Старость,как социальная проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старость,как социальная проблема



Последствия старения населения будут носить многоплановый характер и отразятся на всех процессах, связанных с социальным развитием общества.

Можно выделить группы проблем, которые влечет за собой старение современного общества.

Во-первых, это демографические и макроэкономичес­кие последствия, которые затронут такие характеристи­ки, как:

- показатель рождаемости

- продолжительность жизни

- распределение материальных ресурсов между пред­ставителями различных поколений

- уровень производительности труда.

Во-вторых, будет затронута сфера социальных отно­шений, произойдут существенные изменения:

- в структуре семейно-родственных отношений;

- в системе поддержки друг друга разных поколений;

- в характере выбора будущей профессии;

В-третьих, изменение демографической структуры отразится на рынке труда, и в частности:

- изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;

- возникнет необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;

- изменятся пропорции занятости среди женщин и муж­чин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;

- повысятся возрастные границы выхода на пенсию.

Теории старения
1.Теория освобождения

Согласно ей, старение есть неизбежное отдаление человека от общества, сопровождающееся снижением взаимодействия и потерей социальных связей с другими, утратой социальных ролей. В трудовой сфере пожилой человек дает дорогу молодым, во всех областях жизнедеятельности он освобождается от привычного давления со стороны общества и окружения (от своих обязанностей). Согласно данной теории, это позволяет ушедшему на пенсию почувствовать себя «свободным», отдохнуть. Тем не менее, постепенное разрушение социальных связей означает подготовку к последующему акту - смерти. (Арнольд Роуз)

Концепция 3 возраста

Согласно этой теории, происходит тогда, когда человек начинает получать пенсию. В разных странах учитывается разный возраст. Пожилые люди в этот период наделяются негативными характеристиками.

Стереотип- одностороннее искажение представлений о предмете.

Теория активности

Теория активности («новой занятости») во главу угла она ставит положительную взаимосвязь уровня активности и удовлетворенности жизнью. Теория активности предполагает, что старые люди должны быть вовлечены в жизнь общества, это должно означать, что чем некто активнее, тем он и удовлетвореннее.

Особенности социализации пожилых.

В научном мире отнюдь не все ученые признают феномен социализации лиц старшего возраста. В отличие от них старшее поколение, прошедшее первичную и вторичную трудовую социализацию, являющееся хранителем культурно-духовных ценностей и традиций, исторически как бы предназначено для осмысления и передачи своего жизненного опыта молодым. В обществе складывается стереотип старшего поколения, не способного в полную силу участвовать в трудовой деятельности, активно вступать в общественные отношения с другими социальными слоями общества и его социальными институтами и влиять на ход развития общественных процессов.

В этой связи некоторые ученые (А. В. Петровский), занимающиеся проблемой социализации личности, изучая временные ее периоды и качественные признаки ее разных этапов, не рассматривают процесс социализации лиц старшего возраста.


Возрастная норма — количественные среднестатистические параметры, характеризующие морфофизиологические особенности организма.

Депривация и госпитализм. «Несоциализированные» люди. Агенты социализации.

Депривация (психологическая)-отсутствие или недостаток родительской любви,заботы и внимания. Еще называют материальная.

Соц.депривация - невозможность одних групп иметь доступ благам других групп

Госпитализм - ситуация, в которой происходит отчуждение матери и ребенка

Эмпатия - способность к сочувствию соперника

 

Социализация происходит всю жизнь!

Агенты социализации - конкретные люди, которые учат человека культурным нормам и помогают усваивать социальные роли.

Агенты первичной социализации

Происходит в раннем детстве до формы базовых начал. Это семья, сверстники, система образований, система массовой коммуникации. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе

Агенты вторичной социализации

Происходит во взрослом возрасте. Осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов. Контакты с этими агентами являются короткими, а их влияние, как правило слабее чем у агентов первичной социализации

«Несоциализированные» люди К.Линней

Формирование личности заложено только потенциально,вторая развивается только в социальном взаимодействии

 

Проблема социального неравенства в социологии. Э. Дюркгейм о природе социального неравенства. Социальное неравенство и политика.

Социально неравенство –различие возможностей доступа индивида к основным благам к числу которых относится богатство власть и престиж.

Для измерения неравенства используют 2 показателя – богатство (запас активов) и доход (поток денежных поступлений в ед.времени)

Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства — сравнение размеров самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. П. Сорокин сравнивал таким образом различные страны и различные исторические эпохи.

Проблема социального неравенства – следствие социальной и экономичной неоднородности труда, которая является причиной приобретения власти, престижа и собственности одними людьми и отсутствие указанных категорий у представителей других общественных групп.

Одно из самых первых объяснений неравенства было предложено Дюркгеймом. В работе «о разделении общественного труда» Д.сделал вывод, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. В одном обществе ценится достижения религиозного спасения. Другое общество может считать социально ценностью материальное богатство. Все функции общества – закон, религия, семья могут образовать иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся. На основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия социальных слоев, выполняющих эти социальные функции.

Второй аспект теории Дюркгейм состоит в утверждении, что люди в разной мере талантливы – некоторые из низ больше одарены, чем другие. При обучении эти различия усиливаются. Дюркгейм считал, что в процветающем обществе ве самые талантливые должны выполнять наиболее важные функции. Для привлечения лучших и одаренных об-во должно способствовать соц вознаграждению их заслуг. Он считал, что неравенство помогает обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности должны выполнять наиболее умелые.

Социальное неравенство полезно для общества, так как система социальной стратификации способствует заполнению всех статусов, которые образуют данную социальную структуру.

Социальное неравенство видна и в политике. Оно обретает политическое измерение, выражающееся в разной степени участия граждан в решении общих дел и в использовании властных ресурсов государства. Те, кто находятся на вершине пирамиды и обладают богатством, стремятся прибрать к рукам и политику, использовать рычаги власти для закрепления своего доминирующего положения в государстве. Те же, кто «на дне» испытывают тяготы нищеты и бедности, выпадают из зоны активного участия в политическом процессе, оказываются в угнетенном положении.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.007 с.)