Теории соц изменений : исторический материализм К. Маркса. Концепция Вебера. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории соц изменений : исторический материализм К. Маркса. Концепция Вебера.



Исторический материализм К.Маркса

Карл Генрих Маркс ( 1818— 1883) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель.

Маркс утверждал, что история универсальна и в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит в данном случае три ступени. у Маркса – это азиатская, античная, феодальная и капиталистическая формации.

К.Маркс создал специфическую систему теоретических взглядов, принципов и идеалов о буржуазном обществе XIX века, о путях его преобразования в новую общественно-экономическую формацию – коммунизм (марксизм) . Согласно этому подходу, всемирный исторический процесс принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от первого бесклассового общества – первобытнообщинного строя, через классовые – рабовладение, феодализм, капитализм, к новому – бесклассовому – коммунизму. Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется преимущественно путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития.
.

К.Маркс впервые представил общество как про­дукт исторического развития, как динамично развивающуюся струк­туру. Он обосновал возникновение социального неравенства и про­анализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса


М. Вебер выделял две разновидности идеальных типов: историческую, используемую для анализа уникальных исторических конфигураций (феодализм, христианство, конфуцианство и т.д.) и социологическую, куда он включал разработанные им типы социального действия.


М. Вебер выделял четыре основных типа социальных действий:

1) целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия;

2) ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности;

3) аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей;

4) традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями.

 

М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, которая является попыткой преодолеть ограниченность марксистской концепции экономической стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, вследствие чего она становится многомерной.
39. Факторы, влияющие на социальные изменения (физическая среда, политическая организация, культура). Капитализм и социализм. Альтернативы социализму. Социальные изменения в перспективе.

 

Основные типы факторов, могущих влиять на социальные изменения, можно объединить в три группы:

1)Физическая среда

физическое окружение нередко оказывает существенное воздействие на развитие социальной организации в человеческом обществе. Это особенно заметно в экстремальных условиях, когда существование людей определяется климатическими условиями.

2)Политическая организация

В племенах охотников и собирателей влияние этого фактора было минимальным, поскольку политической власти как особой мобилизующей сообщество силы там не существовало. В остальных типах общественного устройства наличие разнообразных политических органов — вождей, королей, правительств и т.д. — оказывало заметное воздействие на направление общественного развития.

Важнейшим фактором политического влияния на социальные перемены является военная сила. Однако связи между производственным уровнем общества и его военной силой опять-таки не являются непосредственными.

3)Культурные факторы

Религия может быть как консервативной, так и прогрессивной силой в социальной жизни. Однако, как отмечает Вебер, религиозные убеждения часто способствовали мобилизации общества для совершения перемен.

 

Капитализм -это общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности, эксплуатации наёмного труда и признающая главенство капитала.Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

Отличительные черты:

· Основу экономики составляет производство товаров и услуг, а также коммерция и другие виды законной экономической деятельности.

· Средства производства находятся в частной собственности. Прибыль на вложенный капитал также является собственностью владельцев последнего и может ими использоваться по собственному усмотрению: как для расширения производства так и для личного потребления.

· Источником жизненных благ для большинства членов общества является труд не по принуждению, а на условиях свободного найма, то есть продажа рабочей силы в форме заработной платы.

Цели:

· Расширенное воспроизводство капитала за счёт присвоения создаваемой трудом наёмных рабочих прибавочной стоимости

· Потребление и максимизация прибыли

· Экономическая эффективность

Социализм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. .

В качестве цели и идеала провозглашается установление общества в котором:

· отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;

· утверждаются социальное равенство и справедливость

Социализм отрицает:

· Институт частной собственности

· Материальную заинтересованность и экономическую свободу индивидов

Утверждает:

· Нетрудовое уравнительное перераспределение доходов

· Административное регулирование социальных и экономических процессов

Достижение целей:

· Последовательная отмена права индивидуальной частной собственности

· Устранение эксплуатации человека человеком

· Снижение отчуждения человека от результатов его труда

· Снижение дифференциации доходов

· Обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности

Альтернативы социализму

Доктрина фашизма. В работе Муссолини писал, что он разочаровался в доктринах прошлого, в том числе и в социализме, активным проводником которого он был многие годы.

В поисках своего рецепта народного счастья он высказал следующие положения:

· Фашистская концепция государства всеобъемлюща. Вне него не существуют человеческие и духовные ценности.

· Фашизм осознает причины, по которым возникли и развивались социализм и профсоюзное движение

· Фашизм абсолютно противоположен либерализму как в политике, так и в экономике.

· Фашистское государство управляет экономикой в той же мере ассоциации, функционирующие в государстве

· Автор не принимает расового определения нации, формирующей государство.

Социогуманизм – теория новой политической формации организации общества. Основные положения социогуманизма:

· Человек и его жизнь – это высшая ценность мира

· Движущей силой эволюции является кооперация, взаимодополняемость функций, компромисс. Механизмы же конкуренции, борьба за существование играют вспомогательную роль: они устраняют регресс.

Интернет-революция

Развитие современного интернет-общества формирует новую не коллективистскую, а индивидуалистическую альтернативу капитализму. Новая реальность, когда «физический капитал, необходимый для производства, то есть общедоступные персональные компьютеры и доступ к сети, распределен по всему обществу» (Й.Бенклер), предполагает формирование экономики свободного индивидуального и коллективного сетевого творчества; социальной системы без частной собственности и наемного труда, без эксплуатации и манипуляции.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.62.78 (0.006 с.)