. Эта цель труднодостижима ввиду сложности влияния на конкурирующие частные интересы и обуздания группового эгоизма. Политические цели имеют сложную иерархическую структуру и различаются по значимости и масштабам (общие, частные), по содержанию политики (социальные, экономические, экологические, политико-юридические и пр.), по очередности (ближайшие, промежуточные, отдаленные, конечные), по сферам деятельности (внутренние и внешние). Возможна и более дробная классификация целей политики – по социальным, сословным, групповым, партийным, личным и прочим признакам. В зависимости от применяемых средств – гуманных, умеренных или насильственных, репрессивных различаются типы политики и власти, типы общества, исторические эпохи. Существуют, например, демократические, тоталитарные и авторитарные политические системы, имели место эпохи преимущественно эволюционного развития и революционные. Близким к понятию «средство» является понятие «метод». Если средства – это конкретные формы влияния субъектов политики на объекты, то методы характеризуют воздействие различных средств на общество. К ним относятся прежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие. Между целями и средствами политики (включая методы их реализации) существуют взаимосвязь и взаимодействие. С одной стороны, цель и условия ее достижения предопределяют использование соответствующих средств. С другой стороны, средства, воздействуя на достигнутый результат, выявляют реалистичность или утопичность цели, могут корректировать ее параметры и даже искажать. Так, например, гуманная цель коммунистического движения – ликвидация эксплуатации и достижение социальной справедливости – оказалась не только неосуществленной, но и во многом дискредитированной. Соответствие между целями и средствами политики имеет две стороны – формально-техническую и моральную. Первая проявляется в умении при выборе средств достижения целей учесть их пригодность, достаточность, способность обеспечить оптимальный результат. Вторая сторона состоит в акцентировании нравственного аспекта используемых средств. Выбор средств, неадекватных «благой» цели, возникает в политической практике по двум основным причинам: 1) из-за неспособности правильно проанализировать ситуацию и найти оптимальное решение; 2) из-за стремления достичь цель любыми, в том числе безнравственными средствами. Мысль о возможности использования любых средств достижения целей впервые получила развернутое обоснование в идеологии и политической практике католического ордена иезуитов, созданного в 1534 г. и существующего поныне. Его основатель И.Лойола выразил суть этой позиции в формуле «цель оправдывает средства». Вседозволенность и неразборчивость в средствах нередко связывают и с именем итальянского мыслителя Н.Макиавелли, который в целях создания сильного централизованного государства рекомендовал правителю для укрепления власти использовать такие средства, как обман, подкуп, шантаж, насилие и т.д. Наука не может определить, какие именно средства являются эффективными и нравственными в конкретных случаях политической практики. Вместе с тем ею установлены гуманистические пределы в использовании средств для достижения определенных целей. Таковыми являются общечеловеческие ценности, которые предопределяют нравственную неприемлемость террора, политических убийств, геноцида, использования оружия массового уничтожения для решения международных проблем. Искусство политики состоит в умении соотносить цели и средства их достижения, оптимально использовать избранные средства, учитывать нравственную значимость как целей, так и средств. В современном обществе критерием при выборе средств должны быть основополагающие принципы гуманизма, утверждающие общечеловеческие ценности – право на жизнь, безопасность и свободу, развитие человеческой личности.
Понятие и сущность власти
Власть – центральное организационное и регулятивно-контрольное начало политики, средство ее осуществления. Борьба за овладение властью и ее использование является одним из важнейших аспектов политической жизни общества. В политической науке существуют следующие основные интерпретации власти. Натуралистическая. Исходит из того основания, что человеку как природному существу свойственны стремление к власти, жажда подчинения и возвышения одних индивидуумов над другими. Этот подход использовался Н.Макиавелли и нашел отражение в договорной теории Т.Гоббса. Обстоятельное обоснование теории власти под углом зрения природы человека, его влечений, страстей и склонностей принадлежит А.Гельвецию. Бихевиористская. Исходит из понимания власти как особого типа поведения людей, одни из которых командуют, а другие подчиняются. Согласно Г.Лассуэллу, первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Политическая власть складывается из столкновений многих воль к власти как их баланс, как равновесие политических сил. Психологическая. Основывается на бихевиористском понимании власти как результата поведения индивидов, но делает акцент на раскрытии субъективной мотивации этого поведения, выявлении его корней в сознании и подсознании людей. По мнению создателя теории психоанализа 3.Фрейда, власть возникает как взаимодействие воли к ней у одних людей и готовности к подчинению у других. Системная. В противоположность бихевиористской и психологической трактовкам основывается на понимании власти не как производной взаимодействия индивидуальных воль, а как способности социальной системы реализовывать коллективные цели, обеспечивать собственную стабильность (Т.Парсонс, Д.