Понятие культуры, его эволюция. Культура как системное явление. Уровни культуры. Язык и семиотика.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие культуры, его эволюция. Культура как системное явление. Уровни культуры. Язык и семиотика.



Понятие культуры, его эволюция. Культура как системное явление. Уровни культуры. Язык и семиотика.

Слово «культура» появились в латинском языке. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо.

Римский оратор, философ и государственный деятель Цицерон использовал это слово применительно к духовности, т. е. философия обладает таким воздействием на интеллект человека, которые обладает культурным качеством его совершенства.

В эпоху Средневековья чаще, чем слово культура, употреблялось слово культ (почитание). В этот период утвердился культ Бога и все остальные сферы социальной жизни подчинялись этому культу.

В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как гармоничному и возвышенному развитию человека, содержащему в себе его активное, творческое начало.

Впервые слово культура превратилось в понятие культура в ХVII веке в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа: культура стала пониматься как продукт искусственной деятельности человека. Этот смысл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохранился и по сей день.

Эпоха Нового времени изменила мировоззрение людей (великие географические открытия, технический и промышленный переворот).Очевидность определяющей роли человека и послужила основой понимания культуры как самостоятельного явления.

ХVIIIвек - эпоха Просвещения, ее главные идеологи (Вольтер, Кондорсе, Тюрго, Ж-Ж Руссо и др.) они содержание культурно-исторического процесса сводили к развитию духовности человека.

ХIХ– ХХ вв. развился деятельностный подход к определению термина культура, при котором выясняется, что человек не только созидает культуру, но и сам оказывается ее результатом и ее действительным содержанием. При таком понимании культуру можно определить как способ природно и общественно обусловленного деятельного существования человека.

 

Для понимания процессов, протекающих в культуре и обществе в целом, выделяют различные уровни культуры.

1. Первый уровень – Доминирующая (или доминантная) культура, обозначающая те ценности, традиции, взгляды, которые разделяются лишь частью общества

2. Следующий уровень – субкультура. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, то постепенно у каждой из них формируется собственная культура – собственная система ценностей и правил поведения.

Субкультура имеет в обществе свои функции и дисфункции.

Функция субкультуры: субкультура в определенной социальной группе позволяет членам группы адаптироваться вместе (например Всероссийское общество слепых);

позволяет удовлетворить специфические потребности («гей-культура» в России).

Дисфункция субкультуры: субкультура какую то группу противопоставляет обществу, что зачастую приводит к социальным конфликтам (например криминальная субкультура).

3 уровень-Контркультура – отожествление традиций, ценностей и норм

Культура-захватчик – культура, которая попав в другую культуру, начинает трансформировать ее (в России, например, можно зачастую встретить слово «shop» вместо привычного «магазин», или долларовый эквивалент цен на рынке товаров и услуг вместо рублевого и т.д.).

Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. В самом общем плане языки разделяются на естественные и искусственные.

Естественным называют язык, который возник вместе с человеком и развивался естественным путем, при отсутствии сознательного воздействия на него человека.

Искусственные языки – это знаковые системы, созданные человеком как вспомогательные средства для разных коммуникативных целей в тех областях, где применение естественного языка затруднено, невозможно или неэффективно.

Семиотика – наука об исследовании знаковых систем

Изучение знаковых систем является предметом специальной науки – семиотики, которая исследует возникновение, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию.

Знак – это материальный предмет , выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя или заместителя некоторого другого предмета, явления и используемый для передачи информации.

В семиотике различают два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (условные). Естественные знаки (знаки-признаки) содержат некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними: дым в лесу может информировать о разведенном костре

Искусственные (условные) знаки специально предназначены для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений.

4.Культура и преемственность (по работе М.Мид "культура и мир детства")

Американский антрополог Маргарет Мид обратила внимание на очень важный аспект передачи культурного наследия – отношения между поколениями.

М.Мид выделила три типа культуры: постфигуративный, кофигуративный и префигуративный.

1.Постфигуративный тип преобладает в человеческой истории. Он выглядит наиболее "естественным" и подразумевает передачу культурного опыта от старшего поколения младшему. Очевидно, что полное господство этого типа культуры возможно в тех обществах, где социальные и культурные изменения происходят медленно, и новым поколениям предстоит жить в тех же условиях, что их родителям и дедам.

