Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и генезис государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государство - основной институт политической системы, совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов. Предшественниками государства были различные формы социальной саморегуляции и самоорганизации людей – традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытнообщинного строя. Государство появилось в результате разложения родоплеменного строя под действием таких факторов, как: · развитие общественного разделения труда и выделение управленческого труда в особую отрасль; · возникновение частной собственности и необходимость в создании специфических норм, правил и структур, регулирующих имущественные отношения; · потребность в вооруженной силе с целью сохранения или приумножения территории, собственности и т. п.; · потребность общества в упорядочении брачных отношений; · социальная природа человека, проявляющаяся в стремлении к определенным формам общежития (семья, государство). Вначале возникли государства-полисы в античной Греции и Риме. Затем в Европе образовались военно-феодальные государства. Их сменили государства национальные. В истории общественной мысли сложились следующие подходы к вопросу о происхождении государства. Теократические концепции связывают появление государства с божьим установлением. Они характерны для античности и средневековья. Договорная концепция, развивавшаяся Т.Гоббсом, Дж.Локком и Ж. Руссо, выводила государство из соглашения между правителями и подданными в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Теория завоевания, созданная в XIX веке Л.Гумпловичем, объясняла возникновение государства завоеванием одних групп другими. Социально-экономическая концепция происхождения государства восходит к Платону, который видел истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом. Наиболее развитый вид эти идеи приобрели в марксизме, объяснявшем возникновение государства социальной и имущественной дифференциацией, общественным разделением труда и потребностью экономически господствующего класса обеспечить политическое господство. Государство имеет следующие отличительные признаки: · суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешних делах; · наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат); · монопольное право на принуждение и соответствующие органы для осуществления этого права (армия, полиция, службы безопасности, суд); · монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения; · монопольное право на взимание налогов и формирование общенационального бюджета. Основными атрибутами государства являются территория, население и публичная власть. Территория – это физическая, материальная основа государства, пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Население – это совокупность людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющихся его власти. Наконец, публичная власть – это органы, выполняющие функцию управления. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся: · функции защиты существующего политического строя, экономической и социальной системы, прав человека; · хозяйственно-организаторская функция, регулирование экономики; · культурно-воспитательная функция. Внешние функции – оборона страны, защита ее интересов на международной арене, участие в международном разделении труда. Эти функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением; вместе с тем они оказывают влияние на внутренние функции. Для осуществления этих функций государственный механизм включает в себя, как правило, следующие элементы: · органы законодательной власти, получающие легитимацию в результате выборов. Это парламенты, местные представительные органы власти и самоуправления; · исполнительно-распорядительные органы, которые непосредственно управляют государственными делами. Это правительство и местные органы исполнительной власти; · наконец, органы судебной власти, прокуратуры, охраны общественного порядка и безопасности, вооруженные силы. Современные государства функционируют на основе конституций, фиксирующих минимум общественного согласия, необходимый для совместной жизни граждан. Этот документ придает государству необходимую легитимность. В современном мире лишь несколько государств не имеют конституционных сводов законов – Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан, Оман. В зависимости от характера устройства и обеспечения прав человека в развитии государства выделяют два глобальных этапа – традиционный и конституционный. Традиционные государства возникали и существовали преимущественно на основе обычаев. Власть над подданными в них институционально не ограничивалась, а граждане не были равноправны. Традиционные государства – это прежде всего монархии. Для конституционного этапа в развитии государства характерны юридическая очерченность его полномочий и наличие институциональных гарантий прав человека. Наряду с этими глобальными этапами существуют и смешанные стадии, сочетающие черты традиционных и конституционных государств. Это прежде всего тоталитарная государственность. Конституционный этап связан с появлением первых конституций, явившихся результатом Великой Французской революции и войны Соединенных Штатов за независимость. Завершенность процесса формирования конституционного государства характеризуется понятием правовое государство. Идею господства права и верховенства закона в жизни общества высказывали античные мыслители Платон, Аристотель и Цицерон. «Закон должен властвовать над всем»,- утверждал Аристотель1. Теория правового государства в основных чертах сложилась в XVII-XIX веках в работах Д.Локка, Ш.Монтескье, Т.Джефферсона, И.Канта и других теоретиков либерализма. Термин «правовое государство» утвердился в трудах немецких юристов К.Т.Вельнера, Р.