Истон и др.). Структурно-функционалистская. Характеризует власть как способ социальной организации, основывающийся на целесообразном разделении функций управления и исполнения. Согласно этому подходу, в иерархически устроенном обществе с многообразием социальных ролей власть позволяет контролировать ресурсы и средства влияния, воздействовать на людей с помощью поощрения и наказания. Реляционистская. Рассматривает власть как межличностное отношение, позволяющее одним индивидам оказывать определяющее воздействие на других, направлять или изменять их поведение. Трактовка власти в реляционистском аспекте, то есть как отношения, – характерная черта веберианской традиции, предусматривающей возможность волевого воздействия одних индивидов и групп на другие. В важнейших трактовках власти делается акцент на различных сторонах и проявлениях этого феномена. С учетом этих трактовок власть в самом общем значении можно охарактеризовать как социальное отношение, которое проявляется в возможности и способности одних людей принимать решения, имеющие обязательный характер для других, влиять на их деятельность, используя авторитет, право, насилие и другие средства. Смысл, исторически закрепившийся за понятием власть, фиксируется в таких терминах, как господство, влияние, подчинение, насилие, авторитет. Эти термины указывают на отдельные функции и формы власти, на доминирование тех или иных их признаков. Власть в обществе имеет источник и основные параметры – масштабы, объем, время и пространство. Источник власти – то, что дает ей начало, откуда она исходит, а именно народ, его стремление к упорядоченности общественной жизни. Конкретными источниками власти могут быть потребности общества, законодательство, воля монарха и т.п. Масштабы власти – это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти – это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти – это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти – это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует. Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами. Отличительными признаками политической власти являются: · верховенство, то есть обязательность, ее решений для всего общества; · всеобщность, то есть функционирование на основе права от имени всего общества; · моноцентричность, то есть существование общего государственного центра принятия решений; · многообразие ресурсов – экономические, социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительные и др. Основные компоненты структуры власти – это субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом и способами властвования. Субъект власти – это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им может быть правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов). Объектом власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти. Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическим режимом народ является только объектом политической власти. Границы отношения объекта власти к ее субъекту простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Готовность к подчинению зависит от качеств объекта, от характера предъявляемых ему требования, от средств воздействия на него, от восприятия субъекта. Качества объекта политической власти во многом определяются политической культурой населения. Так, патриархальный и подданнический типы культуры формируют покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой». Активистский тип культуры формирует гражданина, готового нести ответственность за страну, а не покорного слугу власть предержащих. Ресурсы власти – это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы. Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т. п. Социальные ресурсы – это группы и слои общества, на поддержку которых может рассчитывать власть в проведении политики. Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждения науки и образования, средства массовой информации). В современном мире значимость культурно-информационных ресурсов как источника власти повышается. Демографические ресурсы – это наиболее универсальный вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационные и прочие ресурсы. Принудительные (силовые) ресурсы – это оружие, институты принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами. Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство. Процесс властвования характеризуется механизмом и способами властвования. Механизм власти – это социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. Существуют два главных подхода к властвованию: 1) побуждение объекта к действиям, угодным субъекту, и 2) обеспечение бездействия подвластных, блокирование нежелательных для субъекта видов их поведения. Используемые способы властвования позволяют выделить различные типы политических режимов: демократические (при участии исполнителей в принятии решений); авторитарные (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными); тоталитарные (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом); деспотические, тиранические (всевластие и произвол). При классификации способов властвования нередко учитывается стиль поведения правителей. Так, Н.Макиавелли различал среди них «львов» (приверженцев откровенного прямолинейного господства, склонных к применению насилия) и «лис» (властителей гибких). Эти психологические характеристики впоследствии были использованы известным итальянским ученым В.Парето, исследовавшим роль элит в процессах оптимизации власти. В истории политической мысли видное место занимает проблема оптимальной организации структуры власти и предотвращения злоупотреблений ею. Механизм функционирования власти в рамках закона в XVII веке был разработан Дж. Локком. Его проект предусматривал разделение единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Согласно этому проекту, власти по функциональному признаку делились на законодательную, исполнительную (она же судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями. В XVIII веке Ш. Монтескье создал теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая легла в основу конституций конца XVIII-XIX века. Впоследствии эта схема была дополнена еще одним субъектом высшей власти, который мог выступать в качестве координатора и арбитра в конфликтах между вышеназванными тремя ветвями,– это монарх или президент. Принцип разделения властей необходим, во-первых, в силу потребности в их специализации и, во-вторых, для поддержания в обществе определенного баланса власти. Последнее обстоятельство отражает тот факт, что в деле управления государством нельзя опираться лишь на благие намерения и добродетели правителей. Возможность неограниченной власти способна превратить в тирана даже мудрого лидера. Конституционным правом демократических государств разработана эффективная система сдержек и противовесов во взаимоотношениях трех ветвей власти. Так, законодательная деятельность парламентов контролируется институтами конституционного надзора; представительные органы не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность правительства; исполнительная власть может наложить вето на некоторые законы. В свою очередь исполнительная власть нередко наделяется полномочиями издавать нормативные акты законодательного характера, которые, однако, могут быть заблокированы представительной властью при условии квалифицированного большинства в две трети депутатских голосов. В то же время глава государства – президент может быть отрешен от должности при соответствующей санкции Конституционного суда. В настоящее время особую и чрезвычайно важную роль высшего арбитра в отношениях между властью и обществом играет Конституционный суд. Он призван определять отношение всех инстанций власти, общества и его членов к праву, закону и прежде всего к Конституции. Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта и ресурсов) и способы их взаимодействия используются в качестве оснований для ее типологии. В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия), плутократическая (господство крупных собственников) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам управления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную и пр. По функциям ее органов – на законодательную, исполнительную и судебную, по способам воздействия субъекта на объект – на демократическую, тоталитарную и авторитарную. По широте охвата выделяются: мегавласть – международное сообщество и его организации (ООН, НАТО и др.); макровласть – центральные государственные институты; мезовласть –учреждения регионального, областного и районного масштабов, подчиненные центру; микровласть – уровень власти в малых группах, самоуправление. В соответствии с ресурсами, на которых основывается власть, ее классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную. Экономическая власть – это контроль над ресурсами, собственность на материальные ценности, способность распределения материальных благ. Социальная власть, частично совпадая с экономической, предполагает возможность влиять на положение широких слоев населения, обеспечивая их лояльность и поддержку. Культурно-информационная власть – это, прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распределения. Этот вид власти способен служить не только распространению объективных сведений, но и манипулятивным целям – управлению сознанием и поведением людей в интересах субъекта. Особенно широко политическое манипулирование применяется в условиях кризисов, дезинтеграции общественной жизни и вызываемой ими дезориентации граждан. Наконец, принудительная власть предполагает контроль над людьми путем применения или угрозы применения силовых ресурсов. Общественные власти находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Политическая власть, испытывая сильное влияние со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна играть по отношению к ней первенствующую роль. Вместе с тем многие политологи, прежде всего марксистского направления, считают важнейшей власть собственников средств производства и других общественных богатств. Слияние политической, экономической, социальной и культурно-информационной власти при определяющей роли политики характерно для тоталитарных государств. Демократический строй предполагает разделение властей и каждой из них. В политике оно осуществляется путем разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые поддерживают определенный баланс между собой, а также между основными институтами политической системы. В экономике разделение власти осуществляется благодаря наличию множества конкурирующих центров влияния. В культурно-информационной сфере имеет место плюрализм средств массовой информации и других источников знания. О характере и содержании власти можно судить по ее функциям и эффективности. Функции власти – это круг ее деятельности: организация, управление, контроль, воспитание, прогнозирование, достижение общественного согласия. Эффективность власти – ее способность выполнять свои задач и функции с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки. Критерии эффективности власти таковы: · достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов; · рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти; · действенность и своевременность контроля за выполнением своих распоряжений; · организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений; · наличие действенной системы санкций в случае невыполнения распоряжений властных структур; · действенность системы самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет. В современных демократических государствах важнейшими факторами эффективного функционирования власти являются наличие общенационального консенсуса по вопросу о целях и путях развития данного общества, сплоченность и стабильность властвующей элиты. Отсутствие этих условий, как показывает и опыт России, способно вызвать ожесточенное противостояние ветвей власти, которое усугубляет раскол общества и может вести к смуте и беспорядкам. Деятельность конструктивной оппозиции, анализирующей решения власти, позволяет выявлять их слабые стороны и формулировать содержательные альтернативы. Конкурентная смена президента, парламента и правительства способствует гибкой корректировке политического курса в соответствии с изменяющейся обстановкой. Важная характеристика политической власти – ее социальная база. Любая власть зависит от социальных интересов и выражает таковые. Во всей предшествующей истории политическая власть служила интересам господствующих классов. В современном западном обществе политическая власть стремится к национальному консенсусу и поэтому во многом ориентируется на так называемый «средний класс». В странах постиндустриального типа на его долю приходятся три четверти населения. Он представлен такими группами, как рабочие, фермеры, интеллигенция, служащие. Таким образом, политика любого государства должна состоять в выявлении, учете и реализации основных интересов классов, социальных слоев и групп. Игнорирование этого принципа неизбежно ведет к отчуждению общества от власти, нарастанию социальных, национальных и религиозных конфликтов.