2. Кофигуративный тип культуры подразумевает обучение не только у старших, но и у сверстников. Кофигурация возникает тогда, когда младшее поколение оказывается перед необходимостью приспособления к социокультурным условиям, с которыми не сталкивалось старшее поколение, и его опыт не может быть использован. Кофигурация может сопровождаться "конфликтом поколений" – столкновением ценностных и нормативных образцов, присущих разным поколениям.Опыт старых уже стереотипный.

Преемственность- связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы


Культурный лаг-культурное запаздывание происходит тогда,когда технология меняется быстро,а привычки,нормы отстают

3.Префигуративный тип культуры подразумевает передачу культурного опыта от младшего поколения старшему. Этот тип межпоколенной коммуникации возникает в современном обществе и является результатом необычайно быстрого темпа социальных изменений.

Концепция 3 возраста

Согласно этой теории, происходит тогда, когда человек начинает получать пенсию. В разных странах учитывается разный возраст. Пожилые люди в этот период наделяются негативными характеристиками.

Стереотип- одностороннее искажение представлений о предмете.

Теория активности

Теория активности («новой занятости») во главу угла она ставит положительную взаимосвязь уровня активности и удовлетворенности жизнью. Теория активности предполагает, что старые люди должны быть вовлечены в жизнь общества, это должно означать, что чем некто активнее, тем он и удовлетвореннее.

Депривация и госпитализм. «Несоциализированные» люди. Агенты социализации.

Депривация (психологическая)-отсутствие или недостаток родительской любви,заботы и внимания. Еще называют материальная.

Соц.депривация- невозможность одних групп иметь доступ благам других групп

Госпитализм- ситуация, в которой происходит отчуждение матери и ребенка

Эмпатия- способность к сочувствию соперника

 

Социализация происходит всю жизнь!

Агенты социализации - конкретные люди, которые учат человека культурным нормам и помогают усваивать социальные роли.

Сословия

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои).

Сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности каждого сословия закреплялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством.

практика частично сохранилась и в современной Англии.

Классы

Классовая система го­раздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности.

Принадлежность к классу также определяется при рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни.

1)В отличие от других видов страт, классы не зависят от законодательных или религиозных норм. Классовая принадлежность не связана с врожденным статусом, чем бы он не определялся, правом или религией. Классовые системы гораздо более подвижны в сравнении с остальными и границы между классами никогда не бывают ясно очерченными.
2) Формальных ограничений на браки между представителями разных класс не существует. Классовая принадлежность достигается индивидом, а не просто дается при рождении. Поэтому соц. мобильность в рамках структуры, гораздо более шире.

3) Классы связаны прежде всего с различиями в экономическом положении людей с неравенством во владении материальными ресурсами и контроля над ними. В то время как в других системах стратификации, первостепенную роль играют неэкономические факторы.

4)В доклассовых системах стратификации неравенство проявляется в первую очередь в личной зависимости одних индивидов от других, в различии прав и обязанностей(между крестьянином и помещиком).

Социальные классы - большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые существенно влияют на типы их стиля жизни.

Принято выделять 4 основных класса в современных обществах:
1) Высший класс 1-3% всего населения. Люди, которые владеют или контролируют основные виды ресурсов(экономические, финансовые, политические и социальные)
2) Средний класс, который неоднороден и делится на 2 уровня - высший средний класс 10-15% всего населения(владеющие или контролирующие некоторыми видами ресурсами - топ-менеджеры, бизнесемены, ученые, политики), нижний средний класс 20-25% всего населения (владеют, но не контролируют один из видов ресурсов) наемные менеджеры, мастера.
3)Рабочий класс 40% люди специалисты и полуспециалисты(учителя, врачи, юристы)
4)Нижний класс 10-15% населения. Люди, потерявшие статус, БОМЖи, неустойчивой проф. занятостью, инвалиды.

 

Социальные лифты

1. Школа (образование). Школа не только дает первичное образование, но и производит первичную селекцию (отбор).

2. Семья. От воспитания, знаний и умений, полученных в семье, от

связей, которые имеет семья, многое зависит в судьбе человека.

3. Профессиональные организации.

4. Политические партии. Политические партии являются важным каналом вертикальной мобильности.

5. Армия. Специфическим каналом социальной мобильности является армия. В Новое время всем известен пример Наполеона.

Дисциплина

Надзор играет важную роль в современных организациях по причине его сильной связи с дисциплиной — координированным регулированием поведения людей.

