ТОП 10:

ЧЕЛОВЕК КАК ПЕРВИЧНЫЙ СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ



 

 

Основные типы отношений между человеком и политикой

 

Еще античный мыслитель Пифагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей». Это высказывание всецело применимо к политике. Именно человек, его интересы, ценностные ориентации и рационально-прагматические предпочтения являются движущим началом политической активности классов, наций, партий, общественных движений и т.д. Взаимодействием человека и политических структур во многом определяется характер политической жизни.

Содержание отношений между человеком и политикой может быть сведено к трем основным типам – приобщенности человека к политике, политическому отчуждению человека и полному слиянию человека и политических структур.

Первый тип – состояние приобщенности человека к политике, выражающееся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные проблемы через воздействие на систему политической власти. Среди факторов, способствующих включению человека в политику, особое знание имеют:

· отождествление себя с определенной политической силой в обществе – партией или движением;

· приверженность лидеру, стоящему во главе государства или политического движения;

· повышение уровня образования людей, стимулирующее их участие в политической жизни;

· статусный рост граждан, повышающий степень их вовлеченности в политические отношения;

· стремление достичь желаемую цель через участие в политическом движении или организации.

Второй тип отношений – состояние отчуждения или аномии, которое характеризуется разрывом связей между человеком и политической системой, сосредоточением усилий людей на реализации частных интересов. Нормы общественной жизни по разным причинам теряют свое значение, перестают регулировать поведение людей и их взаимоотношения. Аномия возникает как сочетание ряда психических качеств и состояний:

· чувство бессилия людей перед ходом событий, осознание неспособности повлиять на действия власти;

· потеря индивидом мировоззренческих опор в поведении, утрата нравственных ориентиров и ценностей;

· убеждение в том, что только неодобряемое поведение может способствовать достижению поставленных целей;

· минимальная степень уважения или индифферентность к доминирующим в обществе ценностям и верованиям;

Все эти состояния могут наступить вследствие добровольного выбора или служить результатом целенаправленного отстранения индивидов и социальных групп от возможности влиять на решение своих проблем через систему государственных органов. Отстранение человека от власти не всегда выводит его за рамки политики и может способствовать концентрации социальной энергии, рано или поздно прорывающейся в эту сферу.

Третий тип отношений – полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям. Такая форма самореализации создает специфический тип «авторитарной личности», для которой характерны следующие черты:

· конвенционализм – отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей;

· несбалансированное, покорное отношение к авторитету;

· перенос ответственности и враждебности на внешние силы;

· желание власти и боязнь ее;

· оправдание своего поведения поведением других;

· вера в присутствие и вмешательство в политику мистических сил, заговоров, конспирации и т.д.

Формирование ответственного отношения человека к политической деятельности возможно путем введения его в ситуацию социального и жизненного выбора. Демократизация и гуманизация общественных отношений расширяют границы такого выбора, сужают возможности перекладывания ответственности личности на общественные структуры. Они служат важнейшим фактором усиления влияния человека на политическую жизнь, позволяют отразить в ней многообразие интересов и потребностей.

В России отношения личности и политики имеют свою специфику, во многом обусловленную общинными, коллективистскими традициями, отсутствием демократических навыков жизни и институтов. В силу этой специфики преобладающая роль в политической жизни страны всегда принадлежала не личности, не народу, а лидерам – князьям, царям, вождям или государству.

Взаимоотношения власти и общества в России традиционно носили патерналистский характер. Личность рассматривала себя и оценивалась властью лишь как объект политики.

В советское время сохранению личности в качестве ведомого элемента во взаимодействии с властью способствовали такие факторы, как господство одной партии и идеологии, отсутствие политического плюрализма. Реальная политика и теоретические изыскания были направлены на обоснование и утверждение тезиса о «неуклонном возрастании руководящей и направляющей роли партии в жизни общества», а не стимулирование политической активности личности. Политическая деятельность являлась прерогативой партноменклатуры, а не рядовых членов партии и граждан.

В посттоталитарной России при внешнем плюрализме политических позиций, мнений и концепций, создающем впечатление демократизма, реальная власть принадлежит элитарным кланам, промышленно-финансовым группам. Политические интересы и запросы граждан властными структурами должным образом не учитываются или даже игнорируются. Отсутствует механизм реализации политической активности личности, превращения её из объекта в субъект политической деятельности. Отчуждение граждан от политики тормозит становление гражданского общества и правового государства.