Молля и других. Основные положения правовой государственности впервые были заявлены в Конституции США 1787 года и Конституции Франции 1789 года. Современная модель правового государства характеризуется: · всеобщностью права, в равной мере распространяющегося на власть и гражданина; · верховенством закона; · соблюдением прав и свобод личности в соответствии со стандартами, зафиксированными во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года; · взаимной ответственностью государства и личности; · разделением властей и их взаимодействием через систему «сдержек и противовесов»; · законопослушанием граждан; · действием в обществе демократических принципов. Важнейший принцип: «Разрешено все, что не запрещено». Формирование правовой государственности стало возможным в результате вызревания гражданского общества как совокупности относительно независимых от государства институтов и отношений между гражданами, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правопорядке. Практическая реализация принципов правового государства, особенно в области социально-экономических прав и свобод, предполагает проведение активной социальной политики. Поэтому правовое государство получило название «социального государства» 1. Современное социальное государство стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования, социальную защищенность, соучастие в управлении производством, а в идеале – равенство жизненных шансов и возможностей для самореализации личности. Это достигается путем перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования и здравоохранения. Развитое государство представляет собой структуру, управляемую различными центрами влияния. Оно тем устойчивее, чем сбалансированнее в нем распределение власти. В современных условиях государство не только выражает интересы различных социальных групп, но и является относительно автономной силой. Это связано прежде всего с возрастанием его хозяйственной функции и прямым вмешательством в экономику, посредничеством в урегулировании социальных противоречий, стабилизирующей ролью в кризисные и переходные периоды. Действие названных факторов порождает особые государственные интересы, которые могут и не совпадать с притязаниями тех или иных группировок и организаций. Возможности государств в проведении независимой политики ограничивают процессы глобализации – интенсификация взаимодействия между членами мирового сообщества, прогрессирующая проницаемость межгосударственных границ, формирование единого и универсального социума и др. Часть государственных функций передается на наднациональный уровень (прежде всего транснациональным структурам, таким, как ТНК, или межгосударственным организациям – Международный Валютный Фонд, Международный Банк Реконструкции и Развития, Европейский Союз и др.). Другая часть традиционных межгосударственных полномочий передается на уровень территорий и регионов, которые также становятся субъектами политико-управленческой деятельности, обладающими определенным властным ресурсом. Однако и в условиях глобализации государство остается главным актором на национальном политическом поле. Особенно велико значение принимаемых им решений в трансформирующихся обществах, к которым принадлежит и Россия. В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций. Ведущей является превращение государств в демократические правовые. Она отражена, в частности, в конституциях западных государств и Российской Федерации. Важная тенденция – демократическое ограничение суверенитета государств, который перестает быть абсолютным, как это имело место, например, в Х1Х или даже в первой половине ХХ века, и носит относительный характер. Если раньше рекомендации мирового сообщества тому или иному государству расценивались как вмешательство в его внутренние дела, то в условиях современного взаимозависимого мира решение отдельных проблем (военных, экологических и пр.) требует определенного ограничения суверенитета. Скажем, требования одного государства к другому о недопущении выброса в атмосферу вредных веществ предприятиями или загрязнения рек промышленными стоками не могут рассматриваться как вмешательство во внутренние дела или покушение на суверенитет. В функционировании современных государств взаимодействуют этатистская и деэтатистская тенденции. Первая – этатистская тенденция проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Оно с помощью налогов, инвестиций, кредитов стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в экономике, обеспечивает социальную стабильность. Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии общественного развития. Вторая тенденция – деэтатистская – проявляется в активизации гражданского общества, усилении его контроля над государством, расширении влияния на государство политических партий и групп интересов, в децентрализации ряда государственных функций. С той или иной долей условности можно говорить о преобладании этой тенденции в демократических странах с рациональным типом политической культуры. В современных государствах действуют тенденции интеграции и дезинтеграции. Первая из них проявляется в создании экономических, политических и военных объединений, таких, например, как ЕС (Европейский Союз), АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) и др. В Европейском Союзе функционируют межгосударственные и наднациональные органы власти – Европарламент, Совет Европейского Союза (ранее Совет Министров), Еврокомиссия. Одновременно с процессами интеграции идут процессы распада государств, как это произошло с СССР, Чехословакией и Югославией. Тенденция к разделению государства на языковой основе проявляется в Канаде и Бельгии. Опыт развитых стран показал первостепенную важность оптимизации государственной власти для обеспечения конкурентоспособности в условиях глобализации. Такая оптимизация достигается путем не столько концентрации власти в центре, сколько налаживания эффективных, гармоничных отношений между центрами влияния на разных уровнях, совершенствования «обратной власти» между управляющими и управляемыми. В посттоталитарных странах еще не найдена оптимальная или относительно приемлемая модель государственного устройства, необходимая для перехода к демократической общественной системе. Об этом свидетельствуют кризисные и трагические события последних лет, происходящие прежде всего на постсоветском пространстве и в бывшей Югославии. Таким образом, опыт мирового развития убедительно показывает, что государство является важнейшим фактором функционирования, развития и реформирования общества. Наиболее велика его роль в переходном обществе, которое остро нуждается в интеграционных, стабилизационных, организационных, регулятивных, мобилизационных функциях государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.007 с.) |