Дисциплина поддерживается как физическими условиями в организациях, так и строгой очередностью действий, обеспечиваемой подробными расписаниями.

Нормы правила

2) нормы ожидания.

Нормы ожидания - это нормы морали, в отличие от нормы права, которые менее важны. Формальные и неформальные нормы.

Формальныенаправлены на выполнение индивидами норм правил, за нарушение самых строгих, важных применяются строгие санкции. За нарушение менее важных, менее жесткие санкции.

Неформальные санкции появляются когда индивиды нарушают нормы ожидания. Существуют санкции не только негативные, но и позитивные, которые точно таким же образом направлены на поддержку существующих норм. Самая значимая позитивная санкция - государственная санкция.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

 

Основные теории девиантности. Почему существуют отклонения. В истории соц. наук существовало несколько этапов, в рамках которых формировались эти теории или объяснения:

1. Биологические (Ч. Ломброзо, У. Шелдон, У. Прайс)

2. Психологические (З. Фрейд)

Биологические. В конце XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзообнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Он утверждал, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Ломброзо выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик. Ему принадлежит теория так называемого «прирожденного преступника», согласно которой преступниками не становятся, а рождаются. Ученый разработал систему физических признаков и психических черт этого типа, которые, по его мнению, характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. Основными признаками такой личности ученый считал сплющенный нос, низкий лоб, большие челюсти, взгляд исподлобья, глубоко посаженые глаза, массивная челюсть.

Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела.У людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт.

Эндоморфу(человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям.

Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. наиболее склонны к девиации

И наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью

На основе изучения поведения пациентов мужского пола в специализированной психиатрической больнице в Шотландии Прайс и его коллеги установили, что наличие дополнительной хромосомы типа Y было свойственно мужчинам выше среднего роста, которые оказались тяжелыми психопатами. ( У. Прайс с коллегами объясняли причины девиантного поведения в аномалиях хромосом)

Фрейд ввел понятие - "преступники с чувством вины" - речь идет о людях, которые желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего "влечения к разрушению", они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение.

23 билет. Социологические теории преступления и девиации (дифференцированная ассоциация, теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона)

Эмиль Дюркгейм. Первый ученый, который ввел понятие аномия (безнормность). В определенные периоды соц. развития наступает крушение прежних норм - революция. Новые нормы не утвердились, старые отвергаются.

Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из причин самоубийства явление, названное аномией .Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей.Нормы управляют их поведением, они знают, чего следует ожидать от других и что ждут от них,основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной.

Термин "социальная дезорганизация" обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

Просто читай:Это может быть, например, результатом смешения религиозных, этнических и расовых групп, имеющих различные верования, проявляющих верность различным идеалам, в частности, по-разному относящихся к азартным играм, употреблению спиртных напитков и другим типам поведения.

Роберт К. Мертон (1938) внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, спекуляции на скачках или торговле наркотиками.

Эгоистическое,

Альтруистическое,

Аномическое.

1) Эгоистическое С. рассматривается посредством корреляции между показателями С. и социальными рамками - интеграторами, в частности религией и семьей, причем последняя рассматривается в двух аспектах: брак и дети. Попытки С. варьируются в зависимости: 1) от возраста, т.е., как правило, растут вместе с ним; 2) от пола: у мужчин показатель выше, чем у женщин; 3) от религии: у протестантов чаще, чем у католиков; 4) от семейного положения: для замужних женщин, не имеющих детей, характерно возрастание числа С.

2) Альтруистическое С. - акт, совершаемый вследствие бескорыстной готовности жертвовать собой для других или ради возвышенной идеи, служения долгу. Здесь С. происходит не от избытка индивидуализма, а наоборот, вследствие полного растворения индивида в группе. В современном обществе: командир корабля, не желая пережить его гибель, из альтруизма кончает жизнь С

3) Аномическое С. - специфический тип добровольного ухода из жизни, приобретающий широкое распространение в те периоды развития общества, когда происходит массовое нарушение наиболее значимых для общества и индивида норм, правил поведения

 

Наркомания - это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

. Мотивы наркомании и токсикомании:

1) Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;

2) Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;

3) Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;

4) Достижение чувства полного расслабления;

5) Уход от чего-то гнетущего.