Права и свободы личности
Содержание отношений между человеком и политикой в значительной степени определяется правами человека. Они представляют собой гуманистические принципы, нормы взаимоотношений между людьми, обществом и государством, обеспечивающие индивидам возможность действовать по своему усмотрению (свободы) или получать определенные условия жизни и блага (собственно права). Степень реализации прав человека – это основной показатель прогрессивности общественного строя. В современном мире права человека представляют собой мощный пласт культуры. Его освоение дает личности ориентиры в оценке сложных и противоречивых процессов мирового развития, способствует нравственному совершенствованию общества. Права человека являются высшим критерием «человеческого измерения» действий субъектов политики – государств, партий, лидеров и т.д. Современное понимание проблемы прав человека восходит к идеям естественного права, возникшим в середине первого тысячелетия до н.э. Греческие софисты (Протагор, Гиппий, Антифонт, Алкидам) в V – IV вв. до н.э. утверждали, что все люди равны от рождения и поэтому имеют одинаковые неотчуждаемые права. Идею равенства всех людей перед небом в V в. до н.э. отстаивал и китайский философ Мо Цзы. Значительный вклад в концепцию естественных прав человека внес Аристотель. Среди прав, присущих человеку от рождения, он особо выделял право на частную собственность, которое коренится в самой природе человека и основывается на его изначальной любви к самому себе. Древнеримские стоики Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий вывели идею естественноправового равенства людей за полисные рамки и распространили на всех представителей человеческого рода как сограждан единого мирового государства. В средние века права человека трактовались главным образом как привилегии, дарованные монархом. Их содержание и объем определялись главным образом сословной принадлежностью. Однако и в этот период античные идеи естественно-правового равенства обрели новое звучание и смысл в христианстве, в учениях представителей религиозной политической мысли. Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Существенным вкладом последнего и христианского гуманизма в целом в концепцию неотчуждаемых естественных прав человека явилось положение о божественном происхождении человеческого достоинства всех людей и естественном праве каждого человека на достоинство. Дальнейшее развитие естественно-правовых воззрений связано с разработкой в ХУП веке концепции общественного договора как источника происхождений и правовой основы деятельности государства (Г.Гроций, Б.Спиноза). Такое понимание государства предполагает естественное человеческое право оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора. Основы современного понимания прав человека были заложены виднейшими представителями либерализма – Дж.Локком, Ш.Монтескье, Т.Пейном, Т.Джефферсоном, И.Кантом, Г.Гегелем, И.Бентамом, Дж.Миллем и др. Фундаментальные права человека – на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению трактовались ими как естественные, неотчуждаемые и священные. Естественность означала, что они присущи индивиду от рождения. Неотчуждаемость понималась как их имманентная свойственность человеку независимо от времени и места его существования. Священность понималась как их высшая общественная ценность. Первыми политико-правовыми документами, в которых были провозглашены и юридически закреплены основные права человека, были Вирджинская декларация (1776 г.), Билль о правах Конституции США (1791 г.), Французская декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Эти политико-правовые акты не утратили своей актуальности и в настоящее время, когда понимание прав человека стало гораздо богаче. Современные представления о правах человека вобрали в себя интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением фашизма и тоталитаризма, разнообразных форм насилия и эксплуатации. Они изложены во многих действующих международных документах, провозглашающих и регулирующих права человека. Наиболее значимые из этих документов – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.). Декларируемые в международных документах правовые нормы, права и свободы человека в разном объеме включены в конституции и законодательство государств. Наиболее содержательная классификация прав и свобод – их разделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные. Гражданские (личные) права – это в основном естественные, неотъемлемые права человека, сформировавшиеся в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированные и расширенные в практике демократических государств. Их определяют как первое поколение прав человека. К числу гражданских (личных) прав относятся: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на защиту чести и доброго имени; право на неприкосновенность частной жизни и жилища; свобода передвижения и выбора места жительства; свобода совести; свобода выбора национальности и языка общения. Комплекс вышеперечисленных прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы демократически организованного общества. Первооснову всех прав и свобод личности образует право на жизнь, поскольку они утрачивают смысл в случае гибели человека. Поэтому право на жизнь представляет собой фундаментальную ценность мировой цивилизации. Если гражданские права ориентированы на обеспечение автономии человека, то политические права создают условия для его самореализации в качестве активного участника политического процесса. Они способствуют преодолению отчуждения человека от власти, укреплению связей между гражданином, обществом и государством. К числу основных политических прав относятся: право участвовать в управлении государственными и общественными делами; право избирать и быть избранным в органы государственной власти; право на участие в отправлении правосудия; право на объединение в общественные организации; право петиций в государственные органы и органы местного самоуправления; право на информацию; свобода слова; свобода собраний, митингов и демонстраций. При тоталитарном и авторитарном режимах эти права носят в основном разрешительный характер, при демократическом – регистрационный. Политические права – неотъемлемый атрибут цивилизованного общества. Благодаря им могут функционировать все другие права, составляющие основу демократической системы. О< |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.155 (0.012 с.) |