Выход из сложившейся ситуации состоит прежде всего в эффективном решении социально-экономических проблем, формировании на этой основе многочисленного и влиятельного среднего класса, гармонизации основных интересов общества. Усиление власти должно осуществляться прежде всего через рост доверия к ней со стороны общества, расширение социальной поддержки, развитие правовой базы, рационализацию управленческой деятельности на основе научного подхода к принятию и реализации управленческих решений.

 

 

Права и свободы личности

 

Содержание отношений между человеком и политикой в значительной степени определяется правами человека. Они представляют собой гуманистические принципы, нормы взаимоотношений между людьми, обществом и государством, обеспечивающие индивидам возможность действовать по своему усмотрению (свободы) или получать определенные условия жизни и блага (собственно права). Степень реализации прав человека – это основной показатель прогрессивности общественного строя.

В современном мире права человека представляют собой мощный пласт культуры. Его освоение дает личности ориентиры в оценке сложных и противоречивых процессов мирового развития, способствует нравственному совершенствованию общества. Права человека являются высшим критерием «человеческого измерения» действий субъектов политики – государств, партий, лидеров и т.д.

Современное понимание проблемы прав человека восходит к идеям естественного права, возникшим в середине первого тысячелетия до н.э. Греческие софисты (Протагор, Гиппий, Антифонт, Алкидам) в V – IV вв. до н.э. утверждали, что все люди равны от рождения и поэтому имеют одинаковые неотчуждаемые права. Идею равенства всех людей перед небом в V в. до н.э. отстаивал и китайский философ Мо Цзы.

Значительный вклад в концепцию естественных прав человека внес Аристотель. Среди прав, присущих человеку от рождения, он особо выделял право на частную собственность, которое коренится в самой природе человека и основывается на его изначальной любви к самому себе.

Древнеримские стоики Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий вывели идею естественноправового равенства людей за полисные рамки и распространили на всех представителей человеческого рода как сограждан единого мирового государства.

В средние века права человека трактовались главным образом как привилегии, дарованные монархом. Их содержание и объем определялись главным образом сословной принадлежностью.

Однако и в этот период античные идеи естественно-правового равенства обрели новое звучание и смысл в христианстве, в учениях представителей религиозной политической мысли. Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Существенным вкладом последнего и христианского гуманизма в целом в концепцию неотчуждаемых естественных прав человека явилось положение о божественном происхождении человеческого достоинства всех людей и естественном праве каждого человека на достоинство.

Дальнейшее развитие естественно-правовых воззрений связано с разработкой в ХУП веке концепции общественного договора как источника происхождений и правовой основы деятельности государства (Г.Гроций, Б.Спиноза). Такое понимание государства предполагает естественное человеческое право оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора.

Основы современного понимания прав человека были заложены виднейшими представителями либерализма – Дж.Локком, Ш.Монтескье, Т.Пейном, Т.Джефферсоном, И.Кантом, Г.Гегелем, И.Бентамом, Дж.Миллем и др. Фундаментальные права человека – на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению трактовались ими как естественные, неотчуждаемые и священные. Естественность означала, что они присущи индивиду от рождения. Неотчуждаемость понималась как их имманентная свойственность человеку независимо от времени и места его существования. Священность понималась как их высшая общественная ценность.

Первыми политико-правовыми документами, в которых были провозглашены и юридически закреплены основные права человека, были Вирджинская декларация (1776 г.), Билль о правах Конституции США (1791 г.), Французская декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Эти политико-правовые акты не утратили своей актуальности и в настоящее время, когда понимание прав человека стало гораздо богаче.

Современные представления о правах человека вобрали в себя интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением фашизма и тоталитаризма, разнообразных форм насилия и эксплуатации. Они изложены во многих действующих международных документах, провозглашающих и регулирующих права человека. Наиболее значимые из этих документов – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.). Декларируемые в международных документах правовые нормы, права и свободы человека в разном объеме включены в конституции и законодательство государств.

Наиболее содержательная классификация прав и свобод – их разделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.

Гражданские (личные) права – это в основном естественные, неотъемлемые права человека, сформировавшиеся в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированные и расширенные в практике демократических государств. Их определяют как первое поколение прав человека.