 

 

С социальной позиции алкоголизм — это форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением человека к спиртному и последующей деградацией личности

 

 

На формирование алкоголизма влияет множество факторов, среди которых главные — наследственность, индивидуальные качества личности и воздействие окружающей среды.

 

 

Просто прочитай медленно:

Последствия же алкоголя с точки зрения наносимого им вреда подрастающему поколению можно разделить на четыре группы:

 

• социально-экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т. д.);

 

• социально-психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально-положительных связей, духовное и нравственное разрушение личности, ухудшение нравственно-психологического климата микросреды и т. д.);

 

• криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других людей, создание благоприятных условий для криминализации и т. д.);

 

• физические (наносится вред здоровью не только людей, злоупотребляющих алкоголем, но и будущих поколений).

 

Урбанистическая экология

Ученый Роберт Парк считал, что городская среда, равно как и природная, сама производит естественный отбор среди членов общества, и держит себя в равновесии.

По мнению сторонников экологической концепции, особенности размещения, передвижения и повторного размещения на новом месте в городской среде аналогичны природным. Различные городские районы развиваются путем адаптации населяющих их жителей, борющихся за средства существования. Город может быть представлен как совокупность районов, отличающихся друг от друга своими социальными характеристиками. Население группируется вокруг этих промышленных зон, которые принимают все более и более разнообразные формы по мере роста численности городского населения В центре начинают доминировать бизнес и индустрия развлечений, а наиболее состоятельные жители перемещаются во вновь формируемые пригороды. Районы, расположенные в стороне от дорог, развиваются медленнее.

Урбанизм как образ жизни

Урбанизм рассматривается как образ жизни и форму социального существования. Исследователь Луис Уэрт отмечал широкое поле формальных социальных контактов горожанина. Последствиями этого является увеличение «темпа жизни» и преимущество конкуренции над сотрудничеством

Тезис Уэрта об урбанизме как образе жизни не столько связан с внутренней дифференциацией городов, сколько с тем, что урбанизм есть форма социального существования. Город — уже не только место проживания и работы современного человека, но и центр, откуда берет начало и управляется экономическая, политическая и культурная жизнь, центр, вовлекающий в свою орбиту в глобальном масштабе самые удаленные сообщества и соединяющий различные территории, народы и области деятельности в упорядоченную систему.

В более поздних теориях урбанизм рассматривали неотрывно от политики и экономики. Дэвид Харви основной причиной урбанизма называл промышленный капитализм, а одной из характеристик — реорганизацию пространства. Мануэль Кастеллс также акцентировал внимание на пространственных изменениях, которые определяют социальные связи.

Функционализм

Теория конфликта.

Функционализм - любую часть соц. института можно понять исходя из его функций. В недавнем прошлом можно выделить основныефункции семьи: 1)экономическая. Семья - производственная единица, материальных благ. 2)Репродуктивная.

2)Воспитательная функция семьи — это осуществление первичной социализации ребенка и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости.

3)Рекреативная функция включает в себя оказание физической, материальной, моральной и психологической взаимопомощи, укрепление здоровья друг друга, организацию досуга членов семьи.

4)Коммуникативная функция удовлетворяет потребность членов семьи в общении и взаимопонимании.

5)Регулятивная функция включает в себя систему регулирования отношений между членами семьи, в том числе первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета. Когда функции уходят из семьи, она видоизменяется. В ближайшем будущем семья как институт исчезнет.

Новые формы семьи и брака:серийная моногамия - циклы браков и разводов, когда брак перестал быть одним и на всю жизнь. В РФ в течении первых 5 лет жизни распадается каждый 2ой брак.

Приемная семья - один из родителей не является биологическим. Появилось понятие пробный брак в законодательстве ряда государств.

Пробный брак - институт, когда молодые люди пробуют жить друг с другом и расходятся, если понимают, что не подходят друг к другу. Как правило не более 3 попыток.

Альтернативы браку и семье

Самой серьезной проблемой, которая выступает как угроза современной семье, является распространение одиночного домохозяйства. В российской статистике составляет 20%.

Сожительство - проживание вместе людей, имеющих сексуальные отношения, но не состоящих в браке - получило чрезвычайно широкое распространение в большинстве западных обществ.

Гомосексуальные семьи. Многие мужчины и женщины, будучи гомосексуалистами, имеют стабильные отношения. Некоторые гомосексуальные пары "женаты" в формальном смысле, хотя такие церемонии законом не предусматриваются

Теория конфликта (Маркс). С точки зрения теории конфликта, семья и брак - это микрокосм, котором отражены противоречия современного общества. Семья - это отношение неравенства, выражено патриархальные. Отношения внутри семья - отношение борьбы, не надо идеализировать семью.

Семья - это поле боя. Происходит вторичное перераспределение благ. Поскольку стереотипы состоят в том, что мужчина - кормилец, что тогда отдаст женщина мужчине. Происходит обмен внутри семьи. Интересные разработки этой тематики представлены в работах представителей феминизма.

 

Этапы развода.

Распад супружеских отношений, включает в себя семь стадий, которые могут длится до трёх лет:

1. Эмоциональный развод обусловлен разрушением иллюзий супружеской жизни, чувством неудовлетворённости, отчуждением супругов, страхом и отчаянием, попытками контролировать партнёра, спорами, стремлением избежать проблем.

2. Время размышлений и отчаяния перед разводом сопровождается болью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. Предпринимаются попытки вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи.

3. Юридический развод – оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и участием большого количества лиц в семейных отношениях партнёров. Отношения разводящихся супругов могут включать в себя конфликты, угрозы либо стремления к переговорам.

4. Экономический развод связан с прекращением совместного ведения хозяйства и разделением семейного бюджета (если до этого он был общим).

5. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку связано с переговорами родителей по вопросу дальнейших взаимоотношений с детьми и распределение зон ответственности. Основными задачами данного этапа являются создание новых отношений между родителем и ребёнком, а также обретения чувства собственного достоинства и независимости.

6. Время самоисцеления и возврата к равновесию после развода. Основная проблема этого периода – одиночество и наличие амбивалентных чувств: нерешительности, оптимизма, сожаления, печали, любопытства, возбуждения, радости, грусти и пр.

7. Психологический развод. На эмоциональном уровне – это принятие факта распада отношений. На когнитивно — поведенческом уровне – готовность к действиям, уверенность в своих силах, ощущение самоценности,поиск новых объектов для любви и готовность к построению новых отношений.

Стадии развода:

1. Стадия отрицания. Первоначально реальность происходящего отрицается.

2. Стадия озлобленности. На этой стадии возникает чувство злости по отношению к партнёру.

3. Стадия переговоров. Здесь предпринимаются попытки восстановить брак.

4. Стадия депрессии. Когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов, наступает угнетённое настроение. Человек чувствует себя неудачником, его самооценка, доверие к людям падают.

5. Стадия принятия. Эта стадия связана с принятием факта развода и адаптацией к изменившимся условиям жизни.

Альтернативы социализму

Доктрина фашизма. В работе Муссолини писал, что он разочаровался в доктринах прошлого, в том числе и в социализме, активным проводником которого он был многие годы.

В поисках своего рецепта народного счастья он высказал следующие положения:

· Фашистская концепция государства всеобъемлюща. Вне него не существуют человеческие и духовные ценности.

· Фашизм осознает причины, по которым возникли и развивались социализм и профсоюзное движение

· Фашизм абсолютно противоположен либерализму как в политике, так и в экономике.

· Фашистское государство управляет экономикой в той же мере ассоциации, функционирующие в государстве

· Автор не принимает расового определения нации, формирующей государство.

Социогуманизм – теория новой политической формации организации общества. Основные положения социогуманизма:

· Человек и его жизнь – это высшая ценность мира

· Движущей силой эволюции является кооперация, взаимодополняемость функций, компромисс. Механизмы же конкуренции, борьба за существование играют вспомогательную роль: они устраняют регресс.

Интернет-революция

Развитие современного интернет-общества формирует новую не коллективистскую, а индивидуалистическую альтернативу капитализму. Новая реальность, когда «физический капитал, необходимый для производства, то есть общедоступные персональные компьютеры и доступ к сети, распределен по всему обществу» (Й.Бенклер), предполагает формирование экономики свободного индивидуального и коллективного сетевого творчества; социальной системы без частной собственности и наемного труда, без эксплуатации и манипуляции.

Полевая работа

Просто читай:Примером полевой работы является знаменитое исследование Ирвинга Гоффмана, посвященное изучению поведения людей в сумасшедшем доме. Гоффман провел несколько месяцев в клинике для душевнобольных, работая помощником санитара. Один или два человека из персонала знали, что он социолог, но больным это не было известно. Поэтому Гоффман мог легко и непринужденно общаться с ними, и контактировал даже с тяжелыми больными, содержавшимися в закрытых палатах. Таким образом, у него была возможность составить детальную картину жизни этой организации, а также наклонностей и взглядов тех, кто в ней жил и работал.