К числу гражданских (личных) прав относятся: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на защиту чести и доброго имени; право на неприкосновенность частной жизни и жилища; свобода передвижения и выбора места жительства; свобода совести; свобода выбора национальности и языка общения. Комплекс вышеперечисленных прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы демократически организованного общества.

Первооснову всех прав и свобод личности образует право на жизнь, поскольку они утрачивают смысл в случае гибели человека. Поэтому право на жизнь представляет собой фундаментальную ценность мировой цивилизации.

Если гражданские права ориентированы на обеспечение автономии человека, то политические права создают условия для его самореализации в качестве активного участника политического процесса. Они способствуют преодолению отчуждения человека от власти, укреплению связей между гражданином, обществом и государством.

К числу основных политических прав относятся: право участвовать в управлении государственными и общественными делами; право избирать и быть избранным в органы государственной власти; право на участие в отправлении правосудия; право на объединение в общественные организации; право петиций в государственные органы и органы местного самоуправления; право на информацию; свобода слова; свобода собраний, митингов и демонстраций. При тоталитарном и авторитарном режимах эти права носят в основном разрешительный характер, при демократическом – регистрационный.

Политические права – неотъемлемый атрибут цивилизованного общества. Благодаря им могут функционировать все другие права, составляющие основу демократической системы.

Основные экономические права – право на труд; право на частную собственность и предпринимательство, право на забастовки. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют права на заключение коллективных договоров, на свободное объединение в национальные и международные организации для защиты своих интересов.

Ведущее место в комплексе экономических прав занимает право на труд, которое предполагает возможность самостоятельного распоряжения своей рабочей силой, свободу выбора рода деятельности или профессии, защиту от безработицы, справедливые условия оплаты. Право на труд зафиксировано в ст.37 Конституции Российской Федерации.

Без осуществления права на частную собственность невозможны рыночная экономика, гражданское общество и индивидуальные свободы. Именно на частной собственности, в том числе и в групповой форме (кооперативной, акционерной) зиждется хозяйственный механизм цивилизованных государств.

Реализация фундаментального права на частную собственность имеет ключевое значение для выхода из кризиса посттоталитарных государств. Поэтому вполне закономерно, что право частной собственности, в том числе и на землю, право на предпринимательство заняли видное место в Конституции РФ (ст.35,36).

Социальные права должны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Основными правами этого блока являются: право на социальное обеспечение; право на жилище; право на отдых; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на защиту детства и материнства; право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Социальные права граждан Российской Федерации закреплены в ст. 40, 41, 42 Конституции РФ.

Первостепенное значение для духовного развития имеют культурные права. К ним относятся: право человека на образование, свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества; право на охрану интеллектуальной собственности; право на доступ к культурным ценностям; право на поиск, передачу, производство и распространение информации, запрет на цензуру.

В Российской Федерации культурные права граждан гарантируются статьями 43 и 44 Конституции РФ. Поощрение и защита этих прав входит в круг задач специализированной международной организации – ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры).

В ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, I980, 1982 гг.), содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены. В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению прав на культуру и гарантии участия в ее результатах без каких-либо ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору1.

Социально-экономические и культурные права определяются как права второго поколения. Они сформировались в процессе борьбы народов за повышение своего экономического уровня и культурного статуса. Для их реализации требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства.

Существенную роль в возникновении и нормативном закреплении прав второго поколения сыграла социальная защищенность граждан в СССР, которая хотя и была минимальной, но оказала определенное воздействие на мировое общественное мнение.

Наряду с индивидуальными правами существуют и коллективные права, которые могут осуществляться общностями (право на развитие, право на здоровую окружающую среду, право на общее наследие человечества, право на коммуникацию в рамках нового международного порядка). Эти права начали формироваться в период второй мировой войны и получили название третьего поколения прав человека.

Субъектами коллективного права являются, например, семьи, коллективы, ассоциации, народы, нации. Отдельные индивиды принимают участие в реализации этих прав, но оно связано не с их личным статусом, а с положением как членов каких-либо общностей. Коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных, а должны находиться с ними в гармонии.

Права человека реализуются лишь в сочетании с обязанностями. Их взаимодействие и уравновешивание делают демократию прочной и жизнеспособной. По справедливому замечанию выдающегося русского философа И.А.Ильина, «обязанности и запретности укрепляют массовое правосознание, позволяют людям лояльно пользоваться своими правами и полномочиями»2 .

В обязанности граждан демократических государств обычно входит соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, подчинение полицейским предписаниям, сохранение природы, окружающей среды, памятников культуры и пр. В некоторых странах законодательно закреплены обязанности граждан трудиться, участвовать в выборах органов государственной власти, нести военную службу, воспитывать детей, заботиться о престарелых родителях, о своем здоровье и т.д.

Обязанности должны распространяться не только на граждан, но и на государство, его органы, должностных лиц, структуры управления. Особенно это касается реализации естественных прав человека. В Конституции РФ записано: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст.2).

Поскольку обязанности являются важным условием упорядочения и стабилизации общественной жизни, в последние годы на различных международных форумах активно обсуждается вопрос о необходимости принятия ООН Всеобщей декларации обязанностей человека и гражданина как дополнения к Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Такая необходимость вытекает из объективных потребностей совместного бытия людей, стран, народов, поддержания цивилизованных взаимоотношений между ними и мирового правопорядка.

Реализация прав человека невозможна без социальных гарантий их обеспечения. К ним относятся гарантии материальные (собственность, финансовые средства), политические (разделение властей, наличие оппозиции и независимых СМИ), юридические (демократическое законодательство, эффективная судебная система), духовно-нравственные (необходимый уровень образования и морали, демократическое общественное мнение).

Положение в области прав человека характеризует уровень цивилизованности как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. В рамках отдельных государств соблюдение прав человека служит необходимым условием социального и экономического прогресса. В рамках мирового сообщества оно является важнейшей гарантией гуманизации международных отношений, сохранения и упрочения мира.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека должны стать главной обязанностью государственной власти в России. Стране предстоит изжить традиции отношения к человеку как к подданному – зависимому и послушному исполнителю команд и приказов. Патерналистская политика государства должна уступить место партнерским отношениям между гражданином и властью. Реализация в России прав и свобод человека позволит раскрыть созидательный потенциал личности, повысить благосостояние общества и конкурентоспособность страны в мировом хозяйстве.

Концепция прав человека продолжает развиваться. Нуждаются в дальнейшей разработке функциональные аспекты прав человека, т.е. механизмы их реализации. Существенной проблемой остается приведение в соответствие национальных законодательств с международными стандартами прав человека.

В последние годы объектом дискуссии является вопрос об универсальности прав человека, в частности, их применимости к странам «третьего мира» с преобладающими коллективистскими традициями и специфическими нравственными ценностями. Нередко входят в противоречие принципы национального суверенитета и соблюдения прав человека внутри государств, что создает опасность дестабилизации международных отношений.

В послевоенный период проблема соблюдения прав человека является объектом пристального внимания и контроля со стороны мирового сообщества и международных организаций. В Европе обеспечение высокого стандарта защиты прав человека осуществляется рядом региональных организаций – Советом Европы, Европейской комиссией по правам человека и Европейским судом. Став в 1996 г. полноправным членом Совета Европы, Россия признала абсолютную юрисдикцию Европейского суда по правам человека, обязательность его решений для исполнения всеми органами государственной власти РФ.

 

Политическая социализация

 

Включение индивида в политику невозможно без усвоения политических, знаний, норм, ценностей, традиций, поведенческих стандартов, без принятия на себя определенных политических ролей. Этот процесс называется политической социализацией (от лат. socialis – общественный). По мере его развертывания формируется политическое сознание и поведение личности, происходит ее становление как субъекта политики. Утрата соответствующих знаний, норм, ценностей и ролей является политической десоциализацией.

Политическая социализация имеет две стороны – объективную и субъективную. Первая связана с воздействием на человека всей совокупности существующих социально-экономических, политических и духовных факторов. Субъективная сторона политической социализации определяется сознательной, целенаправленной деятельностью власти по формированию у людей определенных политических качеств. Эту функцию выполняют различные учреждения воспитания, обучения и профессиональной подготовки членов общества, средства массовой информации. В политической науке перечисленные структуры называют агентами социализации.

В процессе политической социализации возрастает роль СМИ, способных воздействовать на максимальное число людей в короткий промежуток времени. СМИ не случайно называют четвертой властью. Поэтому в любом обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использования в целях формирования благоприятных ориентаций и позиций граждан.