Просто читай:Требования к полевой работе

Он должен добиться доверия и сотрудничества с группой и поддерживать их в течение некоторого времени, если рассчитывает получить серьезные результаты. Возможно, это будет связано с жизнью в условиях, чрезвычайно отличающихся от тех, в которых живем мы, и даже с трудом переносимых, особенно в тех случаях, когда речь идет об изучении культур.

Понятие культуры, его эволюция. Культура как системное явление. Уровни культуры. Язык и семиотика.

Слово «культура» появились в латинском языке. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо.

Римский оратор, философ и государственный деятель Цицерон использовал это слово применительно к духовности, т. е. философия обладает таким воздействием на интеллект человека, которые обладает культурным качеством его совершенства.

В эпоху Средневековья чаще, чем слово культура, употреблялось слово культ (почитание). В этот период утвердился культ Бога и все остальные сферы социальной жизни подчинялись этому культу.

В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как гармоничному и возвышенному развитию человека, содержащему в себе его активное, творческое начало.

Впервые слово культура превратилось в понятие культура в ХVII веке в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа: культура стала пониматься как продукт искусственной деятельности человека. Этот смысл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком сохранился и по сей день.

Эпоха Нового времени изменила мировоззрение людей (великие географические открытия, технический и промышленный переворот).Очевидность определяющей роли человека и послужила основой понимания культуры как самостоятельного явления.

ХVIIIвек - эпоха Просвещения, ее главные идеологи (Вольтер, Кондорсе, Тюрго, Ж-Ж Руссо и др.) они содержание культурно-исторического процесса сводили к развитию духовности человека.

ХIХ– ХХ вв. развился деятельностный подход к определению термина культура, при котором выясняется, что человек не только созидает культуру, но и сам оказывается ее результатом и ее действительным содержанием. При таком понимании культуру можно определить как способ природно и общественно обусловленного деятельного существования человека.

 

Для понимания процессов, протекающих в культуре и обществе в целом, выделяют различные уровни культуры.

1. Первый уровень – Доминирующая (или доминантная) культура, обозначающая те ценности, традиции, взгляды, которые разделяются лишь частью общества

2. Следующий уровень – субкультура. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, то постепенно у каждой из них формируется собственная культура – собственная система ценностей и правил поведения.

Субкультура имеет в обществе свои функции и дисфункции.

Функция субкультуры: субкультура в определенной социальной группе позволяет членам группы адаптироваться вместе (например Всероссийское общество слепых);

позволяет удовлетворить специфические потребности («гей-культура» в России).

Дисфункция субкультуры: субкультура какую то группу противопоставляет обществу, что зачастую приводит к социальным конфликтам (например криминальная субкультура).

3 уровень-Контркультура – отожествление традиций, ценностей и норм

Культура-захватчик – культура, которая попав в другую культуру, начинает трансформировать ее (в России, например, можно зачастую встретить слово «shop» вместо привычного «магазин», или долларовый эквивалент цен на рынке товаров и услуг вместо рублевого и т.д.).

Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. В самом общем плане языки разделяются на естественные и искусственные.

Естественным называют язык, который возник вместе с человеком и развивался естественным путем, при отсутствии сознательного воздействия на него человека.

Искусственные языки – это знаковые системы, созданные человеком как вспомогательные средства для разных коммуникативных целей в тех областях, где применение естественного языка затруднено, невозможно или неэффективно.

Семиотика – наука об исследовании знаковых систем

Изучение знаковых систем является предметом специальной науки – семиотики, которая исследует возникновение, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию.

Знак – это материальный предмет , выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя или заместителя некоторого другого предмета, явления и используемый для передачи информации.

В семиотике различают два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (условные). Естественные знаки (знаки-признаки) содержат некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними: дым в лесу может информировать о разведенном костре

Искусственные (условные) знаки специально предназначены для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений.

4.Культура и преемственность (по работе М.Мид "культура и мир детства")

Американский антрополог Маргарет Мид обратила внимание на очень важный аспект передачи культурного наследия – отношения между поколениями.

М.Мид выделила три типа культуры: постфигуративный, кофигуративный и префигуративный.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.043 с.)