Политическая социализация включает в себя не только воздействие политической системы на человека через соответствующие институты, но и активность самой личности, направленную на освоение окружающего мира. Индивид может избирать предпочтительную политическую позицию и даже влиять на социализирующую его систему в желаемом для себя направлении

Создание эффективного механизма политической социализации представляет собой одну из важнейших практических задач любой власти. Для ее решения правящие круги должны иметь четкое представление о том, насколько ценности и стандарты существующей политической системы усваиваются обществом, входят во внутреннюю структуру личности.

Политическая социализация осуществляется в двух основных формах, которые взаимосвязаны между собой, – прямой и косвенной. При прямой социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит явно выраженный политический характер (например, представления о политическом и государственном строе, о деятельности партий и движений, о характере избирательной системы или идеологий и т.д.). В случае косвенной социализации индивидом вырабатываются такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на политическое поведение. Так, общение с родителями, учителями и другими субъектами, обладающими определенной социальной властью, развивает в индивиде уважение или неуважение к власти и авторитету, со временем распространяющееся на политическую власть и политический авторитет.

К основным факторам прямой политической социализации обычно относят подражание, политическое обучение, политический опыт, а к основным факторам косвенной социализации – межличностное общение, участие в неполитических организациях и дедуктивную социализацию, проявляющуюся в распространении выработанных индивидами ценностных ориентации на политические объекты. Различая прямую и косвенную социализацию, западные политологи считают более значимой последнюю, которая рассматри­вается как естественное продолжение и завершение общесоциального развития человека.

В зависимости от характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, в политической науке выделяют следующие типы социализации – гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский.

Гармонический тип политической социализации предполагает наличие зрелых демократических традиций и гражданского общества, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку и государству, выполнение имсвоих гражданских обязанностей. Приверженность власти и индивидов общепринятым идеалам, нормам и ценностям создает новым поколениям благоприятные возможности для включения в политическую жизнь. Гармонический тип политической социализации, обеспечивающий общественную стабильность, характерен для США и Великобритании.

Для плюралистического типа политической социализации характерны: преимущественно опосредованное взаимодействие личности с властью через культурно-этнические группы или партии, подвижность и изменчивость политических ориентации граждан, способность участников политического процесса к достижению консенсуса на основе ценностей либеральной цивилизации. Этот тип политической социализации преобладает в странах Западной Европы.

Конфликтный тип политической социализации формируется в условиях межгрупповой борьбы, затрудняющей носителям различных ценностей достижение согласия друг с другом и с властью. Чтобы проявить себя в качестве субъекта политики личность должна присоединиться к какой-либо группе, касте, клану, классу и т.д. Этот тип политической социализации типичен для отсталых стран с высоким уровнем политического насилия и жесткой приверженностью населения к местническим ценностям и нормам политической жизни.

Наконец, гегемонистский тип политической социализации предполагает вхождение человека в политику исключительно за счет признания ценностей какого-то класса, религии или идеологии. Он характерен прежде всего для закрытых политических систем, не приемлющих иных, не «своих» ценностей, – тоталитарных
и авторитарных.

В политической науке утвердилась точка зрения, согласно которой политическая социализация личности – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека.

В литературе представлены различные периодизации этого процесса, которые отличаются как по числу этапов, так и по содержательным особенностям. Как правило, эти периодизации связываются с возрастными стадиями развития личности.

Согласно преобладающей в науке периодизации выделяют первичный и вторичный этапы политической социализации. Первичный этап совпадает с детским и юношеским возрастами индивида и характеризуется интенсивным усвоением политической информации, приобретением начального опыта политической жизни. Вторичный этап связан с периодом социальной зрелости индивида, когда он обретает относительно устойчивую совокупность политических ориентаций и способен реализовывать ее в процессе выполнения определенных политических ролей.

В зависимости от вовлеченности человека в политику выделяют следующие типы ролей.

1. Обычный член общества, политически пассивный (вплоть до аполитичности) и потому имеющий статус лишь объекта политики;

2. Гражданин, состоящий в одной или нескольких общественных организациях и косвенно (через них) включенный в сферу политической практики.

3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации и по своей воле включившийся в политическую жизнь. Степень его участия в политике определяется общественным значением организации и той ролью, которую он в ней играет.

4. Общественный и особенно политический деятель.

5. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность является не только основным занятием, но и смыслом жизни.

6. Политический лидер (организационный, идейный, формальный или неформальный), воспринимаемый как авторитет или последняя инстанция1.

При росте политической активности каждая последующая роль включает в себя предыдущие. Профессиональный политический лидер не перестает быть гражданином, членом организации и т.д., просто его роль простирается на предыдущие роли.

Таким образом, политическая социализация личности – это двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие политических субъектов, а с другой – по мере социализации сама все в большей степени становится способной влиять на политическую жизнь.

Политическая социализация имеет исторический характер. Общественная жизнь вынуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к ней и реагировать на политические ситуации.

В стабильных обществах этот процесс носит достаточно плавный и безболезненный характер. В обществах же, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, политическая социализация осуществляется стихийно и противоречиво, основным ее типом становится конфликтный. Утрата или отторжение прежних идеалов, разрушение механизмов их трансляции вызывают политическую аномию и отчуждение личности от политики.

Кризис политической социализации и десоциализация характерны для современной России. Эти явления по иным причинам случались и на Западе, в частности, в конце 60-х – начале 70-х годов. Однако именно в нашей стране они приобрели поистине всеобъемлющие масштабы. Молодые поколения не знают во что верить, что дозволено и как отстаивать свои права в цивилизованных формах. Старшие возрастные группы утратили прежние политические ориентиры, не обретя новые. Отчуждение людей от политики, рост политического абсентеизма тормозят проведение реформ. Без преодоления кризиса политической социализации невозможно становление в России гражданского общества, ни формирование новых элит и лидеров, способных осуществить модернизацию страны

На теорию и практику политической социализации значительное влияние оказывают концептуальные парадигмы, служащие обществу своего рода моделями для осмысления, объяснения и направления этого процесса. К числу таких парадигм относятся: парадигма детерминизма, парадигма субъективизма и парадигма деятельной личности. Эти парадигмы связаны между собой и реализуются в любом государственно-организованном обществе. Однако степень их выраженности в различных общественных системах неодинакова.

Парадигма детерминизма постулирует приоритетность объективных факторов в процессе политической социализации. Конкретное выражение это находит в природном, технико-экономическом и историческом детерминизме.

Парадигма субъективизма исходит из первоочередной значимости субъективных факторов в формировании и развитии таких качеств человека, которые в наибольшей степени отвечают официально декларируемым политическим ценностям и образцам поведения данного общества. Крайне гипертрофированным вариантом политической мобилизации является теория и практика тоталитаризма, существенные черты и признаки которой состоят в следующем: 1) полное растворение гражданского общества в обществе политическом; 2) мессианизация общественного сознания; 3/широкое и монопольное использование средств массовой информации.

В противоположность парадигмам детерминизма и субъективизма парадигма деятельной личности особую роль в процессе политической социализации отводит самому человеку во всей совокупности его природных, психологических и общественных качеств. В основе парадигмы деятельной личности лежат две важнейшие теоретико-методологические посылки социальной антропологии: во-первых, относительная независимость внутреннего мира человека от объективированных социальных форм, учреждений и отношений; во-вторых, обусловленность внешних, объективированных социальных форм сознанием и деятельностью самого человека.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите и охарактеризуйте основные типы отношений между человеком и политикой.

2. Раскройте основные особенности отношений между человеком и политикой в современной России.

3. Каким образом права человека влияют на содержание отношений между человеком и политикой?

4. Какие поколения прав человека вам известны? Раскройте содержание этих прав.

5. В чем проявляется взаимосвязь прав человека и его обязанностей?

6. Почему реализация прав человека невозможна без социальных гарантий их обеспечения? Назовите основные социальные гарантии.

7. В чем состоит противоречие между принципами национального суверенитета и соблюдения прав человека?

8. Каковы основные проблемы реализации прав человека в современной России?

9. Что такое политическая социализация?

10. В чем суть прямой и косвенной политической социализации?

11. Назовите основные типы политической социализации и раскройте их особенности.

12. Каковы основные стадии политической социализации и в чем их специфика?

13. Охарактеризуйте основные парадигмы политической социализации.

14. Каковы особенности политической социализации в современной России?

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ЛИДЕРЫ

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.97.49 (0.019